Литературное чтение 4 класс «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины) «Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева) ( «Гармония ")
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины)
«Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева)
Цель: дать понятие «былины», ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма проведения: творческие мастерские
Класс: 4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения в 4 классе. «Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева) | 23.54 КБ |
Презентация к уроку "Добрыня и змей" | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по УМК «Гармония
учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы»
учитель: Ильинова Юлия Николаевна
Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины)
«Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева)
Цель: дать понятие «былины», ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
1)формировать полноценное восприятие былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствовать навык чтения
2) формировать образ былинного богатыря
РАЗВИВАЮЩИЕ:
3) развивать связную речь, мышление, воображение
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
4) воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.
5) воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
Техническое обеспечение: проектор, мультимедийная доска, технологическая карта урока
Ход урока:
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся.
II. Проверка домашнего задания. Работа с выставкой книг, аннотации, собственные сказки.
III. Актуализация, включение в деятельность. Индукция.
Слово БОГАТЫРЬ.
- Какие ассоциации, образы возникли у вас? Запишите их в свои тетрадки-малышки. Обменяйтесь ими в парах… теперь поработайте в группах.
Лидеры зачитают, что у вас получилось.
IV. Постановка учебной задачи.
- О чем пойдет речь на уроке?
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.
- Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)
- О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)
- События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)
- Скажите, а как называется произведение русского фольклора о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)
V. Организация восприятия и осмысления новой информации. Деконструкция.
- А что означает слово БЫЛИНА?
1. Рассказ учителя.
- Наши предки - земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были воинственные набеги других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.
Былины раньше пелись. Сказители обычно владели старинным музыкальным инструментом – гуслями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.
Слова «былина» раньше не было, а богатырские песни, рассказывающие о «преданьях старины глубокой», назывались «старинами», «старичками». Позднее появилось слово «былина», что значило «быль», то есть правдивое повествование.
- Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)
– Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем
былины об Илье Муромце, но и те и другие связаны с периодом
борьбы нашего народа с татарским нашествием. Былины переносят
нас в совершенно необычный, особенный мир, но, несмотря на
значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели сказочный характер только с течением времени. В былинах вполне достоверно изображена Русскаяземля. Обычно действие происходит возле Киева – историческогоцентра Руси, а герои былин своим происхождением связаны с исконно русскими городами: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома,из села Карачарова, а Алёша – из Ростова. Богатыри в былинах – могучие воины, защитники родной земли, которые не позволяют врагузахватить её. В них воплотились лучшие качества русского народа
2.Работа с репродукцией .Реконструкция.
Далее рассматривается репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (в конце учебника).
– Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?
– Как выглядят богатыри?
– Подумайте, кто из богатырей старший на заставе? Как определили?
– Что можно сказать о каждом из богатырей по тому, как ониизображены художником?
(Справочный материал)
Многие картины Виктора Михайловича Васнецова основанына материалах народных сказок и былин.Прежде чем приступить к созданию своей знаменитой картины «Богатыри», художник тщательно изучал былины, долго собирал материал, позволяющий ему достоверно изобразить богатырей. Глядя на картину, мы ощущаем живую историю Древней Руси,
хотя написана картина в XIX веке. Около 20 лет трудился Васнецовнад созданием этого полотна и написал картину, которая вызывалаи продолжает вызывать у русского народа чувство гордости.На картине мы видим просторы Русской земли, взрастившейэтих богатырей. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла травой,вдали видны холмы с перелесками. Над этой просторной и привольной степью нависли холодные, свинцовые тучи, словно многочисленные враги, совершавшие свои грабительские набеги на Русь. Пейзажпрост, он не отвлекает наше внимание и позволяет сосредоточиться
на главных героях – богатырях, которых объединяет одна цель –защитить свою землю от врагов.
Добрыня также служит земле Русской, он отважен и смел, силён и могуч, но более нетерпелив, не так спокоен и рассудителен,как Илья. Он уже сжимает рукоятку меча, готовясь в любую минутуринуться на врага. Добрыня отличается от других богатырей своейучёностью, он играет на гуслях, сочиняет песни.С одним из трёх богатырей, нарисованных на картине, и состоится знакомство на уроке.
3.Словарная работа.
- Ребята в тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и чтобы понять былину, надо объяснить эти слова
Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом
Паробок – парень, оруженосец.
Курева – «пыльная курева» - имеется ввиду облако пыли, похожее на облако дыма, возникшее от курения
Приумаялся – притомился, устал
Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы
Порешить – кончить, убить
Дородный – рослый, крупный, полный
Величать по изотчине - называть по отчеству, по отцу
Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.
Шпенечки – небольшие шипы, стержни.
Стольный град- столица .
Учуять – почувствовать.
Полон – плен.
Колчан со стрелами – чехол со стрелами.
За полпоприща – за полпути
Подколенные – подчиненные, подначальные
Автор нашего учебника говорит, что нетнеобходимости растолковывать каждое слово, передающее своеобразный былинный колорит, но без знания которого всё же понятеносновной смысл произведения.
4. Знакомство с текстом.Социализация.
- Вот и представьте себе, ребята, седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей , лежащих на коленях. Льется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начинает свой рассказ про древнюю Русь, про старину стародавнюю
Начало былины читает учитель.
Затем читают дети, вслух по частям.
С. 164 рассматриваем иллюстрацию
- Что здесь изображено? Где происходит действие? (княжеские белокаменные палаты)
- Что здесь происходит? (идет пир, князь беседует с Добрыней)
- Как зовут князя? (князь Владимир)
- Где он нарисован? Покажите.
- Как вы догадались, что это и есть князь?
- С кем он разговаривает?
- Прочитайте разговор князя с Добрыней.
Продолжение чтения былины.
В конце стр. 165 задать уточняющий вопрос:
- Почему все молчат? (боятся)
VI.Первичное закрепление.Афиширование.
- Запишите образ богатыря Добрыни в этой былине.
VII.Разрыв. Показ отрывка мультфильма.
- Запишите образ богатыря Добрыни в этом мультфильме.
VIII. Рефлексия.Синквейн.
IX. Домашнее задание
- С.159-160, ответить на вопросы письменно в тетради
- С. 171-174 прочитать и ответить на вопросы
VII. Итог урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ…» Былины
СТАРИЧКИ СТАРИНЫ
В. М. Васнецов. Богатыри.
В. М. Васнецов. Гусляры.
Добрыня Никитич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по теме:"Былины.Добрыня и Змей"
Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Кубасовой О.В. по теме «О доблестях, о подвигах, о славе». Былины « Добрыня и Змей» с использование мультимедийной презентации. На ур...
Былины. Добрыня и Змей
конспект урока чтения по теме Былины.Добрыня и Змей по УМК "Гармония" О.В Кубасова "Любимые страницы" + Презентация ...
"Былины. О доблести, о подвигах, о славе"
Внеклассное мероприятие проходит в виде телевизионной программы "Загадочная Русь". Тема эфира: «Былины. О доблести, о подвигах, о славе».В бы...
Приложения к сценарию "Былины. О доблести, о подвигах, о славе"
Тексты, с которыми выступали былинные герои....
Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»
Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...
Проект "Былины. О доблести, о подвигах, о славе"
Творческий проект учащихся 4 класса...
«БЫЛИНА «ДОБРЫНЯ И ЗМЕЯ»
Предмет – литературное чтениеКласс – 3Тип урока – урок освоении новых знанийНа данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, ...