"Человек начинается с добра" по рассказу В.А.Сухомлинского "Обыкновенный человек"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок внеклассного чтения с применением технологии "развитие критического мышления"-чтение с остановками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Человек начинается с добра" по рассказу В.А.Сухомлинского "Обыкновенный человек" | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Карелия
Пряжинский национальный муниципальный район
МКОУ «Ведлозерская СОШ»
Открытый урок литературного чтения в 4 классе
Тема: «Человек начинается с добра» по рассказу В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».
Цель:
- Создание условий для осмысления проблемы доброты, заботы о других, умение различать понятия «добро» как основного качества человека на основе прочитанного рассказа В.А. Сухомлинского.
- развитие внимания, памяти, критического мышления, устной речи, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;
- воспитание чувства сострадания, уважения к людям, умение помогать в трудной ситуации.
Формирование УУД.
- Личностные УУД: заинтересованное отношение к чтению, способность к самоанализу, самонаблюдению, основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, строить монолог и участвовать в диалоге, умение работать в паре, принимать чужую точку зрения, грамотно формулировать вопросы.
- Познавательные УУД: воспринимать художественный текст, осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.
Предметные УУД:
читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; осознанно воспринимать текст, определять тему произведения; выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Тип урока: освоение новых знаний.
Технология: развитие критического мышления.
Оборудование:
- портрет В.А. Сухомлинского
- карточка-информатор «Интересные факты о жизни писателя-педагога»
- карточки с частями пословиц о добре.
- экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы.
- Презентация
- Музыкальные файлы: детские песни «Если добрый ты», «Что такое доброта»
Ход урока:
Этапы урока и цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
(психологическая готовность класса к уроку, организация внимания) | Прослушивание песни «Что такое доброта?» (отрывок) | Прослушивают песню, настраиваются на работу. |
(научатся называть цель работы, формирование учебных организационных умений) До чтения: «Мозговой штурм» | - О чём поётся в песне? -Что такое «доброта»? СЛАЙД 1. На доске карточка «Доброта» Посовещайтесь друг с другом и дайте определение слову «доброта». (записать одно слово на карточке, которое характеризует данное слово) СЛАЙД 2. «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям» -Обратимся к словарной статье С.И. Ожегова – составителя «Толкового словаря» и прочитаем определение слова. -Как понимаете значение слова? Первое слово нашего урока-ДОБРОТА. СЛАЙД 3. -Прочитаем название рассказа «Обыкновенный человек». -Кого можно назвать обыкновенным человеком? Второе слово «ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» -Как связаны слова «доброта» и «обыкновенный человек»?» -О чём будет говориться в рассказе «Обыкновенный человек»? СЛАЙД 4. А кто автор этого произведения вы узнаете, если прочитаете СПРАВА-НАЛЕВО. йикснилмохуСчиворднаскелАйилисаВ -Знакомо ли вам имя этого автора? -Что знаете о писателе? -Какие рассказы читали? -Прочитайте информацию о писателе? (Предлагает работу в паре.) СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Я узнал и хочу поделиться…» -Что узнали об авторе рассказа? | Отвечают на вопросы. Дают определение «доброта», работая в паре. Карточки вывешиваются на доску. Ребята делают вывод. Читают определение слова и объясняют смысл. Читают слова, на основе сравнения делают выводы, определяя тему урока. Отвечают на вопросы. Делают предположения о повествовании в рассказе. Читают и называют автора текста. Работа в парах: читают интересную информацию о В.А. Сухомлинском. Рассказывают одноклассникам, что узнали о писателе. |
Подготовка артикуляционного аппарата к чтению | СЛАЙД 5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Учитель показывает приёмы. | Выполняют речевую разминку, готовятся к чтению. |
Чтение рассказа. Приём «Чтение с остановками» | Дети читают текст по очереди. 1 остановка (1 абзац) - Что такое степь? - Зачем необходим колодец? -Что значит «заворачивают к колодцу»? - За что проезжающие благодарят деда? Какая вода? (личное впечатление, ощущения) 2 остановка (Под головой у него ведро) -Почему ведро оторвалось? - Как вы думаете, почему у деда не было другого ведра? - Могли ли дед и внук достать это ведро? Почему? -Обрадовались ли они проезжающему мужику? - Даст ли мужик ведро? -Каким словом бы вы охарактеризовали поступок мужика? РАВНОДУШИЕ –вывешиваем на доску. -Какие слова текста это подтверждают? (Посмотрел на колодец, деда и внука..) 3 остановка: ( «Это не человек!») - Почему мужик уехал? - Как дед его назвал? Как вы понимаете смысл слов деда? 4 остановка: («И это ещё не человек!») - Как вы понимаете слова деда, сказанные после отъезда второго мужика? -Почему ЕЩЁ? -Каким можете назвать этого человека? (сделал для своей выгоды) -Но !!Напоил деда и мальчика! Это уже хорошо! -Что бы вы посоветовали этому хозяину? 5 остановка: (до конца текста) -Когда остановился третий проезжий? - А зачем мужик оставил ведро? -Как бы вы поступили, ведь ведро стоит денег!? -Почему дед назвал его «обыкновенным человеком»? - | Слушают чтение одноклассников, отвечают на вопросы по прочитанному эпизоду. |
Создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы. | -Ребята, какие вопросы у вас появились после прочтения текста? Ребята, кто из проезжающих вам больше понравился? - Какой мудрый совет вы бы дали двух другим мужчинам? -В чём вы видите разницу межу поступками? -Кого дед считает обыкновенным человеком? -Какое качество дед считает главным у обыкновенного человека? -Каким ещё человеком его можно назвать? ОТЗЫВЧИВЫЙ, ДОБРЫЙ, НЕРАВНОДУШНЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫМ, МИЛОСЕРДНЫМ, ЗАБОТЛИВЫМ… - А как стать ОБЫКНОВЕННЫМ человеком? -Как этому научиться? Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он как человек состоялся. Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и, когда приходят трудные минуты, он остаётся один. _- Какие пословицы о добре вы знаете? СЛАЙД 6 Задание: Прочитай начало пословицы в первом столбике, найди её продолжение во втором, соедини начало и конец пословиц. -Как вы понимаете значение пословиц? 1. Не одежда красит человека, а добрые дела . 2. Плохо тому, кто добра не делает никому. 3. Добрый поступок никогда не пропадет. | Отвечают на вопросы. Выслушивают ответы своих товарищей. Объясняют значения слов. Читают пословицы, советуются в паре, соединяя начало и продолжение пословиц. Объясняют значение пословицы по выбору. |
Подведение итогов. Значимость рассказа для обучающихся. | На доске и СЛАЙД 7 Колодец доброты. -Какие капли-слова, глоток воды вы взяли из колодца? -Какое слово-каплю уберём из колодца, чтобы никогда не попало добрым людям? РАВНОДУШИЕ -Что я сегодня узнал нового на уроке? -Что я понял сегодня на уроке? -Чему я научился? | Отвечают на вопросы, объясняют. Разрываем слово-РАВНОДУШИЕ. Обучающиеся объясняют причину неупотребления данного слова. |
| -Трудно ли быть Обыкновенным человеком? СЛАЙД 8 Об этом вы узнаете, прочитав рассказ В. Сухомлинского «Трудно быть человеком»
| Учащиеся записывают домашнее задание, выбрав из четырёх предложенных заданий - два. |
Приложение 1.
- Родился в многодетной крестьянской семье, в которой росли три сына и дочь. Все выбрали профессию учитель. После окончания школы поступил в педагогический институт. Став дипломированным специалистом, начал обучать детей в простой сельской школе. А потом стал директором школы.
- Когда был школьником, он советовал товарищам, что можно выполнять устные задания, когда они идут вместе домой: просто вспоминать, что говорил учитель на занятии.
- Его рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался поздно вечером. Он очень много знал, настоящая энциклопедия! Сухомлинский, будучи преподавателем литературы, самостоятельно изучил всю школьную программу и без труда мог заменить любого учителя в любом классе…
- Василий Александрович много рассказов и сказок написал для детей. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви никого не оставят равнодушными. Много рассказов посвящено матери. Например, один из них «Седой волосок»
- Каждое утро отводил свой класс в лес и давал им возможность просто слушать, встречать рассвет, наслаждаться тишиной. Здесь он рассказывал свои сказки, которые ребята слушали, затаив дыхание.
- Родился в многодетной крестьянской семье, в которой росли три сына и дочь. Все выбрали профессию учитель. После окончания школы поступил в педагогический институт. Став дипломированным специалистом, начал обучать детей в простой сельской школе. А потом стал директором школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....
Человек начинается с добра.
Познакомить детей с жизнью и творчеством В. А. Сухомлинского; вызвать интерес к произведениям Сухомлинского; способствовать формированию образного мышления и развития речи учащихся; обогащать словарь,...
Человек начинается с добра (внекласнное литературное чтение)
Познакомить детей с жизнью и творчеством В. А. Сухомлинского; вызвать интерес к произведениям Сухомлинского; способствовать формированию образного мышления и развития речи учащихся; обогащать словарь,...
Конспект урока развития речи в 4 классе «Здоровье человека. Понятие о "здоровом образе жизни". Отличие больного человека от здорового. Режим дня школьника. Сон и его значение в жизни человека. Режим питания.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок....
Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»
Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...
Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»
Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...
- Мне нравится (1)