Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Стихотворение Р.Сефа «Совет»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Программа и УМК :
УМК «Школа России»
Учебник «Литературное чтение», 1 класс, ч.2
Тема урока: Знакомство со стихотворением Р.Сефа «Совет»
Цель урока: овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями);
Задачи урока:
-создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, опираясь на стихотворения поэта Р.Сефа;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Р.Сеф «Совет» | 172.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе по теме
«Стихотворение Р.Сефа «Совет», составленный Васильевой Натальей Владимировной,
учителем МБОУ «СОШ г.Светогорска»
Программа и УМК :
УМК «Школа России»
Учебник «Литературное чтение», 1 класс, ч.2
Тема урока: Знакомство со стихотворением Р.Сефа «Совет»
Цель урока: овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями);
Задачи урока:
-создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, опираясь на стихотворения поэта Р.Сефа;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения со скоростью не менее 20 слов в минуту;
- различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
- ориентироваться в книге/учебнике по обложке, иллюстрациям;
Личностные результаты:
-приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы;
-осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
-потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
-формулирование с помощью учителя цели урока:
-умение работать со схемами;
Коммуникативные:
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
Регулятивные:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
Методы и формы организации обучения
-Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы и главной мысли произведения, анализ заголовка.
-Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста;
-Выразительное чтение по ролям диалогов героев;
-Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нравственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения.
Виды организации учебной деятельности:
-работа в группах;
-фронтальная работа;
-работа с иллюстрацией;
-работа с таблицей;
- творческое задание;
- беседа;
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:
- субъективное оценивание ( наблюдение, самооценка);
-словесная объяснительная оценка;
Оборудование: учебник « Литературное чтение» 1 класс 2 часть, раздаточный материал, презентация, ПК и мультимедийный проектор;
Подробный сценарий урока
- Орг. момент ( 1 мин)
-Каким бы вы хотели видеть наш урок?
( Интересным, познавательным…)
- А что для этого надо делать?
( Быть активными, внимательно слушать учителя и друг друга…)
II. Работа с текстом до чтения (6-7мин)
1). Определение темы урока
19 | 6 | 22 |
с | е | ф |
- У каждого из вас на парте лежит ребус. Цифры соответствуют порядковому номеру буквы алфавита. Впишите соответствующую букву в клеточку и получите слово, воспользуйтесь подсказкой.
( У каждого ребёнка есть алфавит)
- Что же у вас получилось?
(СЕФ)
- А кто- нибудь знает значение этого слова? Предположите, что это или кто?
(может, какой-то прибор;
мне кажется слово связано с морем;
имя героя какого-то рассказа;)
- Предлагаю внимательно послушать Сашу, она поделится своими знаниями.
(Заранее подготовленная ученица рассказывает о поэте)
(СЕФ – это фамилия детского поэта, писателя, переводчика Романа Сефа. Но если говорить точнее, это псевдоним.
Напомню, что псевдоним - это вымышленное имя, которое человек или группа принимает на себя для определенной цели.
Настоящее имя – Роальд Семёнович Фаермарк.
Родился Роальд Семенович 6 октября 1931, в Москве. Мальчик ещё не умел читать и писать, а уже пытался сочинять стихи.
В четыре года написал:
"Берёза ждёт мороза!
Мороза ждёт береза!!" –
это было его первое стихотворение.
В 11 лет (1942г.) бежал на фронт... До фронта не добежал, мальчишку, поймали и вернули.
Роман Сеф "испробовал" много профессий: был шофёром, штукатуром, слесарем, изучил
английский язык, переводил стихи и прозу.)
- Хочу добавить, что Р.Сефа можно назвать талантливым человеком. Сеф разрабатывает новые формы книг для детей. Например, в книжке-игре «Я сам» есть задания, мини-анкеты, вопросы, стихи.
По произведениям Р.Сефа сняты мультфильмы, он писал песни для кинофильмов.
По его пьесам поставлены спектакли более чем в 30 театрах, среди них: «Емелино счастье» и «Две Бабы-Яги».
Роман Сеф прожил непростую, но интересную жизнь. К сожалению, в 2009 году в возрасте 77 лет умер.
- Подведем итог этого этапа урока.
-Что нового узнали?
(Роман Сеф – детский поэт. Сеф- это псевдоним. И т.д )
- Предположите, тему урока.
(Знакомство и работа со стихотворениями Р.Сефа)
- Оцените работу Саши. Понравился ли вам рассказ, интересно ли было слушать?
( Саша, ты подготовила познавательный рассказ о Романе Сефе. Мне было интересно слушать. Спасибо.)
III. Работа с текстом во время чтения. (8-9 мин)
1. Чтение стихотворения «Совет » наизусть учителем.
- Я прочитаю стихотворение Р.Сефа , а вы внимательно послушайте и скажите,
с каким настроением я буду читать стихотворение?
СОВЕТ
Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно —
Это
Очень
Опасно.
2. Первичный анализ.
- С каким настроением я читала?
( С грустным, печальным )
- Можно ли сказать, что я читала выразительно?
(Да, можно.)
- Расшифруйте, что значит выразительно?
( Целым словом;
без ошибок;
сохраняла лог паузы;)
-Можно сказать – АРТИСТИЧНО.
- Найдите стихотворение в учебнике.
3. Анализ
- Подготовьтесь читать стихотворение выразительно, над непонятными словами поставьте галочку простым карандашом.
- Какие слова непонятны?
(осколки, напрасно)
- Кто может объяснить значение слова осколки?
(Осколки - кусочки, части, фрагменты от целого предмета)
- В тексте осколки от чего?
( от посуды)
- Кто может объяснить значение слова напрасно?
( Бесполезно, зря)
( Все остальные слова нам знакомы)
- Докажите, что мы читаем стихотворение, а не прозаический текст.
( Это стихотворение, так как есть рифмы: блюдце- разобьются,…)
- Какое главное событие случилось в стихотворении?
( Поссорились чашка и блюдце)
- Что произойдет, если они не помирятся?
(В кухне, на полке, будут лежать осколки.)
-Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Мне кажется, она не подходит. Вы сказали, что в стихотворении говорится о чашке и блюдце, а нарисованы девочка и мальчик?
( Подходит. Девочка и мальчик тоже поссорились. Если они не помирятся, то их дружба будет разбита, как и посуда.)
- А почему автор назвал стихотворение «Совет»?
( Не стоит ссориться напрасно. Дружбу надо беречь.)
4.Работа в парах.
– Прочтите друг другу выразительно это стихотворение, соблюдая знаки препинания.
После чтения покажите мне зеленый сигнал, если у вашего товарища получилось читать выразительно.
IV. Работа с текстом после чтения. (1 мин)
- С какой же целью написано стихотворение?
( Мы должны стараться не ссориться, дружбой надо дорожить)
V. Творческое задание. (20 мин)
Работа в группах
-Совместные дела укрепляют дружбу. Я предлагаю провести конкурс на лучшее прочтение стихотворений Р.Сефа. В группе надо договориться и распределить строчки стихотворения, подготовиться их выразительно прочитать.
- Давайте обсудим, как будете читать?
(Целым словом;
без ошибок;
сохранять логические паузы)
- Работайте дружно, помогайте друг другу.
- Если группа прочитает стихотворение артистично, то можно аплодировать.
1.Подготовка к чтению.
Учащиеся в группах готовятся читать стихотворения ( у каждого есть текст). Дети сами распределяют строчки, договариваются о способе чтения ( хором, по цепочке, по ролям ) и готовятся читать, я направляю работу и помогаю ученикам, у которых есть затруднения.
В мой дом, | Дорога Может стать дорогой Как прекрасно |
На свете всё Журавль – | Зонтики – Как сделать триста зонтиков? – Она ему ответила: |
Осина В саду осеннем, Вот почему | Если ты |
2. Выступление групп.
- Рассмотрите иллюстрации на слайде, выберите подходящую к вашему стихотворению.
- Оцените выступление.
(Спасибо. Ребята читали выразительно, мне понравилось. Но Феде надо читать чуть громче.)
- С какой целью провели конкурс?
(Получить удовольствие, узнать другие стихотворения поэта )
VI Итог.(1мин)
- Что нового узнали?
- Какой этап урока понравился больше остальных?
VII Рефлексия (1 мин)
- Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А кто из вас захотел почитать другие стихотворения Романа Сефа , встаньте, пожалуйста?
- Где же вы возьмете книги?
( В школьной библиотеке, интернете, домашней библиотеке)
-Обязательно возьмите и прочитайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки".
Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чурако...
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение Давида Самойлова «Красная осень».
Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и презентация. Предмет. Литературное чтение, 4 кл...
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение И. С. Никитина "Русь"- гимн родной земле".
Данный урок разработан по последним требованиям ФГОС. Тип урока - урок открытия новых знаний.В разработке указаны формируемые УУД. Исползуется проблемно - диалогический метод обучения, групповая работ...
Урок литературного чтения 4 кл Стихотворение Клычкова А.С."Весна в лесу". Картина Крымова Н.П. "К весне". Сравнение произведений литературы и живописи
МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН С ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, СОПРОВОЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ОДНОИМЁННОЙ ПАПКЕ. ТИП УРОКА: УРОК-ИССЛЕДОВАНИ...
технологическая карта урока литературное чтение Тема " Лирические стихотворения Ф.Тютчева "
Разработка урока для 2 класса по теме " Лирические стихотворения Ф.Тютчева "...
Урок литературного чтения . Работа над стихотворением "Розы" И.Бунин
Конспект урока позволяет проводить интересную работу над лирическими стихами....