Урок литературного чтения в 3 классе на тему "Е.Благинина "Кукушка", "Котенок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Аджиева Бэлла Арсеновна

Урок литературного чтения в 3 классе на тему "Е.Благинина "Кукушка", "Котенок"

Конспект урока + презентация к уроку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blaginina_3_kl_chtenie.docx22.9 КБ
Файл презентация к уроку1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Е.Благинина «Кукушка», «Котенок» 3 кл

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

I. Организация начала урока

Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

– Настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнемся друг другу.

Повторяют хором слова

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка.

1.На дом было задано выразительно читать  стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Если».

- Кто желает прочитать стихотворение выразительно наизусть?

Ребята вы, когда-нибудь были в лесу?

Давайте сейчас мы с вами перенесемся в лес (видео) что вы чувствуете? Какие звуки слышите? А кто из живых существ поет в лесу?

Верно, мы слышим кукушку

Давайте немного разомнемся с вами и прочитаем небольшой стишок про кукушку

2.Речевая разминка.

Взгрустнулось кукушке

На дальней опушке,

И ветер разносит по лесу: ку-ку!...

Наверное, нет у кукушки подружки:

Сидит и кукует одна на суку.

Какие буквы отчетливо слышится?

А сейчас попробуйте проговорить скороговорку:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

- Начинайте читать в медленном темпе с переходом в быстрый.

Мы не зря говорим о кукушке, как вы думаете почему?

Отвечают на вопросы учителя

Читают на оценку

Да/нет

Чувствуем спокойствие, слышим сверчков, пение птиц

Кукушка

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Ш, к, ж

Наверное мы будем изучать произведение под названием Кукушка

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

- Определим автора, с творчеством которого мы будем сегодня знакомится

АНИНИГАЛБ

- Какова тема урока?

- Какую главную цель мы перед собой поставим:

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. А. Благининой.

Отгадывают автора

Благинина

Благинина «Кукушка»

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Биография Е. А. Благининой

Елена Александровна Благинина  (1903- 1989)

Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.

В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.

- Что вы знаете о кукушке?

 Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов. Обыкновенные кукушки гнёзд не строят, яйца подбрасывают в чужие гнёзда. Но кукушек следует причислить к полезным пернатым, т.к. они уничтожают, массу насекомых – вредителей древесных насаждений.

 К тому же они своим кукованием приносят людям радость, как бы подчёркивая очарование наступившей весны. Кукушка очень заботливая мать. Она долго выбирает кому подложить свои яйца.

Слушают рассказ подготовленных учеников, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.

V. Работа над содержанием стихотворения «Кукушка».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения.

3. Анализ.

4.Физкультминутка.

5.Повторное чтение.

1.Проводит словарную работу.

–перед тем как прочитаем стихотворение Благининой, давайте разберем слова, значение которых может вызвать у вас затруднения

Попробуйте объяснить значение слов, записанных на доске.

Блаженствую – отдыхаю.

Простосердечный – добрый.

Отзывный(устар.) – звучащий или произносимый в ответ на что-либо.

2.Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

3.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

-С каким чувством поэтесса говорит о кукушке?

– Что вспоминаете, о чем думаете вы, заслышав голос кукушки?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какие эпитеты использует Елена Благинина? (Голос кукушки – заунывный, простосердечный и отзывный.)

4.Физкультминутка

5. Прочитайте стихотворение выразительно.

– От чьего лица ведется рассказ в стихотворении «Кукушка»?

– Что вы думаете о мальчике?

– Как он относится к природе, животным, птицам?

1.Работают с толковым словарем.

2.Прослушивают текст.

3. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.Отвечают на вопросы учителя. Аргументируютсвою точку зрения.

4.Выполнять двигательные упражнения. 5.Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

VI. Работа над содержанием стихотворения «Котенок».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения.

3. Анализ содержания

4. Повторное чтение.

1.Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Загляденье (разг.) – кто-либо или что-либо, отличающееся необыкновенной красотою, на кого или на что можно заглядеться, кем или чем можно залюбоваться.

Досыта(разг.) – до насыщения, до сытости, вдоволь.

Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь).

2.  А сейчас друг другу прочитайте стихотворение «Котенок».

3.-Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)

— Что вы думаете об этой девочке?

— Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)

— О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)

— Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.)

-Понравилось вам стихотворение?

-Как вы думаете, почему автор так назвал его?

4.Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Где нашла девочка котенка? (В саду.)

– Что делал котенок в саду? Прочитайте.

– Почему котенок мяукал и дрожал?

– Что сделала девочка? (Взяла котенка домой, накормила.)

– Прочитайте строчки, в которых говорится, каким стал котенок.

1.Работают с толковым словарем.

2.Работа в парах.

3.Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

4.Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

VII. Итог урока. Рефлексия

- О чём стихотворения Елены Александровны Благининой? (О животных)

 - Чему научили нас прочитанные стихи?(Любить животных,относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду)

  -     А кто уже запомнил это стихотворение?

  -    Прочитайте стихотворение наизусть.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вот звонок нам дал сигнал- поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем!

Слайд 3

Взгрустнулось кукушке на дальней опушке, и ветер разносит по лесу: ку-ку! Наверное нет у кукушки подружки сидит и кукует одна на суку

Слайд 4

Кукушка кукушонку купила капюшон надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон

Слайд 5

АНИНИГАЛБ РАСШИФРУЙТЕ ФАМИЛИЮ АВТОРА БЛАГИНИНА

Слайд 6

Е.Благинина «Кукушка», «Котенок» ТЕМА УРОКА

Слайд 7

Цели урока: Расширить знания о жизни и творчестве Е.Благининой Познакомиться с ее стихотворениями «Кукушка», «Котенок» Развивать выразительность и правильность чтения

Слайд 8

Елена Александровна Благинина Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны. Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт. В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала « Мурзилка », где печатались такие поэты, как Маршак, Барто , Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина.

Слайд 10

Словарная работа Блаженствую- Простосердечный - Отзывный - добрый отдыхаю звучащий или произносимый в ответ на что-либо

Слайд 12

Анализ прослушанного Понравилось ли вам произведение? С каким чувством поэтесса говорит о кукушке? Что вспоминаете или о чем думаете вы, заслышав голос кукушки? Попробуйте выразить ваше мнение о произведении одной фразой От чьего лица ведется рассказ? Что вы думаете о мальчике? Как он относится к природе, птицам?

Слайд 13

Словарная работа Загляденье - Досыта - Ненастный- до насыщения, до сытости, вдоволь кто-либо или что-либо отличающиеся необыкновенной красотой, на что можно заглядеться, залюбоваться дождливый, пасмурный

Слайд 14

Я нашла в садy котёнка. Он мяyкал тонко-тонко, Он мяyкал и дpожал . Может быть, его побили, Или в дом пyстить забыли, Или сам он yбежал ? День с yтpа стоял ненастный, Лyжи сеpые везде… Так и быть, звеpёк несчастный, Помогy твоей беде! Я взяла его домой, Hакоpмила досыта… Скоpо стал котёнок мой Загляденье пpосто ! Шеpсть — как баpхат , Хвост — тpyбой … До чего ж хоpош собой! Е. Благинина «Котенок»

Слайд 15

Анализ стихотворения Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? Что вы думаете об этой девочке? Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? Понравилось ли вам это стихотворение? Как вы думаете почему автор так назвал его? Где нашла девочка котенка? Почему котенок мяукал и дрожал? Найдите и прочитайте строчки в которых говорится каким стал котенок после того как его забрала девочка

Слайд 16

О чем стихотворения Е.Благининой? Как вы думаете почему она так много пишет о животных? Чему научили вас прочитанные сегодня стихи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Л.Н.Толстой быль "Котенок" урок литературного чтения 2 класс

Учебное занятие разработано с использованием технологии ИОСО (работа в группе по позициям)...

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширение знаний детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.Планируемые результаты: Предметные: з...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема: «Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок»»

Цели деятельности: формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством Е.А. Благиной  и ее произведений;Планируемые результатыПредметные:Знать: автора произведения, основную мысл...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Е.А. Благинина "Кукушка", "Котенок". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширение знаний о жизни и творчестве Е.А. Благининой, формирование выразительного чтения и анализа стихотворений Е.А. Благининой, воспитывать любовь к животным и природе.П...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Е.Благинина Кукушка, Котенок"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Е.А. Благинина «Кукушка» , «Котёнок» . Цели деятельности учителя:  формирование представлений о жизни и творчестве Е.А. Благи...