«БЫЛИНА «ДОБРЫНЯ И ЗМЕЯ»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сахарьянова Нурдана Белешовна

Предмет – литературное чтение

Класс – 3

Тип урока – урок освоении новых знаний

На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет – литературное чтение

Класс – 3

Тип урока – урок освоении новых знаний

На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.

Тема урока: «БЫЛИНА «ДОБРЫНЯ И ЗМЕЯ»

 Цели урока: предметные формировать навыки целостного восприятия и анализа художественного произведении

метапредметные

познавательные: расширять знания о былине, прошлом Руси; дать представление о былинных героях – положительных и отрицательных

коммуникативные: учить художественному рассказыванию и пересказу по плану

      регулятивные: формирование умения работать с книгой с текстом;

личностные: на примере образа богатыря воспитывать такие качества личности, как любовь к родине, своему народу, мужество, отвага.

Планируемые достижения учащихся (чему должен научиться, что усвоить):

- называть правильно былины и выделять их особенности

- сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев,

- сравнивать героев – положительных и отрицательных

-пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды

-читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)

Оборудование:

-Л. А. Ефросинина, учебник «Литературное чтение» 3 класс;

Л. А. Ефросинина, Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 класс

- звукозапись А.  Муравлев «Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов», былина

- слайды по былинам

Ход урока:

1. Повторение изученного материала:

форма работы - индивидуальная

Устное народное творчество.

-самостоятельное чтение вводной статьи

-работа со схемой «Живой цветок: повторение жанров фольклора и подтверждение ответа названием произведения данного жанра.

Эту работу можно провести как проверку уровня начитанности и знания произведений фольклора.  Для этого детям раздаются карточки со схемой.

Фольклор - ___________ , ____________ , _________________ , ___________

Учащиеся записывают в схему только тот жанр, который они могут подтвердить знанием произведения.  Например, пишут  «Загадки» только те учащиеся, которые знают хотя бы одну загадку.

-проверка самостоятельной работы (фронтально с подтверждением ответа знанием хотя бы одного произведения данного жанра).  

Фольклор: Загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, сказки, потешки, былины.

Последним рассмотрим жанр «былина».

2.  Изучение нового материала форма работы -  беседа учителя

Обобщение знаний о былинах: чтение статьи «Читаем былины».

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.  Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

Герои былин – богатыри -  наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием.  Но у каждого богатыря особый характер, поступки, поведение.

        Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями.  Но это не так.  Былины – это  п е с н и .  Они создавались народом  не для чтения, а для исполнения.  В старины былины исполнялись «каликами перехожими», садились, доставали гусли и начинали свой неторопливый перебор.  Исполняли грустную песню.

СЛУШАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ А.  Муравлев «Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов», былина

3.  Работа с былиной «Добрыня и Змея».

Показ слайда «Добрыня и Змея»

1.  Слушание былины «Добрыня и Змея» (читает учитель)

2.  Беседа по выявлению первичного восприятия

 - За что змея ненавидела Добрыню?

-  Какой она была?

- Почему Добрыне важно было победить Змею?

- В чем проявилась хитрость Змеи?

- А в чем выразилась смелость и доброта Добрыни?

3. Самостоятельная работа с текстом произведения.

Задания по группам.

 1-я группа

(сильная)                                      

2-я группа

(средняя)

3-я группа

(слабая)

Найти и прочитать описание поединков Добрыни

Найти эпизод: проводы Добрыни

Прочитать начало былины под руководством учителя

4.  Работа всем классом.  Учащиеся 3-й группы по очереди читают вслух начало былины, затем чтение продолжают учащиеся 2-й и 1-й групп.  Все следят по тексту.  

В заключении учитель оценивает чтение учащихся.

5.  Выполнение в тетради заданий разной сложности.  Из пяти предложенных заданий учитель выбирает подходящее для каждого ученика.  Все задания предполагают «погружение» в текст произведения,  перечитывание  и поиск ответа.  По завершении работы проверяется выполнение каждого задания.

Задание 1.

 «Прочитай и подчеркни слова, которые говорят, как князь Владимир относился к Добрыне»

Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью.

-Спасибо, тебе,  Добрынюшка, один ты из всех богатырей сослужил нам такую службу важную.

И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным.

Эта работа с мини-текстами позволяет детям понять значение деталей, развивает внимание  к слову, подтверждают уважительное отношение, почтение и благодарность, испытываемые князем к богатырю.

Проверяя задание необходимо просить детей объяснить, почему они подчеркнули именно эти слова.

Задание 2.

«Какими показаны в былине Добрыня и Змея?»

Для выполнения этого задания дети перечитывают текст былины и находят эпитеты (определения) и записывают их в тетради в два столбика.

Добрыня (какой?)                                Змея (какая?)

Стройный                                                огромная

Ловкий                                                  жадная

Застенчивый                                        лютая

Подобная работа помогает не только глубже понять былину, но и увидеть героев положительных и отрицательных, конкретизировать литературоведческие понятия «герой произведения», «положительный герой», отрицательный герой», «главный герой», «персонаж произведения».

 Задание 3.

«Найди в тексте былины слова, которые встречаются в народных сказках»

Дети находят устойчивые выражения и слова (давным-давно, добрый молодец и т. д. )

Познают особенности произведения фольклора и обогащают свой активный словарь.

Задание 4.

«Дополни план»

Работа с произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей и составление плана) направлено на осознание структуры (смысловых частей) былины «Добрыня и Змея»

Добрыня на

Пучай-реке

Первая встреча

Со Змеёй

 ?

         ?

                                                                                 

Первые части озаглавлены, и детям легко выделить их в тексте.  Затем они определяют границы третьей и четвертой частей и озаглавливают их.  Эти задания можно предлагать детям выбирать по желанию: выбирая их, они и перечитывают  произведение, и совершенствуют не только навык чтения, но и умение работать с текстом  (задание выполняется при  помощи моделирования частей плана  на доске)

6. Задание на дом:

 - Подготовка выразительного чтения отрывка «Наказы матушки Добрыне»;

1)Найди и перечитай слова матери, обращенные к Добрыне.

2) Подумай, какие чувства испытывает мать.

3) Выбери нужный тон чтения слов матери, чтобы передать её тревогу, заботу о сыне.  Читай неторопливо, напевно.

 - Выполнение заданий в тетради.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:"Былины.Добрыня и Змей"

Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Кубасовой  О.В. по теме «О доблестях, о подвигах, о славе». Былины « Добрыня и Змей»  с использование мультимедийной презентации.  На ур...

Былины. Добрыня и Змей

конспект урока чтения по теме Былины.Добрыня и Змей по УМК "Гармония" О.В Кубасова "Любимые страницы"  + Презентация ...

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

Образ дракона-змея в народных сказках, былинах и мифах.(Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО) Презентация

Образ дракона-змея в народных сказках, былинах и мифах.(Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО) ПрезентацияДракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ — это ...

тест по былине "Алёша Попович и Тугарин Змей"

тест по литературному чтению...

План урока 3 класс Начальная школа 21 века. Добрыня и Змея. Знакомство с былиной, особенности жанра.

План урока с планируемыми результатами. 3 класс Начальная школа 21 века. Добрыня и Змея. Знакомство с былиной, особенности жанра...

Литературное чтение 4 класс «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины) «Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева) ( «Гармония ")

Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины) «Добрыня и змей»  (пересказ А. Нечаева)Цель: дать понятие «былины», ознакомить учащихся с былин...