Открытый урок по литературному чтению "«Е.С. Велтистов. Приключения Электроника» Чемодан с четырьмя ручками.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Жгилёва Оксана Владимировна

Данный урок по литературному чтению для  4 класса по УМК "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx303.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока чтения 4 класс.__181337

Учитель:  Жгилёва Оксана Владимировна

Тема урока: «Е.С. Велтистов. Приключения Электроника»

Чемодан с четырьмя ручками.

Хомутово 2016г.

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для знакомства с понятием научно-фантастической литературы; познакомить учащихся с писателем Е. С. Велтистовым; расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, внимание; прививать интерес к литературе; развивать фантазию ребенка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; научить характеризовать героев произведения, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним; вырабатывать навыки анализа художественного произведения; развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи; воспитывать любовь к чтению, вдумчивого читателя, собеседника, нравственные качества личности; научить слушать друг друга.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:

Познакомятся: с понятием научно-фантастической литературы, с произведением
Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://narod.ru/disk/start/08.dl16sg-narod.yandex.ru/30555649001/h048f064040c16c261c3c9e433f3165ee/urok_istorii.rar

http://www.supertosty.ru/pozdravleniya/professionalnye/den_rossiyskoy_nauki/

Оборудование

 Компьютер, ноутбук, портрет Е.С.Велтистова, словари мультимедийная презентация к уроку; электронные словари ,книга Е. Велтистов из школьной библиотеки;карточки со словарными словами, чемодан (робот, книга).

учебник  Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. «Литературное  чтение». раздаточный материал по электронным ресурсам, интернет.

Основные
понятия

Кибернетика, робот, электрик, конгресс, контрабас, фантазия.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Учебная мотивация

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

 -Уважаемые гости, мы очень рады видеть вас.

Я хочу, чтобы сегодняшний весенний день принёс вам только хорошее настроение.

На столе лежит чемодан.

- Ребята, это ваш чемодан?

- Может это гости наши привезли?

-А, хотите узнать, что там?

Игра «Да, нет».

(Учитель наводит детей на то, что этот предмет неодушевлённый).

 Я помогу вам немного   (вывешивается на доску карточка со словом  «киберн6етика»).

- Как вы думаете, что это такое?

-Как и где можно узнать. Что означает это слово?

(От учителя, интернет, электронные и толковые словари).

Работа со словарями

Двое учеников ищут слово в электронном словаре, двое учеников в интернете, все остальные в толковом словаре. (Обухов, Голованов, Марков и Ильин читают в готовом виде».)

Учитель делает вывод

Итак, мы уже сказали, что этот предмет- неживой, связан с кибернетикой, с передачей информации, создан руками человека, для того, чтобы помогать ему в разных областях

Я делаю вам третью подсказку- Чемодан мне передал Серёжа Сыроежкин, может быть вы знаете этого героя? Или слышали о нём?

- Героем какого произведения является Сергей Сыроежкин?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку.

Работают со словарями, делают выводы.

Фронтальная, групповая, парная.

Коммуникативные:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. 

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места, самооценка.

1

2

3

4

5

6

7

II. Сообщение темы, цели
урока.

Постановка проблемного вопроса.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

«Приключения Электроника».  Объясняет незнакомые понятия .

- Сергей Сыроежкин герой «Приключения  Электроника».

- Так какая же тема нашего урока?

Учитель показывает книгу Е.С. Велтисов «Приключения Электроника».__181337

Ребята, как вы думаете, можно ли эту книгу прочитать за один урок?

-Нет!

-Правильно, поэтому мы знакомимся только с отрывком из этой книги.

А кто из вас догадается, к какому жанру относится наше произведении?

-Повесть. ( Так как по объёму произведение большое, состоит из нескольких глав, каждая глава имеет своё название.)

Так что же лежит в нашем чемодане?

Было три подсказки.C:\Users\Татьяна\Desktop\УРОК\УРОК ВСЁ!\раздаточный материал\робот сделаный.jpg

(Учитель открывает чемодан)

Робот! 

Давайте ещё раз прочитаем название. Электроник это кто?

От какого слово образовалось понятие –электроник?

-От электричества.

Что такое электричество? (совокупность явлений в которых есть движения заряжённых частиц).

ЭЛЕКТРОНИКА -и, ж. Наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств.

Учитель делает вывод- Электроник- это робот. Или по другому- кибернетический мальчик.

Находят информацию в словарях, интернете, электронный словарь.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная и индивидуальная.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Л - самостоятельно выполнять задания учителя.

К - находить информацию через  словари, интернет.

Устные ответы,

самооценка.

III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией Е. Велтистова

Ученики кратко рассказывают о творчестве писателя,

рассказ сопровождается  показом  портрета писателя.

– Шла война. Великая война. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда Велтистова спросили, кем он станет, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все». Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом редактором отдела в популярном журнале «Огонек».

Велтистов был очень худой. И поэтому казался еще длинней. Он был настоящим репортером: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашел, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась елочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику.

Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Е. С. Велтистов оставил нам много хороших книг.

– Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю.

Осуществляют  анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета.
Слушают  собеседника рассматривают фотографии, портрет Е. Велтистова. Задают вопросы о его творчестве.

Фронтальная и индивидуальная

Л- проявляют интерес с творчеству писателя.

К - пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией.

Устный рассказ, самооценка.

IV. Работа над содержанием текста.

Проводит словарную работу.

– Объясните значения слов, выражений, которое вы не поняли в ходе чтения текста

Подготовленные заранее ученики читаю текст.

-Пока ваши одноклассники будут читать, вы должны подумать над вопросом

«А каком необычном событии говорится в этом произведении?».

Чтение учащимся 1 части до слов…и  директор удалился.

Давайте составим вопросы к этой части.

Для  чего  собираются  кибернетики  на  конгрессе?  (Для  того,  чтобы  обменяться  опытом, доложить  об успехах  и  достижениях  в науке.)

- Как  была  организована  встреча  профессора  Громова?  (Встреча  организована  торжественно,  что  говорит  о  важности  конгресса.)

- О   чём  предполагает  директор  гостиницы, увидев чёрный  чемодан? (Что  в  нём  приборы.)

- Что  доказывает,  что  ящик  действительно  тяжелый?  (Лицо  директора  покраснело  от  тяжести чемодана.)

- Какие  детали   в  благоустройства  города  кажутся  необычными, фантастическими ? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные  раздвижные  купола  на  крышах  зданий, видеотелефон.)

Конгресс-это собрание учёных.

Футляр- вместилище для хранения чего -либо

Контробас- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент.

Генератор –устройство которое вырабатывает энергию.

 Предположите, что будет дальше?

Читает 2 ученик

До слов Да, он много лет не был в этом городе.

Что мы увидели, читая эту часть?(красивый город)

 -Найдите и прочитайте выразительно те моменты, где автор описывает  красоту и фантастичность города.

Фантастический-невероятный.

Фантастика – это т на чём основано воображение.

Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы читатели лучше представили город?(ЭПИТЕТЫ,СРАВНЕНИЯ,ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ)

Предположите, что  произойдёт дальше?

Читает 3 ученик до слов:…Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!

-Кто был в чемодане?

-Какой он?

-Кто он?

-Предположите, что  произойдёт дальше?

Читает 4 ученик до конца.

Правильно ли мы предположили содержание?

-Почему Электроник сбежал?

-Что хотел сделать профессор, зачем подключил Электроника к сети?

-Он в чём- то ошибся?

-Прочитайте вопрос 3 в учебнике.

Давайте ответим на наш поставленный вопрос перед началом чтения текста.

Работа в парах по карточкам

  1. Выпиши из текста как выглядел Электроник.
  2. Какими чертами характера обладал Электроник, можно ли сказать, что он был капризный, жестоким, смелым, отважным?
  3. Чем Электроник похож на обычного мальчика?

Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека?Выберете и подчеркните то, что соответствует человеку,обычному мальчику?

           курносый нос

            длинные ресницы

           вихор на макушке

           электрическая вилка

           синяя курточка

           летние брюки

            речь

            побег

Что осталось не подчёркнутым?

-Электроник –почти человек?

-Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца?

- Что это значит?(уметь думать, сопереживать другим,уметь дружить, любить,

 чувствовать…)

-Об Электронике и профессоре Громове  мы с вами продолжим разговор на следующем уроке.

Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое
мнение

Фронтальная , индивидуальная, парная.

К-строить речевое высказывание в устной форме.

Л- обосновывать свое мнение

Р- осуществлять анализ произведения

П- находить информацию через  словари, интернет

Самостоятельное чтение, самооценка.

V Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Задание от кинорежиссера.

  1. Кто хочет попробовать себя в роли художника?

(Ваше задание- нарисвать своего двойника- Электроника.)

  1. А в роли сценариста? - составить  рассказ «Наш друг Электроник».
  2. А в роли помощника автора сценария – может придумать стихотворения на тему –Электроник.
  3. Светооператор- найти информацию о развитии робототехники.
  4. Помощник по сценарию-придумать 3-4 вопроса по тексту, которые вы сможете задать одноклассникам.

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Фронтальная

Р-осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи.

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке..

Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

Закрасьте  у своего робота большие круги

Желтый- на уроке мне было комфортно, всё понравилось.

Красный- были затруднения, у меня не все получилось.

C:\Users\Татьяна\Desktop\робот цветной 1.jpg

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Фронтальная, индивидуальная.

Л-осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс "Велтистов "Приключения Электроника"

Конспект урока литературного чтения по теме Велтистов "Приключения Электроника"...

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»

Цель урока: создание условий, способствующих развитию умения анализировать художественное произведение на основе знакомства с повестью Е.С.Велтистова «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Е.С. Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»

Тема: «Е.С. Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»Цель: познакомить с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника.»Зада...

Конспект урока по литературному чтению «Е.С.Велтистов «Приключение Электроника»»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:создание условий для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя;формирование умений анализировать поступки героев. Планируемые результаты: Предметные:Уметь ...

Конспект урока по литературному чтению ": Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»" (УМК Школа России, 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»Цели:знакомство с жизнью и творчеством Е. С. Велтистова; формирование навыка осознанного, выразительног...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Е.С.Велтистов "Приключения электроника"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением Е.С.Велтистова «Приключения электроника».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить ...