Литература на родном языке. 3 класс. Л.Н. Толстой " Русак"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приемы активизации учеников.Свой урок строила  в соответствиии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Н. Толстой «Русак»

Цели урока: 

Создать условия для:

  • ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Русак»
  • совершенствования навыка чтения
  • формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
  • развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы и собственные достижения;
  • воспитания чувства любви и бережного отношения к природе.

Универсальные учебные действия:

Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.                  Ход урока

1. Организационный момент.

Литературное чтение- прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ-

Мы учим их- они учат нас.

-Как вы понимаете эти строки?

2. Мотивация

 Я вам предлагаю самим угадать автора и название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться.

  1. Великий русский писатель, который писал рассказы о детях и животныхи жил в Ясной Поляне.

- Да, верно, это Лев Николаевич  Толстой

3. Беседа о Л. Н. Толстом

Что вы знаете о нем?

Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Отец его – помещик, в молодости служил в армии, потом поселился в Ясной Поляне, мать – очень образованная женщина, знала 4 иностранных языка, много читала, увлекалась сказками, даже сама их сочиняла. Умерла она, когда маленькому Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой и мы их с удовольствием читаем.

4.Постановка темы урока  

-Для того, чтобы узнать название произведения, которое мы сегодня будем читать, нам необходимо  вспомнить изученные рассказы Л.Н. Толстого по отрывкам узнать их.

1.Прыжок

2.Акула

3.Детство

4.Лев и собачка

5.Филипок

Из выделенных букв складывают  слово  РУСАК

  1. Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода и весь народ был на

палубе. Посреди народа вертелась б большая обезьяна и забавляла всех… («Прыжок»)

      2. Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!». На корабле с нами было два мальчика. Они попрыгали в воду и задумали плавать на перегонки в открытом море… («Акула»)

3. Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа. (« Детство»)

4. Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. ( «Лев и собачка» )  

5. Был мальчик и звали его Филипп. Пошла раз все ребята в школу. Он тоже взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала: «Куда ты, ты еще мал, не ходи» («Филипок»)

«РУСАК» - ПРАВИЛЬНО!

-А кто такой Русак?

5.  Использование ИКТ. Сравнение зайцев.

Посмотрите на этих зайцев. Чем они отличаются.

 Ответы детей. Обобщение ответов.

       Беляк – более мелкий, живет в лесу, грызет кору, зимой белого цвета, только ушки черные.

       Русак – более крупный, живет на открытых местах, подходит к жилью людей, зимой шкурка не совсем белая. И тот и другой днем спят, а ночью ищут корм. Итак, сегодня будем читать рассказ Л. Н. Толстого «Русак»

-Как вы представляете жизнь зайца- русака?

-Ничего вас не тревожит?

-Трудно ли русаку зимой из-за цвета?

- Как же он живет и все ли у него так плохо?  Откуда мы это можем узнать?

6. Постановка цели урока:

-Какая же цель нашего урока?

- Познакомиться с произведение Л.Н.Толстого « Русак», проанализируем его и узнаем, что хотел нам рассказать автор о жизни зайцев – русаков.

-Сегодня мы будем с вами работать по плану.

7.План урока.

1. Узнать значение устаревших слов.

2. Познакомиться с произведением Л.Н. Толстого  «Русак».

3.Ответить на вопросы к тексту.

4.Озаглавить части произведения.

5.Узнать научные факты о зайцах- русаках.

8. Словарная работа:

В тексте много устаревших и редко употребляемых слов. Давайте с ними познакомимся  и узнаем толкование этих слов

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Полозья – гладкая, скользящая пластина.

Кафтан – русская старинная долгополая мужская одежда.

Обоз – группа повозок, перевозящих грузы.

Зеленя –всходы озимых хлебов.

Озимь – озимый посев.

Ток – площадка для молотьбы

Овин – строение для сушки снопов.

Плетень – изгородь из плетеных прутьев.

9.Первичое восприятие текста ( чтение про себя)

- К какому  жанру относится данное произведение?

-Рассказ.

10. Физкультминутка.

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

11. Чтение рассказа вслух, с комментированием по абзацам, составление плана рассказа.

1абз.

 - Где жил заяц?  

 -Когда происходят события, описанные в рассказе?

- Какая была погода в ту ночь?

( Был мороз, на небе сквозь морозный пар виднелись большие яркие звезды.)

- Каким был снег?  С чем сравнивает снег?

( Кругом лежал волнами снег и блестел, как сахар.)

 -Как вел себя заяц?

- Почему заяц так вел себя?

помощью какой части речи Лев Николаевич смог показать поведение зайца? (глагола)

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста является одним из средств выразительности речи.

- С какой целью автор рассказал нам эту часть текста? (чтобы мы узнали, как ведёт себя заяц в ночное время суток).

-Озаглавьте эту часть. (1.Заяц ночью.)

2. абз.2 и 3 абзацы объединили в 1 часть

-Куда собрался заяц и зачем?

- Почему было слышно далеко вокруг?

( Был мороз, а в мороз слышно далеко кругом.)

- Найдите олицетворение. С помощью какого слова это стало возможно? (визжали полозья)

- Что такое олицетворение? (перенесение свойств человека на неодушевлённый предмет).

. абз.

- Кого заяц встретил на дороге?

-Какие слова говорят о том, что был сильный мороз?(поднятые воротники, белые бороды, усы, ресницы, иней на лошадях)

2 и 3 абзацы объединили в 1 часть

-Озаглавьте. (2.Встреча с людьми.)

3. абз.

- Какая неприятность случилась с зайцем?

- Почему собака утонула в снегу, а заяц – нет?

- Кого встретил заяц на поле?

-Озаглавьте. (3.Заяц уходит от погони.)

4. абз.

- Что делали зайцы?

-Ребята, а вы догадались, почему зимой заяц жил подле деревни?

Упражнение на развитие зрительного восприятия“Игра в прятки”.

Учитель начинает читать предложение, а дети должны быстро найти это место и продолжить читать его.

  • Заяц поиграл…
  • Заяц прошёл…
  • Он поиграл…

-Какое средство для большей художественной выразительности применил Толстой? (Использование однородных членов)

-Озаглавьте часть рассказа. (4.Заяц на гумне.)

5. абз.

-Как автор описывает рассвет.

- Прочитайте описание деревни, куда наконец-то добрался заяц.

- Как заяц укладывался спать?

- Почему так?

-Озаглавьте часть рассказа (5. Наступление утра. Рассвет.В старой норе.)

-Как вы считаете, для чего Лев Николаевич использовал на протяжении всего текста много глаголов. Что они помогают представить? (последовательность событий, картины происходящих действий.)

Вывод

-Вернёмся к той цели, которую поставили перед прочтением произведения.

-Какой это рассказ по разновидности? (художественный).

-В художественных текстах используется всё многообразие языковых средств ПОВТОР СЛОВ

- Ребята Толстой много раз (14)использует имя существительное "заяц" в своем тексте? Как вы думаете, можно ли подобрать к имени существительному "заяц" синонимы?

( Заяц-русак, косой, трусишка, плутишка, длинноухий и другие.)

12.Знакомство с научно-познавательным текстом.

-А теперь посмотрите на текст, который представлен вам и попробуйте, поработав в парах, определить его тип. (Работа с научно – познавательным текстом).

Заяц — самый распространенный вид мелкой промысловой дичи. Обитает заяц практически везде. Ведёт одинокий образ жизни.Окраска меха у русака желтовато-палево-рыжая, с крупными черно-бурыми пестринами. Окраска является хорошей маскировкой зайца.

На кормёжку выходит под вечер, в сумраке. Русак преимущественно ночной зверь. Питается заяц разнообразной растительной пищей. Зимой в его рационе преобладают озимые культуры и оставшиеся на полях корни растений, а также сухая трава.

Зимой зайцы собираются в небольшие группки, но на лежку предпочитают уходить в одиночку в открытое место, где безопаснее. Уходя с кормежки на лежку, он часто выходит на дороги, на которых делает «вздвойки» (вздвойка - сдвоенный след зайца). 

Постоянных нор не устраивает. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах. Зимой лежка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м.

-Найдите и выделите те научные факты, которые использовал Толстой в своём рассказе.

-Молодцы, вы справились с заданием, а значит на уроке вы работали организованно, вдумчиво, целенаправленно, внимательно.

-Что вы можете добавить к характеристике рассказа? (художественный с элементами познавательного текста)

13.Подведение итогов урока.

- Что нового узнали из жизни зайца-русака? Вставьте пропущенные слова, расскажите, используя карточку.

 Карточка    

Вставьте слова, походящие по смыслу.

Заяц-русак активен __________, а днем ________   . Если вблизи находится _______________заяц-русак питается на гумне. Заяц очень_________________________________: прислушивается, оглядывается. Ловко прыгает по снегу, ______________в сугроб. Делает___________, раскапывая____________, и укладывает ____________спине.

Слова для справок:  не проваливаясь, ночью, нору ,спит, деревня, уши на ,осторожен и внимателен, снег.

Заяц-русак активен ночью. Если вблизи находится деревня, заяц-русак питается на гумне. Заяц очень осторожен и внимателен: прислушивается, оглядывается. Ловко прыгает по снегу, не проваливаясь в сугроб. Делает нору, раскапывая снег, и укладывает уши на спине.

14. Рефлексия.

-Понравился вам урок?

-Что хотел сказать нам Толстой этим рассказом?

-Какая жизнь у зайцев зимой? Чему учит рассказ?

-Ребята, зайчику нашему повезло. Поэтому помните всегда: всем живым существам жить хочется, как и вам. Так что лучше не охотиться за ними. Вы убедились в том, как сложно зайцу уходить от погони.

14.Домашнее задание ( по выбору)

1. Пересказ по составленному плану.

2.Составить рассказ от имени зайца –русака , что он может рассказать о своей жизни.

3. Творческое задание. Оформить  обложку к данному рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс

Рабочая программа по родной литературе  на родном языке (русском)  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа по литературе ( на родном ) языке

Аннотация к программе. Календарно - тематическое планирование....

Итоговый тест по литературе на родном языке 3 класс

Итоговый тест предназначен для проверки знаний за курс 3 класса по литературному чтению на родном языке, УМК "Школа России". Тест включает в себя 10 вопросов и проверку по эталону....

Презентация у уроку литературы на родном языке. 3 класс. Л.Н. Толстой " Русак"

Использование презентации помогло поддерживать интерес на протяжении всего урока, наглядно осуществить работу  с устаревшими словами и понятиями....