Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Открытый урок по теме Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzyat_k_uroku.docx | 36.5 КБ |
rabochiy_list.docx | 144.09 КБ |
k_uroku.ppt | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка»;
Задачи: способствовать формированию умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении;
умения через создание системы образов анализировать содержание текста, обеспечить формирование читательских умений и навыков,
развитие литературной речи, умения высказывать собственное мнение о собственных впечатлениях и переживаниях при чтении художественного текста; воспитание нравственных представлений у учащихся.
Формировать УУД:
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Этап урока | Цель | Содержание работы | |
| Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. | (Эпиграф к уроку) Язык дружбы не нуждается в переводе. | Дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Вот новый день и новый час, Введение в тему и постановка задач (вызов) - Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? Что вы можете рассказать о нем? (слова выписывают на доску) Л.Н.Толстой сказки басни былины рассказ худож. научно-познават, писатель - С творчеством какого писателя мы продолжим с вами знакомиться? | («Ворона и лисица» - Крылов, а остальные произведения написал Л.Н. Толстой.) Краткие высказывания детей о жизни и творчестве Толстого |
3. Выявление места и причины затруднения.
Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения | Выявление учащимися места и причины затруднения. Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Методический прием “Предположение”. – Мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н.Толстого. – Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки льва и собачки со стр. - Что вы знаете о льве? О собаке? - Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? - Ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе работы над этим произведением. - Предположите, какое название нового произведения. (ОТКРЫВАЕТСЯ ТЕМА УРОКА НА ДОСКЕ Экран – демонстрация обложки книги «Лев и собачка») - Откройте учебник на стр. 181, 182. Рассмотрите иллюстрации. - В этом произведении встретятся трудные незнакомые слова. Давайте попробуем их объяснить. (слова появляются на экране – по одному) Трудные слова: Лондон – город в Англии. Зверинец – зоопарк. Подле – возле. Барин – состоятельный человек, который имеет особое положение в обществе. Засовы – замки в клетке. - Исходя из названия произведения, трудных слов, иллюстраций, можете вы предположить, о чем это произведение? В какой стране будут происходить действия? В какой период времени? - Автор уточняет жанр этого произведения. Это быль. Что такое быль? Кластер: - Какие рассказы бывают? В чем различие художественных и научно – познавательных рассказов? Приведите примеры «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – сострадание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. - Какую цель поставим перед собой? - Какие задачи, поставим перед собой? - Чтобы решить все эти задачи нам необходимо спланировать наши действия. Восстановите порядок в плане нашей работы. Карточки с записями:
- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем быль | Л.Н. Толстого « Лев и собачка» Высказывают свои предположения Достоверная история Художественный – вызывает чувства, Научно-познават. – сообщает факты (Познакомиться с новым произведение, будем учиться анализировать содержание, давать оценку событиям, характеризовать героев) выясним, что может быть общего между животными |
4.Реализация построенного проекта. Первичное чтение текста | -Я предлагаю вам поработать с текстом. По ходу чтения отмечайте знаки. | Знаки: + - знаю, V – новое, ? – непонятно. | |
Беседа после первичного чтения | ПЕРЕХОДИМ КО 2 ПУНКТУ НАШЕГО ПЛАНА - Верны ли ваши предположения по содержанию рассказа? - Назовите действующих лиц в рассказе - Где происходит действие? - Какой эпизод показался вам самым напряженным - Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа? -Почему чувства такие разные? - О чем это произведение? - Ваша неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст. | Высказывание детей | |
Повторное чтение по частям. Анализ каждой части. («медленное чтение») | обеспечить полноценное восприятие текста. | ПЕРЕХОДИМ К 3 ПУНКТУ НАШЕГО ПЛАНА Методический прием “Чтение с остановками» - Сколько логических частей можно выделить в этом рассказе? - Давайте озаглавим каждую часть и выберем подходящее слово и разберём знаки, которые вы отметили. -Прочитайте первую часть. Какие знаки вы отметили? -Какие чувства вызвал у вас поступок этого человека? -По вашему мнению, что могла чувствовать собачка, и мог ощущать лев? - Как озаглавим эту часть? Какие слова можно подобрать к этой части? (тревога, забота)
-Прочитайте второю часть. Что здесь отметили? -Чему учит нас этот момент? -Как ещё можно сказать, когда полагаешься на друга? -Какие новые персонажи появляются в рассказе? -Как автор относится к ним? - Озаглавьте эту часть. Какие слова можно подобрать к этой части? (доверие) 2. ДРУЖБА ЖИВОТНЫХ ДОВЕРИЕ -Прочитайте заключительную часть. - После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитаем? -Почему он стал себя так вести? -Какие действия предпринимает хозяин? -Чему учит нас этот момент? -С кем сравнивает Толстой льва и собачку? -Найдите и прочитайте слова, в которых автор говорит о них как о людях. - Озаглавьте эту часть. Какие слова можно подобрать к этой части? (тоска) 3. СМЕРТЬ ДРУЗЕЙ ТОСКА Посмотрите на наш план и палитру чувств. 1. Встреча льва и собачки. Тревога, забота 2. Дружба животных. Доверие 3. Смерть друзей. Тоска - Почему меняется палитра чувств? Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ, не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное. | 1. Встреча льва и собачки. 2. Дружба животных. 3. Смерть друзей. Чувство ненависти. Сначала собачка испугалась, приготовилась защищаться, а «лев подошёл и понюхал её» - это дружелюбный жест. Собачка поняла добрые намерения льва и доверилась ему. Знакомство состоялось. Лев принял собачку. Отметим, что животные подружились, теперь живут вместе. Новое, что лев мог делиться своей едой, а собачка играла с ним. -Надо любить окружающих, дружить со всеми. -Чувство доверия, заботы. -Хозяин и барин. -С отвращением. -Он взбунтовался, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может. -Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку. Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину. -Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными. -С людьми. |
5.Включение в систему знаний и повторение. | ПЕРЕХОДИМ К 4 ПУНКТУ ПЛАНА Работа в группах: 1 группа: Животные безмолвны, они не умеют говорить. Предположите, какой диалог мог бы произойти, когда собачку кинули ко льву. Составьте диалог, проиграйте его. 2 группа: Выберите пословицы, которые подходят к этому произведении, обоснуйте свой выбор. Ленивому всегда праздник. Не топор кормит, а работа Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Как волка не корми, он все равно в лес глядит. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Не мил и свет, коли друга нет. 3 группа: Моделирование обложки. Оценивание групп после каждого выступления. - Какая группа справилась с заданием лучше? | ||
7. Обобщающая беседа Рефлексия деятельности | Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю? - Так о чём же эта быль? - Почему эпиграфом урока стала эта пословица? - Какие чувства или мысли у вас возникли после работы над рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка»? - Какие задачи вы ставили в начале урока? - Свой ответ вы можете начать со следующих слов … - Мне захотелось… (продолжить знакомство с творчеством Толстого) Оценка событиям - Я задумался… Характеристика героев- Я понял (а)… Что и животные - Я почувствовал (а)… ПЕРЕХОДИМ К 5 ПУНКТУ ПЛАНА Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)
«Бонус от учителя» | О дружбе, о преданности | |
8. Д.з. | Ребята, которые заработали 4 – 5 баллов могут составить картинный план, придумать другую концовку. 2 – 3 балла – подготовить пересказ Любите животных. |
Предварительный просмотр:
Словарная работа
Зверинец – Барин – Ощетиниться – Бился – Метался – Издохла – Засовы – |
|
Лев Николаевич Толстой
«Лев и собачка»
Что такое быль?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________.
Главные герои:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Проверь себя!
1. Где показывали диких зверей?
а) в Лондоне в) в Москве
б) в Риме г) в Париже
2. Кого, кроме денег, брали за смотренье зверей?
а) мышек в) собак
б) собак и кошек г) кошек
3. Зачем собачонку бросили в клетку ко льву?
а) некуда было деть в) по ошибке
б) льву на съедение г) для компании
4. Что собачка стала делать в клетке?
а) стала махать хвостиком в) стала лаять на льва
б) испугалась г) укусила льва
5. Что лев сделал с собачкой?
а) зарычал на неё в) ударил лапой
б) не обратил на неё внимание
г) смотрел и не трогал
6. Чем лев поделился с собачкой?
а) косточкой в) корочкой хлеба
б) мясом г) сосиской
7. Кто узнал в зверинце свою собачку?
а) девочка в) барин
б) князь г) мальчик
8. Сколько собачка прожила в клетке со львом?
а) месяц в) год
б) неделю г) пол года
9. Что случилось с собачкой?
а) её украли
б) убежала
в) заболела и издохла
г) её продали
10. На какой день умер лев?
а) на пятый в) на десятый
б) на третий г) на шестой
Зачеркни то, где неправда:
1. Собака - дикое животное.
2. Л.Н. Толстой жил в имении Ясная Поляна.
3. Л.Н. Толстой всю жизнь был военным.
4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей.
5. Л. Толстой писал рассказы только для детей.
6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков.
7. Лев – хищное животное.
8. В рассказе «Лев и собачка» он изображён добрым и заботливым.
Выберите пословицы, которые подходят к рассказу:
- Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
- Храброму смерть не страшна.
- Один за всех и все за одного.
- Сила сломит всё, а ум силу..
Нарисуй обложку к книге:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лев Николаевич Толстой
Произведения Л.Н.Толстого
Трудные слова: Лондон – город в Англии. Зверинец – зоопарк. Подле – возле. Барин – состоятельный человек, который имеет особое положение в обществе. Засовы – замки в клетке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.
В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...
Толстой Л.Н."Лев и собачка" урок по чтению 3 класс.
Разработка урока по чтению Толстой Л.Н. "Лев и собачка".3 класс, программа "Школа России"по учебнику "Родная речь" Л.Ф. Климановой....
Урок технологии "Изготовление собачки"
Урок технологии "Изготовление собачки"...
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Конспект "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""...
Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.
На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, что...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
РМО учителей начальных классов....