Урок литературного чтения «Праздник поэзии»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Якубова Любовь Юрьевна

Итоговое занятие после прохождения раздела "Поэтическая тетрадь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_poezii.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема: Урок литературного чтения «Праздник поэзии».

Цель: формировать у учащихся представление о стихотворной речи.

Задачи:

образовательная : 

- актуализировать знания детей о труде поэта;

- актуализировать знания о стихотворной речи, понятиях «рифма», «ритм»;

- познакомиться с правилами игры буриме;

- формировать умение рифмовать слова и сочинять четверостишия по заданным рифмам;

развивающая: 

- развивать мышление, речь, воображение, внимание;

- развивать конструкторские способности, чувство ритма и рифмы;

- развивать самостоятельность и креативность;

- развивать умение работать в группе и способность сотрудничать;

- совершенствовать умение правильно выражать свои мысли и оформлять их в устной форме.

воспитательная: 

- прививать интерес к литературному творчеству;

- воспитывать командный дух и чувство товарищества;

- прививать умение слушать и слышать других.


Ход занятия

  1. Слайд 1. Деление на команды по рядам.

Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения писались только в стихах. Лишь в 18-19 веках эти области сравнялись по значению. Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. И не случайно. Сочинение стихов способствует

  • развитию речи и художественного вкуса;
  • развивается образное мышление;
  • повышается интеллектуальный уровень;
  • способствует повышению грамотности.

Не каждый обладает поэтическим даром. Но стихосложению можно научиться.

Назовите отличительные признаки стихотворения. (СХЕМУ НА ДОСКУ)

стихотворное произведение

ритм                     рифма                      строфа  

Любое стихотворное произведение наделено несколькими особенностями.

  1. У стихотворения присутствует ритм. Ритмом принято называть чередование сильных и слабых слогов.
  2. Также стихотворное произведение разделено на строфы. Так называют объединенную по некоторым общим признакам группу строк.
  3. В стихотворении зачастую (но не всегда) присутствует рифма. Рифмой именуют созвучное окончание строк. Рифма придает стихотворному произведению мелодичность.
  1. Работа в команде. Слайд 2. Прочитайте два отрывка. Определите, какой из них написан в стихотворной форме.

1. Зайку бросила хозяйка,                             Под дождём остался зайка.                             Со скамейки слезть не смог,                        Весь до ниточки промок.

2. Хозяйка бросила зайку, остался зайка под дождём. Не смог слезть со скамейки, промок весь до ниточки.

3. Карточки 1. Прочитай два отрывка. Один из них – проза, а другой – стихи, не разделённые на отдельные строчки. Закрась зелёным цветом рамочку, где написаны стихи, а синим – где написана проза.

На небе собрались тяжёлые тучи. Сверкнула молния. Послышался отдалённый раскат грома. Начиналась гроза.

 Вот порхают над лужайкой мотылёк и стрекоза. Воробьи собрались стайкой. Мирно травку ест коза.

  1. Слайд 3. В стихотворениях концы строк часто звучат одинаково. Какие рифмуются? Рифма парная или перекрёстная?

Не заставить черепаху                                 Снять хоть раз свою рубаху.                 Когда она купается,                                                И то не раздевается.

В рифмующихся словах ударные гласные и все звуки после них  должны звучать одинаково

  1. Карточки 2. Слайд 4. Прочитайте слова. Подчеркни зелёным цветом слова, которые рифмуются. Остерегайся слов-ловушек! Что это за ловушки, догадайтесь сами.

1к - Окно, изба, шуба, слово, борьба, слон, ходьба, рука, стрельба, нога, судьба, слаба.

2к – Везу, лозу, колоть, внизу, поборол, грозу, стрекозу, поле, влезу, приползу, усну, косу.

3к - Горю, дарю, наряд, мо́рю, отряд, варю, дом, говорю, снаряд, смотрю, зерно, загорю.

Что же за слова-ловушки встретились?

  1. В поэзию можно играть, и имя этой игре — буриме. 

Из истории. Она появилась в 17 веке во Франции и название переводится как «рифмованные концы строк». Суть игры сводится к тому, что задается определенное количество рифм и, используя эти рифмы, участники должны придумать осмысленное стихотворение. Как правило, буриме обычно представляют собой забавные четверостишия.

7. Слайд 5. Сочините на заданную рифму (перекрестную)/ (парную)

кусты
копыто
мечты
корыто

день
лень
проснулся
окунулся

Правила буриме: 

  1. Рифмы подбирать надо очень внимательно, избегать однокоренных слов, ненормативной лексики.
  2. Заданные рифмы нельзя менять местами. Исключение - использование
    перекрёстных рифм.
  3. Не забывайте и о содержании вашего стиха. У вас должно получиться законченное смысловое стихотворение.

например,

Ой, не ходи козел в кусты.
Ты потеряешь там копыто,
и разобьются все мечты,
как пресловутое корыто.  

Спал сегодня целый день.

Обуяла меня лень.

Только к вечеру проснулся

И в реальность окунулся.

Буриме захватывает. Может, поиграв в буриме и потренировавшись в написании небольших стихов, вы внезапно откроете в себе талант к поэзии!

В дальнейшем мы узнаем, какие размеры стихов бывают, потренируемся подбирать различные средства художественной выразительности.

  1. А сейчас мы послушаем ваши собственные стихи, которые вы сочиняли дома.

Вдохновения вам и творческих успехов! Желающие могут ознакомиться со сборником стихов великих поэтов «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Проект по литературному чтению «Праздник поэзии. Весна»

Показать, что в природе много прекрасного и эти чудеса нужно видеть....

План урока литературного чтения "Лирическая поэзия А.С. Пушкина. Стихотворение "Зимний вечер"

Материал разработки может быть использован для уроков внеклассного чтения....

Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...