Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Голованова Ия Ивановна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\чтение.jpg

Рабочая программа по литературному чтению  для обучающихся  3 класса разработана на основе:

  - основной образовательной программой начального  общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

- Программа. Начальная школа. 3 класс. УМК Перспектива. / Л. Ф. Климанова   М. В. Бойкина,  – М.: «Просвещение», 2011.– (Образовательный стандарт).

-учебника «Литературное чтение»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л. Ф. Климанова – М.: «Просвещение», 2017.

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»»;

               

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты 

К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  2. мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  3. первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  4. умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
  5. умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  6. способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
  1. учащиеся получат возможность для формирования:
  1. умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  2. умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  3. умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
  4. умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  2. составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
  3. учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
  4. умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
  1. учащиеся получат возможность для формирования:
  1. учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  5. выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  2. устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  3. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  4. умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  5. самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
  1. учащиеся получат возможность для формирования:
  1. умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  2. умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  3. умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  4. умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  1. составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  2. умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  5. строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  1. учащиеся получат возможность для формирования:
  1. участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  2. готовить самостоятельно проекты;
  3. создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. 

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

  1. Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  2. Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  3. Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  4. самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  5. находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
  1. учащиеся получат возможность для формирования:
  1. умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  2. умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
  3. умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
  4. умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

  1. Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  2. Самостоятельно составлять аннотацию;
  3. Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  4. Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
  1. учащиеся получат возможность для формирования:
  1. Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  2. Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

  1. Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  2. Выявлять особенности героя художественного рассказа;
  3. Выявить особенности юмористического произведения;
  4. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  5. Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  6. Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
  1. учащиеся получат возможность для формирования:
  1. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  2. Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  3. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  4. Сравнивать былину и сказочный текст;
  5. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  6. Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

  1. Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
  2. Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  3. Умения писать отзыв на книгу.
  1. учащиеся получат возможность для формирования:
  1. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
  2. Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников,на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание начального общего образования по учебному предмету.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

-Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

-Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать  на вопросы  по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному  и художественному произведениям.

Чтение вслух. Чтение про себя

- Способ чтения: беглое чтение целыми словами.

- Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.

- Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

- Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту;развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.

-Умение находить информацию в тексте.

-Понимание особенностей разных видов чтения.

Работа с разными видами текста

- Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.

-  Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.

-  Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.

-  Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).

-  Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.

-  Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.

Библиографическая культура

-Книга как особый вид искусства.

-Книга как источник знаний.

-Виды информации в книге.

-Типы книг.

-Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки. Алфавитный каталог.

Работа с художественным произведением

 -Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текстов.

- Слушание текстов в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.

- Восприятие чтения одного и того же текста разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.

- Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.

- Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).

- Побуждение детей к самостоятельному прочтению произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.

- Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.

- Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.

-  Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.

- Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.

- Развитие умения обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.

- Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).

- Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.

- Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.

- Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли. 

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами

-Понимание заглавия произведения.

-Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов.

-Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста.

-Определение главной мысли текста, деление текста на части, определение микротем.

-Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. 

Умение говорить (культура речевого общения)  

- Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.

- Формирование выразительности речи: выбор интонации (тона, темпа речи, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения (что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.); умение передать один и тот же текст с различным подтекстом ( восхищением, удивлением и т. д.) с помощью учителя.

- Формирование умения давать оценку прочитанного.

- Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

-Осознание монолога как формы речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи)

-Соблюдение норм письменной речи.

-Использование в письменной речи выразительных средств языка.

-Написание сочинений-миниатюр, отзывов о книге, небольших рассказов с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

-Произведения устного народного творчества разных народов.

-Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.

-Жанровое разнообразие произведений.

-Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

 Литературоведческая пропедевтика

- Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

-Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.

- Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.

- Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.

- Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.

- Развитие умения выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).

                 

Творческая деятельность 

- Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.

- Развитие умения составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).

-Интерпретация текста литературного произведения.

- Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем произведении.

-Выражение своего отношения и формулирование его в слове.

Тематическое планирование

по литературному чтению 3 класс (УМК «Перспектива»)

4 ч в неделю, 136 часов в год


Тема

Дата

Примечание

план

факт

1

Книги, прочитанные летом

2

Первопечатник Иван Фёдоров

3

 «Мы идём в музей книги».

4

 «Жизнь дана на добрые дела».

5

Н. Носов «Огурцы»

6

Н. Носов «Огурцы»

7

М. Зощенко «Не надо врать»

8

М. Зощенко «Не надо врать»

9

Л. Каминский «Сочинение».

10

Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу.

11

 «Надо любить и жалеть людей...». М. Зощенко «Через тридцать лет»

12

 «Мы идём в библиотеку»

13

Проверочная работа по разделу

14

«Наш театр». В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...»

15

«Наш театр». В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...»

16

 «Маленькие и большие секреты  страны Литератургии».

17

Контрольная работа по литературному чтению.

18

«Волшебные сказки». Урок работы с книгой

19

 «Герои волшебной сказки».

20

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

21

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

22

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

23

 «Дерево держится корнями, а человек друзьями».

24

Русская народная сказка «Летучий корабль».

25

Русская народная сказка «Летучий корабль».

26

Русская народная сказка «Летучий корабль».

27

 «Мы идём в библиотеку».

28

Проверочная работа по разделу

29

Морозко. Русская народная сказка

30

Белая уточка. Русская народная сказка.

31

 «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению»

32

 «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению»

33

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».

34

Обобщающий урок.

35

Проверочная работа по разделу

36

«Я познаю мир». Энциклопедии и справочники.

37

К. Паустовский «Барсучий нос».

38

К. Паустовский «Барсучий нос».

39

Герой художественного и научно-популярного текста. Текст «Барсук» из справочника.

40

Весёлые стихи для детей. Характер героя в поэтическом тексте. Средства создания образа героев.

41

В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

 42

О.Полонский Муравьиное царство

43

Сравнение художественного и научно-познавательного текста.

44

Мастерская писателя.

45

«Пусть летают бегемоты...».  Творчество Тима Собакина.

46

«Мы идём в библиотеку».

47

Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка

48

Н.Носов Карасик

49

Проверочная работа по разделу

50

 «Мы идём в библиотеку». Стихи и рассказы о природе.

51

Стихи и рассказы о природе.

52

М. Горький «Воробьишко»

53

 «Маленькие и большие секреты страны Литератургии».

54

Обобщающий урок по теме «Люби всё живое».

55

Контрольная работа по литературному чтению

56

Картины русской природы. И. Шишкин «Зима в лесу»

57

Н. Некрасов «Славная осень!..».

58

М. Пришвин «Осинкам холодно...». Ф. Тютчев «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

59

«Мы простились с запоздалой вереницею гусей...». И. Бунин, А. Фет, В. Поленов.

60

 «Ах, какая снежная, белая метель». Урок развития речи.

61

«Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей.

62

 К.Бальмонт «Снежинка»

63

К.Паустовский «В саду уже поселилась осень»

64

«Маленькие и большие секреты страны Литератургии»

65

Проверочная работа по разделу

66

А. С. Пушкин «Мороз и солнце! День чудесный...»

67

А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Опрятней модного паркета…»

68

Репродукции картин

П. Брейгеля и И. Сурикова.

69

Обобщающий урок.

70

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

71

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

72

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

73

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

74

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

75

Урок театр.

76

И.Я.Билибин

77

 «А вы, друзья, как ни садитесь,  всё в музыканты не годитесь...».  Басни И. Крылова.

78

«Слон и Моська» И. Крылов

79

 «Чиж и голубь» И. Крылов

80

 «Любовь моя ко Льву Николаевичу Толстому как бы всосалась в кровь и кости мои...».

81

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

82

Л.Н.Толстой «Лебеди»

83

Л.Н.Толстой «Акула».

84

 «Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей.

85

Волга и Вазуза

86

Как гуси Рим спасли

87

Проверочная работа по разделу

88

«Наш театр».  И. Крылов «Квартет»

89

А.Барто  Квартет

90

 «Маленькие и большие секреты страны Литератургии». Обобщающий урок.

91

Контрольная работа по литературному Чтению

92

«Спи, моя Снегурочка...». В. Даль

93

В. Даль «Девочка Снегурочка»

94

«Нам даром, без труда ничего не даётся…»  В. Одоевский

95

В. Одоевский «Мороз Иванович»

96

 «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь...». Из сборника «Алёнушкины сказки».

97

Д.Мамин-Сибиряк

«Сказка про Воробья Воробевича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

98

Переводная литература для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

99

Переводная литература для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

100

Переводная литература для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

101

 «Законы джунглей». Р. Киплинг

102

«Законы джунглей».  Р. Киплинг

103

Р. Киплинг «Маугли»

104

Дж. Родари «Волшебный барабан»

105

Дж. Родари «Волшебный барабан».

106

«Мы идём в библиотеку». Зарубежные  сказки.

107

«Мы идём в библиотеку» Русские сказки.

108

 «Мы идём в библиотеку».Зарубежные и русские сказки.

109

Тим Собакин. Лунная сказка

110

Ю.Коваль Сказка о серебряном соколе

111

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок.

112

Наш.театр. С.Михалков. Упрямый козленок

113

Проверочная работа по разделу

114

Картины родной природы.

115

Б. Заходер «Что такое стихи?

116

И. Соколов – Микитов «Март в лесу»

117

А. Майков «Весна»,Е. Волков «В конце зимы»,

118

Е. Пурвит «Последний снег»

119

С. Есенин «Сыплет черёмуха», «С добрым утром»

120

 «Весенняя гроза».  Ф. Тютчев

121

О. Высотская, З. Александрова                    « Одуванчик»

122

М. Пришвин «Золотой луг»

123

А. Толстой «Колокольчики мои,цветики степные…»

124

Саша Чёрный «Летом».

125

Ф. Тютчев «В небе тают облака»

126

«Мы идём в библиотеку».Обобщающий урок

127

«Мы идём в библиотеку». Обобщающий урок

128

Г.Юдин. Поэты

129

Я.Аким Как я написал первое стихотворение

130

Проверочная работа по разделу

131

Проверочная работа по разделу

132

Проверка техники чтения

133

Итоговая контрольная работа по литературному чтению.

134

Итоговая контрольная работа по литературному чтению.

135

Что читать летом

136

Как читать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...