"Человек начинается с добра" по рассказу В.А.Сухомлинского "Обыкновенный человек"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Фёдорова Людмила Ивановна

Урок внеклассного чтения с применением технологии "развитие критического мышления"-чтение с остановками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Карелия

Пряжинский национальный муниципальный район

МКОУ «Ведлозерская СОШ»

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «Человек начинается с добра»  по рассказу В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».

Цель:

  • Создание условий для осмысления проблемы доброты, заботы о других, умение различать понятия «добро» как основного качества человека на основе прочитанного рассказа В.А. Сухомлинского.
  • развитие внимания, памяти, критического мышления, устной речи, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;
  • воспитание чувства сострадания, уважения  к людям, умение помогать в трудной ситуации.

Формирование УУД.

- Личностные УУД: заинтересованное отношение к чтению, способность к самоанализу, самонаблюдению, основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, строить монолог и участвовать в диалоге, умение работать в паре, принимать чужую точку зрения, грамотно формулировать вопросы.

- Познавательные УУД: воспринимать художественный текст, осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

Предметные УУД:

читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; осознанно воспринимать текст, определять тему произведения; выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Тип урока: освоение новых знаний.

Технология: развитие критического мышления.

Оборудование:

  • портрет В.А. Сухомлинского
  • карточка-информатор «Интересные факты о жизни писателя-педагога»
  •  карточки с частями пословиц о добре.
  • экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы.
  • Презентация
  • Музыкальные файлы: детские песни «Если добрый ты», «Что такое доброта»

Ход урока:

Этапы урока и цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент.

(психологическая готовность класса к уроку, организация внимания)  

Прослушивание песни «Что такое доброта?» (отрывок)

Прослушивают песню, настраиваются на работу.

  1. Определение темы и цели урока.

(научатся называть цель работы,

формирование учебных организационных умений)

До чтения:

«Мозговой штурм»

- О чём поётся в песне?

-Что такое «доброта»?

СЛАЙД 1. На доске карточка «Доброта»

Посовещайтесь друг с другом и дайте определение слову «доброта».

(записать одно слово на карточке, которое характеризует данное слово)

СЛАЙД 2. «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»

-Обратимся к словарной статье С.И. Ожегова – составителя «Толкового словаря» и прочитаем определение слова.

-Как понимаете значение слова?

Первое слово нашего урока-ДОБРОТА.

СЛАЙД 3.

-Прочитаем название рассказа «Обыкновенный человек».

-Кого можно назвать обыкновенным человеком?

Второе слово «ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

-Как связаны слова «доброта» и «обыкновенный человек»?»

-О чём будет говориться в рассказе «Обыкновенный человек»?

СЛАЙД 4.

А кто автор этого произведения вы узнаете, если прочитаете СПРАВА-НАЛЕВО.

йикснилмохуСчиворднаскелАйилисаВ

-Знакомо ли вам имя этого автора?

-Что знаете о писателе?

-Какие рассказы читали?

-Прочитайте информацию о писателе?

(Предлагает работу в паре.)

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Я узнал и хочу поделиться…»

-Что узнали об авторе рассказа?

Отвечают на вопросы.

Дают определение «доброта», работая в паре.

Карточки вывешиваются на доску. Ребята делают вывод.

Читают определение слова и объясняют смысл.

Читают слова, на основе сравнения делают выводы, определяя тему урока.

Отвечают на вопросы.

Делают предположения о повествовании в рассказе.

Читают и называют автора текста.

Работа в парах: читают интересную информацию о В.А. Сухомлинском.

Рассказывают одноклассникам, что узнали о писателе.

  1. Речевая гимнастика

Подготовка артикуляционного аппарата к чтению

СЛАЙД 5.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Учитель показывает приёмы.

Выполняют речевую разминку, готовятся к чтению.

  1. Знакомство с текстом.

Чтение рассказа.

Приём «Чтение с остановками»

Дети читают текст по очереди.

1 остановка (1 абзац)

- Что такое степь?

- Зачем необходим колодец?

-Что значит «заворачивают к колодцу»?

- За что проезжающие благодарят деда?

Какая вода? (личное впечатление, ощущения)

2 остановка (Под головой у него ведро)

-Почему ведро оторвалось?

- Как вы думаете, почему у деда не было другого ведра?

- Могли ли дед и внук достать это ведро? Почему?

-Обрадовались ли они проезжающему мужику?

- Даст ли мужик ведро?

-Каким словом бы вы охарактеризовали поступок мужика?

РАВНОДУШИЕ –вывешиваем на доску.

-Какие слова текста это подтверждают?

(Посмотрел на колодец, деда и внука..)

3 остановка: ( «Это не человек!»)

- Почему мужик уехал?

- Как дед его назвал?

Как вы понимаете смысл слов деда?

4 остановка: («И это ещё не человек!»)

- Как вы понимаете слова деда, сказанные после отъезда второго мужика?

-Почему ЕЩЁ?

-Каким можете назвать этого человека?

(сделал для своей выгоды)

-Но !!Напоил деда и мальчика! Это уже хорошо!

-Что бы вы посоветовали этому хозяину?

5 остановка: (до конца текста)

-Когда остановился третий проезжий?

- А зачем мужик оставил ведро?

-Как бы вы поступили, ведь ведро стоит денег!?

-Почему дед назвал его «обыкновенным человеком»?

-

Слушают чтение одноклассников, отвечают на вопросы по прочитанному эпизоду.

  1. Анализ текста.

Создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.

-Ребята, какие вопросы у вас появились после прочтения текста?

Ребята, кто из проезжающих вам больше понравился?

- Какой мудрый совет вы бы дали двух другим мужчинам?

-В чём вы видите разницу межу поступками?

-Кого дед считает обыкновенным человеком?

-Какое качество дед считает главным у обыкновенного человека?

-Каким ещё человеком его можно назвать?

ОТЗЫВЧИВЫЙ, ДОБРЫЙ, НЕРАВНОДУШНЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫМ, МИЛОСЕРДНЫМ, ЗАБОТЛИВЫМ…

- А как стать ОБЫКНОВЕННЫМ человеком?

-Как этому научиться?

Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он как человек состоялся.

 Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и, когда приходят трудные минуты, он остаётся один.

_- Какие пословицы о добре вы знаете?

СЛАЙД 6

Задание: Прочитай начало пословицы в первом столбике, найди её продолжение во втором, соедини начало и конец пословиц.

-Как вы понимаете значение пословиц?

1. Не одежда красит человека, а добрые дела .

2. Плохо тому, кто добра не делает никому.

3. Добрый поступок никогда не пропадет.

Отвечают на вопросы.

Выслушивают ответы своих товарищей.

Объясняют значения слов.

Читают пословицы, советуются в паре, соединяя начало и продолжение пословиц. Объясняют значение пословицы по выбору.

  1. Рефлексия

Подведение итогов.

Значимость рассказа для обучающихся.

На доске и СЛАЙД 7 

Колодец доброты.

-Какие капли-слова, глоток воды вы взяли из колодца?

-Какое слово-каплю уберём из колодца, чтобы никогда не попало добрым людям? РАВНОДУШИЕ

-Что я сегодня узнал нового на уроке?

-Что я понял сегодня на уроке?

-Чему я научился?

Отвечают на вопросы, объясняют.

Разрываем слово-РАВНОДУШИЕ. Обучающиеся объясняют причину неупотребления данного слова.

  1. Домашнее задание

-Трудно ли быть Обыкновенным человеком?

СЛАЙД 8

Об этом вы узнаете, прочитав рассказ В. Сухомлинского «Трудно быть человеком»

  1. Рассуждение «Трудно ли быть человеком».
  2. Оформить обложку рассказа.
  3. Составить кроссворд по рассказу. (7 слов)
  4. Мудрые советы «Как стать добрым человеком».

Учащиеся записывают домашнее задание, выбрав из четырёх предложенных заданий - два.

Приложение 1.

  1. Родился в многодетной крестьянской семье, в которой росли три сына и дочь. Все выбрали профессию учитель. После окончания школы поступил в педагогический институт. Став дипломированным специалистом, начал обучать детей в простой сельской школе. А потом стал директором школы.
  2. Когда был  школьником, он советовал товарищам, что можно выполнять устные задания, когда они идут вместе домой: просто вспоминать, что говорил учитель на занятии.
  3. Его рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался поздно вечером. Он очень много знал, настоящая энциклопедия! Сухомлинский, будучи преподавателем литературы, самостоятельно изучил всю школьную программу и без труда мог заменить любого учителя в любом классе…
  4. Василий Александрович много рассказов и сказок написал для детей.  Его беседы о добре и зле, о совести, о любви никого не оставят равнодушными. Много рассказов посвящено матери. Например, один из них «Седой волосок»
  5. Каждое утро отводил свой класс в лес и давал им возможность просто слушать, встречать рассвет, наслаждаться тишиной. Здесь он рассказывал свои сказки, которые ребята слушали, затаив дыхание.
  6. Родился в многодетной крестьянской семье, в которой росли три сына и дочь. Все выбрали профессию учитель. После окончания школы поступил в педагогический институт. Став дипломированным специалистом, начал обучать детей в простой сельской школе. А потом стал директором школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....

Человек начинается с добра.

Познакомить детей с жизнью и творчеством В. А. Сухомлинского; вызвать интерес к произведениям Сухомлинского; способствовать формированию образного мышления и развития речи учащихся; обогащать словарь,...

Человек начинается с добра (внекласнное литературное чтение)

Познакомить детей с жизнью и творчеством В. А. Сухомлинского; вызвать интерес к произведениям Сухомлинского; способствовать формированию образного мышления и развития речи учащихся; обогащать словарь,...

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...