Конспект по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Скрыпникова Марина Викторовна

"С.А.Есенин "Береза""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx78.84 КБ

Предварительный просмотр:

                План – конспект урока литературного чтения

Ф.И.О.: Скрыпникова Марина Викторовна

Тема: «С.А.Есенин. Стихотворение «Береза»»

Класс: 2 «Б»

УМК: «Начальная школа 21 века»

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с биографией С.А.Есенина и стихотворением «Береза».

Образовательные

- ознакомить детей с краткой биографией и стихотворением С.А.Есенина «Берёза»; дать понятие олицетворение, продолжить

- формировать умение видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях; расширять словарный запас учащихся;

Развивающие

- развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение; - способствовать развитию художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов;

Воспитательные

- воспитывать познавательную активность учащихся; чувство прекрасного, интерес к слову, любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, музыку, живопись;

УУД:

Личностные УУД

- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);

- нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания

Познавательные УУД

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

Регулятивные УУД

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; последовательности действий);

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Оборудование: технологическая карта урока, учебник, презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические примечания

Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята. Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и много улыбок.

Я сейчас на подоконнике нашла письмо, написано от незнайки.

Давайте скорее прочтем его.

Привет ребята, у меня беда. Мы со Знайкой поругались, он сказал что я глупый, а я стал с ним спорить. Знайка сказал если ответишь на мой вопрос, поверю что ты не глупый, а если не ответишь, то ты глупыш. Вопрос такой «Что является символом России?» Помогите найти ответ.

Ну что, поможем Незнайке ответить на вопрос?

На уроке мы узнаем ответ на этот вопрос.

Приветствие.

Готовятся к уроку

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Вам на дом было задано выразительно прочесть стихотворение «Пороша»

Кто готов ответить домашнее задание?

Сначала по строфе спросить (4 шт) потом одного.

Хорошо.

Отвечают домашнее задание

Метод: словесный, наглядный, практический

Форма: фронтальная, индивидуальная

Выявление места и причины затруднения

Ну а сейчас у нас будет речевая разминка.

 Сегодня я буду стараться, чтобы многому научиться.

Когда я буду стараться, чтобы многому научиться? (сегодня)

Что я буду делать, чтобы многому научиться? (стараться)

Кто будет сегодня стараться, чтобы многому научиться? (я)

Зачем я буду стараться? (чтобы многому НАУЧИТЬСЯ)

Сегодня я буду стараться, чтобы чему научиться? (многому)

Скороговорка

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Речевая разминка

Проговаривают скороговорку

Реализация построенного проекта

Мы с вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.

        Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:

В этом имени слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты:

Только скажут – Сергей Есенин,

Всей России встают черты.

        О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь? Сергей Есенин.

        Что вы знаете об этом поэте?

        С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…

        В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

        Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них.

        С Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.

Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный.

Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.

Посмотрите внимательно на фотографии. Среди них покажите Сергея Есенина.

Отгадывают поэта

Вспоминают биографию Есенина

Метод: словесный, наглядный, практический

Форма: фронтальная

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

И сегодня мы познакомимся с еще одним его произведением.

Откройте стр…

Откройте тетради, запишите дату и С.А. Есенин Стихотворение «Береза»

Я прочту это стихотворение, а вы внимательно слушайте.

О чем стихотворение?

Какие чувства вызывает?

С помощью каких средств автор описывает это дерево?

Прочти первое четверостишие (эпитеты: белая. Олицетворение: принакрылась. Сравнение: точно серебром)

Второе четверостишие (эпитеты: пушистых, снежной, белой. Олицетворение: распустились. Сравнение: каймой, бахрамой)

Третье четверостишие (эпитеты: сонная тишина, золотой. Олицетворение: стоит горят снежинки. Сравнение: в золотом огне)

Четвертое четверостишие ( эпитеты: новым серебром. Олицетворение: заря лениво, обсыпает)

Слушают стихотворение

Работа над стихотворением

Находят эпитеты, сравнения, олицетворения

Метод: словесный, наглядный, практический

Форма: фронтальная

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А теперь прочтите это стихотворение еще раз самостоятельно.

Чтение стиха самостоятельно

Метод: практический

Форма:индивидуальная

Включение в систему знаний и повторение

Сейчас мы прочтем стихотворение по четверостишью каждый.

… начинай с первой строчки

Возьмите листы со стихотворением пороша.

Скажите, а чем схожи эти стихотворения?

Давайте еще раз взглянем на стихотворение и найдем рифмующиеся слова.

Окном – серебром

Каймой – бахромой

Тишине – огне

Кругом – серебром.

Какую закономерность мы видим?

1 и 3 не рифмуются

2 и 4 рифмуются

 

Работа со стихотворением

Нахождение рифмующихся слов

Метод: словесный, наглядный, практический

Форма: фронтальная

Рефлексия учебной деятельности

Давайте вспомним о чем говорили на уроке?

Что нового узнали?

Давайте ответим на вопрос Незнайки. Напишем ему и отправим.

Я даю вам мяч, а вам держа его в руках нужно сказать как вы работали на уроке, что для вас стало открытием, а потом передай мяч другому.

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание в дневники.

Подведение итогов

Проведение рефлексии

Записывают домашнее задание

Метод: словесный

Форма: фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...