Совершенствование навыка беглого и осознанного чтения у обучающихся начальных классов.
статья по чтению
Из опыта работы учителя начальных классов. Совершенствование навыка беглого и осознанного чтения у обучающихся начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совершенствование навыка беглого и осознанного чтения у обучающихся начальных классов.
Сделать серьёзные занятия для ребёнка занимательными-
вот задача первоначального обучения»
( К. Д. Ушинский)
Основная педагогическая проблема, над которой я работаю третий год - «Совершенствование навыка беглого и осознанного чтения у обучающихся начальных классов». На протяжении этого времени я старалась изучить пути решения проблемы детского чтения. Почему я занялась именно этой этой проблемой? В наш век, где господствует интернет, телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Скорость и осознание прочитанного является самым важным фактором влияющим на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Как научить детей читать быстро и эффективно? Этот вопрос задаёт наверное каждый учитель. Процесс этот чрезвычайно трудный. В каждом классе всегда есть группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому я стараюсь использовать нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы.
«Чтение — вот лучшее учение». Нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать быстро, выразительно, понимать coдержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Понимая всю значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту коллег в педагогических сообществах, изучила литературу и поняла, что без системы упражнений, которые развивают как речь ребенка, так и его внимание, мышление, память мне не обойтись.
Почему некоторые обучающиеся не понимают смысла прочитанного текста? Их чтение вслух технологически несовершенно, невыразительно. Почему они тяжело понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задания даже при неоднократном прочтении, затрудняются выделить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Из множества причин на первое место следует поставить отсутствие системы целенаправленного формирования навыка чтения обучающихся на начальном этапе обучения.
Навык чтения – это целый комплекс умений и навыков. Это, прежде всего, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Каждый компонент, входящий в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.
Навык чтения складывается из двух сторон – смысловой и технической. Главное место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
1) значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;
2) содержания каждого предложения;
3) содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
4) основного смысла всего содержания текста.
При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т.д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).
Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности.
Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны. Выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.
Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.
Правильность чтения выражается в том, что обучающийся избегает или, наоборот, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повтор букв (звуков), слогов или слов, правильно или ошибочно делает ударение в словах, ошибки в окончаниях.
Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.
Для развития осознанного, беглого, правильного и выразительного чтения я использую специальные упражнения (приложение 1), которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным.
В группу упражнений, направленных на осознанность чтения, включаю логические упражнения, где обучающиеся учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями.
Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся.
Большую роль при чтении отвожу обучению беглости чтения. Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи. Каждый урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, потому что правильное дыхание это основа речи.
Упражнения по выработке выразительности чтения обучающихся вплотную переплетаются с упражнениями по развитию беглости. С целью совершенствования выразительности произношения необходимо проводить работу над произношением звуков, над отработкой дикции, над развитием голосового аппарата, темпа речи. Развитию выразительности чтения мне помогает чтение текста по ролям, по лицам.
Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения ввожу с 1 класса. На уроках невозможно использовать все виды упражнений. Поэтому я их варьирую, усложняю, комбинирую в зависимости от темы урока, возраста учащихся.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, очень важно быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку. Помогают родительские собрания и открытые уроки. Большинство родителей остаются благодарны таким практическим занятиям и нередко признаются в своём неверном подходе, неправильных требованиях к ребенку.
Для того чтобы заинтересовать в результате значимости собственных достижений я придумала такой результативный приём. После проверки техники чтения для поощрения хорошо читающих учеников вручаю «медальки».
Мониторинг работы по формированию у обучающихся навыков беглого и осознанного чтения подтвердил положительную динамику и эффективность реализуемого опыта. В моём классе 8 человек. Исходя из результатов обследования готовности к обучению, проведённого в начале первого года обучения, был сделан вывод: 75 % учащихся не умеют читать и не знают букв. 12,5 % учащихся читают по слогам, путая буквы. Они не понимают смысла прочитанного. И только у 12,5 % сформирован навык чтения.
Наблюдения за учащимися моего класса показали, что у них существует ряд проблем:
- маленький объём слуховых и зрительных восприятий;
- недостаточно сформирована устойчивость внимания;
- словарный запас у учащихся снижен и как следствие плохо развита речь;
- слабо развит артикуляционный аппарат;
- низкий уровень развития мышления и памяти;
- узкий кругозор.
Проверка навыка беглого и осознанного чтения в 1 классе
1 класс | |
Высокий уровень | 1 ч.- 12,5% |
Средний уровень | 2 ч.-25 % |
Низкий уровень | 5 ч.- 62,5% |
Проверка техники чтения в 1 классе показала, что из 8 проверенных учащихся 1 обучающийся читает целыми словами, выразительно, с соблюдением интонации, правильной расстановки ударения, без ошибок, понимают прочитанный текст, отвечают на вопросы по тексту. 2 обучающихся читают целыми словами и по слогам трудные слова, делают 1-2 ошибки в соблюдении интонации и расстановке ударения, понимают прочитанный текст, отвечают на вопросы по тексту. 5 обучающихся читают по слогам, делают ошибки в словах, в соблюдении интонации и при постановке ударения. 2 из них имеют патологию речи.
Проверка навыка беглого и осознанного чтения во 2 классе
2 класс | |
Высокий уровень | 2 ч.-25 % |
Средний уровень | 3 ч.- 37,5% |
Низкий уровень | 3 ч.- 37,5% |
Проверка техники чтения во 2 классе показала, что из 8 проверенных обучающихся, 2 обучающихся читают целыми словами, выразительно, с соблюдением интонации, правильной расстановки ударения, без ошибок, понимают прочитанный текст, отвечают на вопросы по тексту. 3 обучающихся читают целыми словами и по слогам трудные слова, делают 1-2 ошибки в соблюдении интонации и расстановке ударения, понимают прочитанный текст, отвечают на вопросы по тексту. 3 обучающихся читают по слогам, делают ошибки в словах, в соблюдении интонации и при постановке ударения, не понимают прочитанного, не могут ответить на вопросы. 2 из них имеют патологию речи.
Проверка навыка беглого и осознанного чтения в 3 классе
3 класс(1 полугодие) | |
Высокий уровень | 2 ч.- 25% |
Средний уровень | 5 ч.-62,5 % |
Низкий уровень | 1 ч.-12,5 % |
Проверка техники чтения в 3 классе показала, что из 8 проверенных обучающихся, 2 обучающихся читают целыми словами, выразительно, с соблюдением интонации, правильной расстановки ударения, без ошибок, понимают прочитанный текст, отвечают на вопросы по тексту. 5 обучающихся читают целыми словами и по слогам трудные слова, делают 1-2 ошибки в соблюдении интонации и расстановке ударения, понимают прочитанный текст, отвечают на вопросы по тексту. 1 обучающийся читает по слогам, делают ошибки в словах, в соблюдении интонации и при постановке ударения, не понимают прочитанного, не может ответить на вопросы, имеет патологию речи.
Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по работе над совершенствованием навыка чтения.
У учащихся идёт стабильный рост темпа чтения; совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами; уровень понимания текста – высокий; чтение выразительное; уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения; на повышение качества успеваемости; на сохранение качественной успеваемости при переходе на второй уровень обучения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
Такая комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить к нему интерес учащихся, что сказалось на конечных результатах. В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.
Для развития навыка беглого и осознанного чтения необходимо вести целенаправленную работу с 1 класса, подбирая задания, упражнения с учетом возрастных особенностей. Это позволяет не только формировать прочный навык беглого чтения, но и обеспечивает развитие учащихся в целом: их память, мышление, речь и т.д.
Развивая навыки беглости чтения, важно помнить: мы одновременно должны развивать и познавательные психические процессы. Беглость чтения значима только в сочетании с ними. Чем правильнее чтение, тем выше его скорость. Чем быстрее идёт осмысление текста, тем успешнее работа по наращиванию темпа читаемого. Формирование навыка чтения оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка.
Опытом своей работы я неоднократно делилась с коллегами на заседании школьного методического объединения начальных классов и на педагогическом совете на тему «Развитие коммуникативных УУД». Уверена, что если целенаправленно проводить работу по формированию и развитию читательской компетентности и применять разнообразные формы и методы работы, то это будет способствовать повышению качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, повышению техники чтения, формированию стремления к достижению более высокого результата.
Приложение 1
Упражнения для развития навыка беглого и осознанного чтения.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания:
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружени.
Упражнения для развития речевого дыхания:
1.“Разминка”.
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям
2."Футбол".
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
3."Ветряная мельница".
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
4."Снегопад".
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
5.«Задуй свечу»
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Артикуляционная гимнастика.
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания.
Дикция - основа чёткости, понятной речи.
Чтение шёпотом и медленно:
ра-ра-ра - начинается игра
ры-ры-ры - у нас в руках шары?
Чтение тихо и умеренно:
- арка - арца
арта - арда
арла - арба
Чтение громко и уверенно:
- Моль - соль - толь - боль
- Почка - почва - почта
- Дверь - зверь – червь
Тренажёр по технике чтения в таблицах.
Обучающемуся предлагаются таблицы с буквосочетаниями из 2-х, 3-х, 4-х букв и таблицы со слогами из 2-х, 3-х, 4-х.
Некоторые виды работ с таблицами:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Прочитай последовательно строки таблицы.
- Прочитай столбики по выбору учителя (например 1, 4)
- Найди и прочитай заданное сочетание букв (например, оао)
- Прочитай слоги столбиками, выделяя ударный слог по выбору учителя (например 2: му МО мы МА)
- Найди и прочитай слоги в заданном порядке (например мы, мо, ми, му)
- Найди и прочитай одинаковые слоги парами (например ма-ма, мо-мо)
- Найди и прочитай слоги с твёрдым согласным (к таблицам с открытым слогом).
- Найди и прочитай слоги с мягким согласным (к таблицам с открытым слогом).
- Назови лишний слог в строке, столбике.
- Составь слова из элементов таблицы.
Упражнение «Пол-арбуза».
Для упражнения понадобится непрозрачная линейка и текст. Прикрываем линейкой одну строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю или нижнюю часть слов. Задача ребёнка прочитать текст видя только верхнюю или нижнюю часть букв.
Упражнение «Зазеркалье».
Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?
Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.
При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.
Упражнение «Шерлок».
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие: рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак.
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, обучающийся будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся.
Упражнение «Эх раз! Еще раз!»
Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать. Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.
Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.
А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
Упражнение «Птицы прилетели».
Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:
- спокойно;
- радостно;
- громко;
- тихо;
- грустно;
- с раздражением;
- со страхом;
- с издевкой;
- со злостью.
Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. Для упражнения можно взять любую фразу. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Учитель дает объяснение: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, а учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо.
Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
Упражнение «Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. Развитие навыка чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Работа над оперативной памятью веду с помощью зрительных диктантов. Такую методику предложила И.Т.Федоренко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка беглого, выразительного ,осознанного чтения
Презентация содержит основные тезисы выступления на методическом совете....
"Методы и приёмы выработки у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья беглого и осознанного чтения"
Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяется представления детей с ОВЗ об окружающей действительности, обогащаются их наблюде...
Как хорошо уметь читать. Рекомендации для учащихся с нарушениями зрения для формирования навыков беглого и осознанного чтения.
В разработке представлены советы для учителя и ученика по формированию навыка осознанного и беглого чтения....
"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "
quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах" Из опыта работы учителя начальных классов. “Чтение – глав...
Доклад Формирование навыков беглого, правильного, сознательного чтения и пути его совершенствования.
Выступление пед чтении 2021г. Обмен опытом по самообразованию учителя....
Доклад Формирование навыков беглого, правильного, сознательного чтения и пути его совершенствования.
Выступление на пед чтении 2021г. Обмен опытом по самообразованию учителя....