Урок обучения грамоте (чтение) "Путешествие по страницам Азбуки".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Михеенко Елена Анатольевна

В ходе урока ученики совершат путешествие на волшебном паровозике по страницам Азбуки, вспоминая изученное и проверяя свои знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (чтение)

"Путешествие по страницам Азбуки".

1-Л класс

учитель начальных классов  ГБОУ Школа №1793

Михеенко Елена Анатольевна

Эпиграф

«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»

народная пословица

Тема урока: "Путешествие по страницам Азбуки".

Цели:

  • обобщить знания детей по изучению тем Азбуки;
  • подвести итог работы детей по обучению грамоте;
  • развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;
  • воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;  

Оборудование: 

  • проектор;
  • буквы Кириллицы;
  • наборы букв (у команды);
  • конверты с заданиями для команд “Собери пословицу”;
  • презентация “Путешествие по страницам АЗБУКИ”

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения.

Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Нам предстоит путешествие по страницам АЗБУКИ, во время которого мы подведём итог, чему же нас научила эта замечательная книга. (Слайд)

-     С давних времен человек начал общаться друг с другом.

- Для чего? (понимать друг друга, передача мыслей, сообщить важное предупредить об опасности)

- Что возникло раньше: устная речь или письменность? (устная)
  Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

3. Актуализация знаний. 

Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне умели говорить, но не умели писать. Они могли только запоминать и рассказывать и пользовались  рисуночным письмом. Вспомните в 1 части Азбуки мы тоже с вами некоторые слова озвучивали по рисунку – (с 42)

Говорят, что знания передавали из уст в уста.

Что это значит? (уста – это губы) (Не записывали текст).

Народная мудрость передавалась от поколения к поколению. Все это - устное народное творчество.

Давайте найдем произведения фольклора в нашей азбуке.

Пословицы

Народ издавна складывал пословицы. Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание – Что такое пословица? (Народная мудрость, т.е. предложение со смыслом)

(Команды получают карточки, где написаны начала и концы предложений. Ребятам надо «найти друг друга», встать парами и прочитать пословицы).

1к.с.10

Красна птица опереньем,                     надо уметь думать

Ученику - удача,                                    там враги дрожат

2к.

Мало уметь читать -                              того и другому не делай.

Недоученный                                          хуже неучёного

3к.

Где дружбой дорожат,                           учителю - радость

Чего себе не хочешь,                           а человек уменьем.

Скороговорки - Выступления детей.  Азбука с 22, 27-28. 32,42

Загадки - Выступления детей с 33

Русские народные сказки (с.20,28,62)

Перечислите сказки, c которыми мы знакомились на страницах Азбуки (ответы детей)

(дети отгадывают сказки по иллюстрациям из презентации)

Песни – колыбельная – с.46

3. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Отправляемся  в 863 год - создание славянской азбуки.

В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий  получили задание.

Им было сказано: «Идите и научите все народы…

- Надо было создать азбуку,

- перевести греческие книги,

- да еще и научить славян письму и чтению, т.к. письменного языка у них не было.

Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность.

Что они говорили? (с.88)

За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.

Какой великий труд Кирилла и Мефодия ?

(Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА).

- Какой алфавит Кирилл и Мефодий взяли за основу?

(За основу взяли греческий алфавит).

Рассмотрим буквы (Слайд)

Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось.

А что вы знаете о первых  книгах?

(- Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари. Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки".

 - Книги ценились на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.)

 - Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.
Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства.
Была в те времена и пословица сочинена: «Сперва аз да буки, а там и науки».

- Что такое алфавит? ( Все буквы расположенные по порядку)
В старой азбуке или в современном алфавите больше букв?

Давайте назовём некоторые из них. (дети выходят с буквами - Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…)

 Секреты Кириллицы

Посмотрите на эту азбуку.

Первый секрет вы знаете.

первая буква называется – аз

а вторая – буки

аз + буки = азбука.

«Тайна славянской азбуки».

Все слова человека и даже каждая буква азбуки имеет свое значение и нам необходимо помнить об этом, когда мы что-то говорим.
Рассмотрим пять первых букв азбуки – Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро

Азъ – я. это основа, начало

Буки – буквы, письмена.

Веди –ведать, знать
глаголь - говорить
добро-хорошо.

Объединяя названия пяти букв азбуки, получаем следующую фразу:

Я буквы знаю - говорю хорошо.

Русская азбука – это не только набор букв, соответствующих звукам, это ещё и целое послание к славянам.

Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь, усердно, земляне!

Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!

Кирилл и Мефодий оставили своим потомкам главную ценность – творение - Азбуку, которая призывает нас стремиться к учению, мудрости, доброте, уважению и любви.

Отправляемся 1574 год - создание первого русского букваря.

Кто создал и напечатал первую печатную книгу для обучения чтению?

Чтобы многие русские люди о буквах узнали и книги приобрести  и читать могли. (Иван Федоров) 

В те времена была пословица: «Сперва аз да буки, а там и науки».(слайд)

В каком году – (1574, во Льве).

Как строится книга? ( с.90 )

Чем заканчивалась книга? ( молитвами, поучениями)

Какая первая заповедь? (с.91)

4. Обобщение и систематизация знаний

А теперь мы покажем, чему научились по Азбуке

и  прокатимся на поезде по знакомой дороге знаний.

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Москва

До первой буквы - «А».

Первая станция на нашем пути – станция Алфавитная.

- Проверим, знаете ли вы алфавит. Алфавит - это греческое слово. Первые буквы назывались «альфа» и «вита».

Буквы строго встали в ряд

Будто по линейке,

Каждый знает свое место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

Ну, а ты теперь сумеешь

Повторить все 33

(Ученики хором рассказывают алфавит – одна команда начинает, другая продолжает).

- А для чего нужно знать алфавит? (Ответы детей.)

- Выполните задание – расположите животных  по алфавиту.

(Слайды На экране – с.30 учебника). Детям даются конверты с напечатанными названиями животных. Команда раскладывает карточки с животными по алфавиту.

- Проверим. (Слайды)

– слайд с расставленными по алфавиту животными:

Гусь, лев , лось, слон, тигр, утка.

Рассадим всех в поезд.

Молодцы! Мы можем продолжать путешествие.

Вторая станция на нашем пути Звукобуквенная. Блиц – турнир

Каждой команде даю наборы букв. Обсудите и разделите эти буквы на группы.

  • Первый набор: буквы а, о, ы, э, у, я, ё, ю, и, е.
  • Второй набор букв: б,п,г,к, д,т, ж,ш, з,с, в,ф.
  • Третий набор: ж,ш,ц,й,щ,ч.

Ученики работают в командах, затем рассказывают, на какие группы поделили свои наборы букв.

  1. Первая команда: Буквы гласных первого ряда и второго ряда.
  2. Вторая команда: буквы парные -  звонких и глухих согласных звуков .
  3. Третья команда: Буквы непарных твердых и непарных мягких согласных звуков.

Учитель: Чтобы продолжить путь, необходимо выполнить еще одно задание, подсчитать, сколько слогов, букв и сколько звуков в словах. (Слайды).

Аз  Буки  Веди  глаголь  добро  есть

(Дети показывают ответы с помощью сигнальных карточек.

Объясните, почему количество букв и звуков отличается или не отличается.

5. Физминутка. «Едет поезд скрежеща» Шипящие.

Продолжаем наш путь. (Слайд).

- Станция Орфография (с.26, 63)

- А нам опять пора в дорогу.

Впереди – станция  Словарная. (Слайд).

Что такое омонимы – (с.6, 76)

- А сейчас вам предстоит вспомнить, что такое антонимы.( с.39,43,72 и привести примеры). (Слайд)

Загадка-антоним.

                                         Я – антоним к слову лето.

                                         В шубу снежную одета,

                                         Хоть люблю мороз сама,

                                         Потому, что я… (зима).

 

– Станция Авторская. Почему так названа? (у всех произведений есть автор)

(Здесь есть рассказы, сказки, стихи).

Какие произведения вам больше всего понравились?

(дети называют и читают наизусть)

- Вот и подходит к концу наше путешествие по страницам Азбуки.

- Сколько вы уже знаете и многому надо еще научиться.

Недаром говорит пословица - Азбука к мудрости ступенька.

А впереди у нас  праздник «Прощание с Азбукой».

А до него у вас есть время почитать вашу первую учебную книгу

 и запомнить ее на всю жизнь.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

– Чем запомнилось вам сегодняшний урок?

– Чем вы поделитесь сегодня с родителями?

– Кто что хотел бы пожелать своим одноклассникам?

  Оценим свою работу на уроке.

  Ставим смайликов на экран со звёздами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по страницам Азбуки .

Слайд 3

Устное народное творчество Пословицы с.4 , 10 ,16,24,34 Скороговорки c .22 , 27,28,32,42 Песни С.46 Загадки с.33

Слайд 5

863 год создание славянской азбуки

Слайд 6

Кирилл и Мефодий– создатели славянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства Памятник святым Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади

Слайд 9

Секреты Кириллицы

Слайд 10

Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро Азъ – я. Это основа, начало Буки – буквы, письмена. Веди –ведать, знать Глаголь - говорить Добро -хорошо . Я буквы знаю - говорю хорошо.

Слайд 11

Иван Фёдоров первый известный русский книгопечатник, 1574 год – первый русский букварь. «Первопечатник» (художник Моравов А. В.) Памятник И.Федорову в Театральном проезде в Москве

Слайд 12

Станция ЗВУКО - БУКВЕННАЯ Ребятам объявляется, Что поезд отправляется, Немедля отправляется От станции Москва До первой буквы - «А».

Слайд 13

Станция ЗВУКО - БУКВЕННАЯ з в у к и

Слайд 14

Сколько букв? Сколько звуков? ДРУЗЬЯ - 6 букв, 6 звуков

Слайд 15

Сколько букв? Сколько звуков? Глаголь - 7 букв, 6 звуков Добро - 5букв, 5 звуков Зело - 4 буквы, 4звука Есть - 4 буквы, 4звука Живете - 6 букв, 6звуков

Слайд 16

Поезд мчится скрежеща : ж , ч , ш , щ , ж , ч , ш , щ .

Слайд 17

Станция Алфавитная

Слайд 19

Расставь героев сказки по алфавиту

Слайд 20

Станция Алфавитная

Слайд 21

Станция СЛОВАРНАЯ

Слайд 22

СЛОВА АНТОНИМЫ С.39 , с.43 , 72 ОМОНИМЫ С.6 , с.76 широкий узкий ключ лук

Слайд 23

Станция Орфография С.26 С.63 Жи – Ши Ча –Ща Чу - Щу

Слайд 24

Станция Авторская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»

Цель урока:           1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...

Урок обучения грамоте в 1 классе ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока:Cогласные звуки [г], [ г ], согласные буквы Гг,

Цель урока:        1.Изучить с детьми букву Гг (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с ...

Презентация к уроку обучения грамоте "Первоучители словенские" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".

Презентацию можно использовать как на уроке обучения грамоте, так и на празднике прощания с Азбукой, а также на внеклассном мероприятии, посвящённом Дням славянской культуры и письменности в России....

Презентация к уроку обучения грамоте "Страницы интенсивного чтения. Школьная жизнь. Многозначность слов".

В данной презентации предложен занимательный материал о многозначности слов  к уроку обучения грамоте....

Открытый урок. Обучение грамоте "По страницам букваря"

Этот урок можно проводить, когда букварь почти весь  прочитан....

Урок обучения грамоте. Тема: Прощание с учебником «Азбука».

Урок обучения грамоте.Тема: Прощание с учебником "Азбука"...