Т. Пономарёва "Лето в чайнике". Основная мысль текста. ПНШ. 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок разработан по системе ПНШ. Автор учебника Н. Чуракова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_0412.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Провела: Андреева Алена Геннадьевна
Дата проведения: 04.12.2020 г.
Тема: Татьяна Пономарева «Лето в чайнике»
Цель урока:
- знакомство с рассказом Т. Пономарёвой «Лето в чайнике»
Задачи урока:
• постараться, чтобы дети вычитали из текста рассказа «Лето в чайнике» все подробности, которые свидетельствуют о том, что божья коровка попала к хорошим людям;
- • обсудить название рассказа «Лето в чайнике» и выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: ведь для всех героев божья коровка, заснувшая на зиму в чайнике, – это чудо кусочек лета среди зимы, которым они восхищаются.
- С помощью системы вопросов побудить детей перечитывать, просматривать и пересказывать тексты рассказов по разным основаниям (для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста и др.).
- Развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа.
- Работать над пониманием смысла названия рассказа.
- Учить работать с картиной.
Оборудование: учебник, конверты с сушеной травой, полоски белой бумаги, музыкальное произведение, чайник.
ХОД УРОКА:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Личностные: эстетические чувства, прежде всего доброжелательность | ||
| - Вот пришли зимние холода. Мороз, снег, вьюга. Мы начинаем кутаться в теплые одежды, ищем защиты от холодного ветра. В морозные дни очень часто вспоминаешь именно об этом. Загляните в конверты, которые лежат у вас на столах. - Подумайте, о чем мне хочется вам напомнить? (в конверте лежит сухая травка) - Ребята, как вы думаете, какое произведение из учебника поможет нам вспомнить лето? - В названии этого произведения только слово «лето» «теплое»? - Какие ещё произведения Татьяны Пономаревой мы читали? - В каком разделе нашего учебника находится это произведение? - На какой главный вопрос мы должны ответить в конце урока? - Кто всегда помогает нам в достижении хорошего результата на уроках? - Верно. С нашими помощниками начинаем работу с текстом. | - О лете, солнце и тепле. - Рассказ Татьяны Пономаревой «Лето в чайнике». - Нет, чайник может угостить нас горячим чаем, который нас согреет. - Это рассказы «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды». - Учимся любить. - Что значит любить? - Маша и Миша Ивановы. | Регулятивные: определяют и формулируют цель и задачи деятельности на урок вместе с учителем; Коммуникативные: договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, |
| (Чтение учителем) - Перечислите мне членов семьи. - Надо же! В этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка! – сказала Маша, когда закончили читать рассказ. Ты понимаешь, что Маша имеет в виду? Прочитаем произведение еще раз. - Подтверди Машин вывод словами из текста. | - У дедушки из рассказа Т. Пономаревой такой же характер, как и у чудесной бабушки (он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый). - Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: «Не будем тревожить», то есть он относится к маленькому насекомому как к равному себе. | Предметные: знакомятся с произведением Т. Пономарёвой «Лето в чайнике». Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру Регулятивные формулируют и удерживают учебную задачу Познавательные: осуществляют смысловое чтение |
| - Костя Погодин, друг Маши и Миши, нашел в рассказе «переломный» момент. Как вы понимаете «переломный» момент? - Попробуйте найти в тексте эту «переломную» строчку. - Почему именно это строчка «переломная»? - Подтверди, что божья коровка попала к хорошим людям. - Предположи, кто такие «мы»? - Как они объясняют, почему божья коровка решали перезимовать в чайнике? - А у вас есть свои версии? | - Речь идет о тех моментах, с которых события могли бы развиваться иначе, если бы героями этих рассказов были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники. - «На дне сидела божья коровка». - После этой строчки возможно любое развитие событий. Если люди жестокие, они не пожалеют божью коровку – выбросят её и заварят в чайнике чай. - «Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише...». Каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением. - Внуки, внучки, а может быть, и мама с папой, или дядя и тетя. - Перечитывают строки с предположениями о том, как и почему божья коровка попала в заварочный чайник. (чтение по ролям) - Высказывают свое мнение по этому поводу. (Из этих высказываний будет видно, кто из детей мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать.) | Регулятивные: прогнозируют Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре. |
| - Для обычной жизни удивительная история. По-другому быть не могло, ведь название текста фантастическое. Какие два мира объединил автор в названии текста? - Два слова из разных «миров» автор соединил предлогом «В». Попробуем создать другие оригинальные заголовки, используя прием автора. - Работа в парах. На желтых листочках – слова «природного мира», точнее названия времен года. На зеленых листочках записаны слова «искусственного мира». Для связи используем предлог «В». Создаем фантастические названия рассказов, и предлагаем идею рассказа, о чем он будет рассказывать. У вас будет несколько вариантов, выберите и расскажите классу самый интересный. - Молодцы! Оригинальные идеи для полета фантазии. | - Природный мир и искусственный мир. осень в книге – про гербарий зима в трубе – о красоте зимних звуков, калейдоскоп весна в лодке – о спасенных животных от половодья | Предметные: выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа. Регулятивные: Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;
Коммуникативные строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение, |
| - А почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить», а не в главу «Учимся наблюдать», например? | - Любить природу – значит сочувствовать всему живому и заботиться даже о самом маленьком ее создании, быть внимательным к окружающему. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру. |
| - Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется частью его самого. Люди стремятся передать эти чувства с помощью слов, звуков и красок. Предлагаю совершить поход в «Музейный дом». - Найдите репродукцию картины. Постараемся увидеть красоту лунной ночи. - Небо ясное и облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? В какие цвета окрашивает луна облака? - Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба? - Закройте изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж. Как он преобразился? - Теперь закройте, а потом откройте изображение луны. Как меняется освещение? - Найдите домики на берегу Днепра. Есть ли ощущение, что там все погрузилось в сон? - Удивительная картина. Мы смогли увидеть эту красоту. Какое чувство помогло художнику создать уникальную картину? | - Темно-синее ночное небо почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками, которые освещены изумрудным, зеленовато-золотистым светом луны. Благодаря лунному свету большая часть поверхности реки выглядит золотисто-зеленой, а в центре – почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой, она как будто покрыта легкой дымкой, в ней ощущается глубина. - Пейзаж почти погрузился в темноту. Исчезнет самый яркий контраст в картине – контраст реки, освещенной лунным светом, и темного берега. Пейзаж перестанет быть таким пронзительно красивым, он станет более спокойным и умиротворенным. - Главный источник света в картине – река, которая светится только отраженным светом луны. На глазах меняется освещение всего пейзажа: с «появлением» луны пейзаж становится как будто торжественней. - Пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчеркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу. - Это любовь. | Коммуникативные: договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, Личностные: эстетические чувства |
| - Что значит любить? - Человек любит сердцем. Были у вас моменты на уроке, когда сердце замирало? От чего? - Предлагаю послушать симфонию «Лунный свет» Клода Дебюсси. | - Уметь видеть и наблюдать красоту, заботиться о природе, уважать. | Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру |
| - Маленькая божья коровка, уснувшая в чайнике, открыла нам удивительный мир любви. Про неё есть замечательная считалочка-талисман, которая является древним символом счастья и удачи. Божья коровка, Полети на небо, Принеси мне хлеба. Чёрного и белого, Только не горелого. Представим, что мы на летнем лугу. Тепло. Солнышко. Божья коровка сидит у нас на ладошке. Произнесем хором шепотом считалочку, и отпустим божью коровку на волю. (в конце дуем на ладошку) - Спасибо за урок. Всем счастья и удачи. Урок окончен. | - вместе проговариваем считалку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс
Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...
Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс
Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...
Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."
В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Текст. Основная мысль текста.
Тема урока: Текст. Основная мысль текста. Цель урока: наблюдать за текстами, определять основную мысль текста...
Работа с текстом. Основная мысль текста. Умение выражать собственное мнение о прочитанном.
Формирование умения выражать собственное мнение о прочитанном, важный элемент содержания обучения. В работе представлены различные приёмы работы с текстом. При выполнении заданий активизируются и разв...
Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...