Технологическая карта урока по литературному чтению Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Дата:26.04.2021                                                                                                                                                                ФИО учителя: Новикова А.А.

Школа: МАОУ СОШ №74                                                                                                                                              ФИО студента: Закирова Э.Р.

Класс: 4 «М»                                                                                                                                                                     .    

Кабинет: 216

Тема урока:

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели урока: формирование читательской компетенции: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художественное произведение.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. создать условия для раскрытия смысла фантастического произведения «Приключения Электроника»;
  2. научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
  3. осуществлять анализ прочитанного произведения.

Развивающие:

1) развивать у учащихся интерес к фантастическим произведениям;

2) развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;

3) развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;

4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

1воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;

2воспитывать аккуратность;

3воспитывать любовь к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:26.04.2021                                                                                                                ФИО учителя: Новикова А.А.

Школа: МАОУ СОШ №74                                                                                                 ФИО студента: Закирова Э.Р.

Класс: 4 «М»                                                                                                                        .    

Кабинет: 216

Тема урока:

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели урока: формирование читательской компетенции: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художественное произведение.

Задачи урока

Дидактические:

  1. создать условия для раскрытия смысла фантастического произведения «Приключения Электроника»;
  2. научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
  3. осуществлять анализ прочитанного произведения.

Развивающие:

1) развивать у учащихся интерес к фантастическим произведениям;

2) развивать у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;

3) развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление;

4) развивать у учащихся навык умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

1воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;

2воспитывать аккуратность;

3воспитывать любовь к чтению.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Доброе утро, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица. Улыбнитесь друг другу.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: выполнение упражнений

-У вас на столах листы с известным стихотворением Бориса Заходера прочитайте про себя, шепотом, вполголоса.

Выполняют задания:

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии-

Там царствует Фантазия

Во всём своём всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

Предметные: Уметь: выражать свои мысли и чувства

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:звуковой анализ, моделирование

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи
(7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменного упражнения

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

- Можно ли сказать, что Борис Заходер - фантазёр? Почему?

- А что такое фантазия?

- По Толковому словарю Ожегова. «Фантазия - способность к творческому воображению; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; причуда».

- Именно благодаря фантазии человек способен творить.

- Откройте учебники на странице 143. Прочитайте, как называется раздел, который мы начнём сегодня изучать.

-Как вы думаете, если раздел Страна Фантазия, как будут называться произведения?

-Мы будем читать фантастические произведения, ещё говорят- фантастику.

- Так какая же тема нашего урока?

Учитель показывает книгу Е.С. Велтисов «Приключения Электроника».

- Какую цель на урок мы можем поставить?

Выполняют задание:

Ответы детей

- Способность что-то придумывать, воображать, чего раньше не существовало: животных, роботов, машины, явления в природе…

- Страна Фантазия

- фантастические

- Е.С. Велтисов «Приключения Электроника»

- Познакомиться с произведением Е.С.Велтисова «Приключение Электроника»

Предметные: Уметь: излагать свои мысли.

Знать: что такое фантастика

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Включение в систему знаний
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

- Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г).

За ней вышли и другие произведения. Их было немало:

«Тяпа, Борька и ракета»(1962г),«Глоток солнца» (1967),«Гум – гам»(1970г),«Победитель невозможного»( 1975г),«Ресси неуловимый друг «( 1971 г),«Миллион и один день каникул» (1979г),«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г),«Новые приключения Электроника»(1988).

Е.СВелтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы.

Умер Е.С.Велтистов в 1989 году.

-Что интересного узнали?

Выполняют упражнения:

Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах.

Предметные: уметь грамотно выражать свои мысли

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Первичное закрепление
(7 мин)

Первичное закрепление изученного материала

Формы: индивидуальная, групповая                 Взаимопроверка

Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом

Организует выполнение упражнения:

- Прежде чем читать отрывок, давайте разберём слова, которые могут вызвать у вас затруднение.

– Прочитайте слова на доске выделяя ударение, объясните значения слов.

- Будем читать отрывок по частям и обозначать, возьмите простой карандаш.

а) Чтение и анализ первой части. - Мы прочитали первую часть.Давайте выясним в парах, что мы узнали.

-Задайте вопросы друг другу по содержанию этой части.

-Предположите, что произойдёт дальше?

б) Чтение и анализ второй части. - Совпало наше предположение?Что мы увидели, читая эту часть?

-Найдите и прочитайте выразительно те моменты, где автор описываеткрасоту города.- Что в городе кажется необычными, фантастическими?-Предположите, что произойдёт дальше?

в) Чтение и анализ третьей части-Совпало наше предположение?

-Какие вопросы можно задать по этой части. - Предположите, что произойдёт дальше?

г)Чтение и анализ четвёртой части.

- Правильно ли мы предположили содержание?

- Кто был в чемодане?

- Какой был Электроник?

-Что хотел сделать профессор, подключив Электроника к сети?

-Он в чём- то ошибся?

-Прочитайте вопрос №3 в учебнике.

А кого называем жестоким человеком? По словарю Ожеговажестокий человек - крайне суровый, безжалостный, беспощадный.

- Почему Электроник сбежал от профессора? 

Выполняют упражнение

Конгре'сс-это собрание учёных.

Киберне'тика – наука об автоматических системах управления; одно из направлений кибернетики – создание роботов.

Киберне'тики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.

Футля'р- вместилище для хранения чего –либо

Контраба'с- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент. похожий на скрипку и виолончель Слайд

Генера'тор – это устройство предназначенное для производства какого либо вещества.

Кибернети'ческий мальчик – мальчик – робот.

Нейло'н- похожее на шёлк синтетическая ткань.

Предметные:

Уметь: выразительно читать

Знать: что такое части

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: парная     Словесный метод: объяснение задания       Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы:

Тест.
1. Кто приехал к гостинице«Дубки» с большим чемоданом?
а)Алиса б) Карлсон в) Громов

2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?

а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска

3. Какой багаж был у профессора?

а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами

4. Что находилось в чемодане? 
а)Электроник б)книга в) кукла

5. Кто такой Электроник?

а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова

6. Что случилось с Электроником в гостинице?

а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал

Выполняют самостоятельнуюработу.

-1. в) Громов

2. в) из Синегорска

3. а) чемодан 

4.а)Электроник 

 5. б)кибернетический мальчик  6. в) сбежалстоит без действий

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные:учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Включение в систему знаний, повторение

 (8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Практический: работа со словами.

Словесный метод: объяснение задания

Формы:фронтальная

Организует выполнение упражнений на закрепление.

– В какое время, по-вашему, могли бы происходить такие события?

- Понравился ли вам отрывок 1 главы? А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту повесть, сходите в библиотеку.

- А ещё можно посмотреть художественный фильм.

- Продолжим работу. Проверим, насколько вы внимательны. У вас на партах есть тест, работаем группой.

.-Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека?

Вы выполните задание в группах по карточке.

Подчеркните слова, которые соответствуют обычному мальчику?

-Что осталось не подчёркнутым?

-Электроник – человек?

-Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца?  Что это значит быть человеком?

– Что делает повесть Е. Велтистова фантастической?

Выполняют задания:

  • курносый нос
  • длинные ресницы
  • вихор на макушке
  • электрическая вилка
  • синяя курточка
  • рубашка
  • летние брюки
  • речь

              побег

Предметные:

Уметь: выражать свои мысли

Знать: суть рассказа

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

-Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги.

-Какая тема урока была?

-Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока?

-Молодцы, верно. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый карандаш, кто не очень доволен желтый карандаш и кто вообще не доволен своей работой на уроке- красный карандаш.

-Спасибо за работу. Урок окончен.

Отвечают на вопросы:

Е.С. Велтисов «Приключения Электроника»

 Познакомиться с произведением Е.С.Велтисова «Приключение Электроника»

Ответы детей

Предметные: уметь: анализировать свою деятельность

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Е.С.Велтистов «Приключение Электроника»»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:создание условий для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя;формирование умений анализировать поступки героев. Планируемые результаты: Предметные:Уметь ...

Конспект урока по литературному чтению ": Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»" (УМК Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»Цели:знакомство с жизнью и творчеством Е. С. Велтистова; формирование навыка осознанного, выразительног...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Е.С.Велтистов "Приключения электроника"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением Е.С.Велтистова «Приключения электроника».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить ...