Урок обучения грамоте (чтение) "Путешествие по страницам Азбуки".
план-конспект урока по чтению (1 класс)
В ходе урока ученики совершат путешествие на волшебном паровозике по страницам Азбуки, вспоминая изученное и проверяя свои знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте (чтение)
"Путешествие по страницам Азбуки".
1-Л класс
учитель начальных классов ГБОУ Школа №1793
Михеенко Елена Анатольевна
Эпиграф
«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
народная пословица
Тема урока: "Путешествие по страницам Азбуки".
Цели:
- обобщить знания детей по изучению тем Азбуки;
- подвести итог работы детей по обучению грамоте;
- развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;
- воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;
Оборудование:
- проектор;
- буквы Кириллицы;
- наборы букв (у команды);
- конверты с заданиями для команд “Собери пословицу”;
- презентация “Путешествие по страницам АЗБУКИ”
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения.
Буква к букве – будет слово.
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Нам предстоит путешествие по страницам АЗБУКИ, во время которого мы подведём итог, чему же нас научила эта замечательная книга. (Слайд)
- С давних времен человек начал общаться друг с другом.
- Для чего? (понимать друг друга, передача мыслей, сообщить важное предупредить об опасности)
- Что возникло раньше: устная речь или письменность? (устная)
Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.
3. Актуализация знаний.
Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне умели говорить, но не умели писать. Они могли только запоминать и рассказывать и пользовались рисуночным письмом. Вспомните в 1 части Азбуки мы тоже с вами некоторые слова озвучивали по рисунку – (с 42)
Говорят, что знания передавали из уст в уста.
Что это значит? (уста – это губы) (Не записывали текст).
Народная мудрость передавалась от поколения к поколению. Все это - устное народное творчество.
Давайте найдем произведения фольклора в нашей азбуке.
Пословицы
Народ издавна складывал пословицы. Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание – Что такое пословица? (Народная мудрость, т.е. предложение со смыслом)
(Команды получают карточки, где написаны начала и концы предложений. Ребятам надо «найти друг друга», встать парами и прочитать пословицы).
1к.с.10
Красна птица опереньем, надо уметь думать
Ученику - удача, там враги дрожат
2к.
Мало уметь читать - того и другому не делай.
Недоученный хуже неучёного
3к.
Где дружбой дорожат, учителю - радость
Чего себе не хочешь, а человек уменьем.
Скороговорки - Выступления детей. Азбука с 22, 27-28. 32,42
Загадки - Выступления детей с 33
Русские народные сказки (с.20,28,62)
Перечислите сказки, c которыми мы знакомились на страницах Азбуки (ответы детей)
(дети отгадывают сказки по иллюстрациям из презентации)
Песни – колыбельная – с.46
3. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Отправляемся в 863 год - создание славянской азбуки.
В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий получили задание.
Им было сказано: «Идите и научите все народы…
- Надо было создать азбуку,
- перевести греческие книги,
- да еще и научить славян письму и чтению, т.к. письменного языка у них не было.
Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность.
Что они говорили? (с.88)
За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.
Какой великий труд Кирилла и Мефодия ?
(Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА).
- Какой алфавит Кирилл и Мефодий взяли за основу?
(За основу взяли греческий алфавит).
Рассмотрим буквы (Слайд)
Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось.
А что вы знаете о первых книгах?
(- Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари. Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки".
- Книги ценились на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.)
- Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.
Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства.
Была в те времена и пословица сочинена: «Сперва аз да буки, а там и науки».
- Что такое алфавит? ( Все буквы расположенные по порядку)
В старой азбуке или в современном алфавите больше букв?
Давайте назовём некоторые из них. (дети выходят с буквами - Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…)
Секреты Кириллицы
Посмотрите на эту азбуку.
Первый секрет вы знаете.
первая буква называется – аз
а вторая – буки
аз + буки = азбука.
«Тайна славянской азбуки».
Все слова человека и даже каждая буква азбуки имеет свое значение и нам необходимо помнить об этом, когда мы что-то говорим.
Рассмотрим пять первых букв азбуки – Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро
Азъ – я. это основа, начало
Буки – буквы, письмена.
Веди –ведать, знать
глаголь - говорить
добро-хорошо.
Объединяя названия пяти букв азбуки, получаем следующую фразу:
Я буквы знаю - говорю хорошо.
Русская азбука – это не только набор букв, соответствующих звукам, это ещё и целое послание к славянам.
Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь, усердно, земляне!
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!
Кирилл и Мефодий оставили своим потомкам главную ценность – творение - Азбуку, которая призывает нас стремиться к учению, мудрости, доброте, уважению и любви.
Отправляемся 1574 год - создание первого русского букваря.
Кто создал и напечатал первую печатную книгу для обучения чтению?
Чтобы многие русские люди о буквах узнали и книги приобрести и читать могли. (Иван Федоров)
В те времена была пословица: «Сперва аз да буки, а там и науки».(слайд)
В каком году – (1574, во Льве).
Как строится книга? ( с.90 )
Чем заканчивалась книга? ( молитвами, поучениями)
Какая первая заповедь? (с.91)
4. Обобщение и систематизация знаний
А теперь мы покажем, чему научились по Азбуке
и прокатимся на поезде по знакомой дороге знаний.
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы - «А».
Первая станция на нашем пути – станция Алфавитная.
- Проверим, знаете ли вы алфавит. Алфавит - это греческое слово. Первые буквы назывались «альфа» и «вита».
Буквы строго встали в ряд
Будто по линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Ну, а ты теперь сумеешь
Повторить все 33
(Ученики хором рассказывают алфавит – одна команда начинает, другая продолжает).
- А для чего нужно знать алфавит? (Ответы детей.)
- Выполните задание – расположите животных по алфавиту.
(Слайды На экране – с.30 учебника). Детям даются конверты с напечатанными названиями животных. Команда раскладывает карточки с животными по алфавиту.
- Проверим. (Слайды)
– слайд с расставленными по алфавиту животными:
Гусь, лев , лось, слон, тигр, утка.
Рассадим всех в поезд.
Молодцы! Мы можем продолжать путешествие.
Вторая станция на нашем пути Звукобуквенная. Блиц – турнир
Каждой команде даю наборы букв. Обсудите и разделите эти буквы на группы.
- Первый набор: буквы а, о, ы, э, у, я, ё, ю, и, е.
- Второй набор букв: б,п,г,к, д,т, ж,ш, з,с, в,ф.
- Третий набор: ж,ш,ц,й,щ,ч.
Ученики работают в командах, затем рассказывают, на какие группы поделили свои наборы букв.
- Первая команда: Буквы гласных первого ряда и второго ряда.
- Вторая команда: буквы парные - звонких и глухих согласных звуков .
- Третья команда: Буквы непарных твердых и непарных мягких согласных звуков.
Учитель: Чтобы продолжить путь, необходимо выполнить еще одно задание, подсчитать, сколько слогов, букв и сколько звуков в словах. (Слайды).
Аз Буки Веди глаголь добро есть
(Дети показывают ответы с помощью сигнальных карточек.
Объясните, почему количество букв и звуков отличается или не отличается.
5. Физминутка. «Едет поезд скрежеща» Шипящие.
Продолжаем наш путь. (Слайд).
- Станция Орфография (с.26, 63)
- А нам опять пора в дорогу.
Впереди – станция Словарная. (Слайд).
Что такое омонимы – (с.6, 76)
- А сейчас вам предстоит вспомнить, что такое антонимы.( с.39,43,72 и привести примеры). (Слайд)
Загадка-антоним.
Я – антоним к слову лето.
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я… (зима).
– Станция Авторская. Почему так названа? (у всех произведений есть автор)
(Здесь есть рассказы, сказки, стихи).
Какие произведения вам больше всего понравились?
(дети называют и читают наизусть)
- Вот и подходит к концу наше путешествие по страницам Азбуки.
- Сколько вы уже знаете и многому надо еще научиться.
Недаром говорит пословица - Азбука к мудрости ступенька.
А впереди у нас праздник «Прощание с Азбукой».
А до него у вас есть время почитать вашу первую учебную книгу
и запомнить ее на всю жизнь.
6. Рефлексия (подведение итогов урока)
– Чем запомнилось вам сегодняшний урок?
– Чем вы поделитесь сегодня с родителями?
– Кто что хотел бы пожелать своим одноклассникам?
Оценим свою работу на уроке.
Ставим смайликов на экран со звёздами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устное народное творчество Пословицы с.4 , 10 ,16,24,34 Скороговорки c .22 , 27,28,32,42 Песни С.46 Загадки с.33
863 год создание славянской азбуки
Кирилл и Мефодий– создатели славянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства Памятник святым Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади
Секреты Кириллицы
Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро Азъ – я. Это основа, начало Буки – буквы, письмена. Веди –ведать, знать Глаголь - говорить Добро -хорошо . Я буквы знаю - говорю хорошо.
Иван Фёдоров первый известный русский книгопечатник, 1574 год – первый русский букварь. «Первопечатник» (художник Моравов А. В.) Памятник И.Федорову в Театральном проезде в Москве
Станция ЗВУКО - БУКВЕННАЯ Ребятам объявляется, Что поезд отправляется, Немедля отправляется От станции Москва До первой буквы - «А».
Станция ЗВУКО - БУКВЕННАЯ з в у к и
Сколько букв? Сколько звуков? ДРУЗЬЯ - 6 букв, 6 звуков
Сколько букв? Сколько звуков? Глаголь - 7 букв, 6 звуков Добро - 5букв, 5 звуков Зело - 4 буквы, 4звука Есть - 4 буквы, 4звука Живете - 6 букв, 6звуков
Поезд мчится скрежеща : ж , ч , ш , щ , ж , ч , ш , щ .
Станция Алфавитная
Расставь героев сказки по алфавиту
Станция Алфавитная
Станция СЛОВАРНАЯ
СЛОВА АНТОНИМЫ С.39 , с.43 , 72 ОМОНИМЫ С.6 , с.76 широкий узкий ключ лук
Станция Орфография С.26 С.63 Жи – Ши Ча –Ща Чу - Щу
Станция Авторская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...
Урок обучения грамоте в 1 классе ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока:Cогласные звуки [г], [ г ], согласные буквы Гг,
Цель урока: 1.Изучить с детьми букву Гг (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с ...
Презентация к уроку обучения грамоте "Первоучители словенские" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".
Презентацию можно использовать как на уроке обучения грамоте, так и на празднике прощания с Азбукой, а также на внеклассном мероприятии, посвящённом Дням славянской культуры и письменности в России....
Презентация к уроку обучения грамоте "Страницы интенсивного чтения. Школьная жизнь. Многозначность слов".
В данной презентации предложен занимательный материал о многозначности слов к уроку обучения грамоте....
Открытый урок. Обучение грамоте "По страницам букваря"
Этот урок можно проводить, когда букварь почти весь прочитан....
Урок обучения грамоте. Тема: Прощание с учебником «Азбука».
Урок обучения грамоте.Тема: Прощание с учебником "Азбука"...
1 класс. Этапы урока обучения грамоте для слабослышащих детей. Упражнения по работе с разрезной азбукой. Упражнения для уроков письма.
Материал может быть реализован при работе с АООП 2.2 (слабослышащие дети)....