Презентация "Олимпиадные задания по смысловому чтению"
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Дубровина Марина Борисовна

Данная презентация поможет провести олимпиаду по смысловому чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпиадные задания по смысловому чтению. Разработали учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 322 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Дубровина Марина Борисовна Осипова Нина Васильевна

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.Дидро Результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. По всем трем шкалам, выделенным в исследовании («нахождение информации», «интерпретация текста» и «рефлексия и оценка»), результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран и соответствуют второму уровню грамотности чтения. Из результатов исследования грамотности чтения следует вывод о необходимости поиска более разнообразных и эффективных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата.

Слайд 3

Цель : выявление обучающихся 4 классов общеобразовательных организаций с высоким уровнем сформированности навыков смыслового чтения . Задачи:  Поиск одаренных и талантливых детей, способных быстро и содержательно обрабатывать информацию, создание благоприятных условий для их дальнейшего интеллектуального роста;  Повышение познавательного интереса младших школьников к чтению;  Создание условий для приобретения устойчивого навыка осмысленного чтения.

Слайд 4

Разнообразный характер заданий: Диаграммы; Таблицы; Работа с несплошным текстом; Работа с картой; Работа с текстом (заголовок, план, кластер, синквейн ); Кодирование и декодирование;

Слайд 5

1. Рассмотри внимательно афишу. 2. Выбери верные, на твой взгляд, утверждения и поставь около каждого из них знак «+». Критерии оценки: по 0,5 баллов за каждое правильное утверждение. Максимальный балл 2 .  Это афиша блокбастера «Первые шаги во Вселенную».  Это реклама библиоурока для школьников «Первые шаги во Вселенную».  «Первые шаги во Вселенную» длится 14 дней.  Библиоурок будет длится 1ч 48 мин.  «Первые шаги во Вселенную» длится 13 дней.  Всю необходимую информацию можно узнать на сайте библиотеки.  Библиоурок будет проходить в школах города.  Библиоурок начинается ежедневно в 12.00.

Слайд 6

Рассмотри рекламный плакат выставки цветов. Определи , верны ли утверждения (запиши «да» или «нет»): а) Выставка будет проводиться в Санкт- Петербурге? __________ б) Ежедневно она будет работать 7 час 30 мин? _______ в) На выставке будут представлены экспозиции лилий и гортензий? _____ г) Выставка будет работать 3 дня? _____ д ) На выставке будут проводиться квесты ? _______

Слайд 8

В парке Задание. Ребята в воскресенье отправились на прогулку в парк. На информационном стенде они прочитали, что в парке растут 250 лип, 150 дубов и 300 елей. А) Исходя из данных, заполни таблицу: б) Запиши последовательность своих действий, с помощь к оторых выполнял это задание 1.________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________ 3.________________________________________________________________ в) Пользуясь данными таблицы, выбери и отметь верные утверждения: В парке одинаковое количество хвойных и лиственных деревьев. Лиственных деревьев в парке больше, чем хвойных. В парке растет 700 лиственных деревьев. Лип на 100 деревьев больше, чем дубов. Название дерева Количество

Слайд 9

Прочитать сказку-рассказ совсем непросто: сначала надо расшифровать загадки и лишь потом можно понять смысл сказки ( Белую да седую) провожали за школой, на спортивной площадке. С вечера там горку и снежную крепость сделали. С утра на столб подарки подвесили. Столб ( той, что без ветра шумит) , облили. И началось. Та , ( которая то толстеет, то худеет ), на всю улицу голосит, наигрывает . Дедушки частушки поют, бабушки барыню пляшут, учителя на тех, ( что летом спят, зимой бегут ) вокруг школы катаются. Лошади в ленточках, в колокольчиках. Папы на ледяные столбы за подарками взбираются, вниз соскальзывают. Первоклассники с горки на тех, ( что под гору коняшка , а в гору деревяшка) , катаются. Пятиклассники соревнуются, кто на лбу дольше всех продержит ту, ( которая скручена, связана, на кол посажена, а по двору гуляет). Старшеклассники на ходулях ходят - кто на них быстрее по кружочкам пройдет. На краю площадки один класс снежную крепость берет, которую другой класс отдавать не хочет. Снежки в обе стороны как птицы летают. В сторонке учитель физкультуры и учитель труда "русскую баню" устроили. Теми, ( кто кругом связан, а в бане пляшет, друг друга бьют) - соревнуются, кто быстрее листочки собьет. На столах пироги, бублики, баранки, горки тех, ( которых на сковороду наливают, вчетверо сгибают0. Желтые, круглые, горячие, как летнее солнышко. На подносах те, ( у которых в брюхе - баня, в носу - решето, на голове - пупок, всего одна рука, и та на спине, пар пускают0 . Ешь - пей, сколько собака хвостом вильнет! А с конца площадки чучело Масленицы через костер на веселье поглядывает да посмеивается. И правильно. Чего грустить? Весна на носу!

Слайд 10

Замаскированные слова. В этом тексте перечислены пять общественных мест, куда интересно и полезно ходить в свободное время. Попробуйте их найти и записать. Призвание . Иру Токареву посещало несколько муз. Ей тогда хотелось писать стихи, танцевать, петь, рисовать. Иной раз они возникали перед девочкой все вместе, а третьего дня явилась только Терпсихора – муза танца. «У тебя прекрасные руки, ноги, хороши слух и пластика, но нужны ещё труд и воля. Запомни: балет – цель твоей жизни. С детства ты должна постичь все танцевальные основы. Ставка слишком большая. Занимайся с усердием, пожалуйста, Дионис. С тех пор главным в жизни маленькой балерины стал танец. «Ирка, - звали подруги,- выходи к нам, поиграем в салочки». Но девочка разучивала балетные упражнения. Ирой владела теперь только одна страсть – танцы. (О. Тихомиров)

Слайд 11

Подчеркни поговорки, близкие по своему значению: Без нитки и иголки не сшить сарафанчик. Без верёвки и веник рассыпался. Без клещей кузнец, что без рук. Без столбов не стоит заборчик. Без копейки рубля нет.

Слайд 12

Задание Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну. Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.

Слайд 13

Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу. В России живут люди разных национальностей: русские, татары, чукчи и другие. И, конечно, у каждого народа есть своя национальная культура. В Перми проходил детский фестиваль национальных культур, где собрались вместе ребята разных национальностей, каждый в своем национальном костюме. Русские ребята в сарафанах, косоворотках да лаптях. Татары – в тюбетейках, а чукотские ребята в малицах. Каждый ансамбль выступал со своим национальным инструментом гармошкой, мандолиной и бубном. Там звучали русские, татарские и чукотские песни. А между выступлениями ребята разговорились: татарин говорит: «У нас сейчас идет пост, а завершится он праздником Ураза-байрам, тогда мама обязательно постряпает сладкое блюдо чак-чак ». Русский ребенок отвечает: «У нас пост будет зимой, закончится он тоже праздником, который называется Пасха. На праздник мама приготовит кулич, щи, пельмени». А чукотский мальчик сказал: «Мы отмечаем праздник Белого медведя, когда заканчивается охота на него. А мы любим кушать строганину – это свежезамороженная рыба». Так ребята познакомились с особенностями национальных культур. Националь-ность Национальный костюм Национальный язык Национальное блюдо Национальный праздник Музыкальный инструмент

Слайд 14

1. Прочитай текст. Помоги Вите выбрать одежду для прогулки. Было холодно. Ярко светило солнце. На деревьях зеленели первые листья. Вдруг пошёл снег.

Слайд 15

Прочитай описание старинной детской игры. Составь кратко правила игры с помощью таблицы (заготовка таблицы прилагается). Вот русская игра «В кулика». Скатают из сухой травы небольшой мячик. Считалкой выберут водящего – птицу кулика. Он в сторонку отойдёт, а дети мяч в сухой траве спрячут. Водящий выйдет на поляну, начнёт по траве шарить – мяч искать. Если далеко от мяча отойдёт, дети кричат: «Кулик, кулик, кулик!» если водящий близко от мяча, кричат по-другому: «Травы, травы, травы!» играют, пока «кулик» мяч не найдёт. Количество игроков Выбор водящего Место проведения игры Правила игры Помощь водящему Условия окончания игры

Слайд 16

Задание на понимание главной мысли текста. Текст Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто, ибо за деньги можно купить мягкую постель, но не крепкий сон; вкусную еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список. ( Дзен-буддистская притча). Определи тип речи текста. Сформулируй и запиши тезис. Какие доказательства приводятся для подтверждения этой мысли? (заполни таблицу) 4. Проанализируй информацию в обеих колонках и ответь на вопрос: так что же важно в жизни, если не деньги? Можно купить за деньги Нельзя купить за деньги

Слайд 17

Самое глубокое озеро в мире Байкал – пресноводное озеро на юге Восточной Сибири . Оно расположено на высоте 465 метров и окружено горами. Это самое глубокое озеро в мире: его глубина 1620 метров. В нём самое большое количество пресной воды в мире! (В) него впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. На озере 27 островов. На зиму оно замерзает. В озере обитает 1800 видов животных и растений. На его берегах стоят два города: Слюдянка и Байкальск. Заполни таблицу, используя информацию из текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Сборник заданий по смысловому чтению

Сборник включает в себя задания, направленные на формирование навыка смыслового чтения у учащихся 3 класса....

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...