Технологическая карта урока по литературному чтению Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата:26.04.2021 ФИО учителя: Новикова А.А.
Школа: МАОУ СОШ №74 ФИО студента: Закирова Э.Р.
Класс: 4 «М» .
Кабинет: 216
Тема урока:
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели урока: формирование читательской компетенции: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художественное произведение.
Задачи урока
Дидактические:
- создать условия для раскрытия смысла фантастического произведения «Приключения Электроника»;
- научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
- осуществлять анализ прочитанного произведения.
Развивающие:
1) развивать у учащихся интерес к фантастическим произведениям;
2) развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;
3) развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;
4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
2воспитывать аккуратность;
3воспитывать любовь к чтению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата:26.04.2021 ФИО учителя: Новикова А.А.
Школа: МАОУ СОШ №74 ФИО студента: Закирова Э.Р.
Класс: 4 «М» .
Кабинет: 216
Тема урока:
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели урока: формирование читательской компетенции: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художественное произведение.
Задачи урока
Дидактические:
- создать условия для раскрытия смысла фантастического произведения «Приключения Электроника»;
- научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
- осуществлять анализ прочитанного произведения.
Развивающие:
1) развивать у учащихся интерес к фантастическим произведениям;
2) развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;
3) развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;
4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
2воспитывать аккуратность;
3воспитывать любовь к чтению.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: создание эмоционального настроя | Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Доброе утро, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица. Улыбнитесь друг другу. | Показывают готовность к уроку. | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический метод: выполнение упражнений | -У вас на столах листы с известным стихотворением Бориса Заходера прочитайте про себя, шепотом, вполголоса. | Выполняют задания: В моей Вообразилии, В моей Вообразилии- Там царствует Фантазия Во всём своём всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас же превращаются В смешные приключения! | Предметные: Уметь: выражать свои мысли и чувства Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество П:звуковой анализ, моделирование Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменного упражнения | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов: - Можно ли сказать, что Борис Заходер - фантазёр? Почему? - А что такое фантазия? - По Толковому словарю Ожегова. «Фантазия - способность к творческому воображению; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; причуда». - Именно благодаря фантазии человек способен творить. - Откройте учебники на странице 143. Прочитайте, как называется раздел, который мы начнём сегодня изучать. -Как вы думаете, если раздел Страна Фантазия, как будут называться произведения? -Мы будем читать фантастические произведения, ещё говорят- фантастику. - Так какая же тема нашего урока? Учитель показывает книгу Е.С. Велтисов «Приключения Электроника». - Какую цель на урок мы можем поставить? | Выполняют задание: Ответы детей - Способность что-то придумывать, воображать, чего раньше не существовало: животных, роботов, машины, явления в природе… - Страна Фантазия - фантастические - Е.С. Велтисов «Приключения Электроника» - Познакомиться с произведением Е.С.Велтисова «Приключение Электроника» | Предметные: Уметь: излагать свои мысли. Знать: что такое фантастика Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | |
Включение в систему знаний | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: индивидуальная, фронтальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменных и устных упражнений | - Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г). За ней вышли и другие произведения. Их было немало: «Тяпа, Борька и ракета»(1962г),«Глоток солнца» (1967),«Гум – гам»(1970г),«Победитель невозможного»( 1975г),«Ресси неуловимый друг «( 1971 г),«Миллион и один день каникул» (1979г),«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г),«Новые приключения Электроника»(1988). Е.СВелтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы. Умер Е.С.Велтистов в 1989 году. -Что интересного узнали? | Выполняют упражнения: Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах. | Предметные: уметь грамотно выражать свои мысли Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Первичное закрепление | Первичное закрепление изученного материала | Формы: индивидуальная, групповая Взаимопроверка Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом | Организует выполнение упражнения: - Прежде чем читать отрывок, давайте разберём слова, которые могут вызвать у вас затруднение. – Прочитайте слова на доске выделяя ударение, объясните значения слов. - Будем читать отрывок по частям и обозначать, возьмите простой карандаш. а) Чтение и анализ первой части. - Мы прочитали первую часть.Давайте выясним в парах, что мы узнали. -Задайте вопросы друг другу по содержанию этой части. -Предположите, что произойдёт дальше? б) Чтение и анализ второй части. - Совпало наше предположение?Что мы увидели, читая эту часть? -Найдите и прочитайте выразительно те моменты, где автор описываеткрасоту города.- Что в городе кажется необычными, фантастическими?-Предположите, что произойдёт дальше? в) Чтение и анализ третьей части-Совпало наше предположение? -Какие вопросы можно задать по этой части. - Предположите, что произойдёт дальше? г)Чтение и анализ четвёртой части. - Правильно ли мы предположили содержание? - Кто был в чемодане? - Какой был Электроник? -Что хотел сделать профессор, подключив Электроника к сети? -Он в чём- то ошибся? -Прочитайте вопрос №3 в учебнике. А кого называем жестоким человеком? По словарю Ожеговажестокий человек - крайне суровый, безжалостный, беспощадный. - Почему Электроник сбежал от профессора? | Выполняют упражнение Конгре'сс-это собрание учёных. Киберне'тика – наука об автоматических системах управления; одно из направлений кибернетики – создание роботов. Киберне'тики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины. Футля'р- вместилище для хранения чего –либо Контраба'с- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент. похожий на скрипку и виолончель Слайд Генера'тор – это устройство предназначенное для производства какого либо вещества. Кибернети'ческий мальчик – мальчик – робот. Нейло'н- похожее на шёлк синтетическая ткань. | Предметные: Уметь: выразительно читать Знать: что такое части Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма: парная Словесный метод: объяснение задания Практический метод: письменное упражнение | Организует выполнение самостоятельной работы: Тест. 2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков? а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска 3. Какой багаж был у профессора? а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами 4. Что находилось в чемодане? 5. Кто такой Электроник? а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова 6. Что случилось с Электроником в гостинице? а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал | Выполняют самостоятельнуюработу. -1. в) Громов 2. в) из Синегорска 3. а) чемодан 4.а)Электроник 5. б)кибернетический мальчик 6. в) сбежалстоит без действий | Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные:учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |
Включение в систему знаний, повторение (8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Практический: работа со словами. Словесный метод: объяснение задания Формы:фронтальная | Организует выполнение упражнений на закрепление. – В какое время, по-вашему, могли бы происходить такие события? - Понравился ли вам отрывок 1 главы? А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту повесть, сходите в библиотеку. - А ещё можно посмотреть художественный фильм. - Продолжим работу. Проверим, насколько вы внимательны. У вас на партах есть тест, работаем группой. .-Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека? Вы выполните задание в группах по карточке. Подчеркните слова, которые соответствуют обычному мальчику? -Что осталось не подчёркнутым? -Электроник – человек? -Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца? Что это значит быть человеком? – Что делает повесть Е. Велтистова фантастической? | Выполняют задания:
побег | Предметные: Уметь: выражать свои мысли Знать: суть рассказа Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма: фронтальная Словесный метод: постановка вопросов | Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку: -Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги. -Какая тема урока была? -Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока? -Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш. -Спасибо за работу. Урок окончен. | Отвечают на вопросы: Е.С. Велтисов «Приключения Электроника» Познакомиться с произведением Е.С.Велтисова «Приключение Электроника» Ответы детей | Предметные: уметь: анализировать свою деятельность Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению "«Е.С. Велтистов. Приключения Электроника» Чемодан с четырьмя ручками.
Данный урок по литературному чтению для 4 класса по УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "В. Бианки Мышонок Пик" 3 класс "Школа России"
Виталий Бианки "Мышонок Пик"...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Б.Житков Про обезьянку" 3 класс "Школа России"
Б. Житков "Про обезьянку"...
Конспект урока по литературному чтению «Е.С.Велтистов «Приключение Электроника»»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя:создание условий для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя;формирование умений анализировать поступки героев. Планируемые результаты: Предметные:Уметь ...
Конспект урока по литературному чтению ": Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»" (УМК Школа России, 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»Цели:знакомство с жизнью и творчеством Е. С. Велтистова; формирование навыка осознанного, выразительног...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Е.С.Велтистов "Приключения электроника"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением Е.С.Велтистова «Приключения электроника».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить ...