Малые жанры устного народного творчества. Побасенка.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель: - пополнить знания детей о малых жанрах УНТ;
- выяснить задачу жанра “Побасенка”.
Задачи: - совершенствовать навык выразительного чтения;
- продолжить обучение анализировать литературные произведения;
- расширить кругозор учащихся, познакомив с новым жанром УНТ;
- воспитать любовь, уважение и гордость за свой народ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционный урок по литературному чтению
в 1 классе
Тема: “Малые жанры устного народного творчества. Побасенка.”
Методическая тема: “Формирование языковой компетентности средствами малых жанров фольклора”.
Подготовила: учитель начальных классов
Сергеева Галина Юрьевна
ГБОУ Школа №2026 г. Москва
2020 г.
Цель: - пополнить знания детей о малых жанрах УНТ;
- выяснить задачу жанра “Побасенка”.
Задачи: - совершенствовать навык выразительного чтения;
- продолжить обучение анализировать литературные произведения;
- расширить кругозор учащихся, познакомив с новым жанром УНТ;
- воспитать любовь, уважение и гордость за свой народ.
План урока
- Организационный момент
– Игра “Угадай настроение”
- Литературная викторина по сказкам (загадки в стихах)
- Вступительное слово учителя о возникновении УНТ и его жанрах.
- Высвечивание темы урока “Побасенка"
- беседа по теме
- чтение побасенки; разбор и характеристика героев побасенки
- театрализованное представление
4. Закрепление навыков чтения
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание.
Ход урока.
- 1.Организационный момент (вступление).
- Здравствуйте, ребята! Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение, доброжелательные улыбки…
- Поделитесь с гостями своим настроением, улыбнитесь им.
- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.
- Садитесь.
2.Стимулирование активности учащихся, мотивация.
- Каждый человек стремится к совершенству: кто-то, чтобы быть самым сильным, кто-то, чтобы быть самым ловким, кто-то самым смелым, самым умным…Для этого они много тренируются, занимаются, учатся.
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке литературного чтения? (ответы детей).
3.Связь с ранее изученным, определение темы урока.
- Давайте мысленно «перенесёмся» в далёкое прошлое, посидим на завалинке и побаем. Ребята, всем понятно, что мы будем сейчас делать? Как вы думаете, почему? (т.к. не понятны слова, ведь мы их не используем в своей речи, они уже устаревшие).
- А каким образом можно узнать смысл таких слов? (обратиться к словарям, спросить у родителей, бабушек или дедушек).
- Завалинка – это земляная насыпь вдоль стены деревянного дома, побаять – это значит рассказывать, сочинять.
- Ребята, как вы думаете, для чего и почему люди рассказывали, сочиняли и мы с вами это делаем и будем еще делать? ( Чтобы выразить своё отношение к происходящему, свои чувства, мысли, переживания, свои мечты…)
- Только через рассказы и сочинения человек может раскрыться, самореализоваться? (Нет. И через муз. произведения, и через произведения живописи, скульптуры, и через произведения устного народного творчества).
Ребята, в каждом произведении мы улавливаем настроение, заложенное автором. Мы уже знаем много настроений, его оттенки и умеем их определять. Сейчас мы закрепим эти умения.
- У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том… (сказочное)
- Унылая пора,
Очей очарованье… (грустное, осеннее)
- Скажи – ка, дядя,
Ведь недаром… (героическое)
- Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
Как песни заливаются
Трамвайные гудки… (весеннее, весёлое, радостное)
- Дорожка лесная
Петляет меж пней.
И сами мы не знаем,
Куда придём по ней.
Дорожка нам не скажет
И лес нам не знаком.
Под горкой есть овражек
С поющим ручейком. (таинственное)
- Баю-баю-баю-бай
Ты собаченька не лай.
Белобока не скули
Мою Таню не буди. (сонное)
Ребята, мы изучили раздел “сказки” и сейчас вспомним их, отгадывая загадки в стихах.
- Литературная викторина по сказкам.
- Книжку, ребята, в руках я держу,
А как называется, вам не скажу…
Там бабушка девочку очень любила
Отличную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла своё
А-ну, подскажите, как звали её? (Красная шапочка; Шарль Перро)
- Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдёт
А жадность, ребята, к добру не ведёт.
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым,
А старым, разбитым. (Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкин)
- Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? (Три медведя.РНС)
- А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нём богатая хозяйка припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно.
Этот дом сгорел дотла. (Кошкин дом. Самуил Маршак)
- Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золочёной карете
Приехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка . Шарль Перро)
- Носик – круглым пятачком.
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький, крючком.
Вместо туфелек – копытца
Трое их, и до чего же
Братья дружные похоже!
Отгадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? (Три поросёнка. Сергей Михалков)
Задолго до возникновения письменности, возникло УНТ. Это произведения в поэтической форме отражали мечты, чаяния и ожидания народа, веру в торжество справедливости, в победу над злом, правды над ложью.
Какие жанры УНТ мы знаем? (Сказки, загадки, скороговорки, небылицы…)
Почему это творчество называется устным? (Оно передавалось из уст в уста.)
Почему – народным? (Автор не известен – народ! Передавая содержания, оставалась неизменной только главная мысль).
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с жанрами фольклора. Мы поговорим об одном из малых жанров УНТ – побасенках.
- Коммуникативная технология.
(общее взаимодействие, добыча информации)
-ученики читают побасенки в учебнике
- работа с содержанием текстов
-Ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А ещё хочешь? (А вкусный был?)
- Хочу. (Да, очень.)
Физкультминутка
На доске:
- Тит, иди молотить!
- Живот болит!
- Тит, иди щи есть!
- А где моя большая ложка?!
Мы прочитали побасенку. Нарисуем схему к этому произведению (работа в тетради).
-у нас есть произведение
- у произведения есть автор
- мы с вами читатели
Как вы думаете, сколько героев в этом произведении? (2)
Они разговаривают друг с другом? (диалог)
Как вы думаете, кто эти герои? (мама и сын; папа и сын)
Да, может быть по-разному…
Можно это произведение разыграть, как сценку в театре? (да)
Что нам нужно, кроме текста, чтобы получилась игра? (артисты, герои, действующие лица)
Прежде чем выбрать актёров, определим характер героев. (Тит- ленивый, хитрый; мама- добрая, трудолюбивая, ласковая, заботливая) Значит, актёры должны так и сыграть!
- Игровая технология.
(Моделирование жизненных ситуаций. Ролевая игра.)
Дети оценивают качество игры аплодисментами.
- Исследовательская технология.
(Совместный поиск решения ситуации)
А теперь представим другую картину. У нас будут не артисты, а рассказчик-герой.
- представим, что мама рассказывает эту историю своей соседке. (сценка)
- Тит рассказывает эту историю своему другу . (сценка)
- эту историю обсуждают два друга Тита (сценка)
Рефлексия.
Итак, нам осталось определить задачу жанра “побасенка”.
- чтобы высмеять плохие черты характера;
- показать весёлость и остроумие героя.
Домашнее задание.
Подумайте, как можно разыграть побасенку про пирог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные – расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...