Конспект урока по литературному чтению «Три товарища» В. Осеева
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Асель Сериковна Пшаева

Конспект урока по литературному чтению "Три товарища" В. Осеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_tovarishcha.docx92.12 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа 21 век»
Класс: 1
Тема урока: «Три товарища» В. Осеева

Цели урока:

1. Развить читательские умения и навыки;

2. Научить детей анализировать поступки других;

3. Подвести детей к пониманию понятий «взаимопомощь», «взаимовыручка», «друг».

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Научатся слушать друг друга и учителя;

2. Научатся оценивать ответ одноклассника;

3. Научатся работать в группе.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Научатся оценивать свою деятельность;

2. Научатся оценивать деятельность других;

3. Научатся выполнять поставленные учителем задачи.

Познавательные:

1. Научатся работать с текстом;

2. Научатся выделять главную мысль произведения;

3. Научатся давать характеристику действиям героев произведения.

Коммуникативные:

  1. Научатся искать в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи, поставленной учителем;
  2. Научатся работать в группе (классе), не мешать другим в ходе работы.

Предметные:

1. Научатся узнавать автора;

2. Научатся сопоставлять автора с жанром произведения;

3. Научатся анализировать заголовок текста;

4. Научатся выделять главную мысль произведения;

5. Научатся давать характеристику героям и их поступкам;

6. Научатся подбирать пословицы и поговорки к главной мысли текста.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

Орг. момент

 Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Повторяют за учителем

Личностные:

1. Научатся слушать друг друга и учителя;

Речевая разминка

Использование Нейротренажера. (это устройства, которые стимулируют работу мозга, благодаря чему происходит улучшение памяти и концентрации внимания.)

Выполняют задания учителя

Подготовка к первичному восприятию текста

Ребята, прочитайте  девиз нашего урока про себя.

 «Жизнь дана на добрые дела».

Один ученик выразительно читает вслух.

 Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Ребята, а какие поступки вы считаете добрыми?

- А вы часто совершаете добрые поступки?

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением уже известного нам автора Валентины Александровны Осеевой «Три товарища». А какие произведения этого автора мы уже изучали?

- О чем пишет свои произведения Валентина Осеева?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении «Три товарища»?

- Ребята, а кто такой товарищ?

- Значит, речь пойдет о трех друзьях?

- Давайте же познакомимся с этим произведением!

О добре и добрых делах, поступках.

Те, которые приносят пользу, помогают кому-то в сложной ситуации, приносят радость и счастье.

Потерянный день

О дружбе и добре

О трех товарищах

Товарищ – это друг

да

Личностные:

1. Научатся слушать друг друга и учителя;

2. Научатся оценивать ответ одноклассника;

3. Научатся работать в группе.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Научатся оценивать свою деятельность;

2. Научатся оценивать деятельность других;

3. Научатся выполнять поставленные учителем задачи.

Познавательные:

1. Научатся работать с текстом;

2. Научатся выделять главную мысль произведения;

3. Научатся давать характеристику действиям героев произведения.

Знакомство с произведением

Чтение учителя. (Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.)

Валентина Александровна Осеева «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Ученики слушают текст произведения

Личностные:

1. Научатся слушать друг друга и учителя;

2. Научатся оценивать ответ одноклассника;

3. Научатся работать в группе.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Научатся оценивать свою деятельность;

2. Научатся оценивать деятельность других;

3. Научатся выполнять поставленные учителем задачи.

Познавательные:

1. Научатся работать с текстом;

2. Научатся выделять главную мысль произведения;

3. Научатся давать характеристику действиям героев произведения.

Коммуникативные:

  1. Научатся искать в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи, поставленной учителем;
  2. Научатся работать в группе (классе), не мешать другим в ходе работы.

Предметные:

1. Научатся узнавать автора;

2. Научатся сопоставлять автора с жанром произведения;

3. Научатся анализировать заголовок текста;

4. Научатся выделять главную мысль произведения;

5. Научатся давать характеристику героям и их поступкам;

6. Научатся подбирать пословицы и поговорки к главной мысли текста.

Проверка первичного восприятия

Ребята, как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?

- Кто является главными героями рассказа?

- Правильно мы с вами предположили, что рассказ будет о трех друзьях?

- Давайте рассмотрим картинку в учебнике!

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/24/s_5d10dd349fcaa/1177859_1.jpeg

- Кто на ней изображен?

- Подходит данное изображение к этому рассказу?

Физминутка

Рассказ, так как описана жизненная ситуация

Школьники - Витя, Коля, Миша, Володя

Да

Ученики рассматривают

Голодный Витя, потерявший завтрак в серединке и Коля с Мишей, уплетающие свои завтраки

да

Личностные:

1. Научатся слушать друг друга и учителя;

2. Научатся оценивать ответ одноклассника;

3. Научатся работать в группе.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Научатся оценивать свою деятельность;

2. Научатся оценивать деятельность других;

3. Научатся выполнять поставленные учителем задачи.

Познавательные:

1. Научатся работать с текстом;

2. Научатся выделять главную мысль произведения;

3. Научатся давать характеристику действиям героев произведения.

Коммуникативные:

  1. Научатся искать в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи, поставленной учителем;
  2. Научатся работать в группе (классе), не мешать другим в ходе работы.

Предметные:

1. Научатся узнавать автора;

2. Научатся сопоставлять автора с жанром произведения;

3. Научатся анализировать заголовок текста;

4. Научатся выделять главную мысль произведения;

5. Научатся давать характеристику героям и их поступкам;

6. Научатся подбирать пословицы и поговорки к главной мысли текста.

2. Анализ текста

2.1. Вторичное чтение (чтение по частям + анализ кусочка текста)

- Ребята, давайте прочитаем рассказ вместе! Сперва найдем в тексте, что произошло с Витей? (поисковое, выборочное чтение)

Что сделал Коля?

Что сделал Миша?

- А как поступил Володя?

«Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.» Витя потерял свой завтрак.

«- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!»

Коля, сказал, что терять завтрак плохо и до обеда еще далеко, сам при этом ел.

«- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.»

Миша дал совет, как нести завтрак и все.

«А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!» Володя поделился завтраком с Витей без вопросов и советов.

2.2. Анализ героев, сюжета

Как вы думаете, Коля и Миша поступили хорошо или плохо?

- Почему? Витя же сам потерял свой завтрак, а Коля и Миша дали ему советы, как этого не допустить впредь?


Нужны были Вите советы ребят или он сам все понял, как вы думаете?

- А как поступил Володя?

Каким был Володя?

Ребята, мы говорили о том, что товарищ – это друг. Как вы думаете, сколько настоящих друзей было у Вити?

- Почему? Другие ребята не были равнодушными, давали советы? Разве это плохо?

А как бы вы поступили в данной ситуации?

Хорошо иметь таких друзей, которые не останутся равнодушными к вашей беде и всегда придут на помощь. Такие люди, как Володя, похожи на солнышко, освещают нашу жизнь, наполняют ее добром и поддержкой!

Плохо

Плохо, потому что они не помогли Вите. Он так и остался голодным.

Не нужны, он все понял, ведь не выпрашивал еду у других, а стоял в сторонке и ждал конца завтрака

Он не давал советов, а помог Вите, поделившись с ним едой

Добрым и щедрым, готовым прийти на помощь, а не читать нотации о том, как не надо делать

Один – Володя

Витя хотел кушать и только Володя ему помог. Советами сыт не будешь

Помогли бы товарищу, поделились бы, как Володя

Личностные:

1. Научатся слушать друг друга и учителя;

2. Научатся оценивать ответ одноклассника;

3. Научатся работать в группе.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Научатся оценивать свою деятельность;

2. Научатся оценивать деятельность других;

3. Научатся выполнять поставленные учителем задачи.

Познавательные:

1. Научатся работать с текстом;

2. Научатся выделять главную мысль произведения;

3. Научатся давать характеристику действиям героев произведения.

Коммуникативные:

  1. Научатся искать в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи, поставленной учителем;
  2. Научатся работать в группе (классе), не мешать другим в ходе работы.

Предметные:

1. Научатся узнавать автора;

2. Научатся сопоставлять автора с жанром произведения;

3. Научатся анализировать заголовок текста;

4. Научатся выделять главную мысль произведения;

2.3. Вторичный синтез

- Ребята, давайте попробуем словесно нарисовать портреты героев рассказа

Образное чтение (от образа к слову).

- Какой персонаж получился у нас наиболее ярким и красочным?

- Почему?

(дети рассказывают придуманные образы).

Володя

Потому что именно он сделал доброе дело.

5. Научатся давать характеристику героям и их поступкам;

3. Обобщение Рефлексия

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

Чему учит нас этот рассказ?


Помните, в начале урока мы с вами вспомнили поговорку: «Жизнь дана на добрые дела»?

- Подходит она к нашему сегодняшнему рассказу?

- Прочитайте пословицы и поговорки. «Друг познается в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей », «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить», «Тот без нужды живет, кто деньги бережет». Какая пословица здесь лишняя, не подходит к теме урока?

«Три товарища» Валентины Александровны Осеевой

Делать добрые дела, помогать товарищам не только советами, а делом

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

6. Научатся подбирать пословицы и поговорки к главной мысли текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В.Осеева-Волшебное слово"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока:В.Осеева «Волшебное слово»Цели: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой "волшебное слово": развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои ...

2 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Осеева. «Волшебное слово».

Тема: В. Осеева. «Волшебное слово».Тип: открытие нового знания.Цель: ознакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Волшебное слово».Планируемые результаты:Личностные: научатся осознавать свои возможност...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Хорошее" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Два пирожных" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Два пирожных" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Два пирожных" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Осеева "Два пирожных" 2 класс...