Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип» 4 класс Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Холкина Юлия Андреевна

Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип» 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holkina_chtenie_4v.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип»

Цель: осознание собственного отношения к героям рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Задачи:

1.Продолжить знакомство обучающихся с произведением Астафьева В.П. «Стрижонок Скрип».

2.Развивать речь учащихся, эмоциональную сферу, воображение, развивать умение работать с текстом, умение анализировать, делать выводы

3.Воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр, формулировать тему и идею, давать характеристику героям, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыками анализа произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию.

Коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

Личностные: умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания

Оборудование: учебник по литературному чтению, карточки, мультимедийная презентация.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Актуализация знаний. Сообщение темы;
  4. Чтение и анализ;
  5. Физминутка;
  6. Чтение и анализ;
  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  8. Итог урока;
  9. Рефлексия.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Присаживайтесь.

- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на парте у каждого лежит учебник.

Здороваются с учителем, садятся на свои места.

Актуализация знаний. Сообщение темы.

- Давайте вспомним, какое произведение вы проходили на прошлом урок? (Стрижонок Скрип)

- Кто автор данного произведения? (В.П. Астафьев)

- О чем данное произведение? (об истории одного стрижонка, о его рождении и жизни, об испытаниях которые он перенес и т.д)

- Сегодня мы продолжим работу над данным произведением, а в конце урока напишем тест и проверим, как хорошо вы поняли это произведение.

Отвечают на вопросы учителя.

Чтение и анализ.

Но прежде чем работать с нашим произведением предлагаю поработать над его частями.

- Как вы думаете на сколько частей можно разделить данное произведение?

- Посмотрите у вас на столах лежат карточки на которых написаны все части нашего произведения, но они перепутались и ваша задача написать их в правильной последовательности.

Карточка правильная                                            Карточка не правильная

1.«Приятная суета в норке»

2.«Мама - стрижиха»

3.«Сколько врагов у проворных стрижей!»

4.«Гибель мамы - стрижихи»

5.« Пора становиться на крыло!»

6.«Первый опыт Скрипа в строительстве норки»

7.«Прощанье с родным краем»

1.«Приятная суета в норке»

2.«Гибель мамы - стрижихи»

3.«Прощанье с родным краем»

4.«Мама - стрижиха»

5.«Первый опыт Скрипа в строительстве норки»

6.«Сколько врагов у проворных стрижей!»

7.« Пора становиться на крыло!»

1,4,6,2,7,5,3

- Давайте вместе проверим, какая первая часть нашего произведения? А вторая? и т.д.

- Сейчас мы поработаем над каждой частью произведения и попробуем их пересказать.

- Давайте прочитаем первую часть «Приятная суета в норке».

Чтение и анализ 1 части «Приятная суета в норке»

Текст

  • С чего все началось? (Стрижонок первый вылупился из яичка)
  • Где появился птенец? Что представляло собой жилище стрижа? (Это глубокая норка в берегу)
  • Почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль нее, вход закрывался)
  • С чем сравнивает Скрип капли дождя? (сравнивал со стуком мамы-стрижихи по скорлупе яйца)
  • Какими на свет появляются птенцы? (Без оперения)
  • О ком рассказано подробно? Почему? (о стрижонке скрип, потому что он главный герой)

- А теперь попробуйте пересказать данную часть, кто желает? (кто хочет дополнить или кто хочет еще попробовать)

Чтение и анализ 2 части «Мама - стрижиха»

Текст

  • Почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да еще и оттолкнула? ( Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут.)

• Прочитайте, на что рассердился Скрип и как проучила его мама?

• Какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Что мама у них серьезная и строгая.)

• Почему «с рассвета и до вечера» носилась мама над берегом?

• Как погиб папа стрижат?

• Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

• Что нового узнали из 2 главы о стрижах?

(Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки — береговушки. Живут стаей.)

• Что главное во 2 части? (рассказ о том как старается мама-стрижиха для своих детей, как заботится о них)

- Кто желает пересказать эту часть?

- Предлагаю составить характеристику мамы-стрижихи. Опишите какая она.( Теплая и мягкая. Мама-стрижиха при этом очень справедливая и строгая, она тщательно следила, чтобы каждый птенец получил свою порцию воды и еды. Когда Скрип хотел выбраться из норки, его мама очень рассердилась и сурово наказала его, но зато он понял, что вылезать нельзя – опасно. Она кормила детей, хотя ей было трудно это делать одной, она оберегала их, грела и защищала, бесстрашно бросившись в погоню за соколом).

- Для описания мамы-стрижихи автор использует слова Теплая, Мягкая, Волнуется, Рассердилась, Хорошая мать. Думаю, что автор в своем рассказе показал самые важные черты характера для любой матери, а не только описал маму Скрипа.

Чтение и анализ 3 части «Сколько врагов у проворных стрижей!»

- Какая следующая часть нашего рассказа? (Сколько врагов у проворных стрижей!)

Текст

• О чем вы узнали из 3 части?

• Что интересовало подросшего птенца? (то что находится за светлым пятнышком в конце норки)

• Кто и зачем прервал эксперимент Скрипа? ( Мама уволокла птенца, чтобы неразумный не разбился.)

• Назовите врагов стрижей?

• Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага?(Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью.)

- Кто желает пересказать?

Работают с карточками. Составляют правильную последовательность частей произведения.

Читают часть рассказа.

Отвечают на вопросы.

Пересказывают часть текста.

Составляют характеристику.

Физминутка

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (
Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (
Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами)

Выполняют движения глазами.

Чтение и анализ.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Чтение и анализ 4 главы «Гибель мамы - стрижихи»

Текст

• Расскажите о гибели мамы - стрижихи.

• Какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой.)

• Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? ( Так как стрижи — дружный народ.)

• Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?

• Какие чувства у вас возникли? (печаль из-за гибели, восхищение как дружный народ)

Чтение и анализ 5 главы « Пора становиться на крыло!»

Текст

  • Поясните фразу «Пора становиться на крыло».
  • Почему возникает необходимость покидать родную норку? (Птенцы выросли, в норке им не уместиться.)
  • Прочитайте, какое чувство было у стрижат («Было радостно и жутко».) 
  • Кто учил Скрипа летать?
  • Почему Скрипу не понравилось в облаке?

- Перескажите данную часть произведения.

Чтение и анализ 6 главы «Первый опыт Скрипа в строительстве норки».

Текст

• Что заставило Скрипа заняться строительством норки?

(Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты.)

• Как Скрип понял, что норка у него маленькая? (Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие.)

• Как обращались с ним мальчишки? (поглаживали по головке)

 • Что пережил Скрип? (Страх) Почему?

• Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно)

- Давайте перескажем.

Анализ и чтение 7 главы «Прощанье с родным краем»

Текст

• Какой урок уяснил Скрип? (Что норка должна быть глубокая, тогда враги не страшны).

• Почему стрижи «сделались беспокойными»? (Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания.)

• Почему Астафьев сравнивает собравшихся к, отлету стрижей с тучей?

• Прочитайте эпизод сбора стай.

• Какие уроки усвоил Скрип? Проследите по всему рассказу.

1. Отбило охоту отнимать еду у других.

2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться:.

3. У маленьких птиц есть враги.

4. Опасность должна сплачивать стаю.

5. Без мамы холодно.

6. «Хорошо, когда умеешь летать!»

7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

Рассмотрение иллюстраций.

- Предлагаю рассмотреть иллюстрации которые изображены в книге В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип». Посмотрим и определим к какой части относится та или иная иллюстрация.

(на слайдах иллюстрации)

- К какой части она относится?

- Что изображено?

- Опишите момент.

А сейчас вы выполните тест и мы проверим какие внимательный вы были. Закройте учебник. На листочках напишите фамилию и имя.

(Слайд 16) – Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. Взаимопроверка.

Проверь  работу!

1-А, 2-В, 3-Б,  4-А, 5-В, 6-А, 7-Б, 8-Б, 9-А, 10-В, 11-В, 12-В.

Слайд 17. Оцени товарища

0 ошибок –  «5».

1-2 ошибки – «4».

3-4 ошибки –     «3».

Читают часть произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают иллюстрации.

Выполняют тест.

Выполняют взаимопроверку.

Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени Скрипа.

Записывают домашнее задание

Итог урока

• Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.

• О чем это произведение? (Писатель рассказывает о птичке стриже так, будто говорит о человеке. Речь идет о том, как взрослеет, растет и учится жить главный герой.)

 Какая главная мысль рассказа? (Бережное отношение к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде.)

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

Если на уроке вы сегодня хорошо занимались и все было понятно, произведение было для вас интересным и познавательным то покажите белого стрижонка, если на уроке вы занимались не активно  у вас негативное отношение к произведению  то черного стрижонка.

Спасибо за работу!

Поднимают карточки.

Подпись учителя:__________________

Подпись руководителя: _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...

Конспект урока для 3 класса. Школа России.Тема: В.Астафьев «Капалуха.»

Тема: В.Астафьев «Капалуха.»Цель: познакомится с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением.Планируемые результаты:Предметные: -научиться прогнозировать содержание произведения, читать и ...

Конспект урока литературного чтения "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с  рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;  ознакомление  с жизнью и творчеством В.П. Афанасьева.Планируемые результатыПредметные:З...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "В.А.Астафьев "Стрижонок Скрип"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. Продолжить работу над произведением В. А. Астафьева «Стрижонок Скрип».2. ...