Урок литературного чтения "Басни как литературный жанр", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Данный урок литературного чтения может быть проведен как урок введения в новую тему, т.к. к третьему классу у учеников уже есть определенные знания о таком литературном жанре, как "басня". Иносказательный смысл басни даёт простор для аналитической деятельности ума, развития абстрактного мышления. Но данная мыслительная деятельность сложна для третьеклассников, поэтому фронтальное использование технологии проблемно-диалогического обучения, приёмов технологии РКМ даёт возможность работать учителю в «зоне ближайшего развития» своих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 61.65 КБ |
Приложения | 26.34 КБ |
презентация | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Еньшина Наталия Викторовна
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Тема урока: Басни как литературный жанр.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель (цели):
- организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению особенностей басенного жанра, открытия басни как литературного жанра;
- создать условия для формирования и развития читательской грамотности.
Задачи:
- формирование умения работать с басней: правильно определять основные признаки басни, выделять части басни; находить литературные приемы и понимать мораль, используя различные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое).
- развитие умения работать с художественным и публицистическим текстом, анализировать и оценивать информацию из разных источников, аргументировать свою точку зрения; работать в парах и группах, оценивать чужую точку зрения;
- развитие исследовательской деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей,
- воспитание интереса и положительного отношения к басне как литературному жанру.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
- формирование общего понятия о басенном жанре, особенностях построения и выразительных средствах; - умение интерпретировать публицистический текст; - развитие способности понимать литературные художественные произведения; - выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; - пользоваться основными теоретико – литературными терминами и понятиями; - выразительно читать с листа. | Регулятивные УУД: - принимают учебную задачу, сформулированную как вместе с учителем, так и самостоятельно; - выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, - планируют свои действия для решения учебной задачи; - работают по составленному плану; - оценивают правильность выполнения действий (самооценка и взаимооценка), рефлексия; | Познавательные УУД: - извлекают информацию из текстов; - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала; - находят примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; - устанавливают аналогии, причинно – следственные связи, строят умозаключения и делают выводы; - ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного. | Коммуникативные УУД: - слушают и понимают других, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; - строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; - работают индивидуально и в группе | Личностные УУД: - умеют ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - проявляют чувства доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости; - владеют навыками сотрудничества. |
Оборудование: компьютер, проектор
Материалы: у учащихся: листы для индивидуальной и групповой работы (составления кластера «Басня», тексты для чтения и анализа), карточки с иллюстрациями животных, мини-словарики, ручка и цветные карандаши; у педагога: карточки с обозначением этапов урока, целей, для составления связного высказывания и с названиями человеческих пороков.
Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 этап. Мотивация | |||
1. Организационный момент. 2. Самоопределение к деятельности
Цель: Включение в деловой ритм, создание положительного психологического настроя на урок. Мотивация к деятельности. Выработка у учащегося внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Включение в деловой ритм, создание положительного психологического настроя на урок, мотивация к деятельности. - Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Викторовна. Сегодня я буду вашим учителем. - Закройте глаза, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните. - Сегодня на уроке у вас обязательно все получится. Будьте внимательными, активными, работайте дружно. Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений! - Откройте глаза! Начинаем урок! А на уроке у нас будут действовать такие правила: Глаза не просто смотрят, а всё видят. Уши не просто слушают, а всё слышат. Сначала думаю, а потом говорю. Помню, что в классе я не один, умею слушать и уважать мнения других. Говорю, когда меня спросят, Не выкрикиваю с места. | Настраиваются на работу на уроке. | Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств; Регулятивные: целеполагание, самоконтроль за выполнением действий; положительный настрой на работу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 этап. Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности | |||
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в учебном действии. Выявление уровня имеющихся у учащихся знаний по данной теме. . | Выявление уровня имеющихся у учащихся знаний по данной теме. Слайд 1 1. Прием «Группировка» классификация предметов по неизвестному признаку. - Ребята, посмотрите на доску (на доске иллюстрации ворона, лисица, лебедь, щука, рак, мартышка, очки, зеркало, виноград, лев, мышь) - Что объединяет все эти изображения? (персонажи басен) - Докажите, объединив их в группы? (названия басен) - Почему вы не смогли назвать все возможные варианты басен? Почему вам понадобилась моя помощь? (выход на понимание того, что что дети еще знают не все о баснях) - Спрогнозируйте тему урока. - Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о таком жанре литературы, как басня. Тема для вас не совсем новая. Давайте посмотрим, что же вам уже известно по этой теме. 2. Прием «Ассоциация» - Возьмите лист №1. Внутри овала напишите слово «басня», а вокруг слова (имена существительные), которые связаны с этим словом и значение которых вам понятно. Время – 45 секунд. - У кого более 5 слов? 10? 15? Прочтите, пожалуйста. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Проводят анализ, синтез и классификацию по установленному самостоятельно признаку. Размышляют, выводят общие признаки, дают ответ (это все герои басен, в доказательство объединяют их в названия басен). Актуализируют имеющиеся знания по теме, записывают ассоциативный ряд к слову «басня». У детей лист бумаги с овалом в середине. | Личностные: Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, - умение задавать вопросы, Познавательные: - умение строить речевое высказывание, |
3 этап. Выявление места и причины затруднения | |||
Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений. Создание проблемной ситуации. Мотивирование к дальнейшей познавательной деятельности | Подведение к проблеме, к мысли о том, что, чтобы ответить на проблемный вопрос детям еще пока не хватает знаний. Прием «Инсерт» (модификация) - Итак, тему урока мы с вами определили. Продолжаем определять тот круг знаний, который есть у нас по этой теме. В этом вам поможет текст (первая часть). Но текст вы будете не просто читать, а делать пометки цветными карандашами: зеленым будете подчеркивать то, что вам известно, ясно и понятно, а красным – то, что для вас новое и требует пояснения. На работу дается 1,5 минуты (работа индивидуальная) Текст. Ч.1: Басни, как и сказки, возникли в далекие времена, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. Ба́сня — короткое произведение в стихах или в прозе, которое носит иносказательный характер. В басне содержится мораль, которая может быть как заключена в словах одного из героев басни, так и вынесена отдельно. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, но могут быть и люди. Баснописцы используют в своих произведениях аллегорию и сатиру. В басне высмеиваются пороки людей. Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем Ивана Андреевича Крылова. Однако история басни начинается не с него. Известными баснописцами были Эзоп, Лафонтен. - Что же вы подчеркнули зеленым карандашом и отнесли к известному? - А что для вас новое? | Отвечают на вопросы, рассуждают, подходят к мысли о том, что по данной теме многое неизвестно. Поэтому необходимо приложить усилия, чтобы получить новые знания. Известно: басня – в прозе или стихотворной форме, мораль, Крылов, герои – животные. Неизвестно: иносказание, аллегория, пороки, сатира, Эзоп, Лафонтен. | Личностные: развитие познавательных интересов, развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: Познавательные: - поиск и выделение информации, Регулятивные: выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме. |
4 этап. Формулировка темы урока и постановка учебной задачи | |||
Цели: Постановка целей учебной деятельности с позиции ученика «хочу», «могу», «надо» и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Построение проекта выхода из затруднения. | Активизация знаний учащихся, уточнение/корректировка темы и целей. Прием «Лесенка успеха». Знание – это всегда движение вверх. Как по лесенке. По такой лесенке, сами того не замечая, вы поднимаетесь на каждом уроке. Вот и сейчас мы с вами стоим на самой нижней ступеньке этой лесенки (прикрепляется фигурка человечка). Это то, что вы уже можете (т.е. умеете, знаете). А самая верхняя ступенька – это то, чего вы ходите достичь (хочу получить новые знания). А все остальные ступеньки – это то, что нам надо, необходимо для достижения цели. А вот что для этого надо, вы поймете, когда сформулируете цели нашего урока. - В этом вам помогут слова: - Уточнить… понятие басни как литературного жанра; - Узнать… значение новых слов (литературных терминов); - Познакомиться… с баснописцами. - Научиться…отличать басню от других литературных жанров. - Повторить… признаки басни.
Вторая часть цели записана на отдельных листах в неправильном порядке. Детям надо закончить предложения, соединив первую и вторую части. Отсыл на результат: «А в конце урока я попрошу снова вернуться к этому листу и посмотрим, допишите ли вы туда новые слова, поднимемся ли мы на самую верхнюю ступеньку лестницы». Прием «Кластер»,
Слайд 2 На слайде открывается кластер: тема и связанные с ней понятия. | Формулируют тему урока, ставят цели. Формулируют пути выхода из проблемной ситуации: ХОЧУ – получить новые знания о басне как литературном произведении. МОГУ – знаю некоторые басни, авторов (Крылов), героев басни, умею выразительно читать и т.п. НАДО – ответить на вопросы, прочитать новые тексты и т.п. | Личностные: развитие познавательных интересов, развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование мотивов достижения. Регулятивные: - целеполагание, принятие учебной задачи; - планирование своей деятельности, осуществление ее контроля и оценки Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. Коммуникативные: |
5 этап. Открытие нового знания (способа действия) | |||
Цели: Открытие нового (знания, способа действия). Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Организует работу учащихся по выходу из затруднения, решения проблемы. - Что ж, начинаем подниматься по ступенькам (по мере реализации целей урока около каждой ступеньки прикрепляется общее понятие: напр.: литературные термины и т.д.). Задание 1. Уточнить понятие басни как литературного жанра
- Используя первую часть текста, выберите слова, словосочетания и предложения, которые помогут вам уточнить понятие о басне, как литературном жанре (составить определение басни). Басня – это… Ба́сня — короткое произведение в стихах или в прозе, которое носит иносказательный характер. В басне содержится мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, но могут быть и люди. Баснописцы используют в своих произведениях аллегорию и сатиру. В басне высмеиваются пороки людей. Слайд 3 Понятие басни Задание 2. Узнать значение новых слов (литературных терминов). 2.1. Даны три слова: иносказание, животные, пороки (слова вывешены на доске). - Возникнут ли затруднения, если я попрошу вас составить предложение (связное высказывание) с этими словами по теме урока? (да, не знают значение всех слов) - Значение каких слов вам требуется уточнить? (иносказание, пороки) - Как это можно сделать? (толковый словарь, интернет) - Я приготовила для вас небольшой словарь. Посмотрите и прочитайте значение этих слов. - А теперь, зная значения всех слов, скажите, как эти слова между собой связаны? (через образ животных и их поступки показываются людские пороки. Это и есть иносказание или аллегория - синоним). 2.2. Игра «Аллегория» - «Найди пару» (Физкультминутка). - Мы уже знаем, что людские пороки в баснях показываются через образы животных. У каждого из вас картинки с изображением животного. Если я называю соответствующую вашему животному черту характера – вам надо встать, назвать животное и быстро подойти к доске и прикрепить картинку. (вариант: просто встать из-за парты) Хитрость - Лиса Глупость - Мартышка Упрямство - Осел Злость - Волк Трудолюбие - Муравей Неуклюжесть – Медведь - Вы еще не читали басни, в которых героями были бы волк, осел, медведь. Как же вы догадались, какие пороки высмеиваются через образы этих животных? (используются характерные черты из народных сказок о животных). Задание 3. Научиться отличать басню от других литературных жанров - Так скажите мне, с каким литературным жанром связана басня? Что у них общего? А чем отличаются? (мораль, нет зачина, концовки) - Попробуйте сформулировать, используя имеющий опыт знакомства с басней, что такое мораль. - Прочитайте, как об этом написано в нашем словаре. В басне обязательно будет как минимум две части: повествование (сама история, сюжет) и нравоучение (мораль). Мораль может стоять как в начале, так и в конце басни, может быть заключена в слова одного из героев (пример на слайде). Задание 4. Познакомиться с баснописцами. Индивидуальная работа - А познакомиться с известными баснописцами нам поможет вторая часть нашего текста – первый абзац (минута на чтение текста) и ответы на вопросы: - Кого называют баснописцем? - Кто считается основоположником басни? - Кто переложил басню в стихотворную форму? - В чьем творчестве басня достигла своего высшего расцвета? - Какой известный советский поэт писал басни? - Еще раз внимательно прочитайте текст и расположите баснописцев в порядке их жизни (лента времени). Эзоп, Лафонтен, Крылов, Михалков. - Сделайте вывод: какой есть еще один отличительный признак басни в сравнении со сказками и животных? (басня – авторское произведение) Дополнительный вопрос: - В чем состоит главная цель басни? - Как вы думаете, почему этот литературный жанр имеет такую долгую жизнь? Ответ в случае затруднения есть в тексте во 2 абзаце 2 части (подсказка) Вопрос возможно вынести в конец урока. Текст. Ч.2. Басня — один из древнейших литературных жанров. Писателей, которые сочиняли басни, называли баснописцами. В Древней Греции был знаменит Эзоп (6 — 5 века до нашей эры), писавший басни в прозе, его принято считать основателем басен. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан де Лафонтен (1621 – 1695 гг). Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844 гг.). В советское время приобрели популярность басни Сергея Владимировича Михалкова (1913 – 2009 гг.) и других авторов. Мир изменяется: новые изобретения, открытия влияют на общество, но сущность человека остается неизменной. Поэтому басни о недостатках людей не могут потерять свою актуальность. Мудрость басни состоит в том, что это забавная маленькая история, способная научить своим примером, как правильно жить. Главная цель басни не осмеять человеческие пороки, а помочь людям увидеть их в себе через образы животных и исправить. После каждого задания учащиеся «поднимаются» по лесенке успеха. | Выбирают необходимые слова, словосочетания и предложения для формулировки понятия басни как литературного жанра (определения). Сравнивают с эталоном на слайде. Результат: повторение и уточнение понятия басни как литературного жанра. Определяют проблему (не могут составить высказывание, т.к. не знают лексического значения слов). Определяют пути решения (словари, справочники, интернет). Работают с мини-словарем. Составляют требуемое высказывание. Результат: усвоение новых литературных терминов. В зависимости от выбранного варианта проведения физкультминутки учащиеся выходят к доске или встают на местах. Результат: закрепление понятия «пороки» и «аллегория». Учащиеся проводят аналогию со сказками о животных, называют общие признаки этих произведений, различия. Формулируют понятие «мораль» с учетом имеющихся знаний, сравнивают его с образцом из словаря. Результат: умение отличать басню от сказки, закрепление понятия «мораль». Учащиеся читают текст, готовясь отвечать на вопросы. (вопросы им неизвестны). Отвечают на вопросы, используя информацию, извлеченную из текста. Проводят анализ и извлекают неявную информацию (по годам жизни распределяют баснописцев на ленте времени), рассуждают о том, что басня – авторское произведение. Результат: знакомство с баснописцами, понимание их роли в истории басенного жанра. | Личностные: - построение понятных для партнёров высказываний, Регулятивные: Познавательные: - овладение логическими действиями сравнения, анализа; - установления причинно – следственных связей, построения рассуждений; - переработка и преобразование информации из одной формы в другую. |
6 этап. Закрепление с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа с проверкой по эталону. | |||
Цели: Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой по критериям (эталону). | Устанавливает осознанность восприятия, координирует работу групп. - А сейчас мы поработаем группами. Группы сегодня создадим в рядах. Выберите ответственного, того, кто будет отвечать от группы. И выберете того, кто будет выразительно читать произведение. 1. Прием «Игра «Верно - Неверно» - Но прежде, чем вы получите задание, давайте вспомним основные отличительные признаки басни. Я читаю высказывание. Если высказывание верно – то хлопаете в ладоши, если нет – то молчите. 1. У басни есть автор (да). 2. Басня бывает народной и авторской (нет). 3. Басня – это небольшое по объему произведение (да). 5. Героями басен могут быть животные, предметы, люди (да). 6. В баснях происходят чудеса, волшебство (нет). 7. Басня состоит из сюжета и морали (да). 8. Басня состоит из зачина, сюжета, концовки и морали (нет). 9. Басня может быть прозаической или стихотворной формы (да). 10. Басня – литературное произведение только стихотворной формы (нет). 11. В басне используются приемы: аллегория (иносказание), олицетворение, сатира (да). - Вот мы с вами и составили алгоритм определения басни как литературного жанра по основным признакам (на слайде): 1. У басни есть автор. 2. Басня – это небольшое по объему произведение. 3. Героями басен могут быть животные, предметы, люди. 4. Басня состоит из сюжета и морали. 5. Басня может быть прозаической или стихотворной формы. 6. В басне используются приемы: аллегория (иносказание), олицетворение, сатира. 2. А теперь задание. Каждая группа получает текст. Ваша задача найти признаки басни и по алгоритму, который вы сейчас оставили, заполнив таблицу «Да» или «Нет» доказать, является ли этот текст басней (устно приведя примеры из текста). Если это басня, то найти в ней мораль и объяснить, что хотел сказать автор. Выразительно прочитать. Задания у групп м.б. одинаковые, повторяться или быть у всех разные (зависит от наличия времени и подготовленности учащихся). Если произведения одинаковые, то группы проверяют друг друга и комментируют согласие или несогласие с ответом. | Самостоятельная работа в группах с осуществлением само и взаимопроверки. Разбиваются на группы, выбирают ответственного от группы и лучшего чтеца. Вспоминают правила работы в группе. Решают типовые задания, анализируют, делают выводы. Выступают и аргументируют свой вывод. | Личностные: - умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - уважение к мнению других. Познавательные: - осуществлять анализ, синтез, сопоставление, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; - находить языковые примеры, строить несложные рассуждения, высказывания в устной форме; - уметь добывать новые знания, используя уже известные. Регулятивные: - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, о правилах общения и поведения; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
7 этап. Рефлексия учебной деятельности. | |||
Цели: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Формирование ценностного отношения к полученным знаниям. | - А сейчас я снова попрошу вернуться вас к листу, с которого мы начали нашу работы. Посмотрите, какие слова вы уже написали. Подумайте, что нового вы узнали сегодня на уроке о таком литературном жанре, как басня? Допишите еще слова. - Сколько еще слов вы дописали? Прочитайте слова (выборочно, не повторяя). - Достигли ли мы цели своего урока? Можем ли подняться на верхнюю ступеньку нашей лесенки? Докажите. - У каждого из вас на столе есть герой какой-нибудь басни. Оцените свою работу сегодня на уроке Если оценили себя на 5, все получилось, все поняли, было интересно – то поднимите своего героя вверх - на самую верхнюю ступеньку. Если не все получилось, еще необходимо поработать над этой темой – то поднимите его на уровень глаз. Ну а если не понял данную тему, буду работать еще – тогда оставьте его на парте. - Сегодня мы узнали много о баснях, но не все. Каждый год вы будете узнавать новое, делать открытия там, где казалось все знакомым. Желаю вам удачи на этом пути. До свидания. Спасибо за урок. | Повторно записывают (дописывают другим цветом) слова (ассоциации) на первом листе. Делают вывод о приобретении новых знаний и достижении результата. Проводят самоанализ своей учебной деятельности (рефлексия). | Личностные: Регулятивные: - умение делать выводы; - умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; Познавательные: |
Предварительный просмотр:
Текст. Ч.1:
Басни, как и сказки, возникли в далекие времена, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.
Ба́сня — краткий рассказ, стихотворение, которое носит иносказательный характер. В басне содержится мораль, которая может быть как заключена в словах одного из героев басни, так и вынесена отдельно. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, но могут быть и люди. Баснописцы используют в своих произведениях аллегорию и сатиру. В басне высмеиваются пороки людей. Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем Ивана Андреевича Крылова. Однако история басни начинается не с него. Известными баснописцами были Эзоп, Лафонтен.
Текст. Ч.2.
Басня — один из древнейших литературных жанров. Писателей, которые сочиняли басни, называли баснописцами. В Древней Греции был знаменит Эзоп (6 — 5 века до нашей эры), писавший басни в прозе, его принято считать основателем басен. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан де Лафонтен (1621 – 1695 гг). Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844 гг.). В советское время приобрели популярность басни Сергея Владимировича Михалкова (1913 – 2009 гг.) и других авторов.
Мир изменяется: новые изобретения, открытия влияют на общество, но сущность человека остается неизменной. Поэтому басни о недостатках людей не могут потерять свою актуальность. Мудрость басни состоит в том, что это забавная маленькая история, способная научить своим примером, как правильно жить. Главная цель басни не осмеять человеческие пороки, а помочь людям увидеть их в себе через образы животных и исправить.
Задание:
Ж. Лафонтен, И.А. Крылов, С.В. Михалков, Эзоп
Объект исследования (признак, утверждение) | Соответствует «+», не соответствует « - » |
Есть автор. | |
Это небольшое по объему произведение. | |
Может быть прозаической или стихотворной формы. | |
Состоит из сюжета и морали. | |
Используются приемы: аллегория, иносказание (скрытый смысл), олицетворение, сатира. | |
Вывод: это … |
Муравей и муравейник
Один задира-муравей,
Решив повоевать немного,
Мальчишку укусил за ногу
И, гордый дерзостью своей,
В траве высокой затерялся.
«Поймаешь – как же! – думал он, –
Таких, как я, здесь миллион!
Пойди найди, какой кусался!»
Но, слезы утерев, малец
Искать виновных и не думал –
Он в муравейник спичку сунул,
И всем, кто в нём, пришел конец.
Мы редко думаем о том,
Что не одни живем на свете,
Что близкие за нас в ответе,
И звать беду не стоит в дом.
С.В.Михалков, 1956 г.
Объект исследования (признак, утверждение) | Соответствует «+», не соответствует « - » |
Есть автор. | |
Это небольшое по объему произведение. | |
Может быть прозаической или стихотворной формы. | |
Состоит из сюжета и морали. | |
Используются приемы: аллегория, иносказание (скрытый смысл), олицетворение, сатира. | |
Вывод: это … |
Муравей и муравейник
Один задира-муравей,
Решив повоевать немного,
Мальчишку укусил за ногу
И, гордый дерзостью своей,
В траве высокой затерялся.
«Поймаешь – как же! – думал он, –
Таких, как я, здесь миллион!
Пойди найди, какой кусался!»
Но, слезы утерев, малец
Искать виновных и не думал –
Он в муравейник спичку сунул,
И всем, кто в нём, пришел конец.
Мы редко думаем о том,
Что не одни живем на свете,
Что близкие за нас в ответе,
И звать беду не стоит в дом.
Олеся Емельянова, 2007 г.
СЛОВАРЬ
Иносказание – выражение, содержащее иной, скрытый смысл.
Аллегория - иносказательное изображение предмета или явления (например, под образами животных подразумеваются человеческие качества: лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость).
Сатира – насмешка, изображение персонажа в смешном виде (злой смех).
Порок - плохие поступки людей, в результате которых человек причиняет зло себе и другим людям. Пороки это и недостатки человека, некоторые черты характера, которые его позорят, такие как лень, жадность, ложь, хвастовство и др.
Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отличительные признаки басни Общее понятие о басне Литературные термины Действующие лица басни Баснописцы Тема: Басня как литературный жанр
Ба́сня — короткое произведение в стихах или в прозе, которое носит иносказательный характер. В басне содержится мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, но могут быть и люди. Баснописцы используют в своих произведениях аллегорию и сатиру. В басне высмеиваются пороки людей.
Знаменитые баснописцы ЛЕНТА ВРЕМЕНИ Эзоп – 5 – 6 века до нашей эры Жан де Лафонтен – 1621 – 1695 гг. Иван Андреевич Крылов – 1769 – 1844 гг. Сергей Владимирович Михалков – 1913 – 2009 гг.
1. У басни есть автор. 2. Басня – это небольшое по объему произведение. 3. Басня может быть прозаической или стихотворной формы 4. Героями басен могут быть животные, предметы, люди. 5. Басня состоит из сюжета и морали. 6. В басне используются приемы: аллегория (иносказание), олицетворение, сатира. Особенности басни как литературного жанра
Объект исследования (признак, утверждение) Соответствует «+», не соответствует « - » Есть автор. Это небольшое по объему произведение. Может быть прозаической или стихотворной формы. Состоит из сюжета и морали. Используются приемы: аллегория, иносказание (скрытый смысл), олицетворение, сатира. Вывод: это …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."
Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Нетрадиционный урок "Игра-путешествие" по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс
Выбор нетрадиционной формы прведения уроков в начальной школе, особенно в первом классе, считаю первостепенным, для достижения основной задачи учителя: развивать интерес и желание ребёнка учитьс...
Урок-проект "Сказка как литературный жанр" 2 класс
Презентация к уроку-проекту "Сказка как литературный жанр"....
Конспект урока и презентация по литературному чтению «Весна» 3-4 класс.
Главная дидактическая цель: обобщить знания детей о весне.Задачи:Ø формировать умение понимать содержание текстаØ формировать умение понимать авторский замыселØ продолжить работу над выразительным чте...
Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучен...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»...