Технологическая карта урока по литературному чтению А.П. Платонов «Цветок на земле».. УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Цветок на земле».
Задачи урока
Дидактические:
Формировать представления об авторе А.П. Платонове;
Формировать представление об содержание произведения;
Научить находить главную мысль в произведении;
Научить сравнивать эпизоды одного текста между собой
Развивающие:
Развивать умения учебного сотрудничества, взаимодействия, исследовательских умений при групповых работах;
Развивать умения поиска необходимой информации в тексте.
Воспитательные:
Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и умение слушать своих товарищей;
Воспитывать бережное отношение к своей работе
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, 3 класс, 2 часть; учебная презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_2.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 18.04.2021 Школа: МБОУ СОШ №131 Класс: 3Б Урок: 4 Время: 10:50-11:30 Кабинет: | Студент: Михеева Дарья Группа: 43 Учитель: Выползова Н.Ю.. Методист: |
Тема урока: А.П. Платонов «Цветок на земле».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Цветок на земле».
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать представления об авторе А.П. Платонове;
- Формировать представление об содержание произведения;
- Научить находить главную мысль в произведении;
- Научить сравнивать эпизоды одного текста между собой
Развивающие:
- Развивать умения учебного сотрудничества, взаимодействия, исследовательских умений при групповых работах;
- Развивать умения поиска необходимой информации в тексте.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и умение слушать своих товарищей;
- Воспитывать бережное отношение к своей работе
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, 3 класс, 2 часть; учебная презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный - разъяснение | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя. - Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии. Садитесь. Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы. К. Паустовский -Ребята как вы понимаете данное высказывание? | 1. Показывают готовность к уроку. 2. Эмоционально настраиваются на урок. Делятся своим мнением | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Презентация (1 слайд) | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Словесный (речевая разминка) | Речевая разминка. 1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы на слайде) - Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. 1) И старость не страшна, коли молодые помогут. 2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой. 3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь. 2. Работа над правильным выразительным чтением. - Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок. -Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим? -Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях? - Как вы считаете, ребята, какая тема объединяет данные пословицы и поговорки? - Кто может определить о ком, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? - Правильно. Какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 129 в учебнике. Какое название там дано? | Отвечают на вопросы учителя Выполняют речевую разминку - Читают хором по слогам. - Читают хором медленно словами. - Читают быстро. - Читают весело . | Предметные: знать и уметь читать за учителем ,выполнять речевую разминку Метапредметные: П: анализ, синтез использование знаково-символических средств Р: контроль коррекция оценка | Презентация (2-3 слайд) | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановкаели урока | Прием: подведение под понятие | Определение темы урока. Постановка цели и задачей урока - Рассмотрите иллюстрации на с. 131, 134. - О чём, по-вашему, рассказ? - Кто герои рассказа? - Какими могут быть события в рассказе с таким названием? - Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока. - Поставьте цель своей деятельности на уроке. | Ответы на вопросы учителя: Рассматривают иллюстрацию -Высказывают предположения -Дед Тит и внук Афоня -Рассказ «Цветок на земле» -Познакомиться с произведение «Цветок на земле» и ответить на главный вопрос урока | Предметные: Метапредметные: П: подведение под понятие осознанное и произвольное построение речевого высказывания Л: смыслообразование | Презентация (4-5 слайд) | |
«Открытие» детьми нового знания (7 – 8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронта-льная. Методы: практи-ческий, словес-ный. Приёмы: чтение учащи-мися, беседа. | Работа над произведением - Какие произведения автора вы уже читали? - Сейчас вы узнаете подробнее о Андрее Платоновиче Платонове (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа. Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище. Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу. Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения. С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д. С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве. -Ребята как вы думаете о чём пойдёт речь в данном рассказе? -Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка. -Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? -Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. -У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?» Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися). -Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось? -Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему? -Что можете сказать об отношениях деда и внука | Слушают информацию о писателе -Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка. - Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять Чтение текста Предположения детей | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания П:поиск и выделение информации П:анализ текста | Презентация | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Групповая работа Практический: упражнение | Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий. Составление плана исследовательской работы. -Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? -Значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. (ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ) Инструктаж учителя по выполнению заданий. -Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах. -Вспомните правила работы в группах. Они также будут у вас на слайде. -Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения. -Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли. -Но для начала давайте разберём слова которые вам могут быть не понятны . Посмотрите на слайд “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки) - А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать) - «Колхоз» (Форма коллективного ведения хозяйства, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников). - «Ферма» (Сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции: молока, мяса и т.д.) - «Пастбище» (Место, где пасётся скот) - «Печка» (Устройство для отапливания помещений, приготовления пищи. Имеет спальное место.) нынче -сейчас ,уморились -устали испить- попить выпить осерчал -рассердился Выполнение заданий учащимися в группах. | Ставят логические ударения, паузы в парах. -Составить план внутри группы, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока Слова из текста разбирают | Метапредметные: П: установление причинно-следственных связей | Презентация (2-21 слайд) Работа в рабочей тетради | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Групповая работа Практический: глубокий анализ | Работа в группах Карточка 1. Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Почему дедушка Тит всё время спит? Как к этому относится Афоня? Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Карточка 2 Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется? Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит? Как реагировал дедушка на вопросы внука? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Карточка 3 Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Почему Афоня решил остановить маятник у часов? От чего дедушка проснулся? Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю». Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Карточка 4 Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище? Почему дедушка «осерчал» на внука? Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони? Карточка 5 Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти? Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»? Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке. Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод . Карточка 6 Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе: С. 129-130: описание внешности дедушки Тита. С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед. С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом. С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище. С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове). Учитель организует прослушивание результатов работы групп. -Ребята скажите, можем ли мы ответить на самый главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?» | Работают в группах -мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем ,каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни. | П: анализ, синтез извлечение необходимой информации из текстов | Карточки с заданиями | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Устный опрос | Задает вопросы по теме урока -С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? | Отвечают на вопросы - «Цветок на земле» - А.П. Платонов | Метапредметные: П: структурирование знаний. | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Неоконченное предложение | .Содержательная рефлексия -Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо поработал на уроке. -Кому было все понятно? -У кого остались вопросы? | Самооценка по содержанию урока. | Метапредметные: Л: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р: оценка | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ««А.П. Платонов «Цветок на земле»», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...
Конспект урока по литературному чтению ««А.П. Платонов «Цветок на земле»», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные: знать ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении «Цветок на земле» А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование н...
Конспект урока по литературному чтению \'\'А.П. Платонов “Цветок на земле” УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс
Конспект урока по литературному чтению ''А.П. Платонов “Цветок на земле” УМК ''Школа России'' 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению « А.П. ПЛАТОНОВ «ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ» (3 класс УМК «Школа России»)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А.П. ПЛАТОНОВ “ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ” Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на ...
Технологическая карта урока по литературному чтению. А.П. Платонов «Еще мама».. УМК "Школа России" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Еще мама».Задачи урокаДидактич...