Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ардаханова Ольга Васильевна

Конспект урока с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема Д. Мамин-Сибиряк.. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Чему учит сказка?

Цель и ожидаемый результат: формирование умения вычитывать информацию из сплошного текста и умения давать нравственную оценку поступкам героя.

Задачи урока:

Предметные: учить работать с разными видами текста, с разными источниками информации, читать текст про себя, давать характеристику героям с помощью учителя

Развивающие: развивать творческое воображение, память, внимание

Воспитательные: формировать потребность к чтению как средству познания мира, воспитывать интерес к чтению

Планируемые результаты:

Познавательные: умение извлекать информацию из одной формы в другую, из иллюстраций, текста. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации, делать выводы

Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности. Совместно с учителем высказывать предположения на основе работы с иллюстрацией к тексту, осуществлять познавательную, личностную рефлексию, умение ориентироваться в учебнике

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать учителя и своих товарищей, понимать речь окружающих людей и оформлять свои мысли в устной форме, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение работать в парах.

Личностные: формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения, умение выражать своё отношение к героям, их поступкам, формирование мотивации к обучению, умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Базовый учебник: «Литературное чтение 2 класс», часть 3/ О.В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Формы работы учащихся:

- фронтальная работа, коллективная.

Оборудование: презентация, «смайлики»


Ход урока

- В нашем классе все друзья

ты и  он, она и я

Улыбнитесь тем, кто справа,

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто сзади

Все вы дружная семья.

-Сели девочки, мальчики.

Ход урока

I. Организационный момент

– Послушаем песню «В гостях у сказки» (слушание аудиозаписи).

II. Актуализация знаний.  5 мин

- из какого произведения слова

«Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел».

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна - у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

- Прежде, чем открыть название следующей сказки, предлагаю вам расшифровать фамилию автора, который написал эту сказку

Мамин-Сибиряк Д.Н.

1

2

1

4

5

-

6

4

9

4

8

11

10

-

4-и,1-М, 2-а, 5-н, 6 –С, 8-р, 9-б, 10-к, 11-я

- Что общего в названиях произведений? 

«Сказка про храброго зайца – Длинные уши, Косые глаза. Короткий хвост».

«Лиса, заяц и петух»

«Заяц Хваста»

– На какие две группы можно разделить  сказки? (Сказки разделили на 2 группы: народные и литературные, или авторские)

– А чем отличается народная сказка от литературной?

- Назовите тему урока

- Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой Д.Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

 - Каким обычно бывает заяц в природе, в сказках? (трусливым, робким).

О чём нам говорит название сказки? (сказка про храброго зайца)

-вызвало у вас удивление название сказки? Почему?

- Какая возникает проблема? Что мы должны узнать в процессе чтения?

(Как заяц стал храбрым?)

- Подберите синонимы к слову храбрый-бесстрашный-смелый-отважный

Девиз урока  «Сказка ложь, да в ней намек,… добрым молодцам - урок».

- Кому принадлежат слова?

- Какой урок преподал нам Д.Н. Мамин-Сибиряк?

Чему учит сказка?

В конце урока мы должны ответить на вопрос «Чему каждого из нас научила сказка?

III. Изучение новой темы.

1. Знакомство с творчеством автора

Итак, эту сказку написал Д.Н. Мамин – Сибиряк

 - С его биографией вас познакомят ученики.

1. Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы.

2. Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла, ребёнок рос слабенький и болезненный. Чтобы  поддержать свою дочь, Дмитрий Наркисович стал писать для неё сказки. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

- Сегодня мы будем читать сказку из этого сборника.

2. Чтение присказки

- А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.

- Что же такое присказка?

(Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)

- Верно, ребята.

- А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на слушание сказки, на сказочный лад)

- А как же нужно читать присказку? (плавно, нараспев).

- Откройте учебник на с. 18 и послушайте присказк .

Присказку выразительно читает ученик.

- Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.

- Рассмотрите иллюстрации.

- Что изобразил художник?

3. Прослушивание сказки (читает учитель, дети хорошо читающие)

Рассматривание иллюстраций

 I этап. Первичное чтение текста

Комбинированное чтение с постановкой вопросов к тексту и автору. Чтение с остановками.

Вопросы:

Что значит «душа в пятки ушла»?

-Каким был зайчик сначала?

Продолжение чтения..(2-й абзац)

-Почему зайчику надоело бояться?

Чтение до слов «собственным ушам не верят»

 -Как вы понимаете это выражение?

Читают дальше следующее предложение до слов «И всем вдруг сделалось весело»

Чтение до слов «Все видят, что и смешной, и глупый, и все смеются»

-Предположите, а что же произойдёт дальше.

Читают дальше до слов «Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью»

-Почему волк решил съесть именно этого зайца?

Продолжение чтения до слов «Тут язык у хвастуна точно примёрз»

- Что значит выражение «Язык примёрз»?

-Как на него ответите? Чтение до слов «…а он видел и несмел дохнуть»

-Что испытывал в это время заяц?

Оценим поступок зайца

Чтение следующего предложения.

-Какая необыкновенная вещь могла произойти с этим зайцем?

-А теперь послушайте, что же произошло дальше .(Учитель читает отрывок до слов « …готов был выскочить из собственной кожи»

-Какую картину вы представили?

Продолжение чтения учениками до слов «…замертво свалился под куст»

-Как вы считаете, а где в это время был волк?

Чтение до слов «…а этот был какой-то бешеный»

-Какие чувства испытывал заяц? Оцените поступок 

-А волк?

-Что думал волк о зайце?

Чтение текста до строк «…еле жив от страха»

-Какие чувства испытывал в это время заяц?

Оцените поступок зайца-косые глаза  при встрече с зайцами.

Чтение до слов «…А мы думали, что ты хвастаешь»

-Почему зайцы стали хвалить Зайца?

Чтение следующего предложения.

-Что значит слово приободрился?

Дочитывание до конца сказки

-Как называет автор Зайца?

-Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»?

-Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?

Какой вывод сделаем?.

-Какую проблему мы поставили в начале урока?

- Прочтите ещё раз отрывок о встрече  зайца  с волком.

- какие слова говорят о его трусости? (задал такого стрекача…) (лежит под кустиком и еле жив от страха)

- Как отнеслись к нему другие зайцы? были благодарны, поверили в его храбрость

- Прочтите.

-и он поверил своим товарищам, что он храбрый и стал считать себя таковым

- Подтверите словами из текста.

4. Работа после чтения.

Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась)

- Какой момент сказки для вас самый интересный?

- Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым, робким)

- Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова, уверенность в своей храбрости)

- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)

– Каким изображен заяц на протяжении всей сказки в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всего  боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки). ? 

сначалатрусливым,  смешным, глупым

- А каким потом?

потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым

-  Какое чувство вызывает главный герой сказки? (Осуждение, восхищение) смешанное чувство.

Нравоучение сказки  (Нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.)

Прослушивание сказки в грамзаписи

Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение.

-Хвастовство зайца

– Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки.)

5. Инсценировка. Заяц в маске хвастается.

7. Восстановление деформированного плана к сказке

  1. Зайчишка - трусишка.
  2. Заяц расхрабрился.
  3. Разговор с зайцами всего леса.

   4.  Внезапное появление волка.

   5. Заяц-хвастун задал стрекача.

   6. Волк убежал.

   7. Поиски  Храбреца.

   8. Похвала и благодарность.

9. Заяц поверил в свою храбрость.

IV. Домашнее задание

1) Подготовить рассказ  от имени зайца. Придумать продолжение к сказке.

V. Итог урока

– Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал ее Алёнушке?

– Что же на уроке тебя удивило? (Меня удивил храбрый заяц).

– Какой урок ты взял из этой сказки? (Не надо бояться никаких трудностей, верить в свои силы, в самого себя, тогда всё получится, успех придёт).

– Правильно, ребята, никогда не забывайте, что смелость «города берёт».

VI. Рефлексия.

Мне было интересно на уроке. 

Мне захотелось ….

Я научился…

Я смог…

Оценки

Спасибо за урок.

4. Работа со словарём

Словарная работа

1.Душа в пятки ушла

сильно испугался чего-либо

Ушам не верили

 Сильно удивлялись, изумлялись, поражались услышанному

2.Отведавшие волчьих зубов

сталкивались с волком

3.Язык у хвастуна точно примёрз

не смог говорить

4.Не смел дохнуть

замереть от ужаса, страха

5.Задал такого стрекача

убежать с большой скоростью

6.Выскочить из собственной кожи

сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности из последних сил

7.Гонится по пятам

бежит след в след

8.Замертво свалился

без признаков жизни

1

2

1

4

5

-

6

4

9

4

8

11

10

-

4-и,1-М, 2-а, 5-н, 6 –С, 8-р, 9-б, 10-к, 11-я

Поиски  Храбреца.

Зайчик всего боялся.

Внезапное появление волка.

Заяц расхрабрился.

Похвала и благодарность.

Заяц поверил в свою храбрость.

Разговор с зайцами всего леса.

Заяц-хвастун задал стрекача.

Волк убежал

«Сказка про

храброго зайца

– Длинные уши,

Косые глаза,

Короткий

хвост».

«Лиса, заяц и петух»

«Заяц Хваста»

Д.Н. Мамин -Сибиряк

План

10 мин

1. Музыка

2. Отрывки из сказок. Из какой сказки?

3. Шифровка

4. Отличительные особенности

5. Проблемма (Почему заяц храбрый?) Храбрый это какой

         6. «Сказка ложь, да в ней намек,… добрым молодцам - урок».

7. Проблемма 2. Чему учит сказка?

5 мин.

8. Знакомство с автором

9. Иллюстрации

10.  Присказка

15 мин.

11. Чтение сказки. Как заяц стал храбрым?

                                                                                   5 мин.

12. Прослушивание грамзаписи.  Инсценирование.

                                                                                     5 мин.

13. План.

14. Пословицы

14. Итог урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 1 4 5 - 6 4 9 4 8 11 10 М а м и н - С и б и р я к 4-и,1-М, 2-а, 5-н, 6 – С, 8-р, 9-б, 10-к, 11-я

Слайд 3

храбрый-бесстрашный-смелый-отважный

Слайд 5

Нравоучение сказки Нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.

Слайд 6

План 1. Зайчик всего боялся. 2. Заяц расхрабрился. 3. Разговор с зайцами всего леса. 4. Внезапное появление волка. 5. Заяц-хвастун задал стрекача. 6. Волк убежал. 7. Поиски Храбреца. 8. Похвала и благодарность. 9. Заяц поверил в свою храбрость.

Слайд 7

«У страха глаза велики» «Смелость города берёт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...