Конспект урока по чтению 1 класс Разделительные ь и ъ знаки
план-конспект урока по чтению (1 класс)
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu_1_klass_razdelitelnye_i_znaki_avtosohranennyy.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению 1 класс
Тема: «Разделительные ь и ъ знаки»
Цнль урока: познакомить с новой ролью разделительного ь и новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости согласного звука.
Формируемые УУД
Познавательные:
1.Осознавать разделительную функцию ь и ъ.
2.Добывать новые знания
3.Формировать навык осознанного выразительного чтения
4. Преобразовывать информацию, анализировать изучаемые факты, осуществлять сравнение, классификацию.
5. Производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.
Коммуникативные:
1. Доносить свою позицию до других, приводить аргументы, обосновывать своё мнение.
2. Быть готовым изменить свою точку зрения и принять другую позицию.
3. Строить понятные высказывания, задавать вопросы.
2. Читать про себя тексты учебника, слушать других, искать ответы на вопросы, ставить к тексту свои вопросы, проверять себя, отделять нужную информацию, выделять главное.
Личностные:
1. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
2. Интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям).
3. Придерживаться принятых норм поведения на уроке, этических норм общения и сотрудничества.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинается урок.
Стали ровно, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Сейчас у нас урок обучения грамоте. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, познакомимся с новыми буквами. Но сначала давайте вспомним то, что мы уже знаем.
- Актуализация
Продолжим путешествие по замечательной стране Грамматике, которая открыла для нас множество секретов и знаний, которые позволили нам научиться читать, писать. Но не все секреты раскрыты. Поможет нам в раскрытии нового необычный герой. Прежде, чем вы увидите его, давайте вспомним то, что вы знаете, и это нам поможет в изучении нового
Что это?
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно.
На какие группы делятся звуки? Какие звуки мы называем гласными?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.
С помощью чего мы произносим гласные звуки? На какие две группы можно разделить все гласные звуки?
Какие звуки мы называем согласными?
С помощью чего мы произносим гласные
звуки?
Какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Что мы встречаем при произношении этих
звуков?
Что мы встречаем при произношении этих звуков?
Прочитайте слоги. Как нужно произносить согласный и гласный звуки ? Дополните, чтобы получились слова.
ля мя ня ря
лё мё нё рё
лю мю ню рю
ле ме не ре
ли ми ни ри
Каждая буква обозначает звук. Но с нами на уроке будет необычная буква. Вы с ней уже знакомы.
Эта буква – хитрый знак
Не назвать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь.
Без пожара, просто так?
Это буква – ... мягкий знак.
Что вы можете сказать об этой букве? Прочитайте слова и измените их с помощью буквы ь:
Мол -…, мел - …, кон - …, пенки – пен..ки, шест - …
3. Работа по теме
Так вот, оказывается, что у ь есть старший брат. Что это за старший брат, вы узнаете, если справитесь со следующим заданием.
Однажды попал мальчик (надо сказать, что был он ленивый, безответственный и безграмотный) не по своему желанию, а по воле букв, которые он неправильно читал, писал в словах, но при этом всегда говорил: «И так сойдёт» в волшебную страну Грамматику. Чтобы вернуться домой, ему нужно исправить хотя бы некоторые, из когда-то допущенных им ошибок.
Забил коля. Пю сок.
Что же у него получилось? Давайте поможем исправить ошибки и вернуться домой. Кто догадался? Нам, действительно, может помочь буква. Что же это за волшебная буква, которая совершит такое сказочное превращение?
(если дети затрудняются, помогает учитель)
Это разделительный ь. Почему его так называют? Какую функцию он выполняет в слове? Где он стоит в слове? Как произносится согласный звук?
4.Физкультминутка.
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И тихонечко уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5.Работа по учебнику
Обратимся к нашему учебнику. Посмотрите внимательно на рисунок и на схему, которая дана ниже. Схема какого слова? Проанализируйте схему. Звуко-буквенный анализ
Сколько слогов в этом слове и какие?
1 слог ударный, состоит из слияния мягкого согласного [л] и гласного [и]. Следующий [т] твёрдый. Во втором слоге первый звук [т’]-мягкий и слияние [й] и [а].
Почему звук [т’]-мягкий? А давайте прочитаем это слово без ь знака. Такого слова не существует.
Оказывается ь знак не только обозначает мягкость согласного звука, а еще играет важную роль. Он разделительный – разделяет согласный и гласный звуки.
Что особенного вы заметили во втором слоге? (Буква я даёт слияние двух звуков [й] и [а]). Прочитайте слова, которые напечатаны ниже. Составьте к ним схемы. Что вы заметили? (Если гласная буква, обозначающая мягкость согласного звука, стоит после разделительного ь, то она даёт два звука, первый из них звук [й]).
Давайте прочитаем слова, которые даны в учебнике и ещё раз обратим внимание на особенности написания и произношения слов, в которых встречается буква разделительный ь.
Чтение с доски:
лью вью семья вьюга чьи
пью шью варенье вьётся
- Повторите ещё раз, какой можно сделать вывод о разделительном мягком знаке?
Какие ещё слова встретились на странице учебника? Давайте их прочитаем. Что особенного вы в них заметили? Какая новая буква встретилась? В чём её особенность? Где она стоит в слове? Какие звуки даёт гласная буква, стоящая после ъ? Значит, у разделительного ь есть брат, который отличается от него только твёрдым характером.
Был мягкий знак высоковат.
Сказала буква строю:
-Эй, наклонись немного!
И так согнулся он чудак,
Что превратился в «твёрдый знак»
ъ – хитрый знак, не сказать его никак .
Он не произносится, а в слово часто просится.
Было сели, стало – съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объяснение,
И подъезд, и объявление.
Значит, теперь вы сможете помочь мальчику исправить и другие ошибки:
Сел кашу. Веду сёмку. Обявил каникулы.
Какие буквы помогли нам справиться с заданиями? Что вы о них можете сказать? Где они стоят в слове? Какую роль выполняют?
И мягкий знак, и твёрдый знак вперёд не могут встать никак,
Но пусть они не обижаются, что с них слова не начинаются.
Как ни старайся, ни вертись, без этих букв не обойтись.
Ни в речи, ни в письме, ни в споре, ни в самом кратком разговоре.
Давайте прочитаем, что написано в «Азбуке» про ъ и ь знаки.
(Чтение стихотворений)
Чтение с доски:
подъехал съела
съехал съёмка
въехал объяснил
отъехал съюлил
Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.
6.Закрепление. Работа со словами с разделительным ь и ъ.
Откройте «Азбуку» на странице …
Давайте прочитаем слова и докажем, что в некоторых из них нужно писать разделительный ь.
Что получается без него?
7. . Физкультминутка. Словарный мяч.
Игра «Доскажи словечко»
1. Снежная буря, метель – это … (Вьюга)
2. Мастерская по изготовлению одежды - это ... (Ателье)
3. Недоеденные куски – это ... (Объедки)
4. Домики для пчел – это … (Ульи)
5. Отец, мать, дети все это ….(Семья)
6. Есть грибы ядовитые, а есть ...(Съедобные)
7. Ягоды, сваренные в сахаре – это … (Варенье)
8. Мясной отвар – это …(бульон).
9. Растолковать, сделать понятным – значит …(объяснить)
10. Вход в жилой дом – это … (подъезд).
11. Грибы, которые можно есть людям – это грибы … (съедобные).
- Что объединяет все слова-отгадки? (есть разделительные Ъ и Ь знаки)
8.Работа над многозначными словами
Обратимся опять к «Азбуке»
Над каким стихотворением будем работать? Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь? Прочитайте про себя это стихотворение. Вызванный ученик читает вслух. Так о каком же ключе идёт речь? Какие бывают ключи? А какие еще вы знаете ключи? Слово одно, а значения разные. Приведите примеры таких слов.
9. Работа над стихотворением .
Какое стихотворение будем читать? О чём в нём пойдёт речь? У кого может быть хвост?
Читает подготовленный ученик.
У кого хвосты бывают? Для чего хвосты нужны?
Найдите слова, где встречается ь знак. (Есть, бьёт). В слове есть какую роль здесь играет ь? Ь знак обозначает мягкость согласного звука. А в слове бьёт ? Разделительную.
Какие буквы мы сегодня изучили? Ъ и Ь знак.
Что мы узнали про эти буквы? Они не обозначают никакой звук.
Чем интересен ь знак? Ь знак обозначает мягкость согласного звука и выполняет разделительную функцию: разделяет согласный и гласный звуки.
А какую роль играет ъ? Ъ обозначает твёрдость согласного звука и разделяет согласный и гласный звуки.
Приведите примеры слов с ъ и ь
Ь знак обозначает мягкость
согласного звука и
разделительную.
Разделительную.
Сможем ли мы на следующих уроках применять и использовать знания, приобретенные сегодня?
10.Итог урока.
Кто хорошо понял тему?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- Какое задание вызвало затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"
Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...
Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте "Слово-знак. Знаки городов Золотого кольца. Закрепление изученных букв."
"Слово – это знак. Знаки городов Золотого кольцаЗакрепление изученных букв."Данный конспект урока может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям детски...
Конспект урока во 2 классе "Разделительные Ь и Ъ знаки"
Конспект урока русского языка во 2 классе "Разделительные Ъ и Ь знаки" по уч. Поляковой, ОС Л.В. Занкова...
Конспект урока для 3 класса " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")
Конспект урока " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")...
Урок литературного чтения в 1 классе "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
Урок по УМК "Школа России" в игровой форме знакомит учащихся с особенностями твёрдого и мягкого знаков....
Конспект урока во 2 классе " Разделительный мягкий знак"
Конспект урока " Разделительный мягкий знак"...
Конспект урока по теме “Написание разделительных ь и ъ знаков"
Конспект уроку по теме "“Написание разделительных ь и ъ знаковя" УМК "Перспектива" 2 класс...