Конспект и презентация к уроку по произведению "Осень" - Лермонтов (начальные классы)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Усачева Виктория Олеговна

Конспект урока литературного чтения 3 класс

ТЕМА: Детство и творчество М.Х. Лермонтова. Анализ произведения «Осень».

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с детством и творчеством М.Х. Лермонтова, проанализировать произведение «Осень»

ЗАДАЧИ:

·               образовательные:

Ø знать биографию и творчество автора;

Ø знать художественные средства выразительности;

Ø уметь анализировать стихотворение;

Ø уметь определять главную идею.

·               развивающие:

Ø развивать мышление учащихся посредством анализа;

Ø развивать речь, эмоций;

Ø развивать умение объяснять значение незнакомых слов;

Ø развивать словарный запас;

Ø развивать навык выразительного чтения.  

·               воспитательные:

Ø воспитывать стремление к знаниям;

Ø воспитывать активность на уроке;

Ø воспитывать интерес к творчеству М.Х. Лермонтова;

воспитывать интерес наблюдения за природой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения 3 класс

ТЕМА: Детство и творчество М.Х. Лермонтова. Анализ произведения «Осень».

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с детством и творчеством М.Х. Лермонтова, проанализировать произведение «Осень»

ЗАДАЧИ:

  • образовательные: 
  • знать биографию и творчество автора;
  • знать художественные средства выразительности;
  • уметь анализировать стихотворение;
  • уметь определять главную идею.
  • развивающие: 
  • развивать мышление учащихся посредством анализа;
  • развивать речь, эмоций;
  • развивать умение объяснять значение незнакомых слов;
  • развивать словарный запас;
  • развивать навык выразительного чтения.  
  • воспитательные: 
  • воспитывать стремление к знаниям;
  • воспитывать активность на уроке;
  • воспитывать интерес к творчеству М.Х. Лермонтова;
  • воспитывать интерес наблюдения за природой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗЕЛЬТАТЫ:

  • познавательные УУД:
  • общеучебные – ознакомление с произведением «Осень»;
  • восприятия литературного произведения;
  • формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения;
  • деление на логические части, построение оценочных рассуждений.
  • регулятивные УУД:
  • выполнение принятой учебной задачи;
  • адекватное восприятие оценки учителя и товарищей;
  • планирование своих действий.
  •     коммуникативные УУД:
  • взаимодействие с окружающими;
  • умение слышать, слушать и понимать партнера;
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу;
  • эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками.
  • личностные УУД:
  • умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
  • умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Анализ

Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Виктория Олеговна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

- Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!

- Хорошо. Садитесь пожалуйста

- Приветствие учеников.

- Урок будет интересный; будет познавательный; узнаем что-то новое.

 

Сообщение темы урока

- Обратите свое внимание на слайд. Кого вы видите на слайде?

- Правильно. На слайде портреты великих русский писателей и поэтов, с которыми вы уже знакомы. А вы знаете, что когда люди видят портрет А.С. Пушкина, сразу вспоминают о М.Х. Лермонтове. Это связано с тем, что М.Х. Лермонтов тоже такой же великий русский поэт, как А.С. Пушкин.

- Сегодня мы с вами познакомимся с великим русским поэтом – М.Ю. Лермонтовым.

- Великие русские писатели и поэты. Толстой, Пушкин и Есенин.

Подготовка к первичному восприятию

- Будущий писатель родился в Москве в семье офицера. Но воспитывался он у бабушки – Елизаветой Алексеевной Арсеньевой – в Тарханах в Пензенской области. Почему же его воспитывала бабушка? Только потому что мать мальчика очень рано умерла от болезни и бабушка настояла на том, что она воспитывала мальчика.

- Его отец – Юрий Петрович Лермонтов – был очень образованным человек, был офицером. Но после смерти матери, мальчика отец совсем не видел из-за того, что его воспитаем занималась бабушка. Его мать – Мария Михайловна Лермонтова – была образованной женщиной, любила музыку, играла на фортепьяно. Но с рождения у Марии Михайловны был очень слабый иммунитет  и очень много болела, его передалось по наследству будущему поэту. Но как вспоминал сам мальчик «Когда я был лет трех – то была песня, от которой я плакал…». Нежность к матери и тоска по ней нашли во многих произведения поэта.

- Мальчик получил хорошее домашние образование, участь у иностранных учителей.

- С детства мальчик любил рисовать. На слайде вы видите картины, которые нарисовал сам Лермонтов. Он висят в музеи имени Лермонтове, в городе Пятигорск.

- Свои первые стихи будущий поэт начал писать в свои 14 лет и первыми его слушателями были его друзья.

- Лермонтов очень много отдыхал на Кавказе, так как очень часто болел и бабушка его отвозила на Кавказ для лечения. На слайде вы видите картинку, которую нарисовал Лермонтов, тоже посвящена Кавказу. Во многих его произведениях есть описание горных красот, а так же написано ряд картин, посвященных этому удивительному уголку России.  

Первичное восприятие

- Но сегодня мы с вами познакомимся с его произведением, которое называется …, а как вы узнаете, если отгадаете загадку. Может кто-нибудь хочет прочитать загадку?

«Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
»

- Правильно, это осень. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Осень». Это стихотворение было написано, когда мальчику было 14 лет. Когда он еще жил с бабушкой, впервые смог оценить красоту русской природы. Но осень была его не любимым временем года. Он смог найти то, что дало ему вдохновение для написания произведения.

- Закройте пожалуйста свои глазки, сейчас я зачитаю произведение, а после вы скажите, что при прочтении вы представили.

- Что вы представили?

- В стихотворение Лермонтов рисует как бы обобщенную картину осенней поры, то есть осенние пейзажи, и жизнь зверей, и настроение людей.

   

- Осень.

- Дети слушают с закрытыми глазами.    

- Краски осени (желтый, красный, багряный и другие), падающие листья с деревьев и т.д.

Анализ литературного произведения

- Хорошо. А сейчас вы перевоплотитесь в настоящих ученых лингвистов.  У вас на столах лежат словари, ваша задача найти определение слов «Бор», «Поникши», «Пахарь», «Поневоле»,

«Тусклый».

- Хорошо. А теперь давайте с вами проверим, как вы внимательно слушали стихотворение. Посмотрите на слайд и давайте ответим на вопросы.

Вопросы по первой строфе:1)Какие признаки осени здесь показаны? 2)Что чему противопоставляется?

3)Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? 4) Чему рады листья?5) Что произошло с елями?

6)Что это значит? 7)Почему они поникли?

8)Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”;

Вопросы ко второй строфе:

 9) О ком идёт речь в данных строках стихотворения?

10) Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом?

Вопросы по третьей строфе:

11)О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье? 12)Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных?13) Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких? 14)Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой? 15)А каким вы видите покой? 16) Что происходит с листьями? 17) А какие буквы этот момент подчёркивают? 18) Какая гласная создаёт тревогу?

- А кто мне скажет, что такое эпитет?

- Ребят, назовите мне все эпитеты в стихотворение.

- Хорошо. А что такое метафора?  

- Назовите мне метафоры в стихотворение.  Месяц поле серебрит.

- А что такое олицетворение.

- Назовите мне олицетворение в стихотворение?  

- Ребят, а скажите, что хотел донести до своих маленьких читателей? Какая главная идея произведения?  

- А какое у вас любимое время года и почему?

- Бор – (иллюстрация)

Поникши – опуститься.

Пахарь – (иллюстрация)

Поневоле – вопреки желанию, не зависимо от него.

Тусклый – мутный.

1) пожелтели листья, летят, кружатся; 2) жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей; 3) сопоставляются краски времён года и настроение природы;

5) поникли;

8) жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождём и перешёптывались под ветром;

10) нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие.

12)тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым;

13) Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачныйосенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом;15) безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой. 16) они медленно кружатся; 17) подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно:

Ли-истья в поле пожелте-ели, И кружа-атся и летя-ат.; 18) тревожно звучит О в рифмующихся словах:

скалОю, порОю, цветОв, трудОв, поневОле, пОле.

- Эпитет подчеркивает какие-либо свойство, чаще всего прилагательные.

 - Тусклый месяц, мрачная зелень, отважный зверь, поникши ели.

- Метафора – перенос одного названия одного предмета на другой на основание сходства.  

- Месяц поле серебрит.

– Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов живыми качествами.  

- Листья….кружатся и летят.

- Автор хотел показать всю красоту осени, какими красками осень украшает природу.

– Дети говорят какое у них любимое время года и почему.

Другие работы с текстом

- Мы с вами подробно разобрали стихотворение, а сейчас давайте на оценку и по желанию вы прочитаете это стихотворение выразительно.

- Молодцы. Ребят, а как вам кажется кто прочитал стихотворение

выразительнее всех?  

- Дети по желанию читают стихотворение выразительно.

- Дети высказывают свое мнение.

Домашнее задание

- Откройте свои дневники и запишите пожалуйста. Что на дом у вас выучить наизусть стихотворение «Осень. Выразительно.

- Дети записывают в дневники домашнее задание.

Подведение итогов

- Ребята, а что нового вы сегодня узнали?

- Нового узнали про поэта Лермонтова, про его детство, про его творчество, проанализировали произведение «Осень» и т.д.

Рефлексия

- У вас у каждого на столе лежит белый желтый кружок. Вам нужно на этом кружке нарисовать веселый или грустный смайлик, что будет означать понравился ли вам урок или нет, и так же какое у вас сейчас настроение.

- Нарисуйте и после по очереди подходите к доске и приклеивайте свои смайлики на дерево.

- Смотрите какое у нас получилось дерево из наших с вами смайликов.

- Дети рисуют и после по очереди подходят по очереди к доске, чтоб приклеить смайлик на дерево.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колледж «Черёмушки» Москва-2020 Детство и творчество М.Ю. Лермонтова. Анализ произведения «Осень» (3 класс) Выполнила: Усачева Виктория Олеговна, студентка 4КПд25ш-18

Слайд 2

Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый!

Слайд 3

Л.Н.Толстой А.С.Пушкин С.А.Есенин М.Ю.Лермонтов

Слайд 4

Москва Елизавета Алексеевна Арсеньева

Слайд 5

Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Лермонтова

Слайд 6

Кавказ

Слайд 7

«Вид горы Крестовой»

Слайд 9

Желтой краской крашу я Поле, лес, долины. И люблю я шум дождя, Назови-ка ты меня!

Слайд 11

Словарная работа Бор – Поникши – Пахарь – Поневоле – Тусклый - мутный вопреки желанию, не зависимо от него хвойный лес опуститься человек, который пашет землю

Слайд 12

Бор

Слайд 13

Пахарь

Слайд 14

Вопросы к первой строфе Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся) Что чему противопоставляется? (жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей) Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? (сопоставляются краски времён года и настроение природы) Чему рады листья? Что произошло с елями? (поникли) Что это значит? Почему они поникли? Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”? (жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождём и перешёптывались под ветром)

Слайд 15

Вопросы ко второй строфе О ком идёт речь в данных строках стихотворения? Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие)

Слайд 16

Вопросы к третьей строфе О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье? Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым) Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких? (Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачныйосенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом) Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой? А каким вы видите покой? (безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой)

Слайд 17

Что происходит с листьями? (они медленно кружатся) А какие буквы этот момент подчёркивают? (подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно: Л и- и стья в поле пожелт е - е ли, И круж а - а тся и лет я - а т . Какая гласная создаёт тревогу? (тревожно звучит О в рифмующихся словах: скалОю , порОю , цветОв , трудОв , поневОле , пОле )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"

урок  составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Образование имён прилагательных".

Конспект урока русского языка в 4 классе  по теме: "Образование прилагательных". Цели: Образовательные:- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;- ...

Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»

Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....

Презентация к уроку литературного чтения для начальных классов.

Презентацию можно использовать на уроке литературного чтения....