План- конспект урока: "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель урока: познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".
Ход урока
- Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Учитель:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Актуализация знаний.
Речевая разминка.
Учитель:
Прочитайте стихотворение:
- скороговоркой,
- медленно,
- с ускорением,
- сердито,
- весело,
- с удивлением.
Чтение скороговорки
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
"Ну что из них получится?"
III. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы познакомимся с произведением автора, которого вы должны будете отгадать.
Он родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его
семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В
Германии закончил университет и стал агрономом. Во время Первой мировой войны работал военным корреспондентом, а после ее окончания – сельским учителем. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Внёс большой вклад в русскую литературу и стал автором множества произведений для детей. Всё его творчество пронизано любовью к природе и восхищением ею.
Написал такие рассказы как «Деревья в лесу», «Лесная капель», «Журка», «Осеннее утро», «Недосмотренные грибы», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг».
(М.Пришвин)
IV. Работа по теме урока.
- Работа над произведением автора.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом М.Пришвина.
- Откройте свои учебники на с.130.
Прогнозирование содержания произведения.
- Прочитайте его название. Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
- Кто видел маленьких утят? Где?
Рассказ учителя об утках.
Утки бывают не только домашними, но и дикими. Об одной из таких уточек – чирке-свистунке – и написал свой рассказ М.Пришвин. Чирок-свистунок – самая маленькая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти так же, как вертолёт, - вертикально.
- Итак, какова наша цель урока? (Познакомиться с текстом рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»).
Словарная работа.
- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитает в небольших водоёмах.
Верста – старинная русская мера длины, равная 1.06км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшается, стало меньше воды.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Зашвыряли – закидали.
Чтение рассказа учителем.
Беседа по содержанию.
- Вам понравился рассказ?
- О ком он?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?
- Почему ребята стали ловить утят?
- Они хорошо поступили?
- Что можно сказать о ребятах? Как бы вы поступили?
- Что можно сказать об уточке?
- Прочитайте, как она себя вела?
- Почему писатель, прощаясь с утятами, снял шапку?
- Прочему он сказал ребятам, чтобы они снимали шапки и кричали ребятам: «До свидания»?
Физминутка
Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
Подготовительная работа.
раз-ли-ва-лось – разливалось
заш-вы-ря-ли – зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дейст-ви-тель-но – действительно
об-ра-до-ва-лись – обрадовались
про-дол-жа-ла – продолжала
пу-те-шест-ви-е – путешествие
за-пы-лён-ны-е – запылённые
радостно – непроизносимая буква т
Деление текста на части.
Сейчас мы будем читать текст по частям.
Чтение 1 части.
- Куда решила перевести уточка своих утят?
- Какой был путь к озеру? Почему?
- Как можно озаглавить эту часть? (Путь к озеру.)
Чтение 2 части.
- Кто увидел утиную семью?
- Как они отнеслись к утятам?
- Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов?
- Кто подошёл к ребятам?
- Как он отнёсся к поступку ребят?
- Что рассказчик потребовал от них?
- Что вы можете сказать о ребятах? Какие они?
- Как бы вы озаглавили эту часть? (Ребята и утята.)
Чтение 3 части.
- Как ребята отнеслись к требованию автора?
- Чем рассказчик рассмешил ребят?
- Каким вы его представили?
- Как мы назовём эту часть? (До свидания, утята!)
- Хорошо ли поступили ребята? Как бы вы поступили?
Работа с пословицами.
- Продолжите пословицы, записанные на доске.
- Прочитайте их про себя.
- Продолжите пословицу: «Умел ошибиться – умей …»
(и поправиться).
- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? Почему?
- Прочитайте вторую пословицу. Продолжите её.
«Сей добро, посылай добро, оделяй добром».
- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? Почему?
- Соберите третью пословицу.
«Чего себе не пожелаешь, того и другим не делай!»
- Подходит ли эта пословица к произведению? Что она обозначает?
Обобщающая беседа.
- Как автор называет уточку с утятами? (Семья.)
- А утят? (Дочки и сыновья.)
- Как уточка ведёт себя, когда ребята ловят её детей? Какая она мать?
- Почему автор так назвал свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что животные и люди – одна семья.)
- Чему учит М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, оказывать им помощь.)
- Итог урока. Рефлексия.
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто его написал?
- Чему учит это произведение? (Учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков.)
- М.Пришвин писал рассказы простые и мудрые как сама жизнь. Они согревают нас своей добротой, делая мудрее
- Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин:
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
- Давайте хором прочитаем выделенные слова.
- Как вы понимаете эти слова?
- Чему вас научил урок?
- Кто доволен своей работой?
- Кому захотелось нарисовать иллюстрацию?
- Домашнее задание.
Подготовить пересказ рассказа «Ребята и утята» от лица любого персонажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...