Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 кл. УМК "Школа России" 4 ч.
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по литературному чтению для начального общего образования и на основе авторской программы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2020.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 102.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования» г.Тарко-Сале Пуровского района
ПРИНЯТО на заседании МО протокол № ___ от «____» _________202_г. руководитель МО _______ ________________ ФИО
| СОГЛАСОВАНО Замдиректора по ОП _________ Е.Н. Цызман
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ШИСОО» г.Тарко-Сале ___________П.Ю. Грабельников Приказ №_____от «__» _____202_г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
для 3в класса начального общего образования
Назаровой Ксении Станиславовны, без категории
2022-2023 учебный год, срок реализации – 1 год
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол № ___
от «___» _________202_ г.
г. Тарко-Сале
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по литературному чтению для начального общего образования и на основе авторской программы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2020.
Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «ШИСОО» г.Тарко-Сале на 2022-2023 учебный год.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Цели обучения
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи обучения:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «филология».
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приемы овладения навыком чтения: сначала идет освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся-сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).
Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часа (по 4 часа в неделю, 34 учебные недели)
Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Литературное чтение».
Личностные:
Освоение курса «Литературное чтение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:
- сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:
- наизусть не менее 15 стихотворений;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла, читаемого;
- определять тему и главную мысль произведения;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
- подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова, соответствующие им;
- делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
- сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
Содержание учебного предмета
Тема | Кол-во часов |
Устное народное творчество | 15 |
Поэтическая тетрадь 1 | 8 |
Великие русские писатели | 25 |
Литературные сказки | 16 |
Были – небылицы | 14 |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
Люби живое | 16 |
Поэтическая тетрадь 2 | 10 |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 17 |
Зарубежная литература | 9 |
Итого | 136ч. |
Учебно-тематический план
Устное народное творчество (15 ч.)
- Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.
- Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
- Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
- Русская народная сказка «Сивка-бурка».
- Русская народная сказка «Сивка-бурка».
- КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
Обучающиеся должны знать:
- различные произведения устного народного творчества (пословицы, загадки, песни, сказки)
Обучающиеся должны уметь:
- различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, песни, сказки);
- отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности;
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
- делить текст на смысловые части;
- составлять его простой план;
- участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
- выражать личное отношение к прочитанному.
Поэтическая тетрадь 1 (8 ч.)
- Знакомство с названием раздела.
- Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
- А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»
- И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
- И. Никитин «Встреча зимы».
- И. З. Суриков. «Детство».
- И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
- Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
- Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).
Обучающиеся должны знать:
- произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Никитин. И. З. Суриков, Н. А. Некрасов);
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
Обучающиеся должны уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией.
Великие русские писатели (25 ч.)
- Знакомство с названием раздела.
- А. Пушкин. Лирические стихотворения.
- А. Пушкин «Зимнее утро».
- А. Пушкин «Зимний вечер».
- А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
- А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
- А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
- А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
- И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
- И. Крылов «Мартышка и очки».
- И. Крылов «Ворона и Лисица».
- М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
- М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
- М. Лермонтов «Утёс», «Осень».
- Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
- Л. Толстой «Акула».
- Л. Толстой «Прыжок».
- Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
- Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).
- И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
- И. Крылов «Мартышка и очки».
- И. Крылов «Ворона и Лисица».
- М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
- М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
- М. Лермонтов «Утёс».
- Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
- Л. Толстой «Акула».
- Л. Толстой «Прыжок».
- Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
- Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).
Обучающиеся должны знать:
- произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой);
- классиков советской детской литературы;
- произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
- последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
Литературные сказки (16 ч.)
- Знакомство с названием раздела.
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
- В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
- В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
- В. Одоевский «Мороз Иванович».
- В. Одоевский «Мороз Иванович».
- Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника).
Обучающиеся должны знать:
- жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные -жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня;
- особенности литературной сказки;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.
Были и небылицы (14 ч.)
- Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».
- М. Горький «Случай с Евсейкой».
- К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
- К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
- К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
- А. Куприн «Слон».
- А. Куприн «Слон».
- А. Куприн «Слон».
- Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
- последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;
- воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров передавать их содержания по вопросам.
- осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч.)
- Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».
- С. Чёрный «Воробей», «Слон».
- А. Блок «Ветхая избушка».
- А. Блок «Сны», «Ворона».
- С. Есенин «Черёмуха».
- Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- имена поэтов (Саша Черный, А.А. Блок, С.А.Есенин).
Обучающиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию читать стихотворные произведения наизусть;
- безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения;
- не допускать искажения ударений.
Люби живое (16 ч.)
- Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.
- И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
- И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
- В. Белов «Малька провинилась».
- В. Белов «Ещё раз про Мальку».
- В. Бианки «Мышонок Пик».
- В. Бианки «Мышонок Пик».
- Б. Житков «Про обезьянку».
- Б. Житков «Про обезьянку».
- Б. Житков «Про обезьянку».
- В. Дуров «Наша Жучка».
- В. Астафьев «Капалуха».
- В. Драгунский «Он живой и светится».
- Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).
Обучающиеся должны знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения;
- пересказывать текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение (эпизод);
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Поэтическая тетрадь 2 (10 ч.)
- Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
- А. Барто «Разлука».
- А. Барто «В театре».
- С. Михалков «Если». «Рисунок».
- Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
- «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).
Обучающиеся должны знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой);
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (17 ч.)
- Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.
- А. Платонов «Цветок на земле».
- А. Платонов «Цветок на земле».
- А. Платонов «Ещё мама».
- А. Платонов «Ещё мама».
- М. Зощенко «Золотые слова».
- М. Зощенко «Великие путешественники».
- Н. Носов «Федина задача».
- Н. Носов «Телефон».
- В. Драгунский «Друг детства».
- Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
- основное содержание текста;
- героев произведения.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).
Зарубежная литература (9 ч.)
- Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
- Мифы Древней Греции.
- Мифы Древней Греции.
- Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
- Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
- Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
- «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).
Обучающиеся должны знать:
- изученные произведения зарубежной литературы,
- их авторов;
- героев произведения.
Обучающиеся должны уметь:
- находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире;
- сравнивать сказки разных народов,
- сочинять свои сказки;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
- четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание | |||||||||
Раздел «Устное народное творчество» (15ч.) | ||||||||||||||
1. | Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. В мире книг. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||
2. | Русские народные песни. | 1 | ||||||||||||
3. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | ||||||||||||
4. | Творчество мастеров. | 1 | ||||||||||||
5. | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | ||||||||||||
6. | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | ||||||||||||
7. | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | ||||||||||||
8. | «Иван-царевич и серый волк». | 1 | ||||||||||||
9. | «Иван-царевич и серый волк». | 1 | ||||||||||||
10. | Входная контрольная работа | 1 | ||||||||||||
11. | «Сивка-бурка». | 1 | ||||||||||||
12. | «Сивка-бурка». | 1 | ||||||||||||
13. | «Сивка-бурка». | 1 | ||||||||||||
14. | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». | 1 | ||||||||||||
15. | Наши проекты. Сочиняем волшебную сказку. | 1 | ||||||||||||
Раздел «Поэтическая тетрадь 1» (8 ч.) | ||||||||||||||
16. | Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||
17. | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | 1 | ||||||||||||
18. | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | ||||||||||||
19. | И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». | 1 | ||||||||||||
20. | И.З. Суриков «Детство» | 1 | ||||||||||||
21. | И. З. Суриков «Зима» | 1 | ||||||||||||
22. | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | 1 | ||||||||||||
23. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1 | ||||||||||||
Раздел «Великие русские писатели» (25 ч.) | ||||||||||||||
24. | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | |||||||||||
25. | А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | 1 | ||||||||||||
26. | А.С. Пушкин. Лирические стихотворения. | 1 | ||||||||||||
27. | А. Пушкин «Зимнее утро». | 1 | ||||||||||||
28. | А. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | ||||||||||||
29. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | ||||||||||||
30. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | ||||||||||||
31. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | ||||||||||||
32. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | ||||||||||||
33. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | ||||||||||||
34. | Знакомство с разделом. Об И.А. Крылове. | 1 | ||||||||||||
35. | И.А. Крылов. «Мартышка и очки» | 1 | ||||||||||||
36. | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». | 1 | ||||||||||||
37 | О М.Ю. Лермонтове. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | ||||||||||||
38 | М. Лермонтов. «Утес».
| 1 | ||||||||||||
39 | М. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | ||||||||||||
40 | Читаем стихи великих классиков. Конкурс чтецов. | 1 | ||||||||||||
41 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 1 | ||||||||||||
42 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». | 1 | ||||||||||||
43 | Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?». | 1 | ||||||||||||
44 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | ||||||||||||
45 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | ||||||||||||
46 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | ||||||||||||
47 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | ||||||||||||
48 | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». | 1 | ||||||||||||
Раздел «Литературные сказки» (16 ч.) | ||||||||||||||
49 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | |||||||||||
50 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца» | 1 | ||||||||||||
51 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца». | 1 | ||||||||||||
52 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 1 | ||||||||||||
53 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | 1 | ||||||||||||
54 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | 1 | ||||||||||||
55 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | 1 | ||||||||||||
56 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | 1 | ||||||||||||
57 | Сравнение русской народной сказки «Морозко» и сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». | 1 | ||||||||||||
58 | В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 1 | ||||||||||||
59 | В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». | 1 | ||||||||||||
60 | В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». | 1 | ||||||||||||
61 | Обобщающий урок по теме «Литературные сказки». | 1 | ||||||||||||
62 | Наши проекты. Сочиняем сказку о животных. | 1 | ||||||||||||
63 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | ||||||||||||
64 | Работа с выставкой художественных книг из школьной библиотеки. | 1 | ||||||||||||
Раздел «Были – небылицы» (14 ч.) | ||||||||||||||
65 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | |||||||||||
66 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | 1 | ||||||||||||
67 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | 1 | ||||||||||||
68 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | 1 | ||||||||||||
69 | К. Паустовский. «Растрепанный воробей». | 1 | ||||||||||||
70 | К. Паустовский. «Растрепанный воробей». | 1 | ||||||||||||
71 | К. Паустовский. «Растрепанный воробей». | 1 | ||||||||||||
72 | К. Паустовский. «Растрепанный воробей». | 1 | ||||||||||||
73 | Поговорим о самом главном. | 1 | ||||||||||||
74 | А. Куприн «Слон». | 1 | ||||||||||||
75 | А. Куприн «Слон». | 1 | ||||||||||||
76 | А. Куприн «Слон». | 1 | ||||||||||||
77 | А. Куприн «Слон». | 1 | ||||||||||||
78 | Обобщающий урок по теме «Были – небылицы». | 1 | ||||||||||||
Раздел «Поэтическая тетрадь» (6 ч.) | ||||||||||||||
79 | Знакомство с разделом. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. |
| ||||||||||
80 | А. Блок. «Ветхая избушка» | 1 | ||||||||||||
81 | А. Блок. «Сны», «Ворона». | 1 | ||||||||||||
82 | Поговорим о самом главном. М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний) | 1 | ||||||||||||
83 | С. Есенин. «Черемуха». | 1 | ||||||||||||
84 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь» | 1 | ||||||||||||
Раздел «Люби всё живое» (16 ч.) | ||||||||||||||
85 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| ||||||||||
86 | И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | 1 | ||||||||||||
87 | И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | 1 | ||||||||||||
88 | И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | 1 | ||||||||||||
89 | В.И. Белов. «Малька провинилась». | 1 | ||||||||||||
90 | В.И. Белов. «Еще про Мальку». | 1 | ||||||||||||
91 | В. Драгунский. «Он живой и светится». | 1 | ||||||||||||
92 | В. Драгунский. «Он живой и светится». | 1 | ||||||||||||
93 | В. Астафьев. «Капалуха». | 1 | ||||||||||||
94 | В. Астафьев. «Капалуха». | 1 | ||||||||||||
95 | Б. Житков. «Про обезьянку». | 1 | ||||||||||||
96 | Б. Житков. «Про обезьянку». | 1 | ||||||||||||
97 | Б. Житков. «Про обезьянку». | 1 | ||||||||||||
98 | Б. Житков. «Про обезьянку». | 1 | ||||||||||||
99 | Обобщающий урок по теме «Люби все живое». | 1 | ||||||||||||
100 | Работа с выставкой книг о животных. | 1 | ||||||||||||
Раздел «Поэтическая тетрадь» (10ч.) | ||||||||||||||
101 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения | . | ||||||||||
102 | С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». | 1 | ||||||||||||
103 | А.Л. Барто. «Разлука». | 1 | ||||||||||||
104 | А.Л. Барто. «В театре». | 1 | ||||||||||||
105 | С.В. Михалков. «Если». | 1 | ||||||||||||
106 | Поговорим о самом главном. М. Дружинина «Мамочка-мамуля», Т. Бокова «Родина – слово большое, большое!». | 1 | . | |||||||||||
107 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок». | 1 | ||||||||||||
108 | Наши проекты. | 1 | ||||||||||||
109 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Наши проекты. | 1 | ||||||||||||
110 | Читаем детские стихи поэтов. Конкурс чтецов. | 1 | ||||||||||||
Раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (17 ч.) | ||||||||||||||
111 | Знакомство с разделом. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
| ||||||||||
112 | Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 | ||||||||||||
113 | Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 | ||||||||||||
114 | М.М. Зощенко. «Золотые слова». | 1 | ||||||||||||
115 | М.М. Зощенко. «Золотые слова». | 1 | ||||||||||||
116 | М.М. Зощенко. «Золотые слова». | 1 | ||||||||||||
117 | М.М. Зощенко. «Великие путешественники». | 1 | ||||||||||||
118 | М.М. Зощенко. «Великие путешественники». | 1 | ||||||||||||
119 | М.М. Зощенко. «Великие путешественники». | 1 | ||||||||||||
120 | Н. Носов. «Федина задача». | 1 | ||||||||||||
121 | Н. Носов. «Федина задача». | 1 | ||||||||||||
122 | Поговорим о самом главном. А. Платонов «Цветок на земле». | 1 | ||||||||||||
123 | Поговорим о самом главном. А. Платонов «Цветок на земле». | 1 | ||||||||||||
124 | Поговорим о самом главном. А. Платонов «Цветок на земле». | 1 | ||||||||||||
125 | Н. Носов. «Телефон». | 1 | ||||||||||||
126 | Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 | ||||||||||||
127 | Знакомство с выставкой книг детских писателей. | 1 | ||||||||||||
Раздел «Зарубежная литература» (9ч.) | ||||||||||||||
128 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||||||
129 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». | 1 | ||||||||||||
130 | Итоговая контрольная работа за год. | 1 | ||||||||||||
131 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». | 1 | ||||||||||||
132 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». | 1 | ||||||||||||
133 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». | 1 | ||||||||||||
134 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». | 1 | ||||||||||||
135 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». | 1 | ||||||||||||
136 | Знакомство с выставкой книг на лето. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС
Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век
Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...