Конспект и презентация к уроку по произведению "Осень" - Лермонтов (начальные классы)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения 3 класс
ТЕМА: Детство и творчество М.Х. Лермонтова. Анализ произведения «Осень».
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с детством и творчеством М.Х. Лермонтова, проанализировать произведение «Осень»
ЗАДАЧИ:
· образовательные:
Ø знать биографию и творчество автора;
Ø знать художественные средства выразительности;
Ø уметь анализировать стихотворение;
Ø уметь определять главную идею.
· развивающие:
Ø развивать мышление учащихся посредством анализа;
Ø развивать речь, эмоций;
Ø развивать умение объяснять значение незнакомых слов;
Ø развивать словарный запас;
Ø развивать навык выразительного чтения.
· воспитательные:
Ø воспитывать стремление к знаниям;
Ø воспитывать активность на уроке;
Ø воспитывать интерес к творчеству М.Х. Лермонтова;
воспитывать интерес наблюдения за природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по произведению "Осень" - Лермонтов | 30.19 КБ |
Презентацию к уроку по произведению "Осень" - Лермонтов | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения 3 класс
ТЕМА: Детство и творчество М.Х. Лермонтова. Анализ произведения «Осень».
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с детством и творчеством М.Х. Лермонтова, проанализировать произведение «Осень»
ЗАДАЧИ:
- образовательные:
- знать биографию и творчество автора;
- знать художественные средства выразительности;
- уметь анализировать стихотворение;
- уметь определять главную идею.
- развивающие:
- развивать мышление учащихся посредством анализа;
- развивать речь, эмоций;
- развивать умение объяснять значение незнакомых слов;
- развивать словарный запас;
- развивать навык выразительного чтения.
- воспитательные:
- воспитывать стремление к знаниям;
- воспитывать активность на уроке;
- воспитывать интерес к творчеству М.Х. Лермонтова;
- воспитывать интерес наблюдения за природой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗЕЛЬТАТЫ:
- познавательные УУД:
- общеучебные – ознакомление с произведением «Осень»;
- восприятия литературного произведения;
- формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения;
- деление на логические части, построение оценочных рассуждений.
- регулятивные УУД:
- выполнение принятой учебной задачи;
- адекватное восприятие оценки учителя и товарищей;
- планирование своих действий.
- коммуникативные УУД:
- взаимодействие с окружающими;
- умение слышать, слушать и понимать партнера;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу;
- эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками.
- личностные УУД:
- умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Анализ |
Организационный момент | - Здравствуйте ребята. Меня зовут Виктория Олеговна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. - Вот книжки на столе, - Хорошо. Садитесь пожалуйста | - Приветствие учеников. - Урок будет интересный; будет познавательный; узнаем что-то новое. |
|
Сообщение темы урока | - Обратите свое внимание на слайд. Кого вы видите на слайде? - Правильно. На слайде портреты великих русский писателей и поэтов, с которыми вы уже знакомы. А вы знаете, что когда люди видят портрет А.С. Пушкина, сразу вспоминают о М.Х. Лермонтове. Это связано с тем, что М.Х. Лермонтов тоже такой же великий русский поэт, как А.С. Пушкин. - Сегодня мы с вами познакомимся с великим русским поэтом – М.Ю. Лермонтовым. | - Великие русские писатели и поэты. Толстой, Пушкин и Есенин. | |
Подготовка к первичному восприятию | - Будущий писатель родился в Москве в семье офицера. Но воспитывался он у бабушки – Елизаветой Алексеевной Арсеньевой – в Тарханах в Пензенской области. Почему же его воспитывала бабушка? Только потому что мать мальчика очень рано умерла от болезни и бабушка настояла на том, что она воспитывала мальчика. - Его отец – Юрий Петрович Лермонтов – был очень образованным человек, был офицером. Но после смерти матери, мальчика отец совсем не видел из-за того, что его воспитаем занималась бабушка. Его мать – Мария Михайловна Лермонтова – была образованной женщиной, любила музыку, играла на фортепьяно. Но с рождения у Марии Михайловны был очень слабый иммунитет и очень много болела, его передалось по наследству будущему поэту. Но как вспоминал сам мальчик «Когда я был лет трех – то была песня, от которой я плакал…». Нежность к матери и тоска по ней нашли во многих произведения поэта. - Мальчик получил хорошее домашние образование, участь у иностранных учителей. - С детства мальчик любил рисовать. На слайде вы видите картины, которые нарисовал сам Лермонтов. Он висят в музеи имени Лермонтове, в городе Пятигорск. - Свои первые стихи будущий поэт начал писать в свои 14 лет и первыми его слушателями были его друзья. - Лермонтов очень много отдыхал на Кавказе, так как очень часто болел и бабушка его отвозила на Кавказ для лечения. На слайде вы видите картинку, которую нарисовал Лермонтов, тоже посвящена Кавказу. Во многих его произведениях есть описание горных красот, а так же написано ряд картин, посвященных этому удивительному уголку России. | ||
Первичное восприятие | - Но сегодня мы с вами познакомимся с его произведением, которое называется …, а как вы узнаете, если отгадаете загадку. Может кто-нибудь хочет прочитать загадку? «Желтой краской крашу я - Правильно, это осень. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Осень». Это стихотворение было написано, когда мальчику было 14 лет. Когда он еще жил с бабушкой, впервые смог оценить красоту русской природы. Но осень была его не любимым временем года. Он смог найти то, что дало ему вдохновение для написания произведения. - Закройте пожалуйста свои глазки, сейчас я зачитаю произведение, а после вы скажите, что при прочтении вы представили. - Что вы представили? - В стихотворение Лермонтов рисует как бы обобщенную картину осенней поры, то есть осенние пейзажи, и жизнь зверей, и настроение людей. |
- Осень. - Дети слушают с закрытыми глазами. - Краски осени (желтый, красный, багряный и другие), падающие листья с деревьев и т.д. | |
Анализ литературного произведения | - Хорошо. А сейчас вы перевоплотитесь в настоящих ученых лингвистов. У вас на столах лежат словари, ваша задача найти определение слов «Бор», «Поникши», «Пахарь», «Поневоле», «Тусклый». - Хорошо. А теперь давайте с вами проверим, как вы внимательно слушали стихотворение. Посмотрите на слайд и давайте ответим на вопросы. Вопросы по первой строфе:1)Какие признаки осени здесь показаны? 2)Что чему противопоставляется? 3)Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? 4) Чему рады листья?5) Что произошло с елями? 6)Что это значит? 7)Почему они поникли? 8)Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”; Вопросы ко второй строфе: 9) О ком идёт речь в данных строках стихотворения? 10) Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? Вопросы по третьей строфе: 11)О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье? 12)Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных?13) Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких? 14)Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой? 15)А каким вы видите покой? 16) Что происходит с листьями? 17) А какие буквы этот момент подчёркивают? 18) Какая гласная создаёт тревогу? - А кто мне скажет, что такое эпитет? - Ребят, назовите мне все эпитеты в стихотворение. - Хорошо. А что такое метафора? - Назовите мне метафоры в стихотворение. Месяц поле серебрит. - А что такое олицетворение. - Назовите мне олицетворение в стихотворение? - Ребят, а скажите, что хотел донести до своих маленьких читателей? Какая главная идея произведения? - А какое у вас любимое время года и почему? | - Бор – (иллюстрация) Поникши – опуститься. Пахарь – (иллюстрация) Поневоле – вопреки желанию, не зависимо от него. Тусклый – мутный. 1) пожелтели листья, летят, кружатся; 2) жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей; 3) сопоставляются краски времён года и настроение природы; 5) поникли; 8) жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождём и перешёптывались под ветром; 10) нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие. 12)тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым; 13) Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачныйосенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом;15) безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой. 16) они медленно кружатся; 17) подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно: Ли-истья в поле пожелте-ели, И кружа-атся и летя-ат.; 18) тревожно звучит О в рифмующихся словах: скалОю, порОю, цветОв, трудОв, поневОле, пОле. - Эпитет подчеркивает какие-либо свойство, чаще всего прилагательные. - Тусклый месяц, мрачная зелень, отважный зверь, поникши ели. - Метафора – перенос одного названия одного предмета на другой на основание сходства. - Месяц поле серебрит. – Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов живыми качествами. - Листья….кружатся и летят. - Автор хотел показать всю красоту осени, какими красками осень украшает природу. – Дети говорят какое у них любимое время года и почему. | |
Другие работы с текстом | - Мы с вами подробно разобрали стихотворение, а сейчас давайте на оценку и по желанию вы прочитаете это стихотворение выразительно. - Молодцы. Ребят, а как вам кажется кто прочитал стихотворение выразительнее всех? | - Дети по желанию читают стихотворение выразительно. - Дети высказывают свое мнение. | |
Домашнее задание | - Откройте свои дневники и запишите пожалуйста. Что на дом у вас выучить наизусть стихотворение «Осень. Выразительно. | - Дети записывают в дневники домашнее задание. | |
Подведение итогов | - Ребята, а что нового вы сегодня узнали? | - Нового узнали про поэта Лермонтова, про его детство, про его творчество, проанализировали произведение «Осень» и т.д. | |
Рефлексия | - У вас у каждого на столе лежит белый желтый кружок. Вам нужно на этом кружке нарисовать веселый или грустный смайлик, что будет означать понравился ли вам урок или нет, и так же какое у вас сейчас настроение. - Нарисуйте и после по очереди подходите к доске и приклеивайте свои смайлики на дерево. - Смотрите какое у нас получилось дерево из наших с вами смайликов. | - Дети рисуют и после по очереди подходят по очереди к доске, чтоб приклеить смайлик на дерево. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый!
Л.Н.Толстой А.С.Пушкин С.А.Есенин М.Ю.Лермонтов
Москва Елизавета Алексеевна Арсеньева
Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Лермонтова
Кавказ
«Вид горы Крестовой»
Желтой краской крашу я Поле, лес, долины. И люблю я шум дождя, Назови-ка ты меня!
Словарная работа Бор – Поникши – Пахарь – Поневоле – Тусклый - мутный вопреки желанию, не зависимо от него хвойный лес опуститься человек, который пашет землю
Бор
Пахарь
Вопросы к первой строфе Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся) Что чему противопоставляется? (жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей) Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? (сопоставляются краски времён года и настроение природы) Чему рады листья? Что произошло с елями? (поникли) Что это значит? Почему они поникли? Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”? (жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождём и перешёптывались под ветром)
Вопросы ко второй строфе О ком идёт речь в данных строках стихотворения? Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие)
Вопросы к третьей строфе О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье? Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым) Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких? (Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачныйосенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом) Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой? А каким вы видите покой? (безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой)
Что происходит с листьями? (они медленно кружатся) А какие буквы этот момент подчёркивают? (подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно: Л и- и стья в поле пожелт е - е ли, И круж а - а тся и лет я - а т . Какая гласная создаёт тревогу? (тревожно звучит О в рифмующихся словах: скалОю , порОю , цветОв , трудОв , поневОле , пОле )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"
урок составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...
конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме " Человек и природа.Правила поведения в природе"
урок в 1 классе по учебнику Саплиной....
Конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Образование имён прилагательных".
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Образование прилагательных". Цели: Образовательные:- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;- ...
Конспект и презентация открытого урока по русскому языку. 3 класс
Правописание слов с двумя корнями....
Конспект с презентацией к уроку литературного чтения в 1 классе "Начальная школа 21 века" С. Маршак "Тихая сказка"
Материал к уроку литературного чтения...
Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»
Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....
Презентация к уроку литературного чтения для начальных классов.
Презентацию можно использовать на уроке литературного чтения....