Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России». Тема: «В. Г. Распутин «Мама куда-то ушла».
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Чуранова Елена Александровна

 

Цель: а) раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;

б) развивать  умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний;                                                                            в) развивать творческое воображение и чувство «языка»;                                                                                                                                          г) формировать интерес к внутреннему миру  человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России».

Тема: «В.Г. Распутин «Мама куда-то ушла».

Цель: а) раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;

б) развивать  умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний;                                                                            в) развивать творческое воображение и чувство «языка»;                                                                     г) формировать интерес к внутреннему миру  человека.

 Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Знакомство с биографией писателя.

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя В. Г. Распутина. Родился он в 1937 году. Ребята, вы, наверное, слышали  под воду то ли в результате извержения вулкана, то ли потопленном в морской пучине разгневанными богами. Так или иначе этот известный миф повествует о гибели могущественной цивилизации, процветавшей на острове.

По скрытой иронии истории скромная сибирская деревня, где прошло детство Распутина, тоже островная и тоже ушедшая под воду искусственного моря называлась Аталанка, что в Иркутской области.

Детство его пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Вот что вспоминает писатель о своём детстве: «Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю было счастливым. Едва научившись  ходить, мы шли к реке и забрасывали в неё удочки; ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла…»

-Услышав эти строки, где он описывает свой край, что мы можем сказать о писателе?

-Любит  свою Родину, природу. Это добрый и внимательный человек, уважает  людей и окружающую его природу.

-Одна из важнейших проблем, в настоящее время для Распутина- это проблема сохранения озера Байкал. Это – человек. Он написал много  произведений и сегодня мы с вами познакомимся с одним из них -              это рассказ «Мама куда- то ушла». Откройте учебник с.154 2 часть.

3.Работа над текстом.

-Ребята, прочитав название текста, как вы думаете о ком или о чём  этот текст?

-Куда могла уйти мама, что может произойти в её отсутствие?

4. Чтение текста (учителем).

-Совпали ли ваши предположения с содержанием рассказа?

-Какие эпизоды особенно затронули?

-Что показалось непонятным?

-Какой по настроению этот рассказ?

5.Постановка проблемного вопроса.

-Какие чувства испытал герой рассказа?

-Писатель изобразил целую гамма переживаний. Он испытал не  только боль но и пережил радость, и «блестящую мысль». Возьмите в руки карточки и прочитайте их внимательно (удивление, боль, радость, отчаяние, вина, успокоение, одиночество).  Вам нужно расположить в том порядке, в котором эти чувства переживал мальчик.

-У вас  возникли разногласия, поэтому давайте ещё раз перечитаем данный текст. При чтении рассказа, вы можете подчёркивать слова выражающие чувства и переживания героя.

6. Чтение текста учениками вслух.

7. Расположение слов-подсказок в нужном порядке.

А) Радость                                                                                                                                            – Давайте подумаем, какое чувство испытал мальчик проснувшись.

-Радость. Мальчик обрадовался, что он проснулся и увидит маму.

-Что такое радость?

-Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения; радостное счастливое  событие.

Б) Удивление.

-Какое  чувство дальше испытал мальчик и почему?

-Тишину, отсутствие шума.

-Что необычного изобразил писатель в комнате?

-Тишину - «сомкнувшуюся»- безмолвие.

- А испытывали ли вы когда-нибудь «сомкнувшуюся» возле вас тишину?

-Какое настроение порождает этот необычный образ- «сомкнувшаяся тишина»?

- Меня  скорее всего настораживает  и удивляет.

-Что  такое удивление?

-Удивление - впечатление от чего - нибудь неожиданного и странного, непонятного.

В) Боль.

-Дальше что происходило с мальчиком?

-Он заплакал.

-Почему?

-Сначала никто не ответил,  а  затем из-за того, что зашиб ногу.

- Почему мальчик не мог успокоиться?

-Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их не было.

-Что такое  боль?

- Боль - это ощущение страдания (физическая, душевная).

Г) Успокоение.

-Ребята, а почему мальчик успокоился и перестал плакать?

-У него появилась надежда (придёт мама).

-Появилась «блестящая мысль».  Какая?

-Что из этого получилось?

-Он окончательно понял, что мамы дома нет.

-Что он начал делать дальше?  (Играть)

-Почему  он выбрал зайца?

-Он был его любимцем.  К нему пришло успокоение.

- Что такое успокоение?

-Успокоение - стать спокойным, утихнуть, стать умиротворённым.

Д) Отчаяние.

- Как мальчик играл с зайцем?

-Почему мальчик стал пинать зайца, ведь тот был его любимцем?

- Им охватило отчаяние. Он забыл, что заяц это игрушка, что он за неё сам и говорил во время игры.

-Отчаяние- это состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Е) Вина.

-Дальше какое чувство испытал наш герой?

-Вину, потому что пинал ни в чём неповинного зайца.

-Как вы объясните слово вина?

-Вина - проступок, причина, источник неблагополучного.  

ж) Одиночество.

-Ребята, в конце произведения  с чем встретился мальчик впервые?

-С одиночеством.

-Что такое одиночество?

-Одиночество – состояние одинокого человека; отделённый от других подобных, без других, без близких.

З) Имя

-Давайте перечитаем по порядку те чувства, которые испытывал мальчик. Как вы думаете почему  мальчики встретился с одиночеством впервые?

-Сколько лет мальчишке на ваш взгляд?

-Почему?

-Я думаю, наверное, 4 или 5 – это тот возраст, когда человек впервые начинает осознавать себя и свой внутренний мир. Имя – личное название человека, которое даётся при рождении.

-А как зовут нашего героя?

-Почему у него нет имени?

- Наверное, потому что на его  месте мог оказаться любой человек: одиночество испытывает каждый. Герой одинок, и именно поэтому у него нет имени. Назвать его по имени может лишь тот, кто будет рядом с ним. Например, мама. Но тогда закончится его одиночество или нет? –Да.

- Значит имя- это знак приобщённости человека к обществу, а безымянность-знак одиночества.

-Ради чего автор написал этот рассказ?

На мой взгляд автор заставил нас задуматься об одиночестве, об этом сложном человеческом состоянии, которое каждому придётся пережить, и не один раз, начиная с самого детства, как герой рассказа.

8. Проблемный вопрос.

-Нужно ли человеку одиночество?

-И да, и нет. Нужно, но не всегда.

-Вы оставались в одиночестве?

9.Работа в тетради по чтению.

Стр. 43-3 задание – письменно

Стр. 42- перепишите по порядку чувства, которые испытал мальчик и закрасьте тем цветом, который по-твоему подходит для этого душевного состояния.

Стр. 44.

Попробуйте изобразить одиночество.

-Почему именно так?

Домашнее  задание.

Выразительное чтение текста, тетр. С. 42-43 – закончить задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Литературное чтение.Пояснительная записка2012-2013 уч. год. Цели:- Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров- Обогощать нравственно- эстетический и познавательный опыт реб...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»

Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению  для 1 класс по программе "Школа России"...