Смысловое чтение: приемы и методы формирования.
статья по чтению
В статье рассматриваются некоторые приемы и методы работы над формированием смыслового чтения у учащихся начальой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
С 1 сентября 2022 года вступают в силу обновлённые ФГОС начального общего и основного общего образования. Эксперты актуализировали требования к результатам обучения — теперь они полностью отвечают современным реалиям. ФГОС начального и основного общего образования включают в межпредметные результаты освоения образовательной программы в качестве обязательного компонента: « овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер что определяет важность данного процесса в обучении.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
понимать текст, анализировать; сравнивать; видоизменять; создавать текст.
Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов различных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Выделяют следующие виды чтения: просмотровое; ознакомительное; изучающее;
рефлексивное.
Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация. Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается. Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем цен-ностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.
Методы и приемы обучения смысловому чтению.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
- Развитие умения анализировать задание.
- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
- Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные)
- Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
- Формулирование простых выводов после прочтения текста.
- Преобразование прочитанного текста в таблицу.
- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
- Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения.
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?
- Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).
Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать.
- Работа с ключевыми словами.
В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
- Работа со словами-образами.
Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.
- Работа с многозначными словами.
- Работа с фразеологизмами.
Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.
В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию уч...
Приемы и методы формирования самооценки учащихся
Приемы и методы выработки самооценки учащихся...
«Приемы и методы формирования связной речи в классе со сложной структурой дефекта». Выступление на педагогическом совете.
В статье затрагивается проблема особенностей познавательной сферы и речи у детей со сложной структурой дефекта. Раскрываются некоторые приёмы и методы формирования связной речи детей со сложной структ...
Приемы и методы формирования навыков решения задач на движение у школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и всесторонним развитием учащихся, их логическим мышле...
Мастер-класс "Смысловое чтение.Приемы работы"
В данной работе приводятся приемы работы над смысловым чтением на примере работы с притчами....
Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...
«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...