Литература на родном языке. 3 класс. Л.Н. Толстой " Русак"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приемы активизации учеников.Свой урок строила в соответствиии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л.Н. Толстой «Русак»
Цели урока:
Создать условия для:
- ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Русак»
- совершенствования навыка чтения
- формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
- развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы и собственные достижения;
- воспитания чувства любви и бережного отношения к природе.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах. Ход урока
1. Организационный момент.
Литературное чтение- прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ-
Мы учим их- они учат нас.
-Как вы понимаете эти строки?
2. Мотивация
Я вам предлагаю самим угадать автора и название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться.
- Великий русский писатель, который писал рассказы о детях и животныхи жил в Ясной Поляне.
- Да, верно, это Лев Николаевич Толстой
3. Беседа о Л. Н. Толстом
Что вы знаете о нем?
Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Отец его – помещик, в молодости служил в армии, потом поселился в Ясной Поляне, мать – очень образованная женщина, знала 4 иностранных языка, много читала, увлекалась сказками, даже сама их сочиняла. Умерла она, когда маленькому Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой и мы их с удовольствием читаем.
4.Постановка темы урока
-Для того, чтобы узнать название произведения, которое мы сегодня будем читать, нам необходимо вспомнить изученные рассказы Л.Н. Толстого по отрывкам узнать их.
1.Прыжок
2.Акула
3.Детство
4.Лев и собачка
5.Филипок
Из выделенных букв складывают слово РУСАК
- Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода и весь народ был на
палубе. Посреди народа вертелась б большая обезьяна и забавляла всех… («Прыжок»)
2. Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!». На корабле с нами было два мальчика. Они попрыгали в воду и задумали плавать на перегонки в открытом море… («Акула»)
3. Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа. (« Детство»)
4. Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. ( «Лев и собачка» )
5. Был мальчик и звали его Филипп. Пошла раз все ребята в школу. Он тоже взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала: «Куда ты, ты еще мал, не ходи» («Филипок»)
«РУСАК» - ПРАВИЛЬНО!
-А кто такой Русак?
5. Использование ИКТ. Сравнение зайцев.
Посмотрите на этих зайцев. Чем они отличаются.
Ответы детей. Обобщение ответов.
Беляк – более мелкий, живет в лесу, грызет кору, зимой белого цвета, только ушки черные.
Русак – более крупный, живет на открытых местах, подходит к жилью людей, зимой шкурка не совсем белая. И тот и другой днем спят, а ночью ищут корм. Итак, сегодня будем читать рассказ Л. Н. Толстого «Русак»
-Как вы представляете жизнь зайца- русака?
-Ничего вас не тревожит?
-Трудно ли русаку зимой из-за цвета?
- Как же он живет и все ли у него так плохо? Откуда мы это можем узнать?
6. Постановка цели урока:
-Какая же цель нашего урока?
- Познакомиться с произведение Л.Н.Толстого « Русак», проанализируем его и узнаем, что хотел нам рассказать автор о жизни зайцев – русаков.
-Сегодня мы будем с вами работать по плану.
7.План урока.
1. Узнать значение устаревших слов.
2. Познакомиться с произведением Л.Н. Толстого «Русак».
3.Ответить на вопросы к тексту.
4.Озаглавить части произведения.
5.Узнать научные факты о зайцах- русаках.
8. Словарная работа:
В тексте много устаревших и редко употребляемых слов. Давайте с ними познакомимся и узнаем толкование этих слов
Гумно – сарай для сжатого хлеба.
Полозья – гладкая, скользящая пластина.
Кафтан – русская старинная долгополая мужская одежда.
Обоз – группа повозок, перевозящих грузы.
Зеленя –всходы озимых хлебов.
Озимь – озимый посев.
Ток – площадка для молотьбы
Овин – строение для сушки снопов.
Плетень – изгородь из плетеных прутьев.
9.Первичое восприятие текста ( чтение про себя)
- К какому жанру относится данное произведение?
-Рассказ.
10. Физкультминутка.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
11. Чтение рассказа вслух, с комментированием по абзацам, составление плана рассказа.
1абз.
- Где жил заяц?
-Когда происходят события, описанные в рассказе?
- Какая была погода в ту ночь?
( Был мороз, на небе сквозь морозный пар виднелись большие яркие звезды.)
- Каким был снег? С чем сравнивает снег?
( Кругом лежал волнами снег и блестел, как сахар.)
-Как вел себя заяц?
- Почему заяц так вел себя?
-С помощью какой части речи Лев Николаевич смог показать поведение зайца? (глагола)
Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста является одним из средств выразительности речи.
- С какой целью автор рассказал нам эту часть текста? (чтобы мы узнали, как ведёт себя заяц в ночное время суток).
-Озаглавьте эту часть. (1.Заяц ночью.)
2. абз.2 и 3 абзацы объединили в 1 часть
-Куда собрался заяц и зачем?
- Почему было слышно далеко вокруг?
( Был мороз, а в мороз слышно далеко кругом.)
- Найдите олицетворение. С помощью какого слова это стало возможно? (визжали полозья)
- Что такое олицетворение? (перенесение свойств человека на неодушевлённый предмет).
. абз.
- Кого заяц встретил на дороге?
-Какие слова говорят о том, что был сильный мороз?(поднятые воротники, белые бороды, усы, ресницы, иней на лошадях)
2 и 3 абзацы объединили в 1 часть
-Озаглавьте. (2.Встреча с людьми.)
3. абз.
- Какая неприятность случилась с зайцем?
- Почему собака утонула в снегу, а заяц – нет?
- Кого встретил заяц на поле?
-Озаглавьте. (3.Заяц уходит от погони.)
4. абз.
- Что делали зайцы?
-Ребята, а вы догадались, почему зимой заяц жил подле деревни?
Упражнение на развитие зрительного восприятия“Игра в прятки”.
Учитель начинает читать предложение, а дети должны быстро найти это место и продолжить читать его.
- Заяц поиграл…
- Заяц прошёл…
- Он поиграл…
-Какое средство для большей художественной выразительности применил Толстой? (Использование однородных членов)
-Озаглавьте часть рассказа. (4.Заяц на гумне.)
5. абз.
-Как автор описывает рассвет.
- Прочитайте описание деревни, куда наконец-то добрался заяц.
- Как заяц укладывался спать?
- Почему так?
-Озаглавьте часть рассказа (5. Наступление утра. Рассвет.В старой норе.)
-Как вы считаете, для чего Лев Николаевич использовал на протяжении всего текста много глаголов. Что они помогают представить? (последовательность событий, картины происходящих действий.)
Вывод
-Вернёмся к той цели, которую поставили перед прочтением произведения.
-Какой это рассказ по разновидности? (художественный).
-В художественных текстах используется всё многообразие языковых средств ПОВТОР СЛОВ
- Ребята Толстой много раз (14)использует имя существительное "заяц" в своем тексте? Как вы думаете, можно ли подобрать к имени существительному "заяц" синонимы?
( Заяц-русак, косой, трусишка, плутишка, длинноухий и другие.)
12.Знакомство с научно-познавательным текстом.
-А теперь посмотрите на текст, который представлен вам и попробуйте, поработав в парах, определить его тип. (Работа с научно – познавательным текстом).
Заяц — самый распространенный вид мелкой промысловой дичи. Обитает заяц практически везде. Ведёт одинокий образ жизни.Окраска меха у русака желтовато-палево-рыжая, с крупными черно-бурыми пестринами. Окраска является хорошей маскировкой зайца.
На кормёжку выходит под вечер, в сумраке. Русак преимущественно ночной зверь. Питается заяц разнообразной растительной пищей. Зимой в его рационе преобладают озимые культуры и оставшиеся на полях корни растений, а также сухая трава.
Зимой зайцы собираются в небольшие группки, но на лежку предпочитают уходить в одиночку в открытое место, где безопаснее. Уходя с кормежки на лежку, он часто выходит на дороги, на которых делает «вздвойки» (вздвойка - сдвоенный след зайца).
Постоянных нор не устраивает. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах. Зимой лежка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м.
-Найдите и выделите те научные факты, которые использовал Толстой в своём рассказе.
-Молодцы, вы справились с заданием, а значит на уроке вы работали организованно, вдумчиво, целенаправленно, внимательно.
-Что вы можете добавить к характеристике рассказа? (художественный с элементами познавательного текста)
13.Подведение итогов урока.
- Что нового узнали из жизни зайца-русака? Вставьте пропущенные слова, расскажите, используя карточку.
Карточка
Вставьте слова, походящие по смыслу.
Заяц-русак активен __________, а днем ________ . Если вблизи находится _______________заяц-русак питается на гумне. Заяц очень_________________________________: прислушивается, оглядывается. Ловко прыгает по снегу, ______________в сугроб. Делает___________, раскапывая____________, и укладывает ____________спине.
Слова для справок: не проваливаясь, ночью, нору ,спит, деревня, уши на ,осторожен и внимателен, снег.
Заяц-русак активен ночью. Если вблизи находится деревня, заяц-русак питается на гумне. Заяц очень осторожен и внимателен: прислушивается, оглядывается. Ловко прыгает по снегу, не проваливаясь в сугроб. Делает нору, раскапывая снег, и укладывает уши на спине.
14. Рефлексия.
-Понравился вам урок?
-Что хотел сказать нам Толстой этим рассказом?
-Какая жизнь у зайцев зимой? Чему учит рассказ?
-Ребята, зайчику нашему повезло. Поэтому помните всегда: всем живым существам жить хочется, как и вам. Так что лучше не охотиться за ними. Вы убедились в том, как сложно зайцу уходить от погони.
14.Домашнее задание ( по выбору)
1. Пересказ по составленному плану.
2.Составить рассказ от имени зайца –русака , что он может рассказать о своей жизни.
3. Творческое задание. Оформить обложку к данному рассказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс
Рабочая программа по родной литературе на родном языке (русском) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Рабочая программа по литературе ( на родном ) языке
Аннотация к программе. Календарно - тематическое планирование....
Итоговый тест по литературе на родном языке 3 класс
Итоговый тест предназначен для проверки знаний за курс 3 класса по литературному чтению на родном языке, УМК "Школа России". Тест включает в себя 10 вопросов и проверку по эталону....
Рабочие программы по предметам "Родной русский язык" и "Литература на родном (русском) языке"
Рабочие программы по курсам для начальной школы...
Презентация у уроку литературы на родном языке. 3 класс. Л.Н. Толстой " Русак"
Использование презентации помогло поддерживать интерес на протяжении всего урока, наглядно осуществить работу с устаревшими словами и понятиями....