Конспект урока по литературному чтению для 4 класса
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Блинова Ольга Николаевна

В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке". Поведение героев и их поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniya_4_klass.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса

Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Поведение героев и их поступки

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Содержание раздела «Литературные сказки»;

2. Сравнение народной и литературной сказки;

3. Биография Владимира Фёдоровича Одоевского;

4. Знакомство с произведением Владимира Фёдоровича Одоевского«Город в табакерке»

Тезаурус:

Опамятоваться – опомниться.

Бюро – стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка – стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Музыкальная шкатулка – механический заводной инструмент, воспроизводящий какую-либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки).

Тиснёная бумага – бумага с выдавленным рисунком.

Флюгер – это металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.

Шатёр – покрытие в виде высокой многогранной пирамиды.

Авось – может быть.

С сими словами – с этими словами.

Почёл долгом – посчитал.

Одинакие – одинаковые.

Набольший – старший.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Мы с Вами начинаем новый раздел, который называется «Литературные сказки». В этом разделе мы познакомимся с произведениями великих русских писателей: Владимира Фёдоровича Одоевского, Всеволода Михайловича Гаршина, Сергея Тимофеевича Аксакова, Павла Петровича Бажова.

Мы совершим путешествие в увлекательный мир сказки, но не простой сказки, а литературной.

Как Вы понимаете смысл этого понятия?

Правильно, у литературных сказок есть автор, известно время их создания и не допускается внесение изменений в содержание таких сказок.

Вместе мы научимся наблюдать за развитием основной мысли сказки. Сможем рассказывать о героях произведения, сравнивать их характерные черты. Будем учиться наблюдать за особенностями языка сказок, учиться высказывать своё отношение и определять отношение автора к героям произведений.

Литературная сказка (её ещё называют авторской) выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, которую записали любители фольклора.

Как Вы думаете, какой предмет может издавать такие чудесные звуки?

А ведь это может быть не только музыкальная шкатулка.

Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке».

– О чём Вам говорит заголовок?

Что же такое табакерка?

Табакерка – это небольшая коробочка, в которой раньше носили нюхательный табак. Но в этой сказке речь пойдёт не о простой табакерке, а о старинной музыкальной табакерке.

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир сказки и вместе с Мишей (главным героем) побываем в необычном городке и даже изучим механизм табакерки.

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир сказки и вместе с Мишей (главным героем) побываем в необычном городке и даже изучим механизм табакерки.

Владимир Федорович Одоевский родился 13 августа 1803 года в Москве и происходил из старинного княжеского рода. Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году.

В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург. В годы пребывания в Петербурге его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы.

Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он ни появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нём своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился.

Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили Владимира Фёдоровича Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.

Его первый русский сборник – «Сказки и повести дедушки Иринея». В сборник рассказов и сказок вошли: «Разбитый кувшин», «Бедный Гнедко», «Сиротинка», «Мороз Иванович» «Городок в табакерке» и другие произведения.

Сегодня мы начнём изучать сказку «Городок в табакерке».

Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём эта сказка?

Вопрос: Что вы думаете о Мише?

Ответ: Он воспитанный и вежливый мальчик, слушается отца.

В: Кто является главными героями произведения?

О: Главными героями являются мальчик Миша, который во сне совершает удивительное путешествие, и его Папа.

Второстепенными героями сказки стали сказочные жители, населяющие волшебный городок Динь-Динь: мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель господин Валик и царевна Пружинка.

Какой литературный приём использует автор?

Автор использовал для написания сказки "Городок в табакерке" литературный приём, который называется олицетворение. С помощью этого приёма все механизмы в табакерке превратились в маленьких живых человечков. Они умели разговаривать, у них были свои чувства и характер. В. Ф. Одоевскому хотелось показать нам тонкий и сложный механизм музыкальной табакерки. Для этого он наделил все детали табакерки живыми голосами, характером и поступками.

Миша очарован музыкальной табакеркой, которую ему подарил папа. Ему страстно хочется узнать, как она работает. Пытливый ум Миши не даёт ему покоя, и он засыпает с этими мыслями.

Какие открытия сделал Миша во сне?

Миша во время своего сказочного путешествия понял, что издали всё кажется меньше; научился различать, что у колокольчика побольше голос низкий, а у колокольчика поменьше — высокий; пришёл к выводу, что без учёбы жить неинтересно и что необходимо беречь все детали сложного механизма.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Как называется изучаемый нами раздел?

  1. Чудесный мир классики
  2. Литературные сказки
  3. Летописи. Былины. Жития.
  4. Поэтическая тетрадь

Ответ: 3. Литературные сказки

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: Выделите красным цветом второстепенных героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»:

мальчики-колокольчики; Миша; дядьки-молоточки; Папа; господин Валик; царевна Пружинка;

Ответ:

Красным цветом выделены:

мальчики-колокольчики;

дядьки-молоточки;

господин Валик;

царевна Пружинка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...