Технология творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения
статья по чтению (4 класс)
Познакомить с активными методами обучения на уроках литературного чтения. Расширение словарного запаса, развитие творческого воображения, памяти через работу с пословицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Технология творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения.
Цель: познакомить с активными методами обучения на уроках литературного чтения.
Задачи:
1.Дать понятие активных методов обучения.
2.Какие методы применяю в своей практике.
3.Вывод.
1.Понятие активных методов обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Они строятся на практической направленности, игровом и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению.
Технология творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения включает несколько этапов. Она требует формирования следующих основных умений:
1.Выделения концепта (мыслей текста), внимания к слову.
2.Прогнозирования.
3.Диалог с текстом.
4.Включение воображения.
2. Практическая часть.
Я хочу рассказать, на каком материале можно формировать выделения концепта (мыслей текста), внимания к слову.
Выделить главную мысль – это значит осознать её в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень её значимости.
Наиболее ясно это проявляется в пословицах и загадках.
Приведу примеры приёмов, заданий, упражнений для работы с пословицами.
1. Собери пословицу. (Развитие литературного вкуса и логического мышления)
Не, пирогами, изба, а, красна, углами, красна.
Варианты могут быть разными.
Не изба, а красна углами, красна пирогами.
Не пирогами красна изба, а углами.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
-Подумайте, почему именно третий вариант остался в памяти народной?
2. «Крокодил с головой петуха». (Развитие литературного вкуса и логического мышления)
-Нужно найти соответствие между «головой» и «хвостом», чтобы получилась пословица.
Хозяин весел – при матери добро.
При солнышке тепло – и гости радостны.
3.Найди лишнюю пословицу. (Понимание смысла прочитанной информации, нахождение общего и различного)
Хвастать – не косить, спина не болит.
Не спеши языком, торопись делом.
Язык до Киева доведёт.
От слова до дела сто перегонов.
(Лишняя 3 пословица, в остальные пословицы сводятся к тому, что не всегда слова совпадают с делами).
4.Найди пару. (Понимание смысла прочитанного, логическое мышление)
Кто грамоте обучен, тому не пропасть.
Руби дерево по себе.
Знания никому не в тягость.
По Сеньке и шапка.
По смыслу 1-3, 2-4.
5. Антипословицы. (Закрепление знаний слов-антонимов)
Угадай пословицу (или составь сам).
Мужик на повозку, коню тяжелее.
(Баба с возу, кобыле легче).
6. «Перевод с русского на русский». (Расширение словарного запаса, знакомство с толковым словарём).
Цыплят по осени считают.
Цыплята – домашние птицы; по осени – время после летнего периода; считают – занимаются математическими расчётами.
В Результате получается:
Математическими подсчётами, связанными с домашними птицами, лучше заниматься после летнего отпуска.
А теперь сделаем наоборот – зашифрованную пословицу переведём в исходное состояние:
1.Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного лесного зверя. (Трусливому зайке и пенёк – волк).
Одна из частей суток до прихода другой становится похожей на нить клубка при том условии, что большую часть времени вы будете бить баклуши. (Долог день до вечера, коли делать нечего.
7. «Картинка + рассказ + пословица. (Развитие творческого воображения).
Каждому даются сюжетные картинки и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил произвольную пословицу. Можно представить перед классом одну картинку, а пословицы дать разные.
8. «Изобрази пословицу пантомимой. (Возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, на умение «читать» их).
Можно проводит в парах, группой, индивидуально.
9. «Нарисуй пословицу». (Развитие творческого воображения).
Каждому ребёнку выдаётся своя пословица. Он делает к ней рисунок. Показывает рисунок, дети отгадывают и запоминают пословицу. На следующем занятии учитель показывает рисунок, а дети стараются вспомнить пословицу к нему.
10. «Изобрази пословицу схемой». (Развитие творческого воображения).
Многих детей пугает, что нужно что-то нарисовать. В этом случае выручают схемы и пиктограммы.
11. Изображение пословицы нестандартными средствами.
Ниточки, камешки, палочки и т.д. Попробуй выложить, изобразить с их помощью пословицу. Затем все пословицы вывешиваются на доске, ребятам надо найти соответствие между ними. В конце озвучиваются ответы.
12. «Продолжи пословицу». (Развитие памяти детей)
Произнести начало пословицы, а дети должны продолжить её.
Ученье свет - … (неученье тьма).
В гостях хорошо - … (а дома лучше).
Не имей сто рублей - … (а имей сто друзей).
Вывод.
Эти и другие приёмы и упражнения очень помогают в работе с детьми разного возраста. Подобная методика использования пословиц в образовательном процессе способствует индивидуально-творческому развитию детей, и особенно развитию речи, творческого воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств. Формы проведения могут быть разными: индивидуальные, парные, групповые.
Литература
- Анциферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 1983.
- Носкова А.Б., Петрова Ю.Т. Виноградова Е.А., … Современный урок в начальной школе. Опыт, идеи, рекомендации//Издательство «Учитель» - Волгоград, 2011.
- Волина В.В. Поговорки для Егорки // Издательство «Олма-Пресс» - М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения
Представьте себе на минуту, что человек не может фантазировать… Дети не услышали бы сказок, не звучали бы песни, не рождались гениальные произведения искусства, не было бы научных открытий. Воображени...
Развитие навыка чтения и творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения
Развитие навыка чтения....
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»
Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...
Творческий отчет по самообразрванию на тему: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения"
Творческий отчет...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что...