Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Стихотворение Р.Сефа «Совет»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Программа и УМК :

 

УМК «Школа России»

Учебник «Литературное чтение»,  1 класс, ч.2

Тема урока: Знакомство со стихотворением  Р.Сефа «Совет»

 

Цель урока:  овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями);

 

 Задачи урока:

-создание  оптимальных  условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, опираясь на стихотворения  поэта Р.Сефа;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Р.Сеф «Совет»172.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе  по  теме

«Стихотворение Р.Сефа  «Совет», составленный  Васильевой Натальей Владимировной,

учителем МБОУ «СОШ г.Светогорска»

Программа и УМК :

УМК «Школа России»

Учебник «Литературное чтение»,  1 класс, ч.2

Тема урока: Знакомство со стихотворением  Р.Сефа «Совет»

Цель урока:  овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями);

 Задачи урока:

-создание  оптимальных  условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, опираясь на стихотворения  поэта Р.Сефа;

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для  восприятия  и  небольшие  по  объёму  прозаические и стихотворные произведения со скоростью не менее 20 слов в минуту;
  • различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, иллюстрациям;

Личностные результаты:

-приобретение эстетического  опыта  слушания,  чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы;

-осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

-потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

-формулирование  с помощью учителя цели урока:

-умение работать  со  схемами;

Коммуникативные:

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Регулятивные:

самоорганизация:

—        планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

—        выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

—        устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Методы и формы организации обучения

        

-Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы  и главной мысли произведения, анализ заголовка.

-Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста;

-Выразительное чтение по ролям диалогов героев;

-Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нравственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения.

Виды организации учебной деятельности:

-работа в группах;

-фронтальная работа;

-работа с иллюстрацией;

-работа с таблицей;

- творческое задание;

- беседа;

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:

- субъективное оценивание ( наблюдение, самооценка);

-словесная объяснительная оценка;

Оборудование: учебник « Литературное чтение» 1 класс 2 часть, раздаточный материал, презентация, ПК и мультимедийный проектор;


Подробный сценарий урока

  1. Орг. момент ( 1 мин)

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?

( Интересным, познавательным…)

- А что для этого надо делать?

( Быть активными, внимательно слушать учителя и друг друга…)

II. Работа с текстом до чтения (6-7мин)

1). Определение темы урока

19

6

22

с

е

ф

- У каждого из вас на парте лежит ребус. Цифры соответствуют порядковому номеру буквы алфавита. Впишите соответствующую букву в клеточку и получите слово, воспользуйтесь подсказкой.

( У каждого ребёнка есть алфавит)

- Что же у вас получилось?

(СЕФ)

- А кто- нибудь знает значение этого слова? Предположите, что это или кто?

(может, какой-то прибор;

мне кажется слово связано с морем;

имя героя какого-то рассказа;)

- Предлагаю внимательно послушать Сашу, она поделится своими знаниями.

(Заранее подготовленная ученица рассказывает о поэте)

(СЕФ – это фамилия детского  поэта, писателя, переводчика  Романа Сефа. Но если говорить точнее, это псевдоним.

Напомню, что  псевдоним - это вымышленное имя, которое человек или группа принимает на себя для определенной цели.

Настоящее имя – Роальд Семёнович Фаермарк.

Родился Роальд Семенович 6 октября 1931, в Москве. Мальчик  ещё не умел читать и писать, а уже пытался   сочинять стихи.

В четыре года написал:

"Берёза ждёт мороза!

Мороза ждёт береза!!" –

это было его первое  стихотворение.

В 11 лет (1942г.) бежал на фронт... До фронта не добежал, мальчишку, поймали и вернули.

Роман Сеф "испробовал" много профессий: был шофёром, штукатуром, слесарем, изучил

английский язык, переводил стихи и прозу.)

 

- Хочу добавить, что Р.Сефа можно назвать талантливым человеком.  Сеф разрабатывает новые формы книг для детей. Например, в книжке-игре «Я сам» есть задания, мини-анкеты, вопросы, стихи.

 По  произведениям  Р.Сефа сняты мультфильмы,  он писал песни для кинофильмов.

По его пьесам поставлены спектакли  более чем в 30 театрах, среди них: «Емелино счастье» и «Две Бабы-Яги».

Роман Сеф прожил непростую, но интересную жизнь. К сожалению, в 2009 году в возрасте 77 лет умер.

- Подведем итог этого этапа урока.

-Что нового узнали?

(Роман Сеф –  детский поэт.  Сеф- это псевдоним. И т.д )

- Предположите, тему урока.

(Знакомство и работа со стихотворениями  Р.Сефа)

- Оцените работу Саши. Понравился ли вам рассказ, интересно ли было слушать?

( Саша, ты подготовила познавательный рассказ о Романе Сефе. Мне было интересно слушать. Спасибо.)

III. Работа с текстом во время чтения. (8-9 мин)

1. Чтение стихотворения «Совет » наизусть учителем.

- Я прочитаю стихотворение Р.Сефа , а вы внимательно послушайте и скажите,

с каким настроением я буду читать стихотворение?

СОВЕТ

Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно —
Это
Очень
Опасно.

2. Первичный анализ.

- С каким настроением я читала?

( С грустным, печальным )

- Можно ли сказать, что я читала выразительно?

(Да, можно.)

- Расшифруйте, что значит  выразительно?

( Целым словом;

без ошибок;

сохраняла лог паузы;)

-Можно сказать – АРТИСТИЧНО.

- Найдите стихотворение в учебнике.

3. Анализ

- Подготовьтесь читать стихотворение выразительно, над непонятными словами поставьте галочку простым карандашом.

- Какие слова непонятны?

(осколки, напрасно)

- Кто может объяснить значение слова осколки?

(Осколки - кусочки, части, фрагменты от целого предмета)

- В тексте осколки  от чего?

( от посуды)

- Кто может объяснить значение слова напрасно?

( Бесполезно, зря)

( Все остальные слова нам знакомы)

- Докажите, что мы читаем стихотворение, а не прозаический текст.

( Это стихотворение, так как есть рифмы: блюдце- разобьются,…)

- Какое главное событие  случилось в стихотворении?

 ( Поссорились чашка и блюдце)

- Что произойдет, если они не помирятся?

(В кухне, на полке, будут лежать осколки.)

-Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Мне кажется, она не подходит. Вы сказали, что в стихотворении говорится о чашке и блюдце, а нарисованы девочка и мальчик?

( Подходит.  Девочка и мальчик тоже поссорились.  Если они не помирятся, то их дружба будет разбита, как и посуда.)

-  А почему автор назвал стихотворение «Совет»?

( Не стоит  ссориться напрасно. Дружбу надо беречь.)

4.Работа в парах.

– Прочтите друг другу выразительно это стихотворение, соблюдая знаки препинания.

После чтения покажите мне зеленый сигнал, если у вашего товарища получилось читать выразительно.

 

IV. Работа с текстом после чтения. (1 мин)

- С какой же целью  написано стихотворение?

( Мы должны стараться не ссориться, дружбой надо дорожить)

V. Творческое задание. (20 мин)

Работа в группах

-Совместные дела укрепляют дружбу. Я предлагаю  провести конкурс на лучшее прочтение стихотворений Р.Сефа. В группе надо договориться и  распределить строчки стихотворения, подготовиться их выразительно  прочитать.

- Давайте обсудим, как будете читать?

(Целым словом;

без ошибок;

сохранять логические паузы)

- Работайте дружно, помогайте друг другу.

- Если группа прочитает стихотворение артистично, то можно аплодировать.

1.Подготовка к чтению.

Учащиеся в группах готовятся читать стихотворения ( у каждого есть текст). Дети сами распределяют строчки, договариваются о способе чтения ( хором, по цепочке, по ролям ) и готовятся читать,  я направляю работу и помогаю   ученикам, у которых  есть затруднения.

В мой дом,
Я сам
Не знаю как,
Ворвался
Гражданин сквозняк.
Бушуя,
Словно лютый зверь,
Он распахнул
Входную дверь,
На скатерть
Посадил пятно
И тут же
Выскочил
В окно.
Потом
Он прыгнул
На чердак.
С тех пор
На чердаке сквозняк.

Дорога

Может стать дорогой
Север,
Может стать дорогой
Юг,
Может стать дорогой
Море,
Может – небо,
Может – луг.

Как прекрасно
Жить на свете,
Как прекрасно
Быть в пути –
Было бы желанье ехать,
Плыть,
Лететь
Или идти.

На свете всё
На всё
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;

Журавль –
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я – на тебя,
А ты –
На маму.

Зонтики

– Как сделать триста зонтиков? –
Спросил у мамы мальчик.

Она ему ответила:
– Подуй на одуванчик.

Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.

Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.

Если ты
Ужасно гордый,
Если ты
Ужасно твердый,
Но нечаянно обидел
Маму
Среди бела дня,
Оставаясь
Очень гордым,
Независимым
И твердым,
Под вечер
Шепни ей тихо:
– Мамочка,
Прости меня…

2. Выступление групп.

- Рассмотрите иллюстрации на слайде, выберите подходящую к вашему стихотворению.

https://img.youtube.com/vi/mBuJ4Mfs2Ec/0.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02e4/000fcddb-e6bba9f0/img3.jpg

- Оцените выступление.

(Спасибо.  Ребята читали выразительно, мне понравилось. Но Феде надо читать чуть громче.)

- С какой целью провели конкурс?

(Получить удовольствие, узнать другие стихотворения поэта )

VI Итог.(1мин)

- Что нового узнали?

- Какой  этап урока понравился больше остальных?

VII Рефлексия (1 мин)

- Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А кто из вас захотел почитать другие стихотворения Романа Сефа , встаньте, пожалуйста?

- Где же вы возьмете книги?

( В школьной библиотеке, интернете, домашней библиотеке)

-Обязательно возьмите и прочитайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки".

Представлен урок,  выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чурако...

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение Давида Самойлова «Красная осень».

Представлен урок,  выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и презентация. Предмет. Литературное чтение, 4 кл...

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение И. С. Никитина "Русь"- гимн родной земле".

Данный урок разработан по последним требованиям ФГОС. Тип урока - урок открытия новых знаний.В разработке указаны формируемые УУД. Исползуется проблемно - диалогический метод обучения, групповая работ...

Урок литературного чтения 4 кл Стихотворение Клычкова А.С."Весна в лесу". Картина Крымова Н.П. "К весне". Сравнение произведений литературы и живописи

МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН С ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, СОПРОВОЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ОДНОИМЁННОЙ ПАПКЕ. ТИП УРОКА: УРОК-ИССЛЕДОВАНИ...

технологическая карта урока литературное чтение Тема " Лирические стихотворения Ф.Тютчева "

Разработка урока для 2 класса по теме "  Лирические стихотворения Ф.Тютчева  "...

Урок литературного чтения . Работа над стихотворением "Розы" И.Бунин

Конспект урока позволяет проводить интересную работу над лирическими стихами....