Анализ произведения "Уроки французского" Валентина Григорьевича Распутина
презентация к уроку по чтению (3, 4 класс)
В презентации отражена история создания произведения, основная мысль, характеристика гл. героев, план, краткое описание и проблема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_frantsuzskogo_tykova1.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни .
Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку. Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании.
Краткое описание рассказа Действие рассказа происходит в 1948 году, в трудные послевоенные годы. Жизнь людей была сложной, так как страна еще не успела оправиться от жестокой войны. Всюду царил голод и разруха . Не хватало продовольствия, не было денег даже на пропитание. Главным героем произведения является мальчик одиннадцати лет. Он всю жизнь провел в деревне, но ему приходится отправиться в город, чтобы учиться в школе, потому что в его селе учат только четыре класса . Мама не желала отпускать его в райцентр, но люди, жившие в деревне, настояли на этом, называя мальчика «башковитым», «его нужно учить»-давали советы кругом. А все потому, что ребенок знал грамоту (в то время мало кто мог похвастаться этим качеством), помогал читать и писать письма, а также обналичивать облигации.
И все-таки это случилось. Переезд. В учебе у мальчика все получалось, как и раньше, так как он очень старался, чтобы не подводить маму, которая с таким трудом добилась его дальнейшего обучения. Правда, были трудности с овладением французского языка, который вела их классный руководитель- Лидия Михайловна . Все складывалось неплохо, если бы не большое но. В городе мальчик жил сам. Его маме пришлось вернуться в деревню, откуда она передавала ребенку продукты. Но их не хватало, и мальчику приходилось голодать, так как в городе было тяжелее добыть еду. Ему было очень трудно, и он сильно исхудал. Но даже в таком сложном положении мальчик не терял своего лица, чести. Он желал добыть деньги хотя бы на хлеб (в деревне случилась неприятность- хлеба можно было не ждать), молоко-у парня было малокровие.
И , чтобы прокормить себя, он придумал способ заработка. С другими мальчишками с улицы он начал играть в чику на деньги. Но чтобы не проиграть слишком много, он выходил из игры при малейшем риске, за что другие его сильно избивали . Побои заметила Лидия Михайловна. Разузнав о причине синяков, она стала проводить для мальчика дополнительные занятия. Во время их они много разговаривали, и учительница узнала о проблемах мальчика.
Она пыталась помочь ему: накормить или дать продуктов. Но он был очень гордый и не принимал помощи. Тогда она придумала хитрость, предложив сыграть с ней в азартную игру, чтобы продукты достались мальчику заслуженно.
Несмотря на то, что поступок Лидии Михайловны был правильным, она получила за него наказание. Неожиданно заглянувший к ней в гости директор школы не оценил праведности действий учительницы и уволил ее. Правда, после того, как Лидия Михайловна уехала на Родину –на Кубань, прислала посылку с теми же макаронами и тремя красными яблоками. И рассказ заканчивается мыслью мальчика о том, что он прежде видел яблоки только на картинке-теперь может их попробовать.
Проблема произведения В рассказе четко прослеживаются такие проблемы, которые стоят перед мальчиком: Проблема нравственного выбора, особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную . Мальчик испытывал сильный голод. У него не было нормальной одежды, ужасная тоска по дому-трудности сыпались на него постоянно. Тем не менее, парень показал сильную сторону характера, он не встал на отрицательный путь, даже вопреки своим желаниям. Милосердие, в данном случае учительницы. Она пожертвовала всем ради нуждающегося ребенка, и несмотря на свое наказание, никогда не держала на него зла. Именно на эту ситуацию автор хотел обратить внимание читателей, как на главную нравственную проблему. Может ли учитель, даже ради благих побуждений, пренебречь правилами преподавательской этики и закона, чтобы помочь голодающему ребенку. Именно в этом произведении нарушение закона не должно быть наказуемо, так как эти действия совершались учительницей по соображениям совести, дабы не дать мальчику погибнуть с голоду.
Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни. Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Знакомая , у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем. Если есть милосердие, значит есть и равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя. Насилие среди детей . Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит.
Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инсценировка произведения В.Г Распутина " Мы с Димкой"
Цели: Воспитание нравственных чувств, любви и гордости за писателя земляка В.Г.Распутина. Развитие театрального творчества....
В.Г.Распутин "Уроки французского"
Читательская конференция...
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России». Тема: «В. Г. Распутин «Мама куда-то ушла».
Цель: а) раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;б) развивать умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний...
"Степан Григорьевич Писахов – сказочник и художник". Библиотерапевтический час для 3-4 классов.
Особенности биографии и истоки творчества сказочника С. Г. Писахова. Связь между литературой и живописью....
Презентация "Сутеев Владимир Григорьевич"
Дети смогут познакомиться с детским писатем Владимиром Григорьевичем Сутеевым. Узнают, кем работал детский писатель, какими талантами обладал. Познакомятся с представленными известными детскими книгам...
Презентация к уроку литературного чтения (коми) "Иван Григорьевич Торопов "
В данной презентации представлена информация о биографии коми писателя Ивана Григорьевича Торопова и о его повести "Тян"....
Андриян Григорьевич Николаев
Презентация посвящена третьему советскому космонаву, дважды Герою Советского Союза,генерал-майору авиации. Андриян Григорьевич Николаев - первый космонавт, который участвовал в военном экспериме...