Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения | 36.03 КБ |
Презентация к уроку | 594.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема Д. Мамин-Сибиряк.. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Чему учит сказка?
Цель и ожидаемый результат: формирование умения вычитывать информацию из сплошного текста и умения давать нравственную оценку поступкам героя.
Задачи урока:
Предметные: учить работать с разными видами текста, с разными источниками информации, читать текст про себя, давать характеристику героям с помощью учителя
Развивающие: развивать творческое воображение, память, внимание
Воспитательные: формировать потребность к чтению как средству познания мира, воспитывать интерес к чтению
Планируемые результаты:
Познавательные: умение извлекать информацию из одной формы в другую, из иллюстраций, текста. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации, делать выводы
Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности. Совместно с учителем высказывать предположения на основе работы с иллюстрацией к тексту, осуществлять познавательную, личностную рефлексию, умение ориентироваться в учебнике
Коммуникативные УУД: развивать умение слушать учителя и своих товарищей, понимать речь окружающих людей и оформлять свои мысли в устной форме, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение работать в парах.
Личностные: формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения, умение выражать своё отношение к героям, их поступкам, формирование мотивации к обучению, умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Базовый учебник: «Литературное чтение 2 класс», часть 3/ О.В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Формы работы учащихся:
- фронтальная работа, коллективная.
Оборудование: презентация, «смайлики»
Ход урока
- В нашем классе все друзья
ты и он, она и я
Улыбнитесь тем, кто справа,
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто сзади
Все вы дружная семья.
-Сели девочки, мальчики.
Ход урока
I. Организационный момент
– Послушаем песню «В гостях у сказки» (слушание аудиозаписи).
II. Актуализация знаний. 5 мин
- из какого произведения слова
«Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел».
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна - у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
- Прежде, чем открыть название следующей сказки, предлагаю вам расшифровать фамилию автора, который написал эту сказку
Мамин-Сибиряк Д.Н.
1 | 2 | 1 | 4 | 5 | - | 6 | 4 | 9 | 4 | 8 | 11 | 10 |
- |
4-и,1-М, 2-а, 5-н, 6 –С, 8-р, 9-б, 10-к, 11-я
- Что общего в названиях произведений?
«Сказка про храброго зайца – Длинные уши, Косые глаза. Короткий хвост».
«Лиса, заяц и петух»
«Заяц Хваста»
– На какие две группы можно разделить сказки? (Сказки разделили на 2 группы: народные и литературные, или авторские)
–– А чем отличается народная сказка от литературной?
- Назовите тему урока
- Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой Д.Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
- Каким обычно бывает заяц в природе, в сказках? (трусливым, робким).
О чём нам говорит название сказки? (сказка про храброго зайца)
-вызвало у вас удивление название сказки? Почему?
- Какая возникает проблема? Что мы должны узнать в процессе чтения?
(Как заяц стал храбрым?)
- Подберите синонимы к слову храбрый-бесстрашный-смелый-отважный
Девиз урока «Сказка ложь, да в ней намек,… добрым молодцам - урок».
- Кому принадлежат слова?
- Какой урок преподал нам Д.Н. Мамин-Сибиряк?
Чему учит сказка?
В конце урока мы должны ответить на вопрос «Чему каждого из нас научила сказка?
III. Изучение новой темы.
1. Знакомство с творчеством автора
Итак, эту сказку написал Д.Н. Мамин – Сибиряк
- С его биографией вас познакомят ученики.
1. Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы.
2. Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла, ребёнок рос слабенький и болезненный. Чтобы поддержать свою дочь, Дмитрий Наркисович стал писать для неё сказки. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.
- Сегодня мы будем читать сказку из этого сборника.
2. Чтение присказки
- А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.
- Что же такое присказка?
(Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)
- Верно, ребята.
- А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на слушание сказки, на сказочный лад)
- А как же нужно читать присказку? (плавно, нараспев).
- Откройте учебник на с. 18 и послушайте присказк .
Присказку выразительно читает ученик.
- Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.
- Рассмотрите иллюстрации.
- Что изобразил художник?
3. Прослушивание сказки (читает учитель, дети хорошо читающие)
Рассматривание иллюстраций
I этап. Первичное чтение текста
Комбинированное чтение с постановкой вопросов к тексту и автору. Чтение с остановками.
Вопросы:
Что значит «душа в пятки ушла»?
-Каким был зайчик сначала?
Продолжение чтения..(2-й абзац)
-Почему зайчику надоело бояться?
Чтение до слов «собственным ушам не верят»
-Как вы понимаете это выражение?
Читают дальше следующее предложение до слов «И всем вдруг сделалось весело»
Чтение до слов «Все видят, что и смешной, и глупый, и все смеются»
-Предположите, а что же произойдёт дальше.
Читают дальше до слов «Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью»
-Почему волк решил съесть именно этого зайца?
Продолжение чтения до слов «Тут язык у хвастуна точно примёрз»
- Что значит выражение «Язык примёрз»?
-Как на него ответите? Чтение до слов «…а он видел и несмел дохнуть»
-Что испытывал в это время заяц?
Оценим поступок зайца
Чтение следующего предложения.
-Какая необыкновенная вещь могла произойти с этим зайцем?
-А теперь послушайте, что же произошло дальше .(Учитель читает отрывок до слов « …готов был выскочить из собственной кожи»
-Какую картину вы представили?
Продолжение чтения учениками до слов «…замертво свалился под куст»
-Как вы считаете, а где в это время был волк?
Чтение до слов «…а этот был какой-то бешеный»
-Какие чувства испытывал заяц? Оцените поступок
-А волк?
-Что думал волк о зайце?
Чтение текста до строк «…еле жив от страха»
-Какие чувства испытывал в это время заяц?
Оцените поступок зайца-косые глаза при встрече с зайцами.
Чтение до слов «…А мы думали, что ты хвастаешь»
-Почему зайцы стали хвалить Зайца?
Чтение следующего предложения.
-Что значит слово приободрился?
Дочитывание до конца сказки
-Как называет автор Зайца?
-Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»?
-Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?
Какой вывод сделаем?.
-Какую проблему мы поставили в начале урока?
- Прочтите ещё раз отрывок о встрече зайца с волком.
- какие слова говорят о его трусости? (задал такого стрекача…) (лежит под кустиком и еле жив от страха)
- Как отнеслись к нему другие зайцы? были благодарны, поверили в его храбрость
- Прочтите.
-и он поверил своим товарищам, что он храбрый и стал считать себя таковым
- Подтверите словами из текста.
4. Работа после чтения.
Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась)
- Какой момент сказки для вас самый интересный?
- Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым, робким)
- Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова, уверенность в своей храбрости)
- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)
– Каким изображен заяц на протяжении всей сказки в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки). ?
сначалатрусливым, смешным, глупым
- А каким потом?
потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым
- Какое чувство вызывает главный герой сказки? (Осуждение, восхищение) смешанное чувство.
Нравоучение сказки (Нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.)
Прослушивание сказки в грамзаписи
Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение.
-Хвастовство зайца
– Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки.)
5. Инсценировка. Заяц в маске хвастается.
7. Восстановление деформированного плана к сказке
- Зайчишка - трусишка.
- Заяц расхрабрился.
- Разговор с зайцами всего леса.
4. Внезапное появление волка.
5. Заяц-хвастун задал стрекача.
6. Волк убежал.
7. Поиски Храбреца.
8. Похвала и благодарность.
9. Заяц поверил в свою храбрость.
IV. Домашнее задание
1) Подготовить рассказ от имени зайца. Придумать продолжение к сказке.
V. Итог урока
– Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал ее Алёнушке?
– Что же на уроке тебя удивило? (Меня удивил храбрый заяц).
– Какой урок ты взял из этой сказки? (Не надо бояться никаких трудностей, верить в свои силы, в самого себя, тогда всё получится, успех придёт).
– Правильно, ребята, никогда не забывайте, что смелость «города берёт».
VI. Рефлексия.
Мне было интересно на уроке.
Мне захотелось ….
Я научился…
Я смог…
Оценки
Спасибо за урок.
4. Работа со словарём
Словарная работа | |
1.Душа в пятки ушла | сильно испугался чего-либо |
Ушам не верили | Сильно удивлялись, изумлялись, поражались услышанному |
2.Отведавшие волчьих зубов | сталкивались с волком |
3.Язык у хвастуна точно примёрз | не смог говорить |
4.Не смел дохнуть | замереть от ужаса, страха |
5.Задал такого стрекача | убежать с большой скоростью |
6.Выскочить из собственной кожи | сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности из последних сил |
7.Гонится по пятам | бежит след в след |
8.Замертво свалился | без признаков жизни |
1 | 2 | 1 | 4 | 5 | - | 6 | 4 | 9 | 4 | 8 | 11 | 10 |
- |
4-и,1-М, 2-а, 5-н, 6 –С, 8-р, 9-б, 10-к, 11-я
Поиски Храбреца.
Зайчик всего боялся.
Внезапное появление волка.
Заяц расхрабрился.
Похвала и благодарность.
Заяц поверил в свою храбрость.
Разговор с зайцами всего леса.
Заяц-хвастун задал стрекача.
Волк убежал
«Сказка про
храброго зайца
– Длинные уши,
Косые глаза,
Короткий
хвост».
«Лиса, заяц и петух»
«Заяц Хваста»
Д.Н. Мамин -Сибиряк
План
10 мин
1. Музыка
2. Отрывки из сказок. Из какой сказки?
3. Шифровка
4. Отличительные особенности
5. Проблемма (Почему заяц храбрый?) Храбрый это какой
6. «Сказка ложь, да в ней намек,… добрым молодцам - урок».
7. Проблемма 2. Чему учит сказка?
5 мин.
8. Знакомство с автором
9. Иллюстрации
10. Присказка
15 мин.
11. Чтение сказки. Как заяц стал храбрым?
5 мин.
12. Прослушивание грамзаписи. Инсценирование.
5 мин.
13. План.
14. Пословицы
14. Итог урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
храбрый-бесстрашный-смелый-отважный
Нравоучение сказки Нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.
План 1. Зайчик всего боялся. 2. Заяц расхрабрился. 3. Разговор с зайцами всего леса. 4. Внезапное появление волка. 5. Заяц-хвастун задал стрекача. 6. Волк убежал. 7. Поиски Храбреца. 8. Похвала и благодарность. 9. Заяц поверил в свою храбрость.
«У страха глаза велики» «Смелость города берёт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....
Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...