Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ» 1-4 класс
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей.

Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и может быть реализована через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kvd_budu_nastoyashchim_chitatelem.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ»

1 – 4 класс

Составитель учитель начальных классов:

Аксенова Галина Николаевна

 

                                                                                                           2022 – 2025 учебный год

Оглавление

  1. Пояснительная записка___________________________________________________________________ стр. 3
  2. Общая характеристика курса ______________________________________________________________ стр. 4
  3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса ____________________________________  стр. 5 - 7
  4. Описание места учебного предмета, курса  в учебном плане ___________________________________  стр. 8
  5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета_______________________________ стр. 8
  6. Содержание  курса _______________________________________________________________________ стр. 8 - 10
  7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности____________  стр. 11 - 22        
  8. Продукт деятельности курса ________________________________________________________________стр. 23
  9. Описание материально – технического и учебно – методического обеспечения рабочей программы ___ стр.23 - 24

  1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности  составлена на основе авторской Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «Буду настоящим читателем».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим направлением школьного образования. В реализуемых программах общего начального образования  существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.

Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей.

Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и может быть реализована через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий.

Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.

Задачи программы:

– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1- 4 класса. Участникам учебного процесса предложены занятия «Буду настоящим читателем» 1 раз в неделю.

  1. Общая характеристика курса

Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и логику работы с текстом:

подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);

первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.);

работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией,

выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Мнение авторов технологии совпадает с мнением К.Д. Ушинского, который считал, что «эффективно то чтение, к которому ребёнок подготовлен, в котором он заинтересован…». Каждый этап данной технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей, но не имеет жёсткой привязки к определённой возрастной группе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России. Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Учащиеся научатся и получат возможность научиться:

1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):

получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность

самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.

Личностные УУД:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

 

Предметные УУД:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

–высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 

Способы определения результативности программы: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня читательских умений.

Формы и методы работы.

 Внеурочная  деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.

При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального развития используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная.

Методы, используемые в процессе реализации программы:

– методы, повышающие познавательную активность младших школьников;

– методы, направленные на повышение эмоциональной активности и мотивации деятельности детей при овладении универсальными учебными действиями;

– методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;

– методы коррекции и уточнения.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

– создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

– организацию рефлексии деятельности детей на занятии;

– применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Каждый этап данной технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей 7 –11 лет, но не имеет жёсткой привязки к определённой возрастной группе. Программа рассчитана на 34 часа в год и рассчитана на 4 года.  Предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий в режиме второй половины дня образовательного учреждения со школьниками 1 - 4 класса 1 раз в неделю.

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни –реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы- воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.

Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества- формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества- сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

  1. Содержание курса

п/п

Содержание

Теорет.

часы

Практ.

часы

Всего

часов

1

Раздел 1. Настоящий читатель

-

10

10

2

Раздел 2. Технология продуктивного

чтения

-

17

17

3

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»

-

7

7

Итого

34

34

Содержание разделов программы 1 – 2  класс

Раздел 1. Настоящий читатель (10ч)

 

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

 

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

 

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

 

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.

 

Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова вкруглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.

 

Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

 

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

 

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

Содержание разделов программы  4   класс

Раздел 1.     История книги.   Библиотеки (4 ч)

Роль книги в жизни человека. Первые книги. Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Раздел 2. Настоящий читатель (10ч)

 

Кого можно считать настоящим читателем? Какой я читатель? Моя любимая книга. Экскурсия в библиотеку. Домашняя библиотека. Надо много читать. Быстрое чтение. Читаем всё, что задано. Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе».

Раздел 3. Технология продуктивного чтения (16 ч)

 

Кого можно считать настоящим читателем? Какой я читатель? Моя любимая книга. Экскурсия в библиотеку. Домашняя библиотека. Надо много читать. Быстрое чтение. Читаем всё, что задано. Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе».

 

Раздел 4.  Богатое наследие России   (4ч)

 Литературная Москва

По Пушкинским местам. Как жадность может погубить (А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»). Умейте удивляться и слушать (рассказы К. Г.  Паустовского). Путешествие во времени с К. Булычёвым. Они родились в Москве (Ю. Коваль, Г. Снегирёв)                

  1. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности

 1 класс

Тема

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

План

Факт

Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

1

Введение. Кого можно считать настоящим читателем?

Получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».

2

Какой я читатель?

3

Моя любимая книга

4

Экскурсия в школьную библиотеку

5

Книжкино царство, книжкино государство. Экскурсия в КИЦ  им. А.С. Пушкина

6

Домашняя библиотека

7

Надо много читать

8

Быстрое чтение

9

Читаем всё, что задано

10

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

11

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста

Демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность

самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

12

Чтение до чтения

13

Чтение до чтения.  Умение прогнозировать

14

Чтение во время чтения

15

Читаем и воображаем

16

Читаем и чувствуем

17

Эмоции и чувства – главное при чтении стихов

18

Практическая работа с текстом (текст выбирает учитель)

19

Читаем и думаем, размышляем

20

Читаем и думаем, размышляем.Закрепление

21

Практическая работа с текстом (текст выбирает учитель)

22

Читаем, мысленно рисуем, представляем

23

Практическая работа с текстом (текст выбирает учитель)

24

Практическая работа с текстом (текст выбирает учитель)

25

Чтение после чтения

26

Практическая работа с текстом (текст выбирает учитель)

27

Итоговое занятие

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

28

Выбираем тему проекта

Приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.

29

Работа с источниками

30

Работа с источниками

31

Подготовка проекта

32

Подготовка проекта

33

Защита проекта

34

Праздник «Я – настоящий читатель!»

2 класс

Тема

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

План

Факт

Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

1

Самые интересные книги прочитанные летом.

Получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».

2

Какой я читатель?   Весёлые стихи

Б. Заходера.

3

Моя любимая книга.

4

А. Толстой «Сорочьи сказки»

5

Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена

6

Домашняя библиотека. Рассказы Л. Н. Толстого

7

Надо много читать.  А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

8

Быстрое чтение А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

9

Читаем всё, что задано А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

10

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе». В. Осеева  «волшебное слово». Рассказы

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

11

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Э. Успенский «Школа клоунов», «Грамота»

Демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность

самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

12

Чтение до чтения. Ю. Казаков «Арктур – гончий пес»

13

Чтение до чтения.  Умение прогнозировать. С. Михалков «праздник непослушания»

14

Чтение во время чтения. В Чаплин «Варежка»

15

Читаем и воображаем. Ю. Коваль «Заячьи тропы», «Снег»

16

Читаем и чувствуем. С. Устинов «Заячье зеркало»

17

Эмоции и чувства – главное при чтении стихов

18

Практическая работа с текстом (текст выбирает учитель)

19

Читаем и думаем, размышляем. Сказки «Морозко, «госпожа метелица»

20

Читаем и думаем, размышляем. Закрепление. Е. Пермяк «Памятные узелки»

21

Практическая работа с текстом (текст выбирает учитель)

22

Читаем, мысленно рисуем, представляем. Рассказы Драгунского

23

Практическая работа с текстом (текст выбирает учитель)

24

Практическая работа с текстом (текст выбирает учитель)

25

Чтение после чтения. Н. Носов «»Витя Малеев в школе и дома»

26

Практическая работа с текстом  Н. Носов «»Витя Малеев в школе и дома»

27

Итоговое занятие Н. Носов «»Витя Малеев в школе и дома»

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

28

Выбираем тему проекта. Н. Сладков «Воробьишкина  весна»

Приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.

29

Работа с источниками. В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

30

Работа с источниками. С. Воронин «Рассказы и сказки» (о животных)

31

Подготовка проекта. Рассказы о войне

32

Подготовка проекта Рассказы о войне

33

Защита проекта

34

Праздник «Я – настоящий читатель!»

             

3 класс

Тема

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

 

план

 факт

1

Здравствуй, книга!.

Учебные книги третьеклассника

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учеб-ных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде.

 

 

 

2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учеб-ных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде

 

 

 

3

Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учеб-ных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде

 

 

 

Книге о Родине и родной природе.

 

4

Книги о Родине и природе.

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

 

 

 

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

 

 

 

 

Писатели детям

 

 

 

 

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.

 

 

 

7

Книги современных писателей о детях.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.

 

 

 

8

Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы.

Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

 

 

 

Народная мудрость. Книги-сборники.

 

9

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.

 

 

 

10

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.

 

 

 

По страницам книг В Сутеева.

 

11

Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

 

 

 

12

В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

 

 

 

13

Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»

Принимать участие в литературной игре; работать в парах.

 

 

 

Сказки народов мира

 

14

Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 

 

 

15

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 

 

 

16

Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 

 

 

Книги русских писателей -сказочников.

 

17

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

 

 

 

18

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге;

осознавать значимость чтения для личного развития.

 

 

 

19

Творческая работа «Встреча  с Буратино».

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.

 

 

 

Детские писатели

 

20

Книги С.Маршака. Выставка книг.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

 

 

 

21

Книги- сборники произведений К.Чуковского.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

 

 

 

22

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

 

 

 

Сказки зарубежных писателей.

23

Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению.

 

 

 

24

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

 

 

 

25

В гостях у сказки.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

 

 

 

Книги-сборники стихотворений для детей

 

26

Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

 

 

 

27

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 

 

 

Дети – герои книг.

 

28

Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

 

 

 

29

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

 

 

 

30

Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

 

 

 

Книги о животных

 

31

Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

 

 

 

32

Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Пользоваться аппаратом книги.4 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

 

 

 

33

Книги Б. Житкова

Характеризовать прочитанное, высказывать свое мнение, слушать мнение товарищей.

 

 

 

34

По страницам любимых книг. Выставка книг.

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

4 класс

Раздел 1 История книги. Библиотеки (4 ч)

1

Роль книги в жизни человека.

Обмен мнениями. Рассказы о встрече с новой книгой. «Открытие» учащимися автора. Аннотация

1

2

Первые книги.

Беседа.Презентация

1

3

Летописи. Рукописные книги.

Летописи. Рукописные книги. Презентация.

1

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

Первопечатник Иван Фёдоров. Рассказ учителя.  Презентация.

1

Раздел 2. Настоящий читатель (10 ч)

5

Кого можно считать настоящим читателем?

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.

1

6-7

Какой я читатель? Моя любимая книга

Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко.

2

8-9

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги «калеки», «лечение книг».

2

10

Домашняя библиотека

Домашняя библиотека. Личная библиотека. Ко- решки книг твоей библиотеки

1

11

Надо много читать

Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей.

1

12

Быстрое чтение

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения.

1

13

Читаем всё, что задано

Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

1

14

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации

1

Раздел 3. Технология продуктивного чтения (16 ч)

15

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение чело- века в чтение. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев.

1

16-17

Шаг первый. Чтение до чтения

Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений

2

18

Шаг второй. Чтение во время чтения

Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения

1

19

Читаем и воображаем

Читаем и воображаем.

1

20

Читаем и чувствуем

Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет.

1

21

Эмоции и чувства – главное при чтении стихов

Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль.

1

22

Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула»

Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя.

1

23-24

Читаем и думаем, размышляем

Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение.

2

25

Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное»

Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное

1

26

Читаем, мысленно рисуем, представляем

Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на про- читанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении...». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения.

1

27

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот»

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии.

1

28

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет»

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.

1

29

Шаг третий. Чтение после чтения

Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, при- думать продолжение, помечтать, сделать выводы.

1

30

Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук»

Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги. 1.Знакомство Мафина и паука 2.О чём печалился паук 3.Суть Мафина и паука 4.Зачем ослик так настойчиво и терпеливо созывал всех друзей 5.Чудо на собрании

1

Раздел 4  Богатое наследие России  (4ч)

Литературная Москва

31-32

По Пушкинским местам.

 Как жадность может погубить (А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Литературная география России. Москва - родина многих русских писателей, поэтов. Рассказ о пушкинских местах в Москве. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Выставка книг, сказки А.С.Пушкина Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

2

33

Умейте удивляться и слушать (рассказы К. Г.  Паустовского)

К.Г. Паустовский «Михайловские рощи», «Барсучий нос».

2

34

Умейте удивляться и слушать

Итоговое занятие

  1. Продукт деятельности курса:

тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков, участие в литературных конкурсах. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов по теме «Дружим с книгой». Система занятий дополнительной образовательной программы «Буду настоящим читателем» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы с текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, окружающего мира и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.

Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов по теме «Дружим с книгой».

Система занятий дополнительной образовательной программы «Буду настоящим читателем» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы с текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, окружающего мира и русского языка. Включение детей младшего школьного возраст в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.

  1. Описание материально-технического и учебно - методического обеспечения рабочей программы.

1. Асмолов,   А.Г.   Универсальные   учебные   действия   /   А.Г.   Асмолов. – М. : Просвещение, 2009.

2. Бунеева,   Е.В.   Буду   настоящим   читателем.   2–4   кл.   /   Е.В.   Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. :Баласс, 2012.

3. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. :Баласс, 2006. – 320 с.

4.   Образовательные       технологии:    Сборник     материалов.     –  М.  :Баласс, 2012. –160 с.

5. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997.

6.  Соболева,   О.В.  Беседы   о   чтении   /   О.В.   Соболева   //   Начальнаяшкола Плюс До и После. 2007. – № 8–12; 2008. – № 1, 3, 4, 6, 9, 11;2009. – № 1.

7. Светловская,   Н.Н.   Основы   науки   о   читателе   /   Н.Н.   Светловская. – М. : Магистр, 2003.

8.  Чиндилова,   О.В.  Технология   продуктивного   чтения   как   образовательная      технология    деятельностного      типа  /  О.В.  Чиндилова,Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –С. 3 – 9.

9. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников : Сборник психокоррекционных игр и упражнений для детей 6–10 лет / Т.М. Щеглова. – Шуя, 1995.

Ресурсы сети Интернет:

1. Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа: http://www.school2100.ru/

2.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего начального образования. Режим доступа: http://www.edu.ru Бунеева Екатерина Валерьевна  – доктор педагогических наук, автор учебников, г. Москва; Чиндилова   Ольга   Васильевна  –   заслуженный   учитель   России, доктор педагогических наук, автор учебников, профессор кафедры НДО АПК и ППРО, г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ

Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения....

Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"

Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения»...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Буду настоящим читателем" 4 класс.

Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс

   Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государст...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Будь здоров!" для 2 класса

Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности во 2 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом осно...