Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Зинина Татьяна Романовна

Тема урока: Знакомство с произведением В.А. Осеевой «Волшебное слово». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_po_proizvedeniyu.docx288.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема урока: Знакомство с произведением В.А. Осеевой «Волшебное слово».

Тип урока: урок «усвоения» нового знания.

Цель урока: способствовать полноценному восприятию рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово», формировать представление о добром и вежливом отношении к другим, создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения инсценировать.

Задачи: создать условия, для того, чтобы учащиеся: развили представление об образе – персонаже как одном из средств выражения художественной идеи:

  1. учились выявлять мотивы поведения персонажей, соотносить обстоятельства и поступки героев, анализировать их;
  2. овладели системой читательских умений;
  3. учились использовать интонацию для передачи отношения к описанным событиям;
  4. учились различать реплики героев и автора, читать в соответствии со своей ролью;
  5. овладели УУД:
  • учились выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий (выбор интонации и выразительных средств языка для передачи смысла произведения при чтении);
  • учились участвовать в беседе, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» часть 2 - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Ход урока

Организационный  этап

Действия педагога

Действия учащихся

-Здравствуйте, дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Речевая гимнастика

ША-ША-ША – мама моет малыша,

ШУ - ШУ – ША – я письмо пишу,

АШ – АШ – АШ – у Марины карандаш,

 ЩА – Ща – Ща – мы несем домой леща,

АЩ – АЩ – АЩ – мы наденем плащ.

Слушают учителя, улыбаются.

Оценивают готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы изучали с Вами произведение В.А. Осеевой «Хорошее». На дом Вам было дано творческое задание – нарисовать иллюстрацию к данному произведению. Какие иллюстрации у Вас получились?

(Выставка рисунков)

- Посмотрите, какие красивые у нас получились рисунки. Каждый получает «5» за рисунок.

Демонстрация выполненных иллюстраций.

Подготовка к восприятию произведения

-Каждый утро просыпаясь, заходя в школу, класс, встречая друг друга на улице вы приветствуете всех словами. Давайте же вспомним эти слова и назовём их.

-Как мы называем такие слова?

- А вы знаете историю происхождения слова «вежливый»?

Сейчас я Вам расскажу.

(Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Вежество – качество ценное и обязательное. Это прежде всего приличное поведение и уважительное отношение. Поэтому раньше учили вежеству в школах наряду с грамотой. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость»).  Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми.

-Как по-другому называют вежливые лова?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- И сегодня мы с Вами продолжаем знакомство с творчеством В.А. Осеевой и познакомимся с произведением «Волшебное слово».

Ребята отвечают учителю на вопросы.

(доброе утро, здравствуйте, привет, добрый день…)

Вежливые слова.

Нет.

Волшебные.

О волшебных словах.

Первичное восприятие

Чтение рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово» учителем.

Картинка на слайде

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2115052/db859d95-4e59-4bf8-a1f7-ff198c4995a2/s1200?webp=false

Ребята слушают учителя.

Выявление особенностей первичного восприятия

Понравился ли вам рассказ? Все ли было понятно?

Менялось ли ваше настроение по ходу чтения?

Кто из персонажей вам понравился? Почему?

Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

Отвечают на вопросы учителя.

«Пожалуйста»

Постановка учебной задачи

В рассказе есть разнообразные герои, их реплики. Давайте представим, что вы актеры, которые пришли в театр, чтобы прорепетировать предстоящее выступление. Что для этого нужно сделать?

Распределить роли. Подумать, как и почему нужно прочитать слова персонажей и автора.

(Учитель заранее готовит карточки с репликами, которые потом раздаёт ребятам, когда будут распределены роли)

Вторичное восприятие и анализ текста

Прочитайте начало рассказа (до эпизода, когда Павлик побежал домой).

-Какое впечатление у вас сложилось о мальчике.

Какой он?

-Докажите словами из текста.

- Каким вы увидели старика?

-Кого он вам напоминает? 

- Почему он стал расспрашивать мальчика?

-Что случилось с Павликом? 

- Почему у него возникло желание убежать из дома?

- Как вы понимаете выражение «чуть не поддал хорошенько»?

- Как меняется интонация (голос) Павлика в общении со стариком?

 

Как старик отвечает мальчику?

Какие необходимо использовать движения при чтении реплик Павлика?

Какие необходимо использовать движения при чтении реплик старика?

Скажите, ребята, каким образом помог старик Павлику?

Прочитайте рассказ до конца.

После разговора со старичком, как Павел подошел к Лене, что ей сказал и с какой интонацией?

Как отреагировала Лена на обращение Павлика? Почему в этот раз дала брату краску?

Ребята, что означает слово «стряпает»?

Как отреагировала бабушка на волшебное слово внука? С каким голосом и интонацией?

Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?  Как брат отреагировал?

Как автор относится к Павлику? Каким голосом необходимо читать слова автора.

Как вы считаете, почему вдруг все выполнили просьбы Павлика?

Изменился ли мальчик после того, как стал говорить волшебное слово? Что хорошего с ним произошло?

Какой реквизит нам понадобится для репетиции ролей?

(Учитель заранее заготавливает реквизит).

Грубый, невоспитанный

Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, стукнул кулаком.

Спокойный, добрый, внимательный.

Волшебника

Он хотел помочь.

Его все обижали, и никто не понимал.

Чуть не ударил.

Сперва Павел отвечает грубо, хамит старику («Подвиньтесь», «А вам- то что?»), потом с обидой на родных («Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!», «Никто меня не жалеет!»), потом удивленно, заинтересованно (А почему вы всё спрашиваете?, Какое слово?), далее с ухмылкой «Я попробую».

Спокойно, рассудительно, не ругает мальчика за грубость, а пытается помочь, дать совет.

(Покосился, сжал кулаки, стукнул кулаком по скамейки)

(Подвинулся, разгладил бороду).

Он рассказал Павлику о волшебном слове.

Глядя ей в глаза, тихим голосом сказал: «Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…»

Удивилась и смущенно ответила. Спокойным, приятным голосом. Она дала брату краску, т.к. он вежливо попросил, а не грубил, как в прошлый раз.

(готовить пищу).

Обрадовалась, засияла,

Ласково ответила, доброжелательно, с любовью.

Обращение к брату за обеденным столом.

Брат усмехнулся, потрепал мальчика. Он взял брата с собой кататься на лодке.

По-доброму, даёт ему испытания, не осуждает его.  Спокойным, не спешить.

Он обращался со всеми внимательно, по-доброму, ласково, а не обижал и не хамил.

Мальчик изменился, стал вежливым, чутким и др. Он осознал, что вежливостью можно добиться большего, чем грубостью.

(Краски, посуда и др.)

Распределение ролей.

Выступление ребят.

Обобщение

Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?

Почему так важно говорить «волшебные слова»?

К чему привело доброе и вежливое отношение Павлика к людям в конце рассказа? Автор рассказа хотел нас только познакомить со словом «пожалуйста» или к чему-то призывает?

Нужно ли использовать вежливые (волшебные) слова в жизни?

В сад же он бежит за тем, чтобы поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку.

Если ты будешь вежлив к окружающим, то и они будут вежливыми к тебе. «Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» – это не только слова. С помощью этих слов мы проявляем уважение к человеку.

Они стали относиться к нему по-доброму, выполнять его просьбы.

Доброе отношение к людям, вежливость приносят радость, рождает доброе отношение к самому себе.

Рефлексия

Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите солнышко;

- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то поднимите солнышко с тучкой;

- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите тучку.

Добрые, волшебные слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Дарите всем по солнышку –

Частичку света, доброты.

Дарите людям, как цветы!

Слова любви и нежности

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/11/s_5bbf6f5969bac/967772_3.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/11/s_5bbf6f5969bac/967772_4.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/11/s_5bbf6f5969bac/967772_5.jpeg

Домашнее здание

Составить синквейн на тему: «Вежливые слова», на листе А4, творчески оформить (раскрасть, приклеить разнообразные картинки) к следующему уроку по литературному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

Конспект урока по литературному чтению "Буква ь" Школа России

Структура урока «Открытие нового знания»                   КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ...

Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)...