Примерная рабочая программа по литературному чтению на родном(русском) языке для 1 класса.
рабочая программа по чтению (1 класс)

Зверева Марина Альбертовна

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса  составлена на основе рабочей программы по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерная рабочая программа по

литературному чтению на родном (русском) языке

начального общего образования

для 1 класса

на 2022- 2023 учебный год

Составила

Зверева Марина Альбертовна

учитель начальных классов

МОБУ «Знаменская средняя

 общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса составлена на основе рабочей программы по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

  • помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной детской литературы, обогатить читательский опыт;
  • развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение).

Личностные результаты:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

2) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

3) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения на родном (русском) языке для личного развития; формирование представлений о мире первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном (русском) языке как средстве познания себя и мира;

- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное);

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя.

Содержание учебного предмета

1 класс    17 часов.

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями.

Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы,

выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы;

рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Тематические блоки,темы

Номер и тема урока

Количество часов

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

«Россия - наша Родина»

1.Вводный урок. П.А. Синявский «Рисунок».

1ч.

Введение. Знакомство со стихами П.А.Синявского о Родине. Беседа по теме: «Россия - наша Родина»

отвечать на вопросы по содержанию текста;

находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание.

Урок-введение «Россия - наша Родина»

(Инфоурок)

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-russkom-yazyke-1-klass-na-temu-rossiya-nasha-rodina-5347078.html

Друзья детства.

2. К.Чуковский  «Краденое солнце»

1ч.

Продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского, в частности, познакомить со сказкой «Краденое солнце»; развивать внимание, мышление, зрительную и слуховую память, воображение; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Урок Корней Чуковский «Краденое солнце»

(razdeti.ru)

https://razdeti.ru/razvivayuschie-uroki/uroki-chtenija/konspekt-zanjatija-1-klas-kornei-chukovskii-kradenoe-solnce.html

3.Загадки -стихи Корнея Чуковского

 

1ч.

Обобщить знание детьми сказок и загадок К.И.Чуковского.

Показать воспитательное значение сказок Чуковского: воспитание чувства доброты и сопереживания, умения прийти на помощь; воспитание культуры поведения; прививать любовь к чтению.

Урок «Загадки -стихи Корнея Чуковского»

(nsportal.ru)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/12/20/zagadki-k-i-chukovskogo-prezentatsiya

О доброте.

4.В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»

1ч.

Создание условий для осознанного восприятия и усвоения содержания рассказа В.Осеевой «Добрая хозяюшка»

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать нравственно-этические ориентиры.

Урок В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»

(Инфоурок )

https://infourok.ru/konspekt-uroka-v-oseeva-dobraya-hozyayushka-5214509.html

5 Борис Заходер. Весёлые стихи.

1ч.

Познакомить с творчеством Б. Заходера - поэта, прозаика и переводчика; учить чувствовать юмор стихотворения; сравнивать стихи по интонации и темпу чтения.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать речевое умение и творческие способности. Воспитывать интерес к литературному чтению.

Урок .Б. Заходер" 1 класс  (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-b-zahoder-umk-shkola-rossii-1-klass-4313492.html 

Устное народное творчество.

6.Пословицы и поговорки

1ч.

Знакомство с устным народным творчеством. Это пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, приговорки.

Воспитывать любовь и уважение к русским народным жанрам.               Развивать мышление и память.

Урок «Пословицы и поговорки»

(nsportal.ru)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/27/konspekt-uroka-po-chteniyu-v-1-klasse-po-teme-narodnye

7-8.Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». . Проект «Книжка-малышка»

2ч.

Ознакомить с содержанием русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность – умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументировано высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, передавая настроение  героя. Рассказывать сказку, используя иллюстрации к книгам .Овладение приёмами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Урок Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

(nsportal.ru)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/12/06/urok-literaturnogo-chteniya-v-1-klasse-tema-narodnaya-skazka

9.Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

1ч.

Познакомиться с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок».

Формировать правильное осознанное чтение целыми словами. Закреплять умение прогнозировать текст на основе заголовка, находить основную мысль текста.

Развивать выразительные средства речи (умение ставить логическое ударение и логические паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса), умение читать сказку по ролям, развивать умение анализировать текст сказки.

Урок «Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок».

(Инфоурок )

https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-teme-russkaya-narodnaya-skazka-petushok-zolotoy-grebeshok-264386.html

О братьях наших меньших»

10. М.М. Пришвин.  

"Предмайское утро", "Глоток молока".

1ч.

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, его произведениями, развития речи, памяти и логического мышления.

Слушать текст в чтении учителя; воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы; читают текст самостоятельно; рисуют словесные картины; называют героев рассказа; отвечают на вопросы по содержанию; рассказывают о герое рассказа с помощью опорных слов

Урок. «М.М. Пришвин.  

"Предмайское утро", "Глоток молока"»

(nsportal.ru)

.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/07/13/prezentatsiya-k-uroku-m-m-prishvin-predmayskoe-utro-glotok

11. В.В. Бианки. 

«Первая охота»

1ч.

Познакомится с творчеством В.В.Бианки,
и его произведением.
учиться правильно, выразительно читать
отвечать на вопросы.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Урок В.В.Бианки "Первая охота"https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-klass-vvbianki-pervaya-ohota-2735704.html

12. С.Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке"

1ч.

Познакомить детей с творчеством С.Я Маршака. стихотворений, сказок, пьес. Развивать интерес к детской книге.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

Урок С.Я. Маршак

"Сказка о глупом Мышонке»

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-vneklassnogo-chteniya-sya-marshak-skazka-o-glupom-mishonke-klass-841895.html

13.Н.Сладков «Кто как спит».

1ч.

Познакомить с творчеством Н.Сладкова. Обучения грамоте как работа с текстом (диалогом, интонацией...).

У обучающихся сформируется позитивное  отношение к  животным (братьям нашим меньшим). Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимную поддержку членов семьи и друзей

Урок Н.Сладков «Кто как спит».

(Инфоурок )

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-kto-kak-spit-nikolay-sladkov-klass-3549066.html

Про школу.

14.  Н. Носов «Затейники»

1ч.

Познакомить с творчеством Н.Носова.

Урок Н.Носов

(Инфоурок )

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-tvorchestvo-nn-nosova-klass-2547891.html

15. В. Драгунский.

«Друг детства».

1ч.

Познакомить с творчеством В.Драгунского

Формирование навыка грамотного, внимательного чтения. Развитие умения анализировать художественное произведение, развивать речь, словарный запас ,мышление у учащихся.

Урок.В.Драгунский

«Друг детства»(nsportal.ru )

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/04/27/literaturnoe-chtenietema-vyudragunskiy-drug-detstva

«В стране Вообразилии»

16. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Познакомить с  отрывком произведения Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Дать  представление   о качествах присущих настоящему другу.

Совершенствование навыков   выразительного, беглого, осмысленного чтения, расширение кругозора обучающихся;  создание условий для формирования дружного детского  коллектива.

Урок. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»( uchitelya.com)

https://uchitelya.com/matematika/18433-konspekt-uroka-uspenskiy-krokodil-gena-i-ego-druzya-1-klass.html

Обобщающий урок.

17. «Жить с книгой дружить»

Дети вспомнят любимых героев сказок. Обогащение и активизацию словаря, развитие связной речи, речевого общения.

Расширить кругозор учащихся; выявление творческих детей для дальнейшего планирования работы по созданию условий их развития. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Урок. Литературная викторина «Жить с книгой дружить» (Инфоурок )

https://infourok.ru/viktorina-po-literaturnomu-chteniyu-klassi-3622617.html

Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы по литературному чтению на родном(русском) языке:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/12/19/rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom
  2. https://infourok.ru/
  3. https://uchitelya.com/
  4. https://nsportal.ru/
  5. https://razdeti.ru/r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...

Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса  разработана на основе:Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...