Доклад Формирование навыков беглого, правильного, сознательного чтения и пути его совершенствования.
статья
Выступление на пед чтении 2021г. Обмен опытом по самообразованию учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сурат Викторина Викторовна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад» пгт. Каа-Хем муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва
Тема:
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения
и пути его совершенствования».
Каа-Хем-2021
В своей практике я сталкиваюсь со следующими проблемами:
- ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку домашних заданий;
- очень часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и из-за неправильного интонирования;
- дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном;
- затрудняются кратко пересказать содержание;
- при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не понимают формулировку задания;
Почему возникают те или иные сложности с чтением у детей? Почему читают медленно, читают с ошибками или не понимают смысл прочитанного? Что с этим можно делать? Когда бить тревогу? Когда нужна ребенку активная помощь?
С трудностями при обучении чтению сталкиваются до 22% детей. Эти дети имеют диагноз дислексия (нарушение чтения) или диграфия (нарушение письма).
Дислексия – это избирательное нарушение способности к чтению при сохранении общих способностей к обучению. Это очень важно, что обычно дети, у которого есть дислексия, у них прекрасен, может быть интеллект, они могут быть в чём-то талантливы, но при этом нарушается, именно способность к чтению. Т.е. способность овладеть навыками чтения отчасти нарушена, но общая способность к обучению сохраняется.
Дисграфия – это избирательное нарушение письма, когда ребенок совершает много ошибок. Те или иные ошибки могут быть не только орфографическими, глупыми, странными. Обычно дислексия и диграфия работают вместе.
Анализируя специфические нарушения, симптомы, ошибки на разных группах детей разного возраста исследователи, нейропсихологии пытаются понять, как устроена функциональная система внутри головного мозга, какие отделы вовлекаются в ту или иную деятельность. Речь и чтение как один из видов речевой деятельности. Это очень сложный структурный навык. Понимание компонентов этой структуры позволяет понимать, что сломалась у конкретного ребенка и что является причиной специфических ошибок. И подход с точки зрения, нейропсихологии заключается в том, что поддержать слабое звено за счёт сильных звеньев.
Для преодоления этих проблем учителю, надо знать «Из каких операций состоит процесс чтения?»
- Ребенок должен быть в оптимальном уровне активности (не должен быть сонным или перевозбужденным)
- Движение взгляда по строке (серийная организация движения) это очень важно, потому что есть определенная часть детей, которые наша работа должна быть посвящена именно в формировании этой микрооперации, чтобы весь навык чтения сложился.
- Переработка зрительной и зрительно-пространственной информации (опознание буквы или слова, анализирует конфигурацию пространственное расположение элементов букв).
- Переработка кинестетической информации (отбор артикуляционных движений при чтении вслух)
- Переработка слухоречевой информации (фонематический анализ и синтез, перешифровка графемы в фонему, понимание смысла и запоминание). Развивать слухоречевую память у ребенка, продуктивно работать над технической стороной чтения, различением букв, звуков, работа со смыслом текста.
- Операция программирования регуляции контроля (когда я удерживаю цель деятельности: зачем я читаю, контролирую себя иду по строчкам не пропуская, не перескакиваю, и организую весь сложный ансамбль этих сложных операций, функциональную систему в слаженную работающую команду.
Структурные компоненты чтения связаны с работой отделов головного мозга. Нарушение того или иного отдела головного мозга вызывает системные нарушения, системные поломки разных видов деятельности.
Подкорковые и стволовые структуры поддерживают оптимального уровня бодрствования. Если не поддерживают, то эти дети утомляемые, часто болеют, им надо больше отдыха. (Монгуш Ай-Чурек).
Затылочные отделы связаны со зрительной переработкой информации (опознанием буквы, образов, если шумно, то пытаемся понять о чем написано)
Ассоциативная зона темено-затылочной области связана с переработкой зрительно-пространственной информации (ориентации в плоскости, на листе бумаги)
Височный отдел отвечает переработку слуховой информации (слухоречевой памяти: умение слушать, правильно интонировать во время чтения, правильно читать ударение).
Премоторная область отвечает за движения (кинестетический образ это значит мозг получает обратную связь от двигающих мышц: от артикуляционного аппарата. Артикуляционный образ букв тоже составляющая в обучении чтении в обучении речи в целом. Когда ребенок читает сложные слова активизируется премоторная область головного мозга, которая связана с переработкой кинестетической информации.
Передне-теменные отделы головного мозга – помогает дифференцировать и распознавать буквы, и читать.
При чтении как сложной деятельности вовлекаются предфронтальные отделы лобных долей. Отвечают за оперативную память, пониманием смысла, с пониманием цели текста, все что связана с семантикой, прагматикой, коммуникацией связана с работой именно лобных долей. Помогает ребенку быть внимательным, не пропускать слова, предложения, идти по тексту, определённой последовательности, задумываться. Таким образом, трудности в обучении чтению связана с парциальным отклонением высших психических функций, когда какой-то компонент работает плохо. Он может работать по разным причинам. В детском возрасте одна из частых причин это мозг находится в стадии формировании с другими частями, и исследователи ожидают, что функциональной система будет работать лучше. Если у ребенка есть те или иные трудности, то надо максимально поддержать, чтобы навык чтения формировался в нужное время, без ошибок.
- я использовала различные приемы обучения детей смысловому чтению.
Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста. Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы начальной школы, а также является универсальным учебным действием.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий (УУД):
- в личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; - в коммуникативные УУД - умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
Какова же методика работы с текстом на уроках чтения? Прежде чем говорить об этом, ответим на вопрос: какому чтению мы учим?
Во-первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т. е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Во-вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
В-третьих, необходимо уделять достаточное внимание и чтению про себя.
Итак, этапов работы с текстом будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.
1 этап: Работа с текстом до чтения. Цель - развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов:
Предтекстовые приемы, которые использую перед прочтением текста:
- Оценка текста.
- Отсроченная отгадка.
- Ассоциации.
- Обращение к жизненному опыту.
- Чтение с остановками.
- Антиципация.
- Верите ли вы?
- «Дерево предсказаний».
В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
2 этап: Работа с текстом во время чтения. Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
Приемы, используемые мною при работе с текстом:
- Ключевые слова.
- Прием драматизации.
- Фишбоун.
- Моделирование обложки.
- Составление плана.
- Кластер.
- Составление схемы произведения.
- Диалог с автором.
3 этап: Работа с текстом после чтения. Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - «чтение между строк»):
Послетекстовые приемы работы:
- Толстые и тонкие вопросы.
- Синквейн.
- Аннотация.
- Составление/ разгадывание кроссворда.
- Пересказ.
- Чтение по ролям.
- «Ромашка вопросов».
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать методы и приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Процесс всей учебно-воспитательной работы должен быть пронизан постоянным знакомством учащихся с детскими книгами. Чтение — как раз один из способов развития гибких навыков. «Начитанность» помогает ясно излагать свои мысли, развивает креативность, расширяет словарный запас, развивает зрительную память, способность концентрировать внимание.
В классе организовала уголок чтения, где организуется выставка книг, вывешила список литературы, который надо прочитать, новости из мира литературы. В уголке чтения отмечаются самые активные читатели. Все это позволяет вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности. Для подержания у детей положительной мотивации – поощряла учащихся за любой видимый успех. Для формирования интереса к чтению у детей подключила родителей, что чтение — один из способов отличного времяпрепровождения. Книги в семье могут стать отличной темой для разговора с детьми. Провела беседу с родителями для того, чтобы включили чтение книги в режим дня, обсуждали прочитанное. В школе организовали конкурс «Самая читающая семья», «Лучший читатель детских книг».
Эффективное значение имеет систематическое индивидуальное посещение учащихся библиотеки в удобное для каждого ученика время.
Список литературы
- Кабайт Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками// Международный журнал экспериментального образования,- 2013. — №7. - С. 24-26.
- Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/ 6027_derevojpredskazaniy (дата обращения: 31.03.2017).
- Светловская Н.Н., Пичеоол Т.С. Наука становления личности средствами чтения - общения: Слов.-справочник. - М.: Школа России, 2011. - 103 с.
- Стратегии чтения. Ромашка Блума или Ромашка вопросов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/strategii- chteniya/677-romashka-bluma-ili-romashka-voprosov (дата обращения: 31.03.2017).
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. М.: Академия, 2015.
- Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009.
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.
- Хомская Е. Д., Нейропсихология. Серия: Классический университетский учебник. СПб.: Питер, 2008.
Аннотация к статье
автор В.В. Сурат, учитель начальных классов, МБОУ «Начальная школа – детский сад» пгт. Каа-Хем муниципальный район «Кызылский кожуун»
Статья представляется нам достаточно актуальной, своевременной, в духе современных тенденций, направленных на реализацию ФГОС НОО. В представленной статье автор представляет, как работает головной мозг. Что происходит в процессе чтения, из каких операций состоит процесс чтения, из каких элементов состоит чтение. Без этого нам не понять, почему некоторым детям читать очень и очень сложно.
лучше понимать природу ошибок чтения и подбирать нужные задания для их профилактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...
Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.
Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....
Тема: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Доклад для педчтения: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»...
Доклад Формирование навыков беглого, правильного, сознательного чтения и пути его совершенствования.
Выступление пед чтении 2021г. Обмен опытом по самообразованию учителя....