Урок по литературному чтению во 2 классе Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Федорова Елена Викторовна

Тип урока: урок чтения и анализа литературного текста

Цели урока: познакомить с новым произведением Н.Носова «Живая шляпа», совершенствовать умение безошибочно читать плавно целыми словами; развивать умение работать с содержанием произведения, характеризовать героев рассказа, их поступки и эмоциональное состояние,  выражать свое отношение к ним, развивать умение общаться, формулировать основную мысль, развивать умение читать по ролям, расширение словарного запаса;

воспитывать  доброе отношение друг к другу, спокойно воспринимать  шутки окружающих, стремление справляться со своими страхами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению во 2 классе

Тема: Н.Н. Носов «Живая  шляпа»

(по УМК «Школа России»)

Тип урока: урок чтения и анализа литературного текста

Цели урока: познакомить с новым произведением Н.Носова «Живая шляпа», совершенствовать умение безошибочно читать плавно целыми словами; развивать умение работать с содержанием произведения, характеризовать героев рассказа, их поступки и эмоциональное состояние,  выражать свое отношение к ним, развивать умение общаться, формулировать основную мысль, развивать умение читать по ролям, расширение словарного запаса;

воспитывать  доброе отношение друг к другу, спокойно воспринимать  шутки окружающих, стремление справляться со своими страхами.

Оборудование: Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  с аудиоприложением на электронном носителе. В 2ч. Ч.2/ [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] 3-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 224 с.: ил. – (Школа России), компьютер, проектор,  карточки с пословицами, карточки – подсказки с синонимами, «клубочки», конверт с загадкой и картинкой, толковый словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент

У. – Здравствуйте, здравствуйте! Я говорю вам, здравствуйте .Это значит, я желаю вам здоровья.

     Вы готовы слышать и слушать друг друга?

Пожелайте друг другу успеха. И все у вас получится.

II. Проверка домашнего задания.

 - В гостях у какого рассказа мы были на прошлом уроке? (Затейники)

- Подберите синонимы к слову затейники. Кому сложно, воспользуйтесь карточкой - подсказкой.    

 - Подумайте, за что вы  могли  бы похвалить ребят?

  - Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?

- Какой совет можно дать ребятам?  

III. Актуализация опорных знаний

   - Кто автор рассказа  «Затейники» ? ( Н. Н. Носов)

 . - Вспомните, что вы знаете об этом писателе или о его творчестве.

- О ком рассказывает Н. Носов в своих произведениях?

- Какие у него рассказы по характеру?

Произведения Н. Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех.

А смех – дело серьёзное. Надо учиться  видеть по-настоящему смешное

в жизни, понимать шутки окружающих людей, по- доброму относиться к шуткам.

  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы продолжаем путешествие по произведениям Н.Носова. Наше путешествие начинается с загадки (из конверта, прикрепленного к доске, учитель достает загадку про котенка).

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

 -  О ком загадка?  (Ответ детей)  

(Показ картинки с котенком)

http://doc4web.ru/uploads/files/8/7853/hello_html_m263eaa76.jpg

 -  У кого из вас были котята?  Можете назвать  повадки котят?

- Почему я вам показала картинку с котенком? Как вы  думаете?

(Ответы детей).

- Узнать название рассказа вы сможете, расшифровав слова на доске.

Как  их прочитать ? (Надо читать только буквы русского алфавита)

WЖSVИВZАRЯ      LSШZWЛYЯFПА

- Кто может назвать тему нашего урока? ( Н. Н. Носов «Живая шляпа»)

 – Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа».

 -  Какие цели мы поставим перед собой на уроке. (Кому нужна помощь, работают со шмуцтитулом)

На доске появляется запись целей урока, которые назвали дети:

- познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа»;

- читать без ошибок;

- отвечать на вопросы;

- называть главных героев;

- высказывать свое мнение;

 

V. Знакомство с произведением

1. Подготовка к первичному восприятию.

- С чего мы начинаем работу над новым произведением?

- Откроем учебник и рассмотрим  иллюстрации в учебнике на стр.55, стр.56

Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения?

2.Первичное восприятие

- Давайте прослушаем чтение профессионального артиста и узнаем, какие из наших предположений оправдались. (аудиоприложение на электронном носителе )

3. Проверка первичного восприятия.

- Какие предположения оправдались?

    - Понравился вам рассказ? Что вызвало улыбку?

4. Вторичное  восприятие  текста.

 Словарная работа. Записи с картинками выводятся на экран.

«Комод»- низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья.

«Кочерга» - железный прут с закруглённым концом для перемешивания

топлива в печи.

 Прочитайте рассказ самостоятельно, отметьте в тексте непонятные  для вас слова.  

(Работа с толковым словарем)

5. Физкультминутка

 6. Анализ  содержания текста. Выборочное чтение.

 - Назовите главных героев рассказа.

   -  Мы, читатели, знаем, кто прячется под шляпой?  Когда мы это узнаём?        Прочитайте.

 -Как автор объясняет нам, почему мальчики не видели, что случилось с котёнком?

- Когда мальчики заметили шляпу?  

 – Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков? (Слова появляются на доске)

- Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот

момент? Посмотрите на оформление предложений.

- Что предприняли мальчики?  

- Прочитайте, какие слова автора  говорят нам, что  настроение мальчиков изменилось. (Слова появляются на доске)

-  Прочитайте, что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»?

- А как вела себя шляпа всё это время?

- Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?

- Какое слово в рассказе передаёт их настроение? (Обрадовались.)

- Что можете сказать о ребятах? Какие они ?

    Проследим,  как менялось настроение и душевное состояние ребят в рассказе? (Чтение записей на доске)

- Выскажите свое мнение, как автор относится к героям своего произведения?

- А какой это смех: добрый или злой?

- Как называется такой смех? (Юмор.)

 -  Какая главная мысль этого рассказа?

К какому жанру относится  произведение, которое мы сегодня

изучали?

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как юмористический рассказ. (работа с толковым словарем)

7. Работа с пословицами

Чтение  пословиц, выяснение смысла.

Работа в парах.  Попробуйте определить, какая из двух пословиц больше всего подходит к содержанию рассказа? Выберите. Объясните, почему так думаете?

         Чучело только   видом пугает.

           Семь раз отмерь, один отрежь .

8. Физкультминутка

9. Творческая работа

1. Подготовка к выразительному чтению по ролям.

Вспомним, как чувствовали себя мальчики в момент появления живой шляпы. Как передать при чтении это состояние мальчиков?

(Сначала лучше говорить шепотом, дрожащим голосом).

Как вели ребята себя потом? А как будем читать эти строки?

Как автор помогает нам правильно передать настроение героев рассказа?

2. Чтение по ролям диалога главных героев в парах.

VI. Оценка своей работы на уроке.

Оцените свою работу на уроке. Прикрепите на картинку с котенком клубок .

Если мало потрудились на уроке – красный клубок, если потрудились в полсилы - зеленый, потрудились на славу- желтый.

Учитель делает комментарий по работе учеников на уроке

VII. Итог урока.

- С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

  - Какие цели мы ставили перед собой?

-Что мы делали для достижения поставленных целей?

 -Выберите и  продолжите любое предложение:

На уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Сегодня я сумел…

Мне захотелось …

Я хочу сказать спасибо…

VIII . Домашнее задание: подготовиться к выразительному  чтению по ролям .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова; познакомить с рассказом Н.Н. Носова «Телефон»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения....

Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «Н. Н. Носов «Федина задача».

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Н. Н. Носов «Федина задача»  Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с ...

Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «Н. Н. Носов «А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осоз...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Н.Н. Носов "Федина задача". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова, с рассказом «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные:знать: жизнь и творчество Н.Н. Носовауметь:...

Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".

Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...