Жанровая специфика изучаемых произведений в начальной школе
статья по чтению

Новикова Елена Юрьевна

В связи с жанровой спецификой изучаемого произведения используются различные способы (виды чтения):  ознакомительный, просмотровый, изучающий, поисковый, выразительный, а также исследовательский.  При подготовке к уроку чтения следует определить жанр читаемого текста и способ (вид) чтения, чтобы изучение  произведения для ребёнка стало интересным и доступным, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение произведений разных жанров в начальной школе

В начальной школе рассматриваются такие жанры произведений, как сказка, рассказ, басня, повесть, миф, былина, легенда, летопись и др.

Сегодня остановимся на способах (видах) чтения, которые используются в связи с жанровой спецификой изучаемого произведения в начальной школе.

Про подготовке к уроку чтения необходимо устанавливать жанр читаемого текста для того, чтобы:

во-первых, точно сформулировать тему урока:

«Сегодня мы прочитаем рассказ…», или «Послушайте русскую народную сказку…»;

во-вторых, чтобы уточнить специфику жанра, определяющую методику работы с текстом на уроке в целом.

Так, при изучении рассказа устанавливается последовательность событий и действий героев в сюжете, определяется завязка, развитие действий, кульминация, развязка, эпилог. Особо выделяется эпизод, вызвавший наибольшее волнение читателей, важный для понимания идеи текста. Например, при изучении народной сказки «Два Мороза» сталкиваются два плана изображения: условный, в котором действуют люди и отражаются социально-бытовые реалии (богатый купец едет в город, бедный крестьянин – в лес за дровами), и чудесный, где два волшебника, братья Мороз Синий Нос и Красный Нос, хотят позабавиться, заморозить людей. Это конфликт сказки смешанного типа;

в-третьих, называние жанра произведения рождает у учащихся нужные жанровые ожидания, готовит их восприятие.

Целевое назначение жанра, как учебного материала определяет способ (вид) чтения произведения.

Ключевым вопросом при подготовке к уроку является вопрос: зачем мы читаем данное произведение? Ответ на вопрос о цели чтения помогает выбрать верный вид чтения текста определенного жанра.

Ради чего мы читаем художественный рассказ Л. Н. Толстого «Акула»?

Чтобы проследить ту цепочку событий, которая привела людей к экстремальной ситуации и помогла из неё выйти. Какой вид чтения этому способствует? Первичное выразительное чтение рассказа и повторное аналитическое чтение по частям для выявления мотивов поведения героя. Легкомысленное решение купаться в открытом море привело к страшной опасности: мальчиков могла погубить акула. Решительные действия отца-артиллериста спасли детей. Всё остальное в рассказе забудется ребёнком, но эти события и их переживания останутся с ним навсегда.

Каковы цели знакомства со сказкой «Два Мороза»? Так как сказка из раздела «Устное народное творчество», читать её надо, как бы рассказывая. При рассказывании каждой части делать паузы для обдумывания детьми услышанного (сказка достаточно длинная для начинающих читателей), делать паузы для сохранения интриги, для поддержания внимания слушателей. Таким образом, медленное художественное рассказывание сказки с элементами анализа текста – вот ведущий вид деятельности учителя и учеников на таком уроке. Вот его фрагмент.

- Прочитайте название темы урока на доске. (Русская народная сказка «Два Мороза»)

- А если бы был записан только один заголовок, вы догадались бы, что это сказка? (Да, в жизни бывает только один мороз, и слово пишется со строчной буквы.)

- Давайте с ними познакомимся.

Читаем, рассказывая, первую часть. Два волшебника ведут диалог.

- Какой Мороз начал разговор? Кто из братьев старший? Как вы догадались? Что решили сделать братцы? Морозы решили позабавиться.

- Удалось ли им это? Послушайте вторую часть.

Во второй части сказки появляются герои-люди. Показываем картинки с изображением богатого купца и бедного крестьянина. После прослушивания второй части, учащиеся говорят, во что одеты герои, что у них за повозки.

В этом интрига сюжета: кажется, что легко одетого бедняка-дровосека легче заморозить. Спрашиваем у школьников. Предполагаем.

Слушаем третью часть. К удивлению детей, в ней рассказывается, как старший Мороз Синий Нос легко заморозил купца в дорогой шубе.

В четвёртой части – горький рассказ младшего Мороза о том, что ему не удалось заморозить бедного дровосека. Вспоминаем ключевую фразу-объяснение: «А ему всё жарче и жарче от работы становится».

В последней части сказки дети слышат вывод: «Топор лучше шубы греет».

Предлагаем эту реплику героя превратить в пословицу, то есть в произведение, имеющее отношение ко всем слушателям, а не только к герою.

Таким образом видно, что на уроке состоялось совместное с активным участием детей художественно-аналитическое рассказывание текста, что определялось спецификой сказки смешанного типа.

Произошло погружение в стихию народного творчества, получилось слушание-размышление, слушание-общение – самый доступный и интересный для начинающих читателей способ деятельности. Это своеобразный диалог культур: как создавалось произведение, так оно и должно воспроизводиться впоследствии.

В отличие от народной сказки, возвышенный поэтический текст должен восприниматься индивидуально каждым слушателем и читателем, при его чтении следует поощрять оригинальность восприятия и понимания. Такой текст не анализируется, а интерпретируется, т.е. толкуется в соответствии с индивидуальным, своеобразным восприятием и чувствованием мира тем, кто его сочинил и передал другому. Это очень тонкая материя искусства – передача духовной жизни творца. Чтение классической литературы требует выразительного, даже художественного типа чтения, которое производит на ребенка эстетическое впечатление. Для младшего школьника это трудно читаемый текст из-за устаревшей лексики, текст, наполненный сложными синтаксическими конструкциями. При его самостоятельном прочтении воображение не успевает рисовать картины.

Такое противоречие между возможным эстетическим восприятием и чтецкими ограниченными возможностями детей надо разрешать тактически верно: применять шепотное прочтение для себя, чтение в парах, тренировочное выразительное прочтение и другие виды чтения до тех пор на уроке, пока к ребенку не придет уверенность читателя в своих силах.

Итак, способ чтения зависит от жанровой специфики изучаемого произведения. В начальном обучении чаще других используются следующие виды чтения в соответствии с целевым назначением текста:

ознакомительное;

просмотровое;

изучающее;

поисковое;

выразительное.

Существует ещё способ – исследовательское чтение. Для этого произведение изучается как литературный материал. Проводится литературоведческий разбор компонентов произведения и его методический анализ для того, чтобы найти пути адаптации текста к детскому восприятию, продумываются способы подачи текста учащимся. Способствует успеху в этой деятельности умение читать текст «двойным зрением»: глазами квалифицированного, опытного читателя, каким является учитель, и глазами ребёнка, начинающего, неопытного читателя, которому надо освоить текст высокого художественного уровня или хотя бы просто информационное сообщение.

Исследовательское чтение возможно, если задания строить в соответствии с читательскими запросами учащихся. Для этого надо вырабатывать умение ставить перед собой вопросы по ходу чтения для обдумывания текста. Если этого умения не сформировать, трудно говорить о достижении читательской грамотности учащихся.

Исследовательское чтение возможно там, где учащиеся замечают, что им интересно читать это произведение (оно имеет эстетическое воздействие), что они искренне сочувствуют героям, чему-то учатся у них). Урок строится таким образом, чтобы возникла причина перечитать текст, потому что произойдет открытие нового, ведутся поиски неизведанного, особенно языковых тайн. 

Таким образом, в течение всех лет обучения следует выработать самый продуктивный способ чтения для младших школьников – коллективное эмоционально-аналитическое чтение-сотворчество, при котором учитель ученик – читатели-партнёры, сотрудничают в процессе думания над текстом, вместе открывающие проблемы героев, истины, создающие образы, адекватные авторскому замыслу. С помощью учителя-исследователя ученики-читатели формируют идейный смысл произведений, определяют значение прочитанного для себя. Чтение приобретает личностный смысл.

Урок чтения не должен быть трудным для ребенка, он непременно должен быть интересным, в том числе и за счёт верно найденного способа чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"

В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...

Статья "Изучение поэтических произведений в начальной школе"

Как научить школьников  читать и любить поэзию? Многие сталкиваются с этим вопросом на уроках литературного чтения. В данной статье я делюсь своим опытом  по  изучению поэтических ...

Изучение поэтических произведений в начальной школе

Автор-составитель Любовь Мальнева Содержание методических рекомендаций может быть использовано в практике работы учителя начальных классов....

Аранжировки музыкальных произведений для начальной школы

Аранжировки музыкальных произведений для начальной школы...

Итоговый тест по литературному чтению «Начитанность и знание изученных произведений», УМК «Начальная школа ХХI века»

Данный тест составлен в соответствии с требованиями ФГОС, позволит проверить знания учащихся по итогам 3 четверти....

Специфика преподавания тифлографики в начальной школе слепых

     Слепые дети в условиях резко суженной сенсорной сферой при отсутствии целенаправленной коррекционной работы могут иметь вторичные отклонения в развитии. С целью компенсаторн...