«Метод глобального чтения (единица чтения-слово»)»
материал по чтению (1 класс)

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком словасловосочетания, короткие предложения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_globalnogo_chteniya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

городского округа Королев Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Метод глобального чтения

(единица чтения — слово)

Составил учитель высшей категории: Мамаева Е.В.

2020 г.

«Метод глобального чтения (единица чтения - слово)»

Авторами метода "Глобальное чтение" можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки.

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком словасловосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. " в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция.

В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербальной- фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит "с другого конца", в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребёнка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определённое количество речевой информации, он начинает её анализировать. По таким же естественным принципам и законам идёт и обучением в глобальном методе письменному языку - чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Сильной стороной детей с "особенностями развития" является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально)- это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимание, дети с синдромом Дауна и аутизмом с лёгкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет разбивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы "Читаем с пелёнок". Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.

Суть обучения состоит в том, что ребёнку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами?

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга - правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Естественно, мозг работает, как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария - конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирования за счёт этого целостного и многозначного контекста.

У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет - функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста); неустойчивость внимания - запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки "левшества". Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, то есть целиком (глобально) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определенную систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и говорящими воспитанниками.

     В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых детей, но и здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно и является целью чтения вообще. Мы читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять "о чём тут написано?" До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов) целиком, а не собираем его по частям.

Начинаете показывать в первый день- одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15 слов, останавливаетесь. Одно занятие длиться 15 секунд! Затем, самое старое слово убираете, одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.

И так все карточки - показала и произнесла (можно карточки на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т. е. не (молоко, а (малако). После всего этого 15-ти секундного действия  обязательно похвалить ребенка.

Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений, активизируем работу мозга.

Необходимо помнить, что каждый ребенок-это индивидуальность! Наша задача не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть в карточки Домана. Именно играть, а не настаивать на запоминании и обучении.

Тема моего выступления « Глобальное чтение». Вы все знакомы с методом глобального чтения американского нейрофизиолога Глена Домана. Подробно не буду рассказывать об этом методе ( если интересно, можете ознакомиться, прочитав эту статью). Суть обучения состоит в том, что ребёнку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Но каждый ребенок особенный, и не всегда получается обучать его, беря за основу только один определенный метод. Дети у нас особенные и подход к ним нужен тоже особенный.

Так получилось и у меня. Первым, с кем я работала, беря за основу метод Домана, был Кожемяко Алексей. В 17 лет ,уже юноша, не умел читать, знал только несколько букв и то их путал. Начали с того, что показывалась картинка на определенную букву, шла загадка, открывалась буква, потом эту букву ребенок искал в заданиях. В результате, через месяц Алексей знал все буквы, а к концу учебного года стал читать не только в книге, но и вывески на магазинах, стал писать смс.

Затем с Максимом решили попробовать метод глобального чтения, и опять опора шла на картинку, загадку, сочиняли стих про букву, находили ассоциации с этой буквой, выполняли задания с буквой( показать тетради Макса).В итоге, сравнительно быстро ребенок выучил весь алфавит, и мы стали потихоньку читать слоги. У Максима склонность собирать пазлы, этим я и воспользовалась. Стала давать пазлы со словами. Мы собирали картинку и читали слова, причем цветные картинки пока не шли( показать альбом).И как итог, Максим стал читать слова. А кульминацией стало то, что когда мы подписывали открытку маме (Макс правда обводил слова и попутно читал их), он последнее предложение четко прочитал: Твой сын Максим.

Метод глобального чтения я стала применять и в своем классе. В результате Третьяков Алексей, и Свирин Денис читают, Никольский Захар знает все изучаемые буквы.

Слова словами, но лучше все это посмотреть. Показ фильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)

В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми....

Метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку.

Доклад на тему метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Чтение слов и предложений на Ща-Щу»

Эскиз оформления тетради:02 февраляКлассная работаПравило: «ча-ща пиши с буквой, ачу-щу пиши с буквой у» Ф.И.О.  Вахеркина Маргарита ГригорьевнаПредмет: Литературное чтениеКласс:...

«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...

«Метод глобального чтения в работе с детьми РАС и с другими ментальными нарушениями»

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную инфо...