Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова.

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство детей с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

 

 

Задачи урока

 

Дидактические:

1.понимать основную мысль произведения;

2.делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части;

3.анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:

Школа: ОЦ №5

Класс: 3-7

Кабинет: 3-49

Студент:  Вишнякова А.А.

Учитель: Седых Е.Ю.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова.

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство детей с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

Задачи урока

Дидактические:

1.понимать основную мысль произведения;

2.делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части;

3.анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника.

Создаёт эмоциональный настрой.

 Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

Вы учите их – они учат вас!

Показывают готовность к уроку.

П: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

М: К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

Л:проявляют мотивы к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

Речевая разминка.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

 ат – ат – ат – берём с собою самокат.

 - А сейчас начнем читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому.

2. Проверка домашнего задания.

- Что вам было задано на дом?

- Кто желает читать по ролям?

- Молодцы!

Выполняют речевую разминку.

М: Р: выработать учебную мотивацию, целеполагание

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: фронт. Словесный метод: беседа

Формулирует тему и цель урока:

- Ребята, откройте учебник на стр.154. Сформулируйте тему нашего урока.

- Какую цель мы поставим на урок?

Внимательно слушают учителя, формулируют тему и цель урока.

М: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа, объяснение

Работа над новой темой

- Творчество какого писателя мы изучаем?

- Сейчас я проверю у вас, как вы внимательно слушали биографию М.М. Зощенко.

- В каком году родился Михаил Михайлович Зощенко?

- Во сколько лет начал писать Михаил Михайлович Зощенко?

- В каком году будущий писатель закончил гимназию?

- Кем были родители?

- Сколько боевых наград получил на фронте М.М.Зощенко?

- Сколько профессий сменил?

- Какие поклонники оказались самыми активными?

- Как назывался рассказ, в котором М.М.Зощенко написал о своей жизни?

- Молодцы, ребята!

- Откройте учебник на с.154
- Посмотрите на иллюстрацию, предположите о ком это произведение?

Как вы думаете, куда они собрались?
- Мы видим, что герои рассказа -дети. А можно ли назвать этих путешественников «великими»? 

- Почему же автор дал своим героям такое название? Как вы думаете?

Открывают учебники.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. 

Михаила Михайловича Зощенко.

В 1895.

В 9 лет.

В 1913 году.

Дворянами.

4 боевых награды.

15 профессий.

Японские.

Бабушкин подарок.

Выполняют задание учителя.

О детях.

Они собрались в поход, на рыбалку, в лес.

Нет, они маленькие.

Мы должны прочитать рассказ и тогда сможем ответить на этот вопрос

М:Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Предметные: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа            Взаимопроверка

Практический метод: словарная работа работа в тетрадях, упражнение

Организует выполнение задания в парах на закрепление первичных знаний:

Словарная работа.

- Прежде чем начать знакомство с рассказом, проведём словарную работу. Выясним значение некоторых слов, которые встретятся нам в тексте. 
- На слайде вы видите слова, обсудите в парах значение этих слов .
                                    Кругосветное путешествие

Рукомойник

Маятник
Привал

Перочинный ножик
Космография

- Чья пара готова объяснить значение данных слов?

- Молодцы, ребята.

(Кругосветное путешествие- совершаемое вокруг света, вокруг земного шара.
Рукомойник- сосуд различной формы, служащий для подачи воды при умывании; умывальник.
Маятник- качающийся стержень, прикреплённый верхним концом к неподвижной точке.)

Выполняют задание.

Привал- остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения.
Перочинный ножик- небольшой складной карманный нож.(Обговаривают правила безопасности.) 
Космография - изучает космос и его строение.

П: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора, уметь решать примеры на деление

М: Р: выработать учебную  мотивацию

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа, упражнение

Организует слушание текста.

 М.М.Зощенко «Великие путешественники»- прослушивание аудиозаписи.

-Ваша задача внимательно следить за текстом и быть готовыми высказать свое мнение о рассказе или продолжить чтение.

Внимательно слушают учителя. Высказывают своё впечатление.

П: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание

М:Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности,

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: фронтальная, индивидуальная

Практический метод: работа с текстом

- Кто хочет высказать свое впечатление о рассказе?

- Молодец!

Читают текст по цепочке.

Предметные: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание, уметь решать задачи и составлять краткую запись

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Проводит рефлексию деятельности:

-С каким новым рассказом М.Зощенко мы познакомились сегодня. Прочитав рассказом, какой вывод вы сделали для себя?

-Оцените свою работу на уроке: (лесенка успеха)

1 ступенька - вы ничего не поняли

2 ступенька - у вас возникли трудности

3 тупенька - все получилось

-Спасибо за урок, вы большие молодцы, можете быть свободны!

- Откройте дневник запишите домашнее задание: с.154-163, читать.

Урок окончен. Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы учителя.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения В.А. Осеева «Волшебное слово» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать особенности и структуру рассказа как литературного жанра...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Т.Бокова "Родина слово большое, большое...""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Т.Бокова “Родина слово большое, большое...”.Задачи...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.А. Осеева «Волшебное слово»» ("Школа России", 2 класс)

Тема урока: «В.А. Осеева «Волшебное слово»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники» Тип урока: урок-рефлексииЦель урока: анализирование произведения М.М. Зощенко &l...