Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, исходя из 35 рабочих недель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass_umk_perspektiva.doc | 456 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
Рабочая программа
по литературному чтению
для 3ю класса
на 2021-2022 учебный год
п. Первомайский, 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Примерной рабочей программы предметной линии учебников «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Бойкиной М. В. УМК «Перспектива».
«Литературное чтение» - учебный курс, который включает преимущественно литературно-художественные произведения и предназначен для обучения младших школьников чтению, коммуникативно - речевым умениям, для развития интереса детей к чтению книг и формированию у детей умений полноценно воспринимать художественное произведение.
Основная концептуальная идея курса заключается в том, что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Особая роль предмета «Литературное чтение» связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения другим школьным дисциплинам.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир
большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных
произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие души, ума и сердца ребёнка. Учебный курс «Литературное чтение» даёт возможность постепенно готовить младших школьников к изучению курса литературы на следующей ступени образования и устанавливать с ним определенную взаимосвязь и преемственность.
Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное
средство самообразования, обеспечивает единство обучения и
воспитания и создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Эти особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
· целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения;
· приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
· духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и познавательных возможностей младшего школьника.
Основные задачи курса «Литературное чтение»:
· развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
· формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
· обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений; развивать внимание к слову как средству создания образа;
· научить на практическом уровне различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-разному отражающие мир;
· развивать интерес к литературному творчеству.
Общая характеристика курса
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.
Основное внимание в период обучения грамоте (чтению) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.
Обучение грамоте проходит в три этапа: подготовительный (добукварный), основной (букварный) и обобщающий (послебукварный).
Подготовительный этап осуществляется на основе первого раздела «Азбуки» «Давайте знакомиться», который вводит детей в мир общения. Его цель — помочь детям установить контакты между собой, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своих мнений и суждений. На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь (её предыстория): от её предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) — к знаково-символической записи слов, к обозначению звучащего слова буквами. Осмысление языка начинается со слова, его номинативной функции, формируется представление о слове как имени человека, как названиях предметов окружающего мира («Слово в общении»). Учащиеся обозначают слова с помощью рисунков; из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты. Учащиеся рассматривают сначала значение слова (смысл), а потом его звучание (звуковую форму). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание учащихся к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. В этот период большое значение придаётся развитию фонематического слуха; учащиеся осваивают звуковой анализ слов. Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всём диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средство общения людей, решают не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения. У них складывается позитивный стиль общения.
Во время основного (букварного) этапа обучения учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Обучение чтению строится на основе звукового аналитико-синтетического метода. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применятся разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учётом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создаёт условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.
Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела «Азбуки» «Про всё на свете». Параллельно продолжается работа с пособием «Читалочка». Основная задача этого этапа — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами. Однако литературная часть «Азбуки» ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка. В учебник включены задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, её героями.
Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений, а рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
В курсе литературного чтения дети знакомятся с произведениями отечественных и зарубежных классиков, современных писателей, которые обогащают учащихся знаниями о природе и окружающем мире, о Родине и ее истории, о семье, о дружбе и сверстниках. Учебники расширяют эстетический, духовно-нравственный и социальный опыт ребенка. Литературно-художественные произведения, составляющие основное содержание учебников для 1-4 классов, структурированы по темам с идейно-тематической и жанровой направленностью, что соответствует читательским возможностям и интересам младших школьников. Темы, представленные в учебнике, отражают интересы и возможности младших школьников, а круг произведений для чтения, включенных в темы, достаточно широк и разнообразен, он расширяется и видоизменяется, в 3-4 классах появляются темы с элементами литературоведческой направленности.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения, которые изучаются в сопоставлении с научно- популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отбор произведений и методика введения основных понятий в курсе «Литературное чтение» продиктованы познавательными возможностями младших школьников.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия культура, которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. В учебниках по литературному чтению, включающих произведения разных видов искусства (изобразительного и поэтического) на одну и ту же тему, появляется возможность для детей сравнить их, найти общее, определить различия. Младшие школьники учатся сравнить произведения разных искусств и разных жанров, высказать свое мнение, делиться полученными впечатлениями.
В содержание курса включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
Содержание курса представлено следующими разделами:
«Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»;
«Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»;
«Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»;
«Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».
Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапную выработку навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.
Содержание курса включает выработку умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (подбор заглавий к тексту, полный пересказ прочитанного текста), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно-эстетической деятельности, нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети учатся различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, создавать собственные тексты.
Предусмотрено знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся должны научиться понимать и ценить художественное произведение.
В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, сопоставляя главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается изучение художественного образа (без терминологии), воплощенного в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
Определены для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровне сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровне автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание раздела включено совершенствование умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.
С целью совершенствования стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.).
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
В содержание курса включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся высказывать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений наблюдать за миром природы. Введение в содержание курса такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы инсценировки произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения. Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется по мере развития читательских способностей детей, увеличения их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно- эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Специфика литературного чтения заключается в том, что в центре внимания на уроке оказывается художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель.
Художественное произведение знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность младших школьников, которая помогает им осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. На уроках учащиеся переходят с позиции слушателя в категорию читателя, перед которым постепенно открывается огромный мир литературы. Младший школьник, как грамотный читатель, владеет не только техникой чтения и приемами понимания прочитанного произведения, но и умением их самостоятельно выбрать и оценить, обладает потребностью в постоянном чтении книг. Работа с такими рубриками учебников, как «Мы идем в библиотеку», «Мои любимые писатели», «Самостоятельное чтение» и «Семейное чтение» оказывает положительное влияние на развитие читательских способностей младших школьников.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» позволяет развить у младших школьников коммуникативно-речевые навыки и умения, ввести детей в мир художественной литературы, воспитать читательскую компетентность и культуру чтения.
В программу включен модуль «Тамбовские писатели – детям». В хрестоматию «Тамбовские писатели – детям» отобраны произведения авторов, в творчестве которых есть «детская страница»: их стихи и проза доступны начинающим читателям и несут в себе достойный нравственно-эстетический потенциал.
Среди первых прочитанных учащимися книг должны быть и книги наших талантливых земляков, которые знакомят детей с родной природой, с людьми тамбовского края, с военным прошлым и мирным настоящим временем.
Для чтения отобраны и те авторы, которые специально для детей произведений не создавали. Произведения общей литературы требуют комментируемого чтения, усиленной словарной работы (со сносками, по словарям), эвристической беседы. Решающее значение на этом этапе имеет умение учащихся рассуждать, цитировать, строить полные связные ответы – отзывы по прочитанным произведениям.
Уроки по творчеству тамбовских писателей носят обучающий характер, имеют цель мотивировать детей на поиски в библиотеках книг названных авторов и других писателей-земляков.
Место предмета в учебном плане
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 92 ч (23 учебные недели) отводится на обучение чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) – на уроки литературного чтения. Во 2-3 классах — 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебных недель). В 4 классе – 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебных недель).
Педагогические технологии обучения: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, учебное сотрудничество, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, проектные технологии, технология разноуровневого обучения, технология критического мышления.
На уроках литературного чтения используются интерактивные методы и приёмы обучения: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Знаю, узнал, хочу узнать», «Мозговой штурм», «Создание викторины», «Тонкие и толстые вопросы», «Создай паспорт героя», «Интервью», приём сопоставления художественных и научно-познавательных текстов, погружение читателя в текст и др.
Самый эффективный прием, как писал В.Г. Горецкий, – это многочтение. Он осуществляется, во-первых, через многократное перечитывание текста с различными заданиями, чтобы учащиеся не просто давали устные ответы по поводу прочитанного, а умели подкрепить свои выводы и рассуждения чтением отрывков из текста. Во-вторых, многочтение – это постоянное чтение книг, выбранных детьми самостоятельно, что создает мотивацию для успешного развития навыка чтения и рождает интерес детей к книге и ее автору, писателю. Стимулируют развитие навыка чтения и такие рубрики учебника, как «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», и раздел «Мы идем в библиотеку», который ориентирует ребенка на умение правильно выбрать нужную книгу в библиотеке, а также использовать предложенный список книг. Учебники по литературному чтению стимулируют развитие навыка чтения на каждом уроке с помощью приемов активного перечитывания текстов с опорой на предложенные различные задания, связанные с понимание содержания и его главной мысли (идеи) произведения, с восприятием и осмыслением его художественных особенностей и нравственно-эстетических ценностей.
У детей постепенно формируются целостные (синтетические) приемы чтения на уровне слова (чтение целыми словами), происходит интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, совершенствуется правильность чтения (чтения без ошибок), увеличивается скорость и развивается беглость чтения.
Задания учебника ориентированы на освоение и развитие навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко-речевой ее формы (чтение вслух) до чтения про себя. Оно осуществляется как умственное действие, протекающее во внутреннем плане, когда внимание читающего полностью переключается на содержание текста. Учебники по литературному чтению направлены на выработку у детей умений понимать прочитанное, обобщать и выделять главное, на развитие выразительности чтения. Учащиеся, решая в процессе чтения различные коммуникативные задачи, осваивают приемы ролевого чтения, перенося приемы устно-речевого выразительного общения на чтение текста. («Наш театр»).
Традиционные речевые навыки и умения, связанные с делением текста на части, составлением плана и пересказом прочитанного (полным и кратким), находят свое отражение на страницах учебника и в заданиях. Детям предлагаются для обсуждения варианты планов, составляется своеобразный алгоритм, последовательность действий при отработке тех или иных речевых умений. Учащиеся получают первые элементарные сведения о писателях - авторах известных произведений, учатся различать основные жанры произведений (рассказ, сказка, басня, стихи), наблюдают за особенностями малых фольклорных жанров (загадка, пословица, прибаутка).
В целом учебники, входящие в серию «Литературное чтение», позволяют не только реализовать общекультурные, интеллектуальные, личностные, патриотические, духовно-нравственные и эстетические цели развития учащихся, но и сформировать умение учиться – ключевую компетенцию, которая позволит учащимся самостоятельно усваивать новые знания и умения на основе умения организовывать этот процесс самостоятельно, т.е. обеспечить формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФОГС начального общего образования.
Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплекс «Перспектива»:
1.Климанова Л. Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2020.
2. Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Литературное чтение: учебник для общеобразовательных учреждений. 1 класс. – М.: Просвещение, 2020.
3. Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Литературное чтение: учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2020.
4. Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Литературное чтение: учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2020.
Виды контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
тематический - контроль в конце изучения темы, раздела;
итоговый - контроль в конце четверти и года.
Формы контроля: устный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, тест, работа в паре, проект, творческая работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностные результаты:
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Виды речевой и читательской деятельности:
Учащиеся научатся:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Круг детского чтения:
Учащиеся научатся:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Литературоведческая пропедевтика:
Учащиеся 3 класса научатся:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
Сравнивать былину и сказочный текст;
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
Определять ритм стихотворения.
Творческая деятельность:
Учащиеся 3 класса научатся:
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения писать отзыв на книгу.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой
интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Критерии оценивания
Проверка техники чтения проводится у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка"4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1.Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка "5" - выполнены правильно все требования.
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования.
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка "5" - выполнены все требования.
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям.
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Содержание учебного предмета
3 класс
Раздел «Книги - мои друзья» -3 ч
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.
Книги, прочитанные летом. Книги Древней Руси.
Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Мы идём в музей книги. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова.
В.И. Даль – собиратель пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки русского народа.
Раздел «Жизнь дана на добрые дела» - 13ч
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.
Пословицы разных народов о человеке и его делах.
Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка главного героя рассказа Носова. Характеристика героя. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».
М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка главного героя рассказа. Пересказ содержания рассказа.
Л Каминский. Сочинение. Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.
М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.
Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях.
Н. Носов. Трудная задача. Самостоятельное чтение.
Притчи «Что побеждает?» «Что важнее?». Семейное чтение. Наставления Библии. Притчи.
В. Драгунский. Где это видано. Где это слыхано… Наш театр. Инсценирование.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Раздел «Волшебные сказки – 12 ч
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.
Русская сказка. Иван-царевич и серый волк. Особенности волшебной сказки. Характеристика героя. В Васнецов. Иван-царевич на сером волке. Рассказ по картине.
Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. Характеристика героев.
Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.
Русская сказка. Морозко. Самостоятельное чтение. Характеристика героев. Пересказ.
Русская сказка. Белая уточка. Семейное чтение. Смысл сказки. Пересказ.
Русская сказка. По щучьему велению. Наш театр. Инсценирование.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.
Раздел «Люби всё живое» – 18 ч
Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор рассказчик, периодическая литература.
К. Паустовский. Барсучий нос. Сравнение научно-познавательной и художественной литературы. Особенности художественного текста. Пересказ.
В. Берестов Кошкин щенок
Б. Заходер. Вредный кот. Правда и вымысел в сказке.
В. Бианки Приключения муравьишки. Правда и вымысел в сказке. Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.
О. Полонский. Муравьиное царство. Краткий пересказ.
Тим Собакин. Песни бегемотов
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Периодика. Журналы для детей. Выставка.
Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Самостоятельное чтение. Пересказ.
Н. Носов. Карасик. Пересказ. Составление плана.
Наш театр. М. Горький Воробьишко. Инсценировка сказки.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.
Раздел «Картины русской природы» – 7 ч
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.
М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф. Тютчев. Листья. Приём олицетворения как средство создания образа. Контраст как средство создания образа.
А.Фет. Осень. Настроение стихотворения.
И. Бунин. Первый снег. К. Бальмонт. Снежинка. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение.
К. Паустовский. В саду уже поселилась осень…
Семейное чтение. Краски осени. Картины природы в произведениях живописи.
Маленькие и большие секреты страны. Обобщение по разделу. Проверочная работа.
Раздел «Великие русские писатели» – 25 ч
Основные понятия: сказка в стихах, басня, иллюстрация.
А. Пушкин. Зимнее утро. И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.
А. Пушкин. Зимний вечер. Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи.
А. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи.
В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.
А. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Сравнение с народной сказкой. Нравственный смысл литературной сказки. Особенности сюжета. Структура сказочного текста. Характеристика героев. Особенности языка литературной сказки.
Сказки А. Пушкина. И. Билибин - иллюстратор сказок Пушкина.
И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням Крылова.
И. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
И. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни. Мораль басни.
Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Л. Толстой. Лев и собачка. Краткий пересказ статьи. Быль. Особенности сюжета.
Л.Толстой. Лебеди. Составление плана. Пересказ. Средства художественной выразительности.
Л.Толстой. Акула. Смысл названия. Составление план
Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза. Работа над текстом. Составление плана.
Л.Н. Толстой. Как гуси Рим спасли. Работа над текстом.
Заповеди из Евангелия, пересказанные Л.Н. Толстым. Работа над текстом.
И.А. Крылов. Квартет. Особенности структуры басни. Мораль басни.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа над текстом. Составление плана. Обобщение по разделу. Проверочная работа.
Раздел «Литературная сказка» – 37 ч
Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.
В Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки.
В. Одоевский. Мороз Иванович. Герои произведени
Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеивича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения.
Б. Заходер. Винни-Пух. Переводная литература для детей.
Р.Киплинг. Маугл
Дж. Родари. Волшебный бараба
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.
Тим Собакин. Лунная сказка.
Самостоятельное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе.
Семейное чтение. С. Михалков. Упрямый козлёнок.
Наш театр. Инсценирование.
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Обощение по разделу. Работа с текстом. Определение главной мысли. Проверочная работа.
Раздел «Картины родной природы» – 17 ч
Основные понятия: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
И. Соколов-Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна. Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». Сравнение поэтического и прозаического текста. Е.Волков В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег.
С. Есенин. Сыплет черёмуха… С. Есенин. С добрым утром!
В.Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.
Ф. Тютчев. Весенняя гроза. А. Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства.
О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.
М. Пришвин. Золотой луг.
А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные…
Саша Чёрный. Летом. Ф. Тютчев. В небе тают облака… А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений литературы и живописи. А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки.
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.
Г. Юдин. Поэты. Самостоятельное чтение.
Я. Аким. Как я написал первое стихотворение
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обощение по разделу. Проверочная работа.
Раздел «Тамбовские писатели - детям» - 5 ч*
Жизнь и творчество С. С. Милосердова, П. Ф. Шаповалова, И. В. Шамова и М. А. Белаховой.
Раздел «Обобщение изученного» - 3 ч
Повторение пройденного материала.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов на раздел | Планируемые результаты | Региональное содержание (где требуется) | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||
1 | Книги – мои друзья | 3 | ||||
1.1 | Вводный урок. Книги, прочитанные летом. Книги Древней Руси. | 1 | Использовать в словаре новые термины и понятия. Представлять прочитанную книгу, оформлять отзыв о прочитанной книге, рассказывать о человеке, используя план и изображение памятника. Составлять рассказ о Музее книги; составлять текст экскурсии по залу Музея книги и представлять его. | Познавательные: Определять значение и смысл новых слов и понятий. Сравнивать современные книги и книги Древней Руси и обосновывать своё мнение. Определять значимость печатного дела на Руси и обосновывать своё мнение, определять смысл библейского наставления и обосновывать своё мнение. Определять экспонаты Музея книги, которые можно использовать в жизни. Регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Выполнять учебное задание, используя алгоритм или план. Ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. | Проявлять интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний. Проявлять интерес к изучению темы, желание рассказывать о прочитанной книге, творческое отношение к составлению рассказа о Музее книги. Осознавать значимость Музея книги для человека, собственные достижения при освоении темы. | |
1.2 | Первопечатник Иван Фёдоров. Мы идём в музей книги. | 1 | ||||
1.3 | В.И. Даль- собиратель пословиц и поговорок. | 1 | ||||
2 | Жизнь дана на добрые дела | 13 | ||||
2.1 | Н.Носов «Огурцы» | 2 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять выбранную книгу. | Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, факты. оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Регулятивные: работать с текстом рассказа, используя алгоритм, работать с пословицей, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, ориентироваться в разных способах выполнения задания, адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные: Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Проявлять: интерес к изучению темы; желание делать добрые дела; эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения; осознание собственных достижений при изучении темы. | |
2.2 | М.Зощенко «Не надо врать» | 3 | ||||
2.3 | Л.Каминский «Сочинение» | 1 | ||||
2.4 | М. Зощенко «Через тридцать лет» | 2 | ||||
2.5 | Н. Носов «Трудная задача» | 1 | ||||
2.6 | Притчи «Что побеждает?» «Что важнее?» | 1 | ||||
2.7 | В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…» | 2 | ||||
2.8 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | 1 | ||||
3 | Волшебные сказки | 12 | ||||
3.1 | Русская сказка «Иван царевич и Серый волк» | 4 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Характеризовать героев сказки. | Познавательные: определять книгу, представленную на выставке, и обосновывать своё мнение; определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; определять особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение; определять порядок действий при инсценировке сказки и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки, используя алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; излагать понятно для партнёра содержание произведения; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; согласовывать позиции и находить общее решение; использовать речевые средства для представления результата работы. | Проявлять: интерес к изучению темы; желание читать волшебные сказки; эмоционально-ценностное отношение к героям
волшебных сказок; позитивное отношение к своей роли при инсценировке сказки; желание сочинять волшебную сказку. | |
3.2 | Русская сказка «Летучий корабль» | 3 | ||||
3.3 | Русская сказка «Морозко» | 1 | ||||
3.4 | Русская сказка «Белая уточка» | 1 | ||||
3.5 | Русская сказка «По щучьему велению» | 2 | ||||
3.6 | Маленькие и большие секреты страны Литературии Проверочная работа № 1 за 1 четверть. | 1 | ||||
4 | Люби всё живое | 18 | ||||
4.1 | К.Паустовский «Барсучий нос» | 2 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодические издания. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. | Познавательные: определять главную мысль юмористического произведения и обосновывать своё мнение; определять комическое в тексте и обосновывать своё мнение; определять тип текста, жанр произведения и обосновывать своё мнение; проводить исследование содержания художественного и познавательного текстов; определять значимость познавательного и художественного текста и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; выполнять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; излагать понятно для партнёра содержание произведения; распределять роли и обязанности | Проявлять: интерес к изучению темы; желание читать детские журналы; интерес к юмористическому произведению; желание создавать собственные тексты о животных; эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения; | |
4.2 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 2 | ||||
4.3 | Б. Заходер «Вредный кот» | 1 | ||||
4.4 | В.Бианки «Приключения муравьишки» | 2 | ||||
4.5 | О. Полонский «Муравьиное царство» | 1 | ||||
4.6 | Тим Собакин «Песни бегемотов» Журналы для детей. | 1 | ||||
4.7 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | 3 | ||||
4.8 | Н. Носов «Карасик» | 3 | ||||
4.9 | М. Горький «Воробьишко» | 1 | ||||
4.10 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа. | 2 | при подготовке к инсценированию сказки; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |||
5 | Картины русской природы | 7 | ||||
5.1 | Н.Некрасов «Славная осень!..» | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине | Познавательные: определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; соотносить содержание художественного текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение; определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные: формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и | проявлять: интерес к изучению темы; желание читать лирические произведения о русской природе. | |
5.2 | М.Пришвин «Осинкам холодно» Ф.Тютчев «Листья» | 1 | ||||
5.3 | А.Фет «Осень» | 1 | ||||
5.4 | И.Бунин «Первый снег». К.Бальмонт «Снежинка» | 2 | ||||
5.5 | К.Паустовский «В саду уже поселилась осень…» | 1 | ||||
5.6 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | 1 | ||||
стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности. | ||||||
6 | Великие русские писатели | 25 | ||||
6.1 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А. С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять | Познавательные: раскрывать понятия «авторская сказка», «басня», «иносказание», «инсценирование», «жанр», «мораль», «сказка в стихах», «тембр», «художник-иллюстратор» и использовать их в активном словаре; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки произведения (литературная сказка, басня, рассказ, стихотворение) и обосновывать своё мнение; определять языковые особенности произведения и обосновывать своё мнение; определять мораль басни и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для составления вопросов к школьной викторине о творчестве А. С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с целью; выполнять учебное задание, используя алгоритм; ориентироваться в разных способах | проявлять: желание читать сказки А. С. Пушкина, басни И. А. Крылова, рассказы Л. Н. Толстого; творческое отношение к инсценированию басни И. А. Крылова «Квартет»; интерес к составлению вопросов для школьной викторины о творчестве русских писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого; понимание своей успешности при изучении темы. | |
6.2 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | ||||
6.3 | А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» | 1 | ||||
6.4 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 4 | ||||
6.5 | Басни И.А. Крылова | 1 | ||||
6.6 | И.А. Крылов «Слон и Моська» | 2 | ||||
6.7 | И.А. Крылов «Чиж и голубь» | 1 | ||||
6.8 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | 2 | ||||
6.9 | Л.Н. Толстой «Лебеди» | 1 | ||||
6.10 | Л.Н. Толстой «Акула» | 2 | отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни И. А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И. А. Крылова. Объяснять смысл басен И. А. Крылова. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев. Инсценировать басни; распределять роли. | выполнения задания; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе; договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности. | ||
6.11 | Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза» | 2 | ||||
6.12 | Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли» | 1 | ||||
6.13 | Заповеди из Евангелия, пересказанные Л.Н. Толстым | 2 | ||||
6.14 | И.А. Крылов «Квартет» | 2 | ||||
6.15 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа над текстом. Составление плана. | 2 | ||||
7 | Литературная сказка | 37 | ||||
7.1 | В. Даль «Девочка Снегурочка» | 4 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. | Познавательные: раскрывать значение выражений «жили душа в душу», «моё дело правое», «служить по совести», «служить по душе» и использовать их в активном словаре; определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки литературной сказки, её особенности и обосновывать своё мнение; определять различия народной и авторской сказок и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для сочинения собственной сказки. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с целью; выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при вы полнении учебного задания в паре или в группе; договариваться с партнёрами и | проявлять: интерес к литературной сказке; желание читать литературные сказки русских писателей; желание инсценировать литературную сказку; творческое отношение к написанию собственной сказки; понимание успешности при изучении темы. | |
7.2 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 4 | ||||
7.3 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» | 4 | ||||
7.4 | Б. Заходер «Винни-Пух» | 3 | ||||
7.5 | Р. Киплинг «Братья Маугли» | 5 | ||||
7.6 | Дж. Родари «Волшебный барабан» | 4 | ||||
7.7 | Тим Собакин «Лунная сказка» | 2 | ||||
7.8 | Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе» | 4 | ||||
7.9 | С. Михалков «Упрямый козлёнок» | 3 | ||||
7.10 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа с текстом. Определение главной мысли | 3 | ||||
Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. | приходить к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |||||
8 | Картины родной природы. | 17 | ||||
8.1 | И. Соколов-Микитов «Март в лесу». А. Майков «Весна» | 2 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к | Познавательные: -раскрывать значение понятия «лирический текст», «олицетворение», «сравнение», «эпитет», «перлы», «фукнуть», «студеный», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен», «колесница золотая», «чиликанье», «саван» и использовать их в активном словаре. определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение; соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение; -определять средства художественной выразительности в поэтических и прозаических текстах и обосновывать свое мнение; -использовать приобретённые знания и умения для создания текста описания «В окно повеяло весною». Регулятивные: выполнять учебное задание, в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; | Проявлять: интерес к изучению темы; желание читать лирические произведения о русской природе; проявлять интерес к составлению собственного текста описания «В окно повеяло весною»; осознание успешности при изучении темы. | |
8.2 | С. Есенин «Сыплет черемуха снегом», «С добрым утром» | 2 | ||||
8.3 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | ||||
8.4 | О. Высотская «Одуванчик». З. Александрова «Одуванчик» | 1 | ||||
8.5 | М. Пришвин «Золотой луг» | 2 | ||||
8.6 | А. Толстой «Колокольчики мои…» | 2 | ||||
8.7 | Саша Чёрный «Летом». Ф.И. Тютчев «В небе тают облака…» | 3 | ||||
8.8 | Г. Юдин «Поэты». | 1 | ||||
8.9 | Я. Аким «Как я написал первое стихотворение» | 1 | ||||
8.10 | Маленькие и большие секреты страны Литературии Работа с текстом. Проверочная работа | 2 | изображаемому и передавать настроение при чтении. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Работать с текстом по алгоритму. Составление текста – зарисовки «Мелодии весеннего леса». | выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные: формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности | ||
9 | Тамбовские писатели - детям | 5 | ||||
9.1 | Жизнь и творчество С. С. Милосердова | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Знать биографию и произведения Тамбовских писателей. | Познавательные: Определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение; соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение; определять средства художественной выразительности в поэтических и прозаических текстах и обосновывать свое мнение. Регулятивные: Выполнять учебное задание, в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку и | Проявлять: интерес к изучению темы; желание читать произведения писателей родного края; осознание успешности при изучении темы. | Региональный модуль «Тамбовские писатели детям» |
9.2 | Жизнь и творчество П. Ф. Шаповалова | 2 | ||||
9.3 | Жизнь и творчество И.В. Шамова | 1 | ||||
9.4 | Жизнь и творчество М. А. Белаховой | 1 | ||||
взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные: Формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | ||||||
10 | Обобщение изученного | 3 | ||||
10.1 | Обобщение и повторение изученного за год. | 3 | Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. | Выполнять учебное задание, в соответствии с целью, стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога | Проявлять интерес к обобщению изученного материала |
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения | |
По плану | По факту
| ||||
Книги-мои друзья | 3 | ||||
1 | Вводный урок. Книги, прочитанные летом. Книги Древней Руси. | 1 | текущий | ||
2 | Первопечатник Иван Фёдоров. Мы идём в музей книги. | 1 | текущий | ||
3 | В.И.Даль- собиратель пословиц и поговорок. | 1 | текущий | ||
Жизнь дана на добрые дела | 13 | ||||
4-5 | Н.Носов «Огурцы» | 2 | текущий | ||
6-8 | М.Зощенко«Не надо врать» | 3 | текущий | ||
9 | Л.Каминский «Сочинение» | 1 | текущий | ||
10-11 | М.Зощенко «Через тридцать лет» | 2 | текущий | ||
12 | Н.Носов «Трудная задача» | 1 | текущий | ||
13 | Притчи «Что побеждает?» «Что важнее?» | 1 | текущий | ||
14-15 | В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…» | 2 | текущий | ||
16 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | 1 | текущий | ||
Волшебные сказки | 12 | ||||
17-20 | Русская сказка «Иван царевич и Серый волк» | 4 | текущий | ||
21-23 | Русская сказка «Летучий корабль» | 3 | текущий | ||
24 | Русская сказка «Морозко» | 1 | текущий | ||
25 | Русская сказка «Белая уточка» | 1 | текущий | ||
26-27 | Русская сказка «По щучьему велению» | 2 | текущий | ||
28 | Маленькие и большие секреты страны Литературии Проверочная работа № 1 за 1 четверть. | 1 | промежуточный | ||
Люби все живое | 18 | ||||
29-30 | К.Паустовский «Барсучий нос» | 2 | текущий | ||
31-32 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 2 | текущий | ||
33-34 | Б. Заходер «Вредный кот» | 2 | текущий | ||
35 | В.Бианки «Приключения муравьишки» | 1 | текущий | ||
36 | О. Полонский «Муравьиное царство» | 1 | текущий | ||
37 | Тим Собакин «Песни бегемотов» Журналы для детей. | 1 | текущий | ||
38--40 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | 3 | текущий | ||
41-43 | Н.Носов «Карасик» | 3 | текущий | ||
44 | М.Горький «Воробьишко» | 1 | текущий | ||
45-46 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | 2 | текущий | ||
Картины русской природы | 7 | ||||
47 | Н.Некрасов «Славная осень!..» | 1 | текущий | ||
48 | М.Пришвин «Осинкам холодно». Ф.Тютчев «Листья» | 1 | текущий | ||
49 | А.Фет «Осень» | 1 | текущий | ||
50-51 | И.Бунин «Первый снег». К.Бальмонт «Снежинка» | 2 | текущий | ||
52 | К.Паустовский «В саду уже поселилась осень…» | 1 | текущий | ||
53 | Маленькие и большие секреты страны Литературии Проверочная работа № 2. | 1 | промежуточный | ||
Великие русские писатели | 25 | ||||
54 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | 1 | текущий | ||
55 | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | 1 | текущий | ||
56 | А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» | 1 | текущий | ||
57-60 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Контрольная работа | 4 | текущий | ||
61 | Басни И.А.Крылова | 1 | текущий | ||
62-63 | И.А.Крылов «Слон и Моська» | 2 | текущий | ||
64 | И.А.Крылов «Чиж и голубь» | 1 | текущий | ||
65-66 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 2 | текущий | ||
67 | Л.Н.Толстой «Лебеди» | 1 | текущий | ||
68-69 | Л.Н.Толстой «Акула» | 2 | текущий | ||
70-71 | Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза» | 2 | текущий | ||
72 | Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли» | 1 | текущий | ||
73-74 | Заповеди из Евангелия, пересказанные Л.Н.Толстым | 2 | текущий | ||
75-76 | И.А.Крылов «Квартет» | 2 | текущий | ||
77-78 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа над текстом. Составление плана. | 2 | тематический | ||
79-82 | Литературная сказка | 37 | |||
В.Даль «Девочка Снегурочка» | 4 | текущий | |||
83-86 | В.Одоевский «Мороз Иванович» | 4 | текущий | ||
87-90 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» | 4 | текущий | ||
91-93 | Б. Заходер «Винни-Пух» | 3 | текущий | ||
94 | Проверочная работа № 3 за 3 четверть. | 1 | промежуточный | ||
95-99 | Р.Киплинг «Братья Маугли» | 5 | текущий | ||
100-103 | Дж. Родари «Волшебный барабан» | 4 | текущий | ||
104-105 | Тим Собакин «Лунная сказка» | 2 | текущий | ||
106-109 | Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе» | 4 | текущий | ||
110-112 | С.Михалков «Упрямый козлёнок» | 3 | текущий | ||
113-115 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа с текстом. Определение главной мысли | 3 | тематический | ||
Картины родной природы | 17 | ||||
116-117 | И.Соколов-Микитов «Март в лесу». А.Майков «Весна» | 2 | текущий | ||
118-119 | С.Есенин «Сыплет черемуха снегом», «С добрым утром» | 2 | текущий | ||
120 | Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | текущий | ||
121 | О.Высотская «Одуванчик». З. Александрова «Одуванчик» | 1 | текущий | ||
122-123 | М.Пришвин «Золотой луг» | 2 | текущий | ||
124-125 | А.Толстой «Колокольчики мои…» | 2 | текущий | ||
126-128 | Саша Чёрный «Летом».Ф.И.Тютчев «В небе тают облака…» | 3 | текущий | ||
129 | Г.Юдин «Поэты». | 1 | текущий | ||
130 | Я.Аким «Как я написал первое стихотворение» | 1 | текущий | ||
131 | Маленькие и большие секреты страны Литературии Работа с текстом. | 1 | текущий | ||
132 | Проверочная работа №4 (итоговая) | 1 | итоговый | ||
Тамбовские писатели – детям | 5 | ||||
133 | Жизнь и творчество С. С. Милосердова | 1 | текущий | ||
134-135 | Жизнь и творчество П. Ф. Шаповалова | 2 | текущий | ||
136 | Жизнь и творчество И.В. Шамова | 1 | текущий | ||
137 | Жизнь и творчество М. А. Белаховой | 1 | текущий | ||
138-140 | Обобщение изученного | 3 | тематический |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...