Открытый урок по литературному чтению по теме С.Есенина "Лебёдушка"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Ефимова Екатерина Николаевна

Урок литературное чтение 4 «Б» класс, МОУ сош№1. Г.Боровск.

Учитель:  Ефимова Екатерина Николаевна. 23апреля 2021год.

УМК Школа России. Тип книги: Учебник. Часть 2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Издательство: Просвещение 2018.

Тема: Стихотворение С. А Есенина «Лебёдушка

Данный урок имеет чётко сформулированные учебно-познавательные задачи, для решения которых необходимо привлечение  знаний из других предметов. Он должен обеспечить высокую активность работы обучающихся и повысить интерес в применении знаний из других областей.

Цель данного урока – раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебедушка» С.А.Есенина.

В процессе реализации поставленной цели закрепляются полученные ранее знания, усваиваются новые. 

На разных этапах урока эффективно применялись следующие методы (по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе):

- объяснительно-иллюстративный (устный опрос, слово учителя);

- частично-поисковый (перенос теоретических знаний на практику).

Для достижения поставленной цели урока использовались различные формы организации деятельности с обучающимися: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.

Содержание учебного материала подбиралось с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей обучающихся класса.

В ходе урока идет формирование общеучебных (надпредметных) умений:

-учебно-организационных (организация учебного места, осуществление контроля и самоконтроля);

-учебно-интеллектуальные (умение сравнивать, обобщать, выделять главное);

 -учебно-информационные (работа с книгой);

 -учебно-коммуникативные (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы).

В данном уроке очень важен и воспитательный аспект. Реализация воспитательной цели прослеживается в ходе всего урока. Параллельно с основной темой урока была тема добра и зла. Учащиеся сопереживали героям произведения. Главной задачей учителя было вызвать эмоциональное восприятие произведения.

Для создания эмоционального настроя даётся прослушивание музыкального произведения. Я считаю, что данный урок имеет высоконравственную направленность. Урок был проведён на современном уровне с использованием новых технологий (презентации), что придало уроку яркость, у детей вызвало интерес, массу впечатлений.

Домашнее задание было дано творческое, разного уровня сложности.

Все этапы урока были мною продуманы, цели и задачи достигнуты.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Есенин "Лебёдушка"63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:

«Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

                Оборудование урока:

1) Презентация «Краткая биография С. Есенина»;

2) - музыкальный фрагмент произведения «Клен ты мой опавший», Музыкальная постановка (Matrix Rob D.), аудиозапись стихотворения «Лебедушка».

Ход урока

Слайд 2.

  1. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2. Эмоциональный настрой (обнимите себя крепко обеими руками)

  1. Постановка учебной задачи.

Слайд 4.

(звучит музыка «Клен ты мой опавший..»)

Музыка, которую вы сейчас слышите, написана специально на стихи одного из великих русских поэтов. Как думаете, кто этот поэт?

Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Александровича Есенина.

Тема урока : С. А. Есенин «Лебёдушка».

4. Рассказ о Есенине   (Презентация «Биография С.Есенина»)

Слайд 5 .

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Слайд 6.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Слайд 7, 8.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе.

Слайд 9, 10.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. В 21 год вышла первая книга его стихов.

Слайд 11, 12.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

У.:  Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств.

5.  Подготовка к восприятию стихотворения.

Слайд 13.

 -  Ребята, разгадайте ребус. (лебедь).

А какого рода слово лебедь? (Мужского рода)

«Лебёдушка» Какой суффикс в этом слове? Какое значение он придает словам? (Суффикс –ушк-, придает уменьшительно-ласкательное значение).

Слайд 14.

Прочитайте название стихотворения.

По названию произведения можно предположить как автор относится к этой птице? (Нежно, ласково, с любовью и теплотой относится автор к Лебёдушке).

-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Научиться читать выразительно это стихотворение, находить в нем красивые слова).

Слайд 15.

Что интересного вы знаете о лебеде?

Слайд 16.

Интересные факты про лебедей:

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

Лебеди – представители отряда гусеобразных. Это птицы долгоживущие, сообразительные. Эта птица прекрасно выглядит из-за того, что его тело покрыто очень густым оперением. Лебеди являются чемпионами по количеству перьев, покрывающих их тело. Всего у них насчитывают 25 тыс. отдельных перышек, образующих шикарное, густое оперение. При линьке птицы теряют там много перьев, что какое-то время даже не могут летать.

Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, что позволяет птицам отлично переносить холод. Но данное свойство стало причиной их массового истребления в средневековые времена.

На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая.

Лебеди летят, образуя клин, который возглавляет наиболее сильная особь.

Слайд 17.

6. Восприятие стихотворения.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче увидеть историю, написанную Есениным.

- Какие чувства  вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали, чувство потери самого дорогого, чистого, доброго).

- Кто главные герои стихотворения?  

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

Что напоминает вам это стихотворение? (Стихотворение протяжное, напевное, словно русская песня).

7. Словарная работа.

Слайд 18, 19.

А вот на доске написаны трудные, новые для вас слова. Прочитаем их сначала по слогам, затем целиком.

Словарная работа.

ватага - шумная толпа, сборище;
заводь - небольшой залив в реке;
затон - вдавшийся в берег речной залив;

дозорила – стерегла, охраняла;

-хоронились – прятались;

не чуяла – не чувствовала;

доблестный – храбрый, отважный;

пряный – имеющий острый вкус и резкий запах;

колыхалось – качалось;

  • покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

  • тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;
  • молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
  • трава шелковая – нежная;
  • тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
  • росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
  • цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (для описания природы.)

 

Слайд 20.

8. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строчки).

Слайд 21.

9. Физминутка.

Слайд 22.

10. Исследовательская работа.

Давайте проведем небольшую исследовательскую работу и узнаем о происхождении слов «лебедь» и «орёл».

Этимология слова «Лебедь»

Древнерусское – лебедь.

Слово известно с XI в. в значении «белый».

Этимология слова «Орёл»

Слово «орёл» родственно греческому «орнис» — «птица», литовскому «erelis» — «орел».

Исходно орел — «большая птица» .

Слайд 23.

Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты.

Найдите и прочитайте олицетворения: Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

Найдите и прочитайте сравнения :

Лебедушка – словно зоренька

Росинки – словно жемчуг

Цветы – гости

Орел –точка черная

Орел – стрела

Перья летели словно брызги

Найдите и зачитайте эпитеты:

Покрывала златотканые,

озеро серебряное,

белоснежная лебёдушка,

колечки изумрудные

Как автор показывает, что лебедушка была хорошей матерью?

У. Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так самоотверженно оберегает своих детей.

 

Какое чувство раскрылось в поступке лебедушки? Чувство любви, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор ввиду в своем стихотворении? (Образ мамы)

Что хочет сказать нам автор? (Иногда приходится жертвовать собою, своими интересами, ради тех, кого мы любим. Дети – это продолжение жизни. Жизнь не должна обрываться. Смысл жизни – это оставить после себя жизнь.)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

Давайте постараемся вспомнить пословицы о маме. (Дети рассказывают пословицы).

Птица рада весне, а младенец матери.

При солнышке тепло, при матери добро.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мамина молитва со дна моря вынимает.

Как вы относитесь к Лебедушке? Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

11. Музыкальная постановка.

Посмотрим музыкальную постановку. (Дети танцуют).

12. Работа в парах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем парами.

- Для каждой пары я приготовила задание. Вам надо соединить слова, которые лежат у вас на партах в столбики.

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

13. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

14. Рефлексия. Слайд 24.

На слайде.

Оцени свои действия на уроке.

Какое высказывание тебе ближе?

15. Итог урока.

- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке. (Хочу оценить вашу работу на уроке и сказать спасибо).

16. Домашнее задание.

1. Стр. 120 – 125 (читать выразительно, без ошибок).

2. Продумать мелодию, чтобы пропеть несколько столбиков.

3. Подобрать несколько коротких рассказов о любви к матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Открытый урок по литературному чтения по теме: В. А.Осеева «Сыновья» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: В. А.Осеева «Сыновья»2 класс...

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему;Н.А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".

В материале представлен конспект открытого урока по литературному чтению...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Открытый урок по литературному чтению по теме "Обобщение по разделу "Страна детства". 4 класс

Урок составлен в игровой форме. Ученики закрепляют знания по прочитанным  в разделе "Страна детства" произведениям. Выполняют творческие задания....

Открытый урок по литературному чтению на тему "У Лукоморья дуб зелёный..."

Показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительном...