Статья на тему "Работа по формированию смыслового чтения в начальной школе"
статья по чтению
Статья на тему "Работа по формированию смыслового чтения в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_formirovaniyu_smyslovogo_chteniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по формированию навыков смыслового чтения в начальной школе.
Современный мир заинтересован в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации. Извлечение ее из текста и преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Способность извлекать информацию из текста, истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых образовательных стандартах.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, основам работы с текстом – одна из основных задач начального образования. С внедрением ФГОС появилась необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной и решать её необходимо начать в начальной школе, где закладывается навык смыслового чтения.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон прочитанного.
Систематическая и технологичная работа по развитию смыслового чтения на уроках в начальной школе является залогом успешного обучения ребенка в средней школе.
Процесс, направленный на понимание текста, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля. интересы и много других психических особенностей , что является причиной трудностей формирования смыслового чтения у детей с задержкой психического развития.
При задержке психического развития у детей имеются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство из них страдают дефектами звукопроизношения, имеют ограниченный словарный запас, слабо владеют грамматическими обобщениями.
Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи и приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом.
Понимая это, в курсе разработанных коррекционно -развивающих занятий «Занимательный русский язык», большое внимание уделено нами развитию речи учащихся, формированию умения работать с текстом.
В течение года учащиеся на коррекционно-развивающих занятиях работают в специально созданных рабочих тетрадях, содержащих комплекс упражнений и заданий, направленных на формирование различных сторон речи и формированию навыков умения работать с текстом.
Задачами, усвоения данного курса являются
- необходимость научить ребенка :
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых ребенку непонятны
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания изучаемого текста) слова;
-уметь прогнозировать содержание изучаемого текста;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер текста (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Желаемым результатом работы становится ситуация, когда ребенок
- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
- не пропускает непонятные слова и выражения;
- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;
- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;
Таким образом, основными методами и принципами нашей работы становятся:
1. активная работа со словом;
2. применение метода «ведение диалога с текстом»;
3. развитие читательского воображения.
Таким образом, можно сказать, что курс коррекционно- развивающих занятий, ориентированный на работу с текстом, является основой формирования функциональной грамотности у учащихся, подготавливает ребенка к обучению в среднем звене, позволяет ребёнку вычерпывать из большого объема информации нужную и полезную, а также позволяет приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать и рассуждать, познавая окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"
В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...
Статья "Реализация технология смыслового чтения в начальной школе"
Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приём чтения полноценное воспр...
Статья "Технология смыслового чтения в начальной школе"
Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской...
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"
Доклад для школьного методобъединения учителей начальных классов...
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается проблема реализации работы по смысловому чтению в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к обучению младших школьников в рамках нормативно-правовых документо...
Статья на тему "Смысловое чтение в начальной школе"
Научить современных школников вдумчиво читать......