Игровое библиотечное занятие "Маршрут: от книжки к экрану"
план-конспект занятия по чтению (2, 3, 4 класс)

Юрикова Светлана Геннадьевна

Разработка данного занятия может быть использована в работе учителей начальных классов, библиотекарей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования с целью знакомства обучающихся с литературными произведениями и с отечественными художественными фильмами, снятыми по сюжету российских и зарубежных авторов.

Время проведения данного мероприятия – канун праздников, посвящённых кино (Международный день кино или День детского кино).

Данная разработка рассчитана на обучающихся 2-4 классов и требует определённой подготовительной работы.

Местом проведения данного мероприятия может стать школьная библиотека, учебный класс, актовый зал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название методической разработки: Маршрут: от книжки к экрану

Форма: игровое библиотечное занятие

Название образовательного учреждения: МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г. Белгорода

Ф. И. О. автора, должность: Юрикова Светлана Геннадьевна, библиотекарь

Пояснительная записка

Разработка данного занятия может быть использована в работе учителей начальных классов, библиотекарей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования с целью знакомства обучающихся с литературными произведениями и с отечественными художественными фильмами, снятыми по сюжету российских и зарубежных авторов.

Время проведения данного мероприятия – канун праздников, посвящённых кино (Международный день кино или День детского кино).

Данная разработка рассчитана на обучающихся 2-4 классов и требует определённой подготовительной работы.

Местом проведения данного мероприятия может стать школьная библиотека, учебный класс, актовый зал.

Цель: знакомство обучающихся с литературными произведениями и с отечественными художественными фильмами, снятыми по сюжету российских и зарубежных авторов.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с литературными произведениями и художественными фильмам, снятыми по сюжету российских и зарубежных авторов.

2. Развивать творческие способности детей, навыки устной речи, выразительного чтения.

3. Формировать регулятивные умения: отвечать за результат работы; осуществлять первоначальный контроль своих действий; понимать цели и смысл выполняемых заданий на каждом этапе работы.

4. Формировать познавательные умения: учить делать выводы; воспитывать интерес к чтению.

5. Формировать коммуникативные умения: входить в игровую ситуацию; формировать культуру общения в группе, умение определять свою роль в ней.

Подготовительная работа:

Оформление в библиотеке книжной выставки «Маршрут: от книжки к экрану».

Оборудование, реквизит:

- магнитная доска, магниты;

- цветные карандаши;

- разноцветные коробки (можно из-под конфет);

- книги, по сюжету которых сняты художественные фильмы: Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал», Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени», Шарль Перро «Золушка», Шарль Перро «Красная Шапочка»;  

- конверты подсказками (текст подсказок см. в конспекте занятия);

- задания по каждой книге (текст задания см. в конспекте занятия);

- запись песен из фильма «Приключения Буратино»: «Песня черепахи Тортилы», «Песня Дуремара», «Песня Пьеро»;

- запись песен из фильма «Про Красную Шапочку»: «Песня Волка», «Песня о мастерах», «Песня об острове», «Песня Красной Шапочки»;

- зеркало – 2 шт.;

- ключики из бумаги – по количеству слов из задания;

- часы;

- муляж тыквы;

- красная шапочка или пирожок;

- трейлеры или отрывки из фильмов: «Королевство кривых зеркал», «Приключения Буратино», «Сказка о потерянном времени», «Золушка», «Красная Шапочка»;

- фотографии из фильмов (см. выше).

Ход занятия:

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, вокруг очень внимательно. Всё ли в порядке в школьной библиотеке?

Дети должны заметить, что одна из выставок не оформлена должным образом, на ней не хватает книг. На полках стоят конверты с надписями, прикреплены листы, оформленные в виде киноплёнки, в середине которых стоит знак вопроса. Библиотекарь обращает внимание на название книжной выставки «Книга в кадре». Также следует обратить внимание, что на отдельном столике лежат разноцветные коробки (в них и будут находиться книги).

Библиотекарь: Чем связана книга и кино? Имеет ли право в библиотеке иметь место выставка с таким названием?

Дети рассуждают о том, что фильма без книги не может быть. Сначала - книга, потом – фильм. И, конечно, выставка с таким названием имеет право быть.

Библиотекарь: Что же мы с вами будем сегодня делать на нашем занятии? Какова наша цель?

Формулируется цель занятия: познакомиться с литературными произведениями и с отечественными художественными фильмами, снятыми по сюжету книг.

Библиотекарь: Как же мы узнаем, какой фильм должен появиться в этих окошках? (показывает на прикреплённые листы на выставке, в середине которых стоит знак вопроса)

Библиотекарь подводит детей к тому, что необходимо воспользоваться конвертами-подсказками, а затем будет понятно, о каком фильме идёт речь.

Далее занятие проходит следующим образом: дети выбирают конверт-подсказку, выполняют задание и угадывают название и автора произведения, а затем смотрят отрывок из фильма.

ПОДСКАЗКА № 1 Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал»

Попробуйте угадать это произведение по героям.

Гурд – Друг (мальчик, зеркальщик), Нушрок – Коршун (министр), Аксал – Ласка (тётушка, кухарка)

Абаж – Жаба (министр), Яло – Оля (девочка), Топсед – Деспот (король)

После того, как дети угадают произведение, они должны догадаться, в какой коробке лежит эта книга. Можно сверху коробки положить два зеркала – это будет своего рода подсказка и «ключ» к следующему заданию.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Королевство кривых зеркал».

Воспользуйтесь зеркалами для написания слов, определите, как они связаны с произведением В. Губарева «Королевство кривых зеркал».

Команда должна прочитать слова: башня, фазан, сказки с помощью зеркала.

Башня – в Башню Смерти был отправлен Гурд.

Фазан – Оля и Яло спрятались в корзине с фазанами, чтобы пробраться в королевский дворец.

Сказки – Оля любила читать сказки.

Можно задать дополнительный вопрос. Можно ли увидеть свой затылок? Смогут ли они это сделать с помощью двух зеркал?

ПОДСКАЗКА № 2 Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»  

На конверте-подсказке нарисован скрипичный ключ. Дети должны догадаться, что это музыкальная подсказка.

Кто исполняет эти песни в известном отечественном фильме? Как зовут этих героев? Из какого они произведения?

Песня черепахи Тортилы

Песня Дуремара

Песня Пьеро

После того, как дети угадают произведение, они должны догадаться, в какой коробке лежит эта книга. Можно сверху коробки положить два ключика разных цветов.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Найдите все ключики своего цвета и сложите слова. Каждое слово состоит из двух ключей. Найдите среди всех получившихся слов только те, которые относятся к сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Ключи можно разместить на полках, стендах, подоконнике, доске и т.д.

Карабас Барабас

Папа Карло

Черепаха Тортила

Страна Дураков

Лиса Алиса

Кот Базилио

Шушара Крыса

Артемон Пудель

Илья Муромец

Соловей Разбойник

Кащей Бессмертный

Василиса Премудрая

ПОДСКАЗКА № 3 Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Угадайте сказку, прочитав её начало и конец. Кто автор этого произведения?

Начало сказки

Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

– Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

Окончание сказки

Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Все ближе пригибало их к земле, все ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

После того, как дети угадают произведение, они должны догадаться, в какой коробке лежит эта книга. Можно сверху коробки положить часы.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Сказка о потерянном времени».

Воспользуйтесь кодом и расшифруйте пословицы. Можно ли применить эти пословицы для героев «Сказки о потерянном времени»?C:\Windows\system32\config\systemprofile\Desktop\6.jpg

Делу время – потехе час.

Минута час бережёт.

ПОДСКАЗКА № 4 Шарль Перро «Золушка»

Расшифруйте перевёртыши-названия сказок Шарля Перро и скажите, какой известной сказки здесь не хватает.

«Девочка великанша» – «Мальчик-с-пальчик»

«Собачка в кроссовках» – «Кот в сапогах»

«Чёрный берет» – «Красная Шапочка»

«Недремлющая уродина» – «Спящая красавица»

Не хватает сказки – «Золушка».

После того, как дети угадают произведение, они должны догадаться, в какой коробке лежит эта книга. Можно сверху коробки положить тыкву.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Золушка».

После просмотра отрывка ребятам предлагается выполнить следующее задание-физминутку.

Библиотекарь: Сейчас проверим, насколько внимательно вы посмотрели этот отрывок. Один из вас будет Мачехой, остальные – Золушками. Мачеха выходит из библиотеки/класса. Золушки договариваются, какое из порученных заданий Мачехи они будут выполнять. Мачеха возвращается и задаёт Золушке такой вопрос:

Как ты, Золушка, стараешься?

Чем сейчас ты занимаешься?

После этого вопроса Золушки вместе начинают показывать Мачехе, что они делают.

Задания Мачехи из отрывка: прибрать в комнатах, вымыть окна, натереть полы, выбелить кухню, выполоть грядки, посадить под окнами семь розовых кустов, разобрать семь мешков фасоли, намолоть кофе.

ПОДСКАЗКА № 5 Шарль Перро «Красная Шапочка»  

На конверте-подсказке нарисован скрипичный ключ. Дети должны догадаться, что это музыкальная подсказка.

Кто исполняет эти песни в известном отечественном фильме? Прослушайте музыкальные подсказки и скажите, как называется сказка.

Песня Волка

Песня о мастерах

Песня об острове

Если по этим подсказкам дети не угадают произведение, то можно включить Песню Красной Шапочки.

После того, как дети угадают произведение, они должны догадаться, в какой коробке лежит эта книга. Можно сверху коробки положить красную шапочку или пирожок.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Красная Шапочка».

ЗАДАНИЕ В КОРОБКЕ

Красная Шапочка легко узнаваема по головному убору. Сможете ли вы так же легко опознать других героев по их шапкам, шляпам и т. д.?

1. У кого на голове вместо шапки была медная воронка? (Железный Дровосек, А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

2. Какой герой вместо шапки на ходу надел на голову кухонную утварь? (Человек рассеянный, С. Маршак «Вот какой рассеянный»)

3. У кого головной убор был сделан из старого носка папы? (У Буратино, А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Как называется известный «шляпный» рассказ Н. Носова?
(«Живая шляпа»)

5. Кто ходил «с цифрой «5» на медной бляшке,

   В синей форменной фуражке»? (Почтальон, С. Маршак «Почта»)

6. Какому известному весёлому коротышке принадлежала голубая шляпа? Он с ней никогда не расставался, даже когда полетел на Луну. (Незнайка, Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

Дополнительный конкурс «Попади в шляпу орехом»

Шляпу не только можно носить,

Летящий орех ею можно ловить.

На определённом расстоянии стоит корзина с орешками,
нужно попасть орехом в шляпу.

Вопросы для рефлексии:

Какие из этих фильмов вы уже смотрели? Какие вам больше нравятся?

По сюжету какой книги вы бы сняли свой художественный детский фильм?

В конце занятия детям предлагаются фотографии с кадрами из выше перечисленных фильмов, они должны их прикрепить к листам на выставке, в середине которых стоит знак вопроса, рядом с книгами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голубой экран телевизора.

«Голубой экран» телевизора. Говоря о влиянии телевидения на развитие личности ребёнка, мы должны думать о том стрессе, который получает ребёнок, выполняя такое безобидное действие, как нажатие кноп...

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Родительское собрание "«Голубой экран», здоровье и развитие личности. Чтение – альтернатива телевизионным передачам.

Беседа с родителями о возможности привить детям любовь к чтению и правильном использовании возможностей телевидения...

Экран поведения

Экраны поведения для контроля дисциплины первоклашек. Для девочек и для мальчиков....

Экран достижений учащихся по программе "Праздники, традиции и ремесла народов России"

Внимание к русской национальной культуре особенно активно проявляется в настоящее время. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Без знаний традиций, обычаев русского наро...

Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»

Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»...