План- конспект урока: "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гармаева Эржэна Бадмажаповна

М. Пришвин: "Ребята и утята"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishvin_rebyata_i_utyata.docx9.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М.Пришвин «Ребята и утята»

Цель урока: познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Учитель:

Вот звонок нам дал сигнал: 

Поработать час настал. 

Так что время не теряем 

И работать начинаем.

II. Актуализация знаний. 

Речевая разминка.

Учитель:

Прочитайте стихотворение:

- скороговоркой,

- медленно,

- с ускорением,

- сердито,

- весело,

- с удивлением.

 Чтение скороговорки 

Стала утка на пруду учить своих утят, 
Утята плавать на виду у мамы не хотят. 
Ужасно утка мучится: 
"Ну что из них получится?" 

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы познакомимся с произведением автора, которого вы должны будете отгадать.

Он родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его

 семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В

Германии закончил университет и стал агрономом. Во время Первой мировой войны работал военным корреспондентом, а после ее окончания – сельским учителем. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Внёс большой вклад в русскую литературу и стал автором множества произведений для детей. Всё его творчество пронизано любовью к природе и восхищением ею.

Написал такие рассказы как «Деревья в лесу», «Лесная капель», «Журка», «Осеннее утро», «Недосмотренные грибы», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг».

(М.Пришвин)

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа над произведением автора.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом М.Пришвина.

- Откройте свои учебники на с.130.

Прогнозирование содержания произведения.

- Прочитайте его название. Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

- Кто видел маленьких утят? Где?

Рассказ учителя об утках.

Утки бывают не только домашними, но и дикими. Об одной из таких уточек – чирке-свистунке – и написал свой рассказ М.Пришвин. Чирок-свистунок – самая маленькая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти так же, как вертолёт, - вертикально.

- Итак, какова наша цель урока? (Познакомиться с текстом рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»).

Словарная работа.

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитает в небольших водоёмах.

Верста – старинная русская мера длины, равная 1.06км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшается, стало меньше воды.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

Зашвыряли – закидали.

Чтение рассказа учителем.

Беседа по содержанию.

- Вам понравился рассказ?

- О ком он?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?

- Почему ребята стали ловить утят?

- Они хорошо поступили?

- Что можно сказать о ребятах? Как бы вы поступили?

- Что можно сказать об уточке?

- Прочитайте, как она себя вела?

- Почему писатель, прощаясь с утятами, снял шапку?

- Прочему он сказал ребятам, чтобы они снимали шапки и кричали ребятам: «До свидания»?

Физминутка

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

Подготовительная работа.

раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква т

Деление текста на части.

Сейчас мы будем читать текст по частям.

Чтение 1 части.

- Куда решила перевести уточка своих утят?

- Какой был путь к озеру? Почему?

- Как можно озаглавить эту часть? (Путь к озеру.)

Чтение 2 части.

- Кто увидел утиную семью?

- Как они отнеслись к утятам?

- Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов?

- Кто подошёл к ребятам?

- Как он отнёсся к поступку ребят?

- Что рассказчик потребовал от них?

- Что вы можете сказать о ребятах? Какие они?

- Как бы вы озаглавили эту часть? (Ребята и утята.)

Чтение 3 части.

- Как ребята отнеслись к требованию автора?

- Чем рассказчик рассмешил ребят?

- Каким вы его представили?

- Как мы назовём эту часть? (До свидания, утята!)

- Хорошо ли поступили ребята? Как бы вы поступили?

Работа с пословицами.

- Продолжите пословицы, записанные на доске.

- Прочитайте их про себя.

- Продолжите пословицу: «Умел ошибиться – умей …»

(и поправиться).

- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? Почему?

- Прочитайте вторую пословицу. Продолжите её.

«Сей добро, посылай добро, оделяй добром».

- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? Почему?

- Соберите третью пословицу.

«Чего себе не пожелаешь, того и другим не делай!»

- Подходит ли эта пословица к произведению? Что она обозначает?

Обобщающая беседа.

- Как автор называет уточку с утятами? (Семья.)

- А утят? (Дочки и сыновья.)

- Как уточка ведёт себя, когда ребята ловят её детей? Какая она мать?

- Почему автор так назвал свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что животные и люди – одна семья.)

- Чему учит М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, оказывать им помощь.)

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто его написал?

- Чему учит это произведение? (Учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков.)

 - М.Пришвин писал рассказы простые и мудрые как сама жизнь. Они согревают нас своей добротой, делая мудрее

- Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

- Давайте хором прочитаем выделенные слова.

- Как вы понимаете эти слова?

- Чему вас научил урок?

- Кто доволен своей работой?

- Кому захотелось нарисовать иллюстрацию?

  1. Домашнее задание.

Подготовить пересказ рассказа «Ребята и утята» от лица любого персонажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...