Родная литература
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по родной литературе для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnaya_literatura.docx | 59.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в программе воспитания МБОУ СОШ №54.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 3 класса разработана в соответствии с основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» (УМК «Школа России») для 1 – 4 классов, Москва «Просвещение» 2015 год. а также учебников для общеобразовательных учреждений: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. М.Просвещение 2018 год.
Общая характеристика учебного предмета «Родная литература»
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной
форме, грамотного читателя. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с коммуникативной задачей. Обучающиеся на уроках получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Курс «Родная литература» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту.
Цели изучения учебного предмета «Родная литература»
Цели: расширение представлений о родной литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родной литературы; формирование познавательного интереса к чтению; совершенствование умений работать с текстом и коммуникативкных умений.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование причастности к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений;
- участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса.
Место учебного предмета «Родная литература» в учебном плане
Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 3 классе и рассчитана на 34 часа
(1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;
- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- самостоятельно формулировать систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять план решения вопросов совместно с учителем;
- работать в соответствии с заявленным планом;
- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
– корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
– работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
– адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;
– участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
– ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
– понимать структуру построения рассуждения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– уважать мнение собеседников;
– принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;
– проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности.
Предметные результаты
- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного произведения;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно - популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Содержание учебного предмета «Родная литература»
«Книги - мои друзья»
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
«Жизнь дана на добрые дела»
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. М. Зощенко. Не надо врать. Притчи.
«Волшебная сказка»
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью».
«Картины русской природы»
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Н.Некрасов «Славная осень». М.Пришвин «Осинкам холодно». Ф.Тютчев «Листья».
Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. С.Есенин «С добрым утром!» О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум».
Тематическое планирование по родной литературе
3 класс
№ п/п. | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Характеристика деятельности учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Книги - мои друзья | 6 | Детская образовательная платформа «iSmart» Платформа «Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс» |
— формирование потребности в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
|
2 | Жизнь дана на добрые дела | 6 | ||
3 | Волшебная сказка | 10 | ||
4 | Картины русской природы | 12 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
[1] Данный вид деятельности формирует базовые ценностно-смысловые ориентации и коммуникационные навыки на каждом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад : « О реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в начальной школе .»
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средст...
«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»
laquo;Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного ур...
Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс
Рабочая программа по родной литературе на родном языке (русском) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России.
Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России....