«Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения»
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Данный материал содержит эффективные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_litseya.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 17»
г. Троицк Челябинской области
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Пономарёва Любовь Юрьевна, учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 17» г. Троицк Челябинской области
e-mail: elikovalubov@mail.ru
Сегодня одной из ключевых задач современной школы является формирование функциональной грамотности.
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? В ее формировании ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
Так говорил Алексей Николаевич Толстой. А кто же может вызвать первый интерес к чтению у ребенка?
Конечно же родители, поэтому, формирование читательской компетенции своих учеников я начинаю с первого родительского собрания. Причем здесь родители, спросите вы. Моя позиция заключается в следующем: любовь к чтению начинает формироваться с семьи. Поэтому, на первом родительском собрании я спрашиваю родителей: «Кто из вас читает детям на ночь?» Обычно на лицах родителей я вижу недоумение и непонимание.
Я глубоко уверена в том, что дети, чьи родители читают им днем или вечером, столкнутся с наименьшими трудностями при обучении чтению.
На собрании мы договариваемся, что родители берут себе на вооружение мои рекомендации и стараются уделять чтению вечером хотя бы несколько минут. Причем читают выразительно, стараясь передать интонационно характер, чувства героев, затем, обсуждают прочитанное, рассуждают о причинах поступков героев и т.д. Это способствует не только развитию устной речи ребенка, но также, формированию теплых, дружеских, доверительных отношений в семье.
Я обязательно контролирую это: спрашиваю детей, читают ли им родители (дети, в большинстве своём, бесхитростны, поэтому, говорят правду). Спрашиваю на следующем собрании – как проходит эксперимент, возникли ли какие-то трудности.
Те, кто прислушался к моим советам очень довольны. Ведь чтение вечером – это и дополнительное общение, и тесная связь с ребенком, возможность услышать его мысли и рассуждения – это бесценно, это основа формирования функционально грамотной личности.
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
У меня сейчас 1 класс, поэтому, уделю внимание нескольким приемам, которые использую сейчас для формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения и на уроках внеклассного чтения.
Так как наглядно-образное мышление в первом классе преобладающее, при знакомстве с произведением Владимира Сутеева «Две сказки. Мышонок и карандаш», я использую работу с «раскладушкой» - прямоугольный лист бумаги, сложенный в виде раскладушки столько раз, сколько частей в нашем произведении.
Как и при работе с любым произведением, ведется работа до чтения, во время чтения и после чтения текста.
- Работа с произведением до чтения (этот этап называют «вызов»)
На этом этапе обсуждается заглавие, озвучивается информация об авторе, в данном произведении, интересным фактом является то, что Владимир Григорьевич Сутеев -автор и художник в одном лице.
На этом этапе очень интересны приемы «мозговой штурм» , когда дети передают мячик, предполагая, что будет, «верю-не верю», когда предлагаются готовые факты о развитии событий в произведении, а дети соглашаются с этими фактами или нет
- Работа во время прочтения (этап «осмысления»)
На этом этапе используются следующие приемы: «Чтение про себя», «Чтение с остановками» во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
- Дети вписывают ФИ автора и названия в раскладушку.
- Далее, рассматриваем каждую страницу, отмечаем эпизод, что происходит на этой картинке, а что произошло потом.
- в процессе работы дети заполняют карточки в «гармошке», повторяя работу за карандашом.
2. Работа с текстом после прочтения (этап «рефлексии»)
Чаще всего на этом этапе используется прием «Вопросы после текста»
- обращаем внимание детей на характер карандаша, кто понравился в сказке (карандаш не растерялся, проявил хитрость, находчивость. Но хитрость бывает разной, она может быть и во вред)
- спрашиваем: «Можно ли считать, что карандаш - обманщик?» (дети доказывают, что он находчивый)
- в конце обязательно спрашиваем, понравилась ли сказка, если да, то можно взять ее в школьной или детской городской библиотеке, перечитать и пересказать её друзьям и родным, а можно использовать прием «Написание творческих работ» - придумать аналогичную сказку и нарисовать ее.
В 1 классе такая работа с произведением очень нравится детям, есть возможность почитать, порисовать и порассуждать и пофантазировать, что они очень любят. Способствует ли такая работа развитию функциональной грамотности: да, так как формируется умение решать житейские и учебные задачи.
Второй инструмент, который я часто использую – это облака слов – один из способов визуализации текстовой информации, который можно успешно использовать в своей работе. Основой составления облака слов является прием «Подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту».
Работа с облаком слов подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов. Облако слов научит систематизации работы с текстом.
Картинка может противоречить смыслу слов, которые мы собрали в облако слов, а может их поддерживать. Это очень красиво и может помочь привлечь внимание к материалу, с которым нам предстоит работать на уроке.
Итак, как же можно использовать облака слов:
1.Например, знакомство с новым разделом.
- После представления облака слов, у детей спрашиваем: «О чем мы будем с вами говорить в ближайшее время», то есть в этом облаке слов использована терминология по данной теме. Используя это облако слов, можно провести словарную работу: можно вклеить это облако слов в тетрадь, провести стрелочки от каждого слова и либо нарисовать рисунки, отражающие значение этого слова, либо написать слова, которые помогли объяснить это понятие.
2. Можно использовать облако слов для актуализации знаний о творчестве писателя. Каждый год повторяются одни и те же авторы, но меняются произведения, можно вспомнить, какие произведения этого писателя читали, о чем были эти произведения и вообще, как писателя зовут.
3. Очень хорошо облако слов использовать при знакомстве с биографией писателя.
Можно предложить детям набор фактов о писателе и попросить их выбрать ключевые слова. То есть, дети выбирают действительно важные, основные, факты биографии и составляют свое облако слов, можно его раскрасить разными цветами.
Затем, можно дать готовое облако слов и интересными фактами из жизни писателя. Такая работа наиболее интересна, когда биография необычна. Например, фрагменты из биографии Ивана Андреевича Крылова. Все знают, насколько противоречивой личностью от был: играл на скрипке, допускал орфографические ошибки в своих работах и их приходилось перепроверять.
Детям можно задать вопрос: предположите, что вам могут рассказать эти слова о биографии Крылова. Дети высказывают свои предположения, а потом, ищут либо опровержение, либо подтверждение тем фактам, которые они выдали на подготовительном этапе.
4. Облака слов позволяют угадать сказку, искать сходства и отличия сказок, можно придать облаку слов ключевой образ сказки, например, какие сказки Пушкина вам напомнило это яблоко или этот лебедь? А вы бы какой образ сказки выбрали, чтобы сформировать ключевой образ слов для данного произведения? ( бочка, зеркальце)
Можно в эти облака добавить лишние слова и потом, после прочтения, спросить ребят, а все ли слова в этом облаке так важны, являются ли они ключевыми (например, слово «море» - не играет здесь важной роли)
5. Работа с непонятными словами – набросать в шкатулочку или в карандаш эти слова, попробовать объяснить их, а потом предложить толкование и соединить само толкование со словами из шкатулки.
6. Для характеристики персонажа. – кто из героев подойдет под описание. Предложить детям набор характеристик, тем самым, расширяя их словарный запас. Давая визуальную опору, мы помогаем не просто искать что-то в пространстве, а выбирать направленно.
7. Выбор качеств. На примере произведения «Лягушка-путешественница».
-на этом облаке собраны характеристики нашей лягушки – путешественницы, давайте подтвердим всё, что я собрала, её поступками, мыслями, словами.
-оказывается, что ряд слов мы подтвердить не можем, иногда в тексте нет подтверждения.
- после того, как выяснили, что не все слова подходят, возьмем цветные карандаши и закрасим те слова, которые нам не подходят.
- после этого попробуем составить своё облако слов из тех слов, которые мы выбрали. (этап закрепления).
Где и как создавать облака слов? Вы можете сделать это на доске, можно предложить детям самим нарисовать их в тетради, а можно воспользоваться сервисами WORD ART WORD CLOUD, Облако слов, а также, можно создавать облака слов вместе с ребятами в режиме реального времени на платформе Mentimeter. Для этого нужен доступ к этой платформе нескольких устройств.
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и приемов работы, у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.
Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
Используемая литература
Интернет-ресурсы
Удаленный доступ
Долгополова Р.Г. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс]: URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/08/19/priyomy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah, (дата обращения 19.08.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Мастер-класс...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»? Каковы критерии функционал...
Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в к...
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)
Без навыков чтения смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...
Мастер – класс.Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».
Цель: познакомить с опытом моей работы, направленной на формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения. Задачи:- создать...