Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Скорочтение"
рабочая программа по чтению

В эпоху бурного развития информационного общества появилась необходимость в развитии дополнительных интеллектуальных навыков, помогающих человеку быстро ориентироваться в потоке информации, воспринимать, усваивать и преобразовывать её. Основным интеллектуальным инструментом, позволяющим воспринимать информацию, является чтение. Чтение - очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. 

Скорочтение - это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skorochtenie.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества «Эрудит» г.о. Нальчик КБР

                                             

                                                     

     СОГЛАСОВАНО

на заседании Методсовета

МБУ ДО ЦДТ «Эрудит»

Протокол от «___» ______ 2021 г. №___

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МБУ ДО ЦДТ «Эрудит»

___________ Ф.Х. Шаваева

Приказ от «___» ______ 2021 г. № ___                        

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Скорочтение»

   

        Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень программы: базовый

Вид программы: модифицированный

Адресат: 7-10 лет 

Срок реализации: 1 год, 144 часа

Форма обучения: очная

Автор: Танова Людмила Вячеславовна - педагог дополнительного образования

г. Нальчик, 2021г. 


Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Уровень программы: базовый.

Вид программы: модифицированный.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана ДООП:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ от 30.11.2016 г.;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Минтруда России от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом РФ от 28.08.2018 г. № 25016);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром от 2021 г.;
  • Устав Центра.

Актуальность программы диктуется необходимостью освоения большого количества информации за малый промежуток времени. В эпоху бурного развития информационного общества появилась необходимость в развитии дополнительных интеллектуальных навыков, помогающих человеку быстро ориентироваться в потоке информации, воспринимать, усваивать и преобразовывать её. Основным интеллектуальным инструментом, позволяющим воспринимать информацию, является чтение. Чтение - очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга. В последние годы все больше родителей сталкивается с тем, что их дети не читают или читают очень медленно. Но именно от этого важного комплексного навыка зависят успехи ребёнка в обучении. У учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов - это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.

Скорочтение - это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ребенка. Поэтому навык осознанного скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.

Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь

Отличительной особенностью программы является комплексная подготовка ребёнка к восприятию и преобразованию информации, развитию способностей к овладению приёмами быстрого чтения и интеллектуальному развитию.

Адресат: обучающиеся 7-10 лет. 

Срок реализации: 1 год, 144 часа.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа, с перерывом на отдых 10 минут. Длительность занятий 40 минут.

Наполняемость группы: 11-12 человек.

Формы занятий: 

  • групповые;
  • индивидуальные.

Цель: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения, комплексного развития интеллекта, в том числе всех блоков памяти, логического мышления, воображения. 

Задачи:

Личностные:

  • мотивировать к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
  • развить морально-нравственные качества;
  • повысить самооценку за счёт успешной деятельности;
  • сформировать ценностное представление об институте семьи, о семейных ценностях, традициях.

Предметные:

Научить обучающихся:

  • владеть техникой скорочтения;
  • читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя;
  • читать свободно тексты больших объёмов;
  • владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
  • читать с применением эффективных стратегий запоминания;
  • выделять в тексте главное, основную мысль;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • извлекать и анализировать информацию из различных источников.
  • управлять своим вниманием;
  • использовать кинестетические упражнения для достижения высокой умственной работоспособности;
  • максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.

Метапредметные:

Научить обучающихся:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.

Учебный план

п/п

Наименование

раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

Раздел № 1. Вводное занятие.

2

1

1

Беседа, замер

стартовой

скорости чтения

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ППБ и ПДД. Начальная диагностика

2

1

1

Раздел № 2. Развитие интеллекта, мышления, всех видов памяти, воображения, внимания

68

10

58

Соревнования, игры, тестовые задания, прогресс-тест, замеры

результатов чтения вслух, про себя, опрос, наблюдение

2.1

Таблица звуков и слогов. Секретные упражнения в скорочтении

2

1

1

2.2

Тренировка внимания. Чтение с указкой. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата

2

1

1

2.3

Развитие зрительной памяти

2

1

1

2.4

Мнемотехника. Чтение «марсианского» стихотворения. Весёлые странички

2

1

1

2.5

Тренировка внимания. Чтение с указкой

2

-

2

2.6

Столбики слов – читаем сверху вниз. Работа с «Таблицами Шульте»

2

-

2

2.7

Контроль техники чтения и понимания прочитанного. График роста скорости чтения

2

-

2

2.8

Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание

2

-

2

2.9

Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. Слоговые таблицы

2

1

1

2.10

Активизация лексикона

«Заполни таблицу заданными категориями». Чтение с моторчиком. Пересказ

2

-

2

2.11

Упражнение на развитие внимания. «Перепутанные линии», «Зачеркивание букв»

2

-

2

2.12

Работа со слогами. Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи

2

-

2

2.13

Запоминание слов и рисунков

2

-

2

2.14

Слоговые таблицы. Столбики слов – чтение по кругу. Таблица Шульте «Цветные таблицы»

2

-

2

2.15

Чтение со шторкой. Тренировка на быстрое переключение внимания

2

-

2

2.16

Тренируем зрительную память

2

-

2

2.17

Чтение слов лесенкой

2

-

2

2.18

Контроль техники чтения и понимания прочитанного

2

-

2

2.19

Чтение со шторкой. Составление рассказа по картинкам. Разгадываем ребусы, филворды

2

1

1

2.20

Мнемотехника – способ

«Расстановка мест». Рисуем 2-мя руками «Обведи геометрические фигуры»

2

-

2

2.21

Отработка дикции. Чтение с указкой. Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. Чтение слов лесенкой

2

1

1

2.22

Развиваем логическое мышление. Работа с текстами на время. Чтение со шторкой

2

-

2

2.23

Работа с движением глаз. Чтение деформированных слов, предложений

2

-

2

2.24

Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание

2

-

2

2.25

Закрепить навыки чтения

2

-

2

2.26

Чтение со шторкой. Мнемотехника – способ сказка или рассказ. Активизация лексикона «Анаграммы»

2

-

2

2.27

Синхронизация обоих полушарий. Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв

2

1

1

2.28

Работа с разными текстами. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения

2

1

1

2.29

Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем сверху вниз

2

-

2

2.30

Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание

2

-

2

2.31

Работа со словосочетаниями и текстами. Тренировка зрительной памяти

2

0,5

1,5

2.32

Развиваем пространственное мышление – задания по перекладыванию спичек (счетных палочек)

0,5

1,5

2.33

Чтение деформированных слов, предложений, текстов

2

-

2

2.34

Промежуточная аттестация

2

-

2

Раздел № 3. Чтение слоговых таблиц, столбиков слов. Работа с текстом (чтение с указкой, со шторкой, с рамкой,

деформированные предложения, тексты) Отработка техники чтения

72

10

62

Соревнования, игры, тестовые задания, прогресс-тест, замеры

результатов чтения вслух, про себя, опрос, наблюдение

3.1

Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пространственной привязки

2

1

1

3.2

Тренировка зрительной памяти

2

-

2

3.3

Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику

2

1

1

3.4

Чтение со шторкой

2

-

2

3.5

Чтение со шторкой

2

-

2

3.6

Мнемотехника – способ сказка или рассказ. Активизация лексикона «Составь новые слова из заданного слова»

2

1

1

3.7

Развиваем быстроту реакции. Игры. Логические задачи

2

-

2

3.8

Работа с текстом - метод смысловой памяти

2

1

1

3.9

Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем сверху вниз

2

-

2

3.10

Методы запоминания и воспроизведения текстов.

Чтение с рамкой

2

1

1

3.11

Мнемотехника – способ сказка или рассказ

2

-

2

3.12

Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово»

2

-

2

3.13

Зрительная память – парные карточки. Рисуем предметы 2-мя руками. Интеллектуальные разминки

2

-

2

3.14

Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Активизация лексикона Игра «…хорошо, потому что...»

2

-

2

3.15

Работа с текстом – метод сканирования

2

1

1

3.16

Столбики слов. Работа со словосочетаниями и текстами

2

-

2

3.17

Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод сравнения. Синхронизация обоих полушарий

2

1

1

3.18

Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв

2

-

2

3.19

Чтение с рамкой. Развитие речи – составление рассказа по серии картинок

2

-

2

3.20

Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку»

2

-

2

3.21

Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем

2

-

2

3.22

Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

2

-

2

3.23

Работа с текстами. Мнемотехника – объединяем картинки по 3 и сочиняем предложения по вопросам Что? Где? Чем занимается?

2

-

2

3.24

Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем вверх-ногами

2

-

2

3.25

Пространственное воображение. Составление ребусов

2

1

1

3.26

Активизация лексикона – Игра «…плохо, потому что….». Чтение «марсианского» стихотворения

2

-

2

3.27

Тренируем зрительную память. Игры «Найди предметы», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка

2

-

2

3.28

Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пиктограмм

2

1

1

3.29

Чтение с рамкой. Активизация лексикона Игра «…хорошо (плохо), потому что…»

2

-

2

3.30

Контроль техники чтения и понимания прочитанного

2

-

2

3.31

Мнемотехника – объединяем картинки по 4 и сочиняем предложения по вопросам Кто? Где? С кем? Что делает? Работа с текстами

2

1

1

3.32

Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем

2

-

2

3.33

Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова»

2

-

2

3.34

Работа с текстами

2

-

2

3.35

Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод карта памяти

2

-

2

3.36

Работа с текстами

2

-

2

Раздел № 4. Итоговое занятие

2

-

2

Тестирование,

замеры

результатов чтения вслух, про себя

4.1

Работа с текстами

2

-

2

ВСЕГО:

144 часа

21

час

123

часа

Содержание учебного плана

Раздел № 1. Вводное занятие - 2 часа.

Тема 1.  Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ППБ и ПДД. Начальная диагностика - 2 часа.

Теория: Беседа, ознакомление обучающихся с особенностями объединения. Правила нахождения в учебном классе, правила поведения на занятиях. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий скорочтения. Инструктаж по ТБ, ППБ и ПДД.

Практика: Начальная диагностика. 

Раздел № 2. Развитие интеллекта, мышления, всех видов памяти, воображения, внимания - 68 часов.

Тема 2.1. Таблица звуков и слогов. Секретные упражнения в скорочтении - 2 часа.

Теория: Правила выполнения упражнений и работы со слоговыми таблицами.

Практика: Выполнение упражнений.

Тема 2.2. Тренировка внимания. Чтение с указкой. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата – 2часа.

Теория: Правила выполнения упражнений. Объяснение новых слов. 

Практика: Чтение, выполнение упражнений.

Тема 2.3. Развитие зрительной памяти - 2 часа.

Теория: Виды памяти и их значение в жизни человека. Правила выполнения упражнений и игр.

Практика: Проведение игр и выполнение упражнений.  

Тема 2.4. Мнемотехника. Чтение «марсианского» стихотворения. Весёлые странички. 2 ч.

Теория: Новая терминология.

Практика: Чтение стихотворений и рассказов.

Тема 2.5. Тренировка внимания. Чтение с указкой - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, чтение, проведение игр.

Тема 2.6. Столбики слов – читаем сверху вниз. Работа с «Таблицами Шульте» - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, отработка техники чтения.

Тема 2.7. Контроль техники чтения и понимания прочитанного. График роста скорости чтения - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, отработка техники чтения.

Тема 2.8. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, составление рассказа, пересказ.

Тема 2.9. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. Слоговые таблицы- 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, отработка техники чтения.

Тема 2.10. Активизация лексикона «Заполни таблицу заданными категориями». Чтение с моторчиком. Пересказ - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений на активизацию словарного запаса. Чтение произведений и пересказ.

Тема 2.11. Упражнение на развитие внимания. «Перепутанные линии», «Зачеркивание букв» - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, проведение игры.

Тема 2.12. Работа со слогами. Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, проведение игры.

Тема 2.13. Запоминание слов и рисунков - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, проведение игры.

Тема 2.14. Слоговые таблицы. Столбики слов – чтение по кругу. Таблица Шульте «Цветные таблицы» - 2 часа.

Практика: Чтение слоговых таблиц, работа с таблицами Шульте.

Тема 2.15. Чтение со шторкой. Тренировка на быстрое переключение внимания - 2 часа.

Практика: Проведение игр, отработка техники чтения.

Тема 2.16. Тренируем зрительную память- 2 часа.

Практика: Проведение игр, выполнение упражнений.

Тема 2.17. Чтение слов лесенкой - 2 часа.

Практика: Чтение слов лесенкой.

Тема 2.18. Контроль техники чтения и понимания, прочитанного - 2 часа.

Практика: Чтение на скорость, тест.

Тема 2.19. Чтение со шторкой. Составление рассказа по картинкам. Разгадываем ребусы, филворды - 2 часа.

Теория: Правила работы со шторкой и выполнения упражнений.

Практика: Выполнение упражнений, чтение, игры и составление рассказа.

Тема 2.20. Мнемотехника – способ «Расстановка мест». Рисуем 2-мя руками «Обведи геометрические фигуры» - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений.

Тема 2.21. Отработка дикции. Чтение с указкой. Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. Чтение слов лесенкой - 2 часа.

Теория: Объяснение терминологии. Правила выполнения упражнений.

Практика: Выполнение упражнений, игры, чтение таблиц.

Тема 2.22. Развиваем логическое мышление. Работа с текстами на время. Чтение со шторкой - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.

Тема 2.23. Работа с движением глаз. Чтение деформированных слов, предложений - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.

Тема 2.24. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание - 2 часа.

Практика: Составление рассказа на заданную тему, выполнение упражнений.

Тема 2.25. Закрепить навыки чтения - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, проведение игр.

Тема 2.26. Чтение со шторкой. Мнемотехника – способ сказка или рассказ. Активизация лексикона «Анаграммы» - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.

Тема 2.27. Синхронизация обоих полушарий. Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв - 2 часа.

Теория: Правила выполнения заданий.        

Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.

Тема 2.28. Работа с разными текстами. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения - 2 часа.

Практика: Отработка техники чтения, выполнение заданий.

Тема 2.29. Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем сверху вниз - 2 часа.

Практика: Отработка техники чтения, выполнение заданий.

Тема 2.30. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений.

Тема 2.31. Работа со словосочетаниями и текстами. Тренировка зрительной памяти - 2 часа.

Теория: Правила работы с предложенным материалом. Словосочетание и текст.

Практика: Выполнение заданий, проведение игр.

Тема 2.32. Развиваем пространственное мышление – задания по перекладыванию спичек (счетных палочек) - 2 часа.

Теория: Правила выполнения заданий.

Практика: Выполнение заданий.

Тема 2.33. Чтение деформированных слов, предложений, текстов - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения деформированных текстов.

Тема 2.34. Промежуточная аттестация - 2 часа.

Практика: Замер скорости чтения и понимания прочитанного.

Раздел № 3. Чтение слоговых таблиц, столбиков слов. Работа с текстом (чтение с указкой, со шторкой, с рамкой, деформированные предложения, тексты) Отработка техники чтения - 72 часа.

Тема 3.1. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пространственной привязки - 2 часа.

Теория: Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пространственной привязки.

Практика: Выполнение упражнений.

Тема 3.2. Тренировка зрительной памяти - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений для тренировки зрительной памяти, проведение игр.

Тема 3.3. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику - 2 часа.

Теория: Правила игр. Игры в жизни человека.

Практика: Проведение игр.

Тема 3.4. Чтение со шторкой - 2 часа.

Практика: Отработка техники чтения со шторкой.

Тема 3.5. Чтение со шторкой - 2 часа.

Практика: Отработка техники чтения со шторкой.

Тема 3.6. Мнемотехника – способ сказка или рассказ. Активизация лексикона «Составь новые слова из заданного слова» - 2 часа.

Теория: Мнемотехника – способ сказка или рассказ.

Практика: Активация словарного запаса во время проведения игры.

Тема 3.7. Развиваем быстроту реакции. Игры. Логические задачи - 2 часа.

Практика: Проведение игр на развитие реакции, логики и внимания.

Тема 3.8. Работа с текстом - метод смысловой памяти - 2 часа.

Теория: Суть метода смысловой памяти при работе с текстом.

Практика: Работа с текстом.

Тема 3.9. Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем сверху вниз - 2 часа.

Практика: Работа со слоговыми таблицами.

Тема 3.10. Методы запоминания и воспроизведения текстов - 2 часа.

Теория: Методы запоминания и воспроизведения текстов.

Практика: Работа с текстами.

Тема 3.11. Чтение с рамкой. Мнемотехника – способ сказка или рассказ - 2 часа.

Практика: Отработка техники чтения с рамкой.

Тема 3.12. Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово» - 2 часа.

Практика: Проведение игр, выполнение упражнений.

Тема 3.13. Зрительная память – парные карточки. Рисуем предметы 2-мя руками. Интеллектуальные разминки - 2 часа.

Практика: Проведение игр.

Тема 3.14. Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Активизация лексикона Игра «…хорошо, потому что…» - 2 часа.

Практика: Активизация словарного запаса во время проведения игр.

Тема 3.15. Работа с текстом – метод сканирования - 2 часа.

Практика: Работа с текстом – метод сканирования.

Тема 3.16. Столбики слов. Работа со словосочетаниями и текстами - 2 часа.

Практика: Работа со словосочетаниями, столбиками слов и текстами.

Тема 3.17. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод сравнения.         Синхронизация обоих полушарий.  2 ч.

Практика: Выполнение упражнений.

Тема 3.18. Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв - 2 часа.

Практика: Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв.

Тема 3.19. Чтение с рамкой. Развитие речи – составление рассказа по серии картинок - 2 часа.

Практика: Чтение с рамкой. Развитие речи – составление рассказа по серии картинок.

Тема 3.20. Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений на концентрацию внимания, проведение игр.

Тема 3.21. Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем - 2 часа.

Практика: Работа с текстом, выполнение упражнений.

Тема 3.22. Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий.

Тема 3.23. Работа с текстами. Мнемотехника – объединяем картинки по 3 и сочиняем предложения по вопросам: Что? Где? Чем занимается?  - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий.

Тема 3.24. Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем вверх-ногами - 2 часа.

Практика: Отработка техники чтения.

Тема 3.25. Пространственное воображение. Составление ребусов - 2 часа.

Теория: Правила составления ребусов.

Практика: Выполнение упражнений на улучшение пространственного воображения. Составление ребусов.

Тема 3.26. Активизация лексикона – Игра «…плохо, потому что…». Чтение «марсианского» стихотворения - 2 часа.

Практика: Чтение стихотворений, активизация словарного запаса, во время проведения игры.

Тема 3.27. Тренируем зрительную память. Игры «Найди предметы», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка - 2 часа.

Практика: Выполнение упражнений, проведение игр.

Тема 3.28. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пиктограмм - 2 часа.

Теория: Метод пиктограмм.

Практика: Выполнение упражнений.

Тема 3.29. Чтение с рамкой. Активизация лексикона Игра «…хорошо (плохо), потому что…» - 2 часа.

Практика: Выработка навыка чтения с рамкой, проведение игры.

Тема 3.30. Контроль техники чтения и понимания, прочитанного - 2 часа.

Практика: Контроль техники чтения и понимания прочитанного.  

Тема 3.31. Мнемотехника – объединяем картинки по 4 и сочиняем предложения по вопросам Кто? Где? С кем? Что делает? Работа с текстами

Теория: Правила выполнения заданий.

Практика: Объединяем картинки по 4 и сочиняем предложения по вопросам Кто? Где? С кем? Что делает? Работа с текстами.

Тема 3.32. Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем - 2 часа.

Практика: Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем.

Тема 3.33. Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова» - 2 часа.

Практика: Проведение игр.  

Тема 3.34. Работа с текстами - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий, чтение рассказов.

Тема 3.35. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод карта памяти - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий, чтение рассказов (сказок).

Тема 3.36. Работа с текстами - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий, замер техники чтения.

Раздел № 4. Итоговое занятие - 2 часа.

Тема 4.1. Работа с текстами - 2 часа.

Практика: Выполнение заданий, замер техники чтения.


Планируемые результаты 

Личностные:

У обучающихся будет / будут:

  • сформирована мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
  • развиты морально-нравственные качества;
  • повысить самооценку за счёт успешной деятельности;
  • сформированы ценностное представление об институте семьи, о семейных ценностях, традициях.

Предметные:

Обучающиеся научаться:

  • владеть техникой скорочтения;
  • читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя;
  • читать свободно тексты больших объёмов;
  • владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
  • читать с применением эффективных стратегий запоминания;
  • выделять в тексте главное, основную мысль;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • извлекать и анализировать информацию из различных источников.
  • управлять своим вниманием;
  • использовать кинестетические упражнения для достижения высокой умственной работоспособности;
  • максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.

Метапредметные:

Обучающиеся научаться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.


Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график 

Год обучения

Дата начала учебного года

Дата окончания учебного года

Количество учебных недель

Количество учебных часов в год

Режим занятий

1 год

02.09.2021г.

31.05.2022г.

36

144

2 раза в неделю по 2 часа

Условия реализации программы

Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Кадровое обеспечение программы

         Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

  • учебный кабинет для проведения занятий, оснащенный столами, стульями;
  • компьютер;
  • канцелярский инвентарь;
  • мультимедийный проектор;
  • различная материально-техническая атрибутика, необходимая для проведения занятий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  • дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скорочтение»;
  • учебно-методическая литература;
  • поэтические и прозаические тексты сказок и рассказов для работы на занятии;
  • карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
  • сюжетные картинки;
  • презентации;
  • комплекс игр и упражнений;
  • наглядные пособия;
  • дидактический материал;
  • Интернет-ресурсы.

           Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация);
  • практические (упражнения, игры);
  • творческие (творческие задания, выполнение индивидуальных и групповых заданий).

Формы аттестации/контроля:

  • беседа;
  • замер стартовой скорости чтения;
  • соревнования;
  • тестовые задания;
  • опрос;
  • наблюдение.

Для отслеживания результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Скорочтение» проводятся:

  • входной контроль (проверка уровня знаний в начале учебного года);
  • промежуточный контроль (проводится по окончании I полугодия учебного года);
  • итоговый контроль (проводится по окончании обучения в конце учебного года);
  • текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков в течение всего учебного года).

Оценочные материалы:

В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия. Инструментарий для диагностики речи:

  • тексты для проверки скорости чтения;
  • диагностические карты для проверки динамики скорости чтения и понимания текста;
  • опросники.

Критерии оценки результатов освоения программы

Параметры

Низкий
0%-30%

Средний
31%-60%

Высокий
61%-100%

Уровень теоретических знаний

Теоретические
знания

Обучающийся знает
изученный материал.
Изложение материала
сбивчивое,
требующее
корректировки
наводящими
вопросами

Обучающийся
знает изученный
материал, но для
полного раскрытия
темы требуется
дополнительные
вопросы

Обучающийся знает
изученный
материал.
Может дать
логически
выдержанный ответ,
демонстрирующий
полное владение
материалом

Уровень практических навыков и умений

Скорость чтения

Ниже средней (показатель зависит от возрастной группы обучающихся)

Средняя (показатель зависит от возрастной группы обучающихся)

Выше средней (показатель зависит от возрастной группы обучающихся)

Правильность чтения

Допускает грамматические и интонационные ошибки, повторы слов

Может выполнять задания и использовать полученные знания при
подсказке педагога

При чтении обучающийся не допускает грамматических и интонационных ошибок

Понимание

Требуется
постоянные
пояснения педагога при работе с текстом, нарушена интонационная окраска текста

Нуждается в
пояснении
последовательности
работы, но способен
после объяснения к
самостоятельным
действиям

Способен четко и ясно ответить на вопросы по тексту. Может самостоятельно
пересказывать литературные произведения интонационно передавать диалог действующих лиц, дать характеристику персонажей


Список литературы для педагогов:

1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное». М.: Билингва, 2015г.

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: Творческая педагогика, 1993г.

3.  Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». М.: «Просвещение», 1991г.

4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению». Челябинск: Изд. «Рекпол» г., 2011г.

5.  Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению». М.: Изд. «Астрель», 2002г.

6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. 2 - е изд. -М.: АРКТИ, 2001.

7. Штурбина Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся. // Начальная школа. 2002г.

8. Абдулова Г.Ф. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Г.Ф. Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок и др. М.: Издательство АСТ, 2017г.

Список литературы для обучающихся:

1.Ахмадуллин Ш. «Блокнот - тренажер. Развиваем мозг. Как тренировать логику у детей 7-9 лет». М.: Филипок и К, 2020г.

2. Зотов С.Г., Зотова М.А. Повышение скорости чтения.  Изд. 6-е.  Ростов н/д: Феникс, 2013г.

Интернет-ресурсы:

1. https://открытыйурок.рф/статьи/532074/Зрительные диктанты

2. https://infourok.ru/Сборник текстов для проверки техники чтения

3. http://magicspeedreading.com/r/00/index.php 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"

Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".

Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём" для детей младшего школьного возраста школы-интернат 5 вида...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...