«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былинный сказ
план-конспект урока по чтению
Планируемые результаты
Предметные обобщение знаний о былинном творчестве народа,
Метапредметные
Познавательные: формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землей русской;
Регулятивные: совершенствование навыков чтения;
Коммуникативные: учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
развитие связной речи, памяти, творческого воображения учащихся средствами художественной литературы;
Личностные: воспитание любви к родине, уважения к ее защитникам; внимательности, любви к поэтическому слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu_na_temu_ilya_muromets_3_klass.doc | 750.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 3 класс
Тема: «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былинный сказ
Планируемые результаты
Предметные обобщение знаний о былинном творчестве народа,
Метапредметные
Познавательные: формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землей русской;
Регулятивные: совершенствование навыков чтения;
Коммуникативные: учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
развитие связной речи, памяти, творческого воображения учащихся средствами художественной литературы;
Личностные: воспитание любви к родине, уважения к ее защитникам; внимательности, любви к поэтическому слову.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
- Выразительное чтение отрывка из былины.
- Выставка рисунков.
- Фаза вызова интереса.
- Отгадайте загадку:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ...
(Соловей)
- Что это за птица? Соловей отличается не только красивым оперением, но и прекрасным голосом. Он может выводить замечательные трели.
- Кто такие разбойники? Они являются положительными персонажами или отрицательными? Приведите примеры.
- А что получится, если соединить два слова: соловей и разбой-
- Как вы думаете, почему его так назвали?
«Свободное письмо».
Детям даются 2-3 минуты, чтобы они записали свои предположения.
Выслушиваются ответы нескольких учеников. Можно обменяться тетрадями.
- У вас будет возможность проверить свои предположения во время чтения произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
- Подготовка к восприятию.
- Что такое былины? О чем рассказывается в былинах? Кого на Руси называли богатырями?
- Где исполнялись былины? Кто исполнял былины и как?
- С какой былиной мы с вами познакомились на предыдущем уроке? (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».)
Вводится понятие «былинный сказ».
Былинный сказ - это изложение былины в прозе.
Словарная работа: зыбучие, гать, ремни сыромятные, тын, кафтан, дружина.
Целевая установка перед чтением.
- Сравните образ Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Святогор» и в былинном сказе «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?
- Работа над произведением.
- Первичное чтение.
- Проверка восприятия.
- Что понравилось и запомнилось? Чем былинный сказ отличается от былины?
- Кто главные герои? Кто из них положительный, а кто - отрицательный?
- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?
(Храбрый, сильный, серьезный, мудрый, сдержанный, прямодушный)
- Повторное чтение.
- Анализ произведения.
- Зачем Илья Муромец отправился за реку?
- Прочитайте слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.
(Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка - Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.)
- Прочитайте слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.
(Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил - до сих пор по ней люди добрые ездят.)
- Как Илью Муромца встретил Соловей-разбойник?
- Прочитайте абзац, в котором говорится о силе Соловья- разбойника.
(Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.)
- Объясните смысл выражения: «.. .русые кудри на голове не дрогнули».
- Что удивило Соловья-разбойника?
- На что он использовал свою силу?
- Найдите в тексте гиперболы. Для чего использовали этот прием?
- Найдите архаизмы (устаревшие слова). Употребляем ли мы их сегодня в речи?
Работа в паре.
Подготовка к пересказу. Выделение опорных слов и словосочетаний.
болота | зыбучие |
настилы | дубовые |
речка | широкая |
лес | темный |
голос | страшный и т.д. |
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание: прочитать былинный сказ, приготовить пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. "Илья Муромец и Соловей разбойник"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Былины" + аудиозапись (по программе "Планета знаний")...
Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Презентация к уроку литературного чтения. на уроке представлены различные виды работ, способствующие активизации деятельности и более прочному усвоению материала....
урок литературы 3 класс Былинный сказ "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
разработка урока литературы в 3 классе...
урок по теме "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 3 класс
В данной разработке знакомимся с устным народным творчеством....
Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник
Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник...
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»....
Презентация_русские былины "Илья Муромец и соловей разбойник"
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». В ней есть несколько основных эпизодов: освобождение Ильей Чернигова от осадившей его вражеской силы. Встреча с Соловьем-разбойником, закрывшим д...