Главные вкладки
Список чтения на лето для будущего второклассника
материал по чтению (2 класс)
Список чтения для будущих второклассников "Книжный рюкзачок для второклассника".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhnyy_ryukzachok_dlya_vtoroklassnikov_tekst.docx | 589.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУК «Централизованная система детских библиотек» г. Челябинска
Центральная городская детская библиотека им. А.М. Горького
Методический отдел
КНИЖНЫЙ РЮКЗАЧОК ДЛЯ ВТОРОКЛАССНИКОВ
(ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА)
Челябинск, 2017
Наша читательская программа начнется, конечно, со сказки.
Сказка, особенно сказка литературная, - оптимальное чтение для ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как она опирается на наиболее сильные и плодотворные свойства детской природы – на пылкость и глубину фантазии, на реактивность и силу эмоционального отклика, на интерес и восприимчивость к слову.
- «МИР СКАЗОК»
Для самостоятельного чтения.
Здесь мы предлагаем тексты не очень объемные (так, чтобы при взгляде на них не возникал сразу тоскливый страх). Это тексты со щадящей структурой: сказки-новеллы, сказки в рассказах, или сказки-повести, состоящие из маленьких глав, каждая из которых имеет сюжетную и смысловую законченность.
Отобранные нами сказки не сложны и по стилистике: язык их прост, нет сложных образных построений, мало описаний и много диалогов, (что всегда важно для читателя-ребенка), сюжет динамичен и увлекателен, но в то же время достаточно прозрачен, чтобы в нем не «потеряться». И, наконец, сказки эти хорошо иллюстрированы.
- Сказки братьев Гримм (в любом детском издании).
Никогда не надоедающие сказки. Преимущество этих фольклорных сказок в том, что они переложены на хороший удобочитаемый литературный язык.
- Михалков С.В. Праздник непослушания.
В сюжете сказки реализуется извечная детская мечта об освобождении от взрослого монополизма: дети остаются в городе одни, совсем без взрослых, предоставленные сами себе и собственным хотениям. Но, конечно, заканчивается все возвращением к норме: «Папы и мамы! Нам без вас, все равно, что вам без нас!»
- Балинт А. Гном Гномыч и Изюминка.
Сказка преимущественно для девочек. Их непременно тронет и привлечет исходная сюжетная ситуация: маленький сирота-поросенок Изюмка обретает теплый дом и семью у доброго, мудрого гнома.
- Милн А.А. Винни Пух и все, все, все.
Сказка, знакомая и любимая ребятами по мультфильму. Поэтому может читаться не целиком, а выборочно – то, что особенно любимо, что хочется перечитать.
- Пройслер О. Маленькая Баба-Яга. Маленький водяной.
Забавные и умные сказки, которые сам автор назвал «игровыми площадками фантазии». В сказках действительно много игр, которые ребята смогут, если захотят, перенести в свою игровую практику. А главная игра, которой ненавязчиво обучает Пройслер, - игра в творение добра.
В сказках много смешных и забавных ситуаций, что тоже обеспечивает им непременные ребячьи симпатии.
- Остер Г. Привет мартышке.
Герои этих сказок также знакомы малышам по мультфильмам, но здесь, в книжке, историй про них гораздо больше. Каждая история – мастерский, изящный, веселый образец «этической грамматики».
- Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот. Меховой интернат.
Сказки Успенского – первая школа юмора для ребенка. Речь его героев выразительна, афористична – обычно дети читают это до тех пор, пока не запомнят дословно. Это их первый «банк острот».
К тому же, эти сказки так добры и написаны с таким уважением к ребенку! Герои Успенского малы, но всегда самостоятельны и ответственны.
- Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика.
Сказка – преодоление, помогающая ребенку избежать в себе маленькие и большие детские слабости (робость, трусость, слезливость и т.д.).
- Волков А. Волшебник Изумрудного города.
Книга достаточно объемная, но сюжет ее так занимателен, полон таких захватывающих поворотов, что прочитаться она сможет без особых усилий. К тому же, она очень проста по стилистике и очень хорошо иллюстрирована.
Эта книга дает маленьким читателям любимых героев надолго (даже подростки время от времени возвращаются к этой книге).
Для совместного чтения.
Следует помнить, что несовершенная техника чтения младших школьников «съедает» значительную долю удовольствия от читаемого. В результате чтение, если заставлять ребенка читать только самостоятельно, перестает быть для него радостным. Поэтому желательно чередовать самостоятельное и совместное чтение.
В совместном чтении львиную долю чтения мы, взрослые, берем на себя, но какую-то частичку (по договоренности с ребенком, или просто «устав»), мы поручаем ребенку.
Совместное чтение благодатно еще и тем, что здесь мы имеем возможность видеть читательские реакции ребенка: что-то спросит он, что-то мы вместе уточним и выясним, о чем-то подумаем вместе.
Такое чтение – всегда чудесное общение, создающее прочные духовные узы.
- Погорельский А. Черная курица, или подземные жители.
Драматичная, грустная сказка, написанная с верой и требовательностью к ребенку. Как бы ни был человек мал, он должен отвечать за себя и свои поступки, - убеждает сказочник. Поэтому так сурова его сказка о дружбе и предательстве, о вине и прощении, сказка, написанная автором для своего маленького племянника – будущего поэта и драматурга А.К. Толстого.
- Гауф В. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.
В этих сказках много сказочных тайн и чудес, волшебных предметов и превращений, но не это для автора главное.
Его сказки откровенно педагогичны – он убежден, что главное чудо – это чистая совесть и доброе сердце.
- Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
Сказка привлекательна непрерывным движением, сменой картин (на то и путешествие!). И, конечно, для ребят привлекательна сама исходная ситуация: превращение большого в крошечного. Как интересно представить себя на месте героя и увидеть, как с изменением роста меняется весь мир вокруг!
Но эту сказку не зря называют и «сказкой воспитания». Ее герой хочет «снова стать человеком», но как за время движения сказки меняется для него смысл этой фразы!
- Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино.
- Носов Н. Приключения Незнайки.
Обе сказки наших детских классиков замечательны тем, что в их главных героях ребенок радостно узнает себя – свою наивность, доверчивость, беспорочность, беспредельную веру в себя, неуемную энергию и жажду приключений. Но и свою лень, неоправданную самоуверенность, эгоизм, глупость – тоже… Все это помогает и поверить в себя, и себя преодолеть.
- Каверин В. Песочные часы. Много хороших людей и один завистник.
При внешней простоте, это серьезные сказки. Особенно потому, что в сложных драматичных ситуациях здесь оказываются взрослые. Ребенок имеет возможность увидеть и ужаснуться тому, во что превращаются невинные детские пороки, которые сам ребенок склонен себе прощать: необязательность, грубость, завистливость.
Для некоторых читателей эти сказки могут быть трудными тем, что внешнего действия здесь не так уж много, но много действия внутреннего – того, что происходит в душе героев. Структура каверинской фразы также не проста – он тяготеет к несколько усложненным конструкциям, здесь много для ребят новых слов и образных оборотов.
- Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне. Мио, мой Мио!
Первая сказка полна лирики и неподражаемого игрового юмора. Это сказка самопознания и самовоспитания, когда ребенок, «смеясь расстается со своим прошлым» - младенцеским неуправляемым и необузданным детством.
Вторая сказка – серьезная, даже страшная: сказка с героическим началом. Есть в жизни вещи, в бой против которых должен выступить даже ребенок, как бы он не был слаб и мал. Схватка Добра и Зла не имеет возрастного ценза – вот так вдруг строго и требовательно звучит здесь всегда озорной голос великолепной Астрид Линдгрен.
- Толкин Д.Р.Р. Хоббит, или туда и обратно.
Сказка преимущественно для мальчиков – в ней много «боевых» ситуаций и эпизодов. Поэтика сказки тяготеет к европейским рыцарским легендам и средневековому эпосу.
Сказка из тех, что «на вырост», это нравственно-философская сказка, в нее вложены серьезные и глубокие идеи, которые осознаются и понимаются не сразу. Но пространство сказки так обширно, что каждый найдет там свое: кого-то увлекут разнообразные и удивительные сказочные существа, которых здесь великое множество, кого-то – захватывающие приключения героев, кого-то заворожит магия слова.
- Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода.
Цикл из трех сказок, объединенных общими героями – маленькими человечками, накситраллями.
Сказки замечательно добрые и умные. В них очень интересно рассказано о сложностях наших взаимоотношений с природой и друг с другом.
В книге прекрасные, большие иллюстрации с колоритными портретами героев и тщательно, любовно выписанными подробностями их быта (ребята безумно любят их рассматривать!).
- Коваль Ю. Полынные сказки.
Один из лучших детских отечественных писателей 70-90-х годов – и юморист, и лирик, и философ.
Эти сказки о том, как и чем растет детская душа: сказки о природе, о чувстве родины и семьи, об ощущении времени в себе.
Сложно? Да, сложно, но написано столь просто, прозаично, тепло, что будет внятно всякому.
- Козлов С. Правда, мы будем всегда?
Еще один замечательный российский сказочник современной волны. Он также представляет нравственно-философскую сказку.
Этот сборник маленьких сказок объединен общими героями – это Ежик, Медвежонок, Зайчонок, Ослик – и организован по принципу годового цикла («весенние сказки», «зимние», «летние», «осенние»). Сказочник вводит ребенка в сам ход времени, побуждает задуматься над этой сложной и неосязаемой категорией, имя которой «время». Как мы ощущаем время, почему это ощущение времени то радует, то пугает, куда уходит время и что там – за временем, что такое «наполненность времени»? Вот такие сложные вопросы!
Конечно, не все они ребенку по силам, не все до них доберутся при чтении. Но это не страшно. Если ребенок почувствует обаяние героев, будет сочувствовать и сопереживать им, будет захвачен необыкновенной образностью сказок – этого вполне достаточно. А потом, позже, может быть, ребенок захочет к этому вернуться.
Сказка – прекрасное чтение для малыша, но, тем не менее, наряду со сказкой необходимо последовательно вводить в чтение ребенка и другие жанры, прежде всего – прозу о детстве. Это то, что позволит ребенку увидеть чудо обыденной жизни, «проиграть» на художественном материале узнаваемые жизненные ситуации, выстроить внутреннюю оценку этих ситуаций и сделать вместе с героями свои первые жизненные выборы.
- «ПРО ТЕБЯ И ПРО МЕНЯ»
Для самостоятельного чтения.
- Зощенко М. Рассказы про Лелю и Миньку.
Рассказы ясные, простые, очевидные по нравственному смыслу. Но откровенная назидательность их снимается неотразимым юмором и, главное, тем, что мораль автора обращена им, прежде всего, на себя, а уж потом к читателю.
- Носов Н. Сборник рассказов «Дружок», «Тук-тук-тук».
Эти рассказы – классика детской литературы, они любимы многими поколениями читателей. Носов великолепно владеет тем, что именуется «юмором возраста». Мы смеемся над незадачливыми героями, но смеемся так по-доброму! Ведь они попадают в смешные ситуации не от ущербности, а, скорее, от избытка детской энергии, избытка детской веры в свои силы и возможности, от избытка чувств.
- Пантелеев Л. Честное слово. Трус. Буква «Ты».
Рассказы хороши интересными детскими характерами, умением воссоздавать особенности детской логики и детского мировосприятия.
- Погодин Р. Откуда идут тучи. Жаба.
Рассказы простые, круг событий самый обыденный (подобное есть в жизненном опыте каждого ребенка). Но Погодин обладает уникальным даром: события, принадлежащие быту, поднимать до уровня бытия, обращая ребенка к вечным общечеловеческим, народным ценностям.
- Драгунский В. Друг детства. Тайное становится явным. Ровно 22 кило. Кот в сапогах. Он живой и светится.
Герой рассказов – Дениска – лучший Друг многих поколений российских детей. Можно не сомневаться, станет другом и нашим детям.
Рассказы неотразимо привлекательны соединением тонкой лирики и юмора.
Для совместного чтения.
- Гарин-Михайловский Н. Тема и Жучка (при хорошей реакции, можно и всю повесть «Детство Темы»).
Замечательная вариация на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили». История, исполненная драматического напряжения, нешуточной борьбы и преодолений.
- Гайдар А. Чук и Гек.
История, рассказанная Гайдаром, дает ребенку большой заряд оптимизма и счастья. В искусстве же рассказывания Гайдару почти нет равных в детской литературе – его интонация обладает неотразимым обаянием.
- Линдгрен А. Мы все из Бюллербю. Эмиль из Леннеберги. Приключения Калле Блюмквиста. Расмус-бродяга.
Линдгрен пишет о жизни «самой обыкновенной». Это жизнь маленького хутора, где всего 5 домов, или маленького провинциального городка, но как радостно, насыщенно и интересно живут здесь дети! Они умеют фантазировать и играть, поэтому им никогда не бывает скучно. Жизнь героев вызывает у читателей-ребят здоровую зависть и желание подражать им.
Еще один плюс – написано это легко и весело.
- Давыдычев Л. Многотрудная жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника. Лелишна из третьего подъезда.
Виртуозная юмористическая проза, многие фразы и словечки становятся у ребят излюбленными присловьями. Давыдычев откровенно назидателен, но его назидание так эмоционально, так Одобрено смехом, что совсем не раздражает ребенка.
- Алешковский Ю. Кыш, Два портфеля и целая неделя.
Повесть, позволяющая ребенку заново пережить события своей первоклассной жизни, осмыслить их, подвести им итог.
А коль скоро в событиях замешана еще и собака, то успех этой повести у большинства маленьких читателей обеспечен.
- Вестли А.-К. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик.
Повесть норвежской писательницы – типичная семейная повесть. Она так добра, эмоционально уютна, что «выходить» из нее просто не хочется!
В наше раздерганное время, напоминание о непреходящей ценности таких вещей как взаимное уважение, терпимость, семейный лад, ответственность – весьма уместно.
- Коваль Ю. Недопесок.
Герой этой повести – мальчик второклассник (хотя главный здесь, пожалуй, дошкольник Серпокрылов), а еще – маленький песец, сбежавший со зверофермы.
Ах, какие здесь сочные, великолепно вылепленные характеры! Сколько здесь веселой кутерьмы, которая вдруг, как-то незаметно, выливается в серьезное размышление о внешней и внутренней свободе, о праве на выбор…
- Булычев К. Девочка с Земли. Приключения Алисы.
Это тоже повесть о детстве, но детстве, перенесенном в будущее. И это будущее так комфортно, в нем столько захватывающих дух возможностей, что оторваться от этого ребенку просто невозможно! Начав читать «Алису», дети, как правило, становятся ее фанатами и не останавливаются, пока не прочитают все 10 книжек.
- «БОЛЬШОЕ ЧУДО» (КНИГИ О ПРИРОДЕ)
Наша российская книга о природе по праву считается самой лучшей в мире. Это и благодаря великолепному владению искусством популяризации. Но, главным образом, потому, что наша книга о природе никогда не бывает чисто познавательной, она всегда имеет и большое этическое содержание, формируя «родственное внимание к природе».
В список книг для совместного чтения включены также книги лучших зарубежных писателей-анималистов.
Для самостоятельного чтения.
- Бианки В.В. Сказки.
- Павлова Н.М. Не видели – увидим.
- Чарушин Е.И. Никита и его друзья. Про Томку. Медвежата. Моя первая зоология.
- Шим Э. Рассказы и сказки.
- Романова Н. Муравей – красная точка. На зеленой елке.
- Сладков Н. Лесные сказки.
Для совместного чтения.
- Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая Шейка. Зимовье на Студеной.
- Куприн А.И. Барбос и Жулька. Сапсан.
- Перовская О.Н. Ребята и зверята.
- Чаплина В.И. Питомцы зоопарка.
- Скребицкий Г. Листопадничек. Друзья моего детства.
- Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
- Фаллада Г. Фридолин – нахальный барсучок.
- Зальтен Ф. Бемби.
- Сетон-Томпсон Э. Крольчиха Молли. Чинк. Домино.
- Серая Сова. Саджо и ее бобры.
Вот и завершена наша программа летнего чтения.
Следует оговориться. Конечно, не нужно ее исчерпывать всю в реальном чтении. Желательно из этой большой программы скомпоновать свой вариант – по силам и индивидуальным склонностям ребенка. Все эти книги – не одного дня и не одного года – пусть останется на будущее?
Здесь, разумеется, учтены не все возможные читательские интересы детей. Есть еще энциклопедическая книга, техническая, историческая, детская поэзия и еще многое другое. Если у вашего ребенка высокая техника чтения, определенный читательский опыт, сформировавшиеся предпочтения в чтении, то вам помогут составить индивидуальную программу чтения в Центральной детской библиотеке им. А.М. Горького (по адресу: ул. Коммуны, 69. Ост. «Детский мир». Режим работы: с 10.00 до 17.00. Консультации можно получить по телефонам: 264-77-22, 266-15-72).
Составитель: канд. пед. наук, гл. библиотекарь по научно-методической работе Н.К. Сафонова.
Ответственный за выпуск: зам. директора МКУК ЦСДБ г. Челябинска Т.Г. Лебедева.
Компьютерная верстка: Я. Рыжова, редакционно-издательский отдел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание на лето для будущих второклассников
Несколько слов для мам. За летние каникулы чтение ухудшается более чем у 50% учеников, письмо – у 67%, а вычислительные навыки – у 75% учеников. Для того, чтобы сохранить уров...
Методическая разработка заданий на лето для будущих второклассников
Материал для самостоятельной работы во время летних каникул "Я иду во 2 класс"...
План работы на лето для будущего второклассника.
План работы на лето для будущего второклассника включает в себя самостоятельные занятия: по русскому языку - списывание текстов; по математике - решение задач; по литературному чтению - список к...
Рекомендуемый список литературы на лето для будущих второклассников
Рекомендуемый список литературы на лето для будущих второклассников...