Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Скорочтение"
рабочая программа по чтению
В эпоху бурного развития информационного общества появилась необходимость в развитии дополнительных интеллектуальных навыков, помогающих человеку быстро ориентироваться в потоке информации, воспринимать, усваивать и преобразовывать её. Основным интеллектуальным инструментом, позволяющим воспринимать информацию, является чтение. Чтение - очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление.
Скорочтение - это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorochtenie.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Эрудит» г.о. Нальчик КБР
СОГЛАСОВАНО на заседании Методсовета МБУ ДО ЦДТ «Эрудит» Протокол от «___» ______ 2021 г. №___ | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МБУ ДО ЦДТ «Эрудит» ___________ Ф.Х. Шаваева Приказ от «___» ______ 2021 г. № ___ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Скорочтение»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год, 144 часа
Форма обучения: очная
Автор: Танова Людмила Вячеславовна - педагог дополнительного образования
г. Нальчик, 2021г.
Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: модифицированный.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана ДООП:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ от 30.11.2016 г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда России от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом РФ от 28.08.2018 г. № 25016);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром от 2021 г.;
- Устав Центра.
Актуальность программы диктуется необходимостью освоения большого количества информации за малый промежуток времени. В эпоху бурного развития информационного общества появилась необходимость в развитии дополнительных интеллектуальных навыков, помогающих человеку быстро ориентироваться в потоке информации, воспринимать, усваивать и преобразовывать её. Основным интеллектуальным инструментом, позволяющим воспринимать информацию, является чтение. Чтение - очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга. В последние годы все больше родителей сталкивается с тем, что их дети не читают или читают очень медленно. Но именно от этого важного комплексного навыка зависят успехи ребёнка в обучении. У учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов - это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.
Скорочтение - это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ребенка. Поэтому навык осознанного скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь
Отличительной особенностью программы является комплексная подготовка ребёнка к восприятию и преобразованию информации, развитию способностей к овладению приёмами быстрого чтения и интеллектуальному развитию.
Адресат: обучающиеся 7-10 лет.
Срок реализации: 1 год, 144 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа, с перерывом на отдых 10 минут. Длительность занятий 40 минут.
Наполняемость группы: 11-12 человек.
Формы занятий:
- групповые;
- индивидуальные.
Цель: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения, комплексного развития интеллекта, в том числе всех блоков памяти, логического мышления, воображения.
Задачи:
Личностные:
- мотивировать к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
- развить морально-нравственные качества;
- повысить самооценку за счёт успешной деятельности;
- сформировать ценностное представление об институте семьи, о семейных ценностях, традициях.
Предметные:
Научить обучающихся:
- владеть техникой скорочтения;
- читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя;
- читать свободно тексты больших объёмов;
- владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
- читать с применением эффективных стратегий запоминания;
- выделять в тексте главное, основную мысль;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- извлекать и анализировать информацию из различных источников.
- управлять своим вниманием;
- использовать кинестетические упражнения для достижения высокой умственной работоспособности;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.
Метапредметные:
Научить обучающихся:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел № 1. Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | Беседа, замер стартовой скорости чтения | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ППБ и ПДД. Начальная диагностика | 2 | 1 | 1 | |
Раздел № 2. Развитие интеллекта, мышления, всех видов памяти, воображения, внимания | 68 | 10 | 58 | Соревнования, игры, тестовые задания, прогресс-тест, замеры результатов чтения вслух, про себя, опрос, наблюдение | |
2.1 | Таблица звуков и слогов. Секретные упражнения в скорочтении | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | Тренировка внимания. Чтение с указкой. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Развитие зрительной памяти | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Мнемотехника. Чтение «марсианского» стихотворения. Весёлые странички | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Тренировка внимания. Чтение с указкой | 2 | - | 2 | |
2.6 | Столбики слов – читаем сверху вниз. Работа с «Таблицами Шульте» | 2 | - | 2 | |
2.7 | Контроль техники чтения и понимания прочитанного. График роста скорости чтения | 2 | - | 2 | |
2.8 | Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание | 2 | - | 2 | |
2.9 | Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. Слоговые таблицы | 2 | 1 | 1 | |
2.10 | Активизация лексикона «Заполни таблицу заданными категориями». Чтение с моторчиком. Пересказ | 2 | - | 2 | |
2.11 | Упражнение на развитие внимания. «Перепутанные линии», «Зачеркивание букв» | 2 | - | 2 | |
2.12 | Работа со слогами. Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи | 2 | - | 2 | |
2.13 | Запоминание слов и рисунков | 2 | - | 2 | |
2.14 | Слоговые таблицы. Столбики слов – чтение по кругу. Таблица Шульте «Цветные таблицы» | 2 | - | 2 | |
2.15 | Чтение со шторкой. Тренировка на быстрое переключение внимания | 2 | - | 2 | |
2.16 | Тренируем зрительную память | 2 | - | 2 | |
2.17 | Чтение слов лесенкой | 2 | - | 2 | |
2.18 | Контроль техники чтения и понимания прочитанного | 2 | - | 2 | |
2.19 | Чтение со шторкой. Составление рассказа по картинкам. Разгадываем ребусы, филворды | 2 | 1 | 1 | |
2.20 | Мнемотехника – способ «Расстановка мест». Рисуем 2-мя руками «Обведи геометрические фигуры» | 2 | - | 2 | |
2.21 | Отработка дикции. Чтение с указкой. Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. Чтение слов лесенкой | 2 | 1 | 1 | |
2.22 | Развиваем логическое мышление. Работа с текстами на время. Чтение со шторкой | 2 | - | 2 | |
2.23 | Работа с движением глаз. Чтение деформированных слов, предложений | 2 | - | 2 | |
2.24 | Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание | 2 | - | 2 | |
2.25 | Закрепить навыки чтения | 2 | - | 2 | |
2.26 | Чтение со шторкой. Мнемотехника – способ сказка или рассказ. Активизация лексикона «Анаграммы» | 2 | - | 2 | |
2.27 | Синхронизация обоих полушарий. Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв | 2 | 1 | 1 | |
2.28 | Работа с разными текстами. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения | 2 | 1 | 1 | |
2.29 | Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем сверху вниз | 2 | - | 2 | |
2.30 | Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание | 2 | - | 2 | |
2.31 | Работа со словосочетаниями и текстами. Тренировка зрительной памяти | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.32 | Развиваем пространственное мышление – задания по перекладыванию спичек (счетных палочек) | 0,5 | 1,5 | ||
2.33 | Чтение деформированных слов, предложений, текстов | 2 | - | 2 | |
2.34 | Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | |
Раздел № 3. Чтение слоговых таблиц, столбиков слов. Работа с текстом (чтение с указкой, со шторкой, с рамкой, деформированные предложения, тексты) Отработка техники чтения | 72 | 10 | 62 | Соревнования, игры, тестовые задания, прогресс-тест, замеры результатов чтения вслух, про себя, опрос, наблюдение | |
3.1 | Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пространственной привязки | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Тренировка зрительной памяти | 2 | - | 2 | |
3.3 | Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику | 2 | 1 | 1 | |
3.4 | Чтение со шторкой | 2 | - | 2 | |
3.5 | Чтение со шторкой | 2 | - | 2 | |
3.6 | Мнемотехника – способ сказка или рассказ. Активизация лексикона «Составь новые слова из заданного слова» | 2 | 1 | 1 | |
3.7 | Развиваем быстроту реакции. Игры. Логические задачи | 2 | - | 2 | |
3.8 | Работа с текстом - метод смысловой памяти | 2 | 1 | 1 | |
3.9 | Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем сверху вниз | 2 | - | 2 | |
3.10 | Методы запоминания и воспроизведения текстов. Чтение с рамкой | 2 | 1 | 1 | |
3.11 | Мнемотехника – способ сказка или рассказ | 2 | - | 2 | |
3.12 | Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово» | 2 | - | 2 | |
3.13 | Зрительная память – парные карточки. Рисуем предметы 2-мя руками. Интеллектуальные разминки | 2 | - | 2 | |
3.14 | Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Активизация лексикона Игра «…хорошо, потому что...» | 2 | - | 2 | |
3.15 | Работа с текстом – метод сканирования | 2 | 1 | 1 | |
3.16 | Столбики слов. Работа со словосочетаниями и текстами | 2 | - | 2 | |
3.17 | Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод сравнения. Синхронизация обоих полушарий | 2 | 1 | 1 | |
3.18 | Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв | 2 | - | 2 | |
3.19 | Чтение с рамкой. Развитие речи – составление рассказа по серии картинок | 2 | - | 2 | |
3.20 | Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» | 2 | - | 2 | |
3.21 | Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем | 2 | - | 2 | |
3.22 | Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек | 2 | - | 2 | |
3.23 | Работа с текстами. Мнемотехника – объединяем картинки по 3 и сочиняем предложения по вопросам Что? Где? Чем занимается? | 2 | - | 2 | |
3.24 | Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем вверх-ногами | 2 | - | 2 | |
3.25 | Пространственное воображение. Составление ребусов | 2 | 1 | 1 | |
3.26 | Активизация лексикона – Игра «…плохо, потому что….». Чтение «марсианского» стихотворения | 2 | - | 2 | |
3.27 | Тренируем зрительную память. Игры «Найди предметы», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка | 2 | - | 2 | |
3.28 | Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пиктограмм | 2 | 1 | 1 | |
3.29 | Чтение с рамкой. Активизация лексикона Игра «…хорошо (плохо), потому что…» | 2 | - | 2 | |
3.30 | Контроль техники чтения и понимания прочитанного | 2 | - | 2 | |
3.31 | Мнемотехника – объединяем картинки по 4 и сочиняем предложения по вопросам Кто? Где? С кем? Что делает? Работа с текстами | 2 | 1 | 1 | |
3.32 | Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем | 2 | - | 2 | |
3.33 | Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова» | 2 | - | 2 | |
3.34 | Работа с текстами | 2 | - | 2 | |
3.35 | Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод карта памяти | 2 | - | 2 | |
3.36 | Работа с текстами | 2 | - | 2 | |
Раздел № 4. Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Тестирование, замеры результатов чтения вслух, про себя | |
4.1 | Работа с текстами | 2 | - | 2 | |
ВСЕГО: | 144 часа | 21 час | 123 часа |
Содержание учебного плана
Раздел № 1. Вводное занятие - 2 часа.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ППБ и ПДД. Начальная диагностика - 2 часа.
Теория: Беседа, ознакомление обучающихся с особенностями объединения. Правила нахождения в учебном классе, правила поведения на занятиях. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий скорочтения. Инструктаж по ТБ, ППБ и ПДД.
Практика: Начальная диагностика.
Раздел № 2. Развитие интеллекта, мышления, всех видов памяти, воображения, внимания - 68 часов.
Тема 2.1. Таблица звуков и слогов. Секретные упражнения в скорочтении - 2 часа.
Теория: Правила выполнения упражнений и работы со слоговыми таблицами.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 2.2. Тренировка внимания. Чтение с указкой. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата – 2часа.
Теория: Правила выполнения упражнений. Объяснение новых слов.
Практика: Чтение, выполнение упражнений.
Тема 2.3. Развитие зрительной памяти - 2 часа.
Теория: Виды памяти и их значение в жизни человека. Правила выполнения упражнений и игр.
Практика: Проведение игр и выполнение упражнений.
Тема 2.4. Мнемотехника. Чтение «марсианского» стихотворения. Весёлые странички. 2 ч.
Теория: Новая терминология.
Практика: Чтение стихотворений и рассказов.
Тема 2.5. Тренировка внимания. Чтение с указкой - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, чтение, проведение игр.
Тема 2.6. Столбики слов – читаем сверху вниз. Работа с «Таблицами Шульте» - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, отработка техники чтения.
Тема 2.7. Контроль техники чтения и понимания прочитанного. График роста скорости чтения - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, отработка техники чтения.
Тема 2.8. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, составление рассказа, пересказ.
Тема 2.9. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. Слоговые таблицы- 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, отработка техники чтения.
Тема 2.10. Активизация лексикона «Заполни таблицу заданными категориями». Чтение с моторчиком. Пересказ - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений на активизацию словарного запаса. Чтение произведений и пересказ.
Тема 2.11. Упражнение на развитие внимания. «Перепутанные линии», «Зачеркивание букв» - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игры.
Тема 2.12. Работа со слогами. Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игры.
Тема 2.13. Запоминание слов и рисунков - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игры.
Тема 2.14. Слоговые таблицы. Столбики слов – чтение по кругу. Таблица Шульте «Цветные таблицы» - 2 часа.
Практика: Чтение слоговых таблиц, работа с таблицами Шульте.
Тема 2.15. Чтение со шторкой. Тренировка на быстрое переключение внимания - 2 часа.
Практика: Проведение игр, отработка техники чтения.
Тема 2.16. Тренируем зрительную память- 2 часа.
Практика: Проведение игр, выполнение упражнений.
Тема 2.17. Чтение слов лесенкой - 2 часа.
Практика: Чтение слов лесенкой.
Тема 2.18. Контроль техники чтения и понимания, прочитанного - 2 часа.
Практика: Чтение на скорость, тест.
Тема 2.19. Чтение со шторкой. Составление рассказа по картинкам. Разгадываем ребусы, филворды - 2 часа.
Теория: Правила работы со шторкой и выполнения упражнений.
Практика: Выполнение упражнений, чтение, игры и составление рассказа.
Тема 2.20. Мнемотехника – способ «Расстановка мест». Рисуем 2-мя руками «Обведи геометрические фигуры» - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 2.21. Отработка дикции. Чтение с указкой. Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. Чтение слов лесенкой - 2 часа.
Теория: Объяснение терминологии. Правила выполнения упражнений.
Практика: Выполнение упражнений, игры, чтение таблиц.
Тема 2.22. Развиваем логическое мышление. Работа с текстами на время. Чтение со шторкой - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.
Тема 2.23. Работа с движением глаз. Чтение деформированных слов, предложений - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.
Тема 2.24. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание - 2 часа.
Практика: Составление рассказа на заданную тему, выполнение упражнений.
Тема 2.25. Закрепить навыки чтения - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игр.
Тема 2.26. Чтение со шторкой. Мнемотехника – способ сказка или рассказ. Активизация лексикона «Анаграммы» - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.
Тема 2.27. Синхронизация обоих полушарий. Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв - 2 часа.
Теория: Правила выполнения заданий.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.
Тема 2.28. Работа с разными текстами. Отработка ускорения. Увеличение малого поля зрения - 2 часа.
Практика: Отработка техники чтения, выполнение заданий.
Тема 2.29. Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем сверху вниз - 2 часа.
Практика: Отработка техники чтения, выполнение заданий.
Тема 2.30. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 2.31. Работа со словосочетаниями и текстами. Тренировка зрительной памяти - 2 часа.
Теория: Правила работы с предложенным материалом. Словосочетание и текст.
Практика: Выполнение заданий, проведение игр.
Тема 2.32. Развиваем пространственное мышление – задания по перекладыванию спичек (счетных палочек) - 2 часа.
Теория: Правила выполнения заданий.
Практика: Выполнение заданий.
Тема 2.33. Чтение деформированных слов, предложений, текстов - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения деформированных текстов.
Тема 2.34. Промежуточная аттестация - 2 часа.
Практика: Замер скорости чтения и понимания прочитанного.
Раздел № 3. Чтение слоговых таблиц, столбиков слов. Работа с текстом (чтение с указкой, со шторкой, с рамкой, деформированные предложения, тексты) Отработка техники чтения - 72 часа.
Тема 3.1. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пространственной привязки - 2 часа.
Теория: Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пространственной привязки.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 3.2. Тренировка зрительной памяти - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений для тренировки зрительной памяти, проведение игр.
Тема 3.3. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику - 2 часа.
Теория: Правила игр. Игры в жизни человека.
Практика: Проведение игр.
Тема 3.4. Чтение со шторкой - 2 часа.
Практика: Отработка техники чтения со шторкой.
Тема 3.5. Чтение со шторкой - 2 часа.
Практика: Отработка техники чтения со шторкой.
Тема 3.6. Мнемотехника – способ сказка или рассказ. Активизация лексикона «Составь новые слова из заданного слова» - 2 часа.
Теория: Мнемотехника – способ сказка или рассказ.
Практика: Активация словарного запаса во время проведения игры.
Тема 3.7. Развиваем быстроту реакции. Игры. Логические задачи - 2 часа.
Практика: Проведение игр на развитие реакции, логики и внимания.
Тема 3.8. Работа с текстом - метод смысловой памяти - 2 часа.
Теория: Суть метода смысловой памяти при работе с текстом.
Практика: Работа с текстом.
Тема 3.9. Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем сверху вниз - 2 часа.
Практика: Работа со слоговыми таблицами.
Тема 3.10. Методы запоминания и воспроизведения текстов - 2 часа.
Теория: Методы запоминания и воспроизведения текстов.
Практика: Работа с текстами.
Тема 3.11. Чтение с рамкой. Мнемотехника – способ сказка или рассказ - 2 часа.
Практика: Отработка техники чтения с рамкой.
Тема 3.12. Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово» - 2 часа.
Практика: Проведение игр, выполнение упражнений.
Тема 3.13. Зрительная память – парные карточки. Рисуем предметы 2-мя руками. Интеллектуальные разминки - 2 часа.
Практика: Проведение игр.
Тема 3.14. Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Активизация лексикона Игра «…хорошо, потому что…» - 2 часа.
Практика: Активизация словарного запаса во время проведения игр.
Тема 3.15. Работа с текстом – метод сканирования - 2 часа.
Практика: Работа с текстом – метод сканирования.
Тема 3.16. Столбики слов. Работа со словосочетаниями и текстами - 2 часа.
Практика: Работа со словосочетаниями, столбиками слов и текстами.
Тема 3.17. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод сравнения. Синхронизация обоих полушарий. 2 ч.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 3.18. Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв - 2 часа.
Практика: Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв.
Тема 3.19. Чтение с рамкой. Развитие речи – составление рассказа по серии картинок - 2 часа.
Практика: Чтение с рамкой. Развитие речи – составление рассказа по серии картинок.
Тема 3.20. Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений на концентрацию внимания, проведение игр.
Тема 3.21. Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем - 2 часа.
Практика: Работа с текстом, выполнение упражнений.
Тема 3.22. Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий.
Тема 3.23. Работа с текстами. Мнемотехника – объединяем картинки по 3 и сочиняем предложения по вопросам: Что? Где? Чем занимается? - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий.
Тема 3.24. Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем вверх-ногами - 2 часа.
Практика: Отработка техники чтения.
Тема 3.25. Пространственное воображение. Составление ребусов - 2 часа.
Теория: Правила составления ребусов.
Практика: Выполнение упражнений на улучшение пространственного воображения. Составление ребусов.
Тема 3.26. Активизация лексикона – Игра «…плохо, потому что…». Чтение «марсианского» стихотворения - 2 часа.
Практика: Чтение стихотворений, активизация словарного запаса, во время проведения игры.
Тема 3.27. Тренируем зрительную память. Игры «Найди предметы», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игр.
Тема 3.28. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пиктограмм - 2 часа.
Теория: Метод пиктограмм.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 3.29. Чтение с рамкой. Активизация лексикона Игра «…хорошо (плохо), потому что…» - 2 часа.
Практика: Выработка навыка чтения с рамкой, проведение игры.
Тема 3.30. Контроль техники чтения и понимания, прочитанного - 2 часа.
Практика: Контроль техники чтения и понимания прочитанного.
Тема 3.31. Мнемотехника – объединяем картинки по 4 и сочиняем предложения по вопросам Кто? Где? С кем? Что делает? Работа с текстами
Теория: Правила выполнения заданий.
Практика: Объединяем картинки по 4 и сочиняем предложения по вопросам Кто? Где? С кем? Что делает? Работа с текстами.
Тема 3.32. Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем - 2 часа.
Практика: Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем.
Тема 3.33. Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова» - 2 часа.
Практика: Проведение игр.
Тема 3.34. Работа с текстами - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, чтение рассказов.
Тема 3.35. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод карта памяти - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, чтение рассказов (сказок).
Тема 3.36. Работа с текстами - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, замер техники чтения.
Раздел № 4. Итоговое занятие - 2 часа.
Тема 4.1. Работа с текстами - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, замер техники чтения.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
- сформирована мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
- развиты морально-нравственные качества;
- повысить самооценку за счёт успешной деятельности;
- сформированы ценностное представление об институте семьи, о семейных ценностях, традициях.
Предметные:
Обучающиеся научаться:
- владеть техникой скорочтения;
- читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя;
- читать свободно тексты больших объёмов;
- владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
- читать с применением эффективных стратегий запоминания;
- выделять в тексте главное, основную мысль;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- извлекать и анализировать информацию из различных источников.
- управлять своим вниманием;
- использовать кинестетические упражнения для достижения высокой умственной работоспособности;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.
Метапредметные:
Обучающиеся научаться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала учебного года | Дата окончания учебного года | Количество учебных недель | Количество учебных часов в год | Режим занятий |
1 год | 02.09.2021г. | 31.05.2022г. | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Условия реализации программы
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет для проведения занятий, оснащенный столами, стульями;
- компьютер;
- канцелярский инвентарь;
- мультимедийный проектор;
- различная материально-техническая атрибутика, необходимая для проведения занятий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скорочтение»;
- учебно-методическая литература;
- поэтические и прозаические тексты сказок и рассказов для работы на занятии;
- карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
- сюжетные картинки;
- презентации;
- комплекс игр и упражнений;
- наглядные пособия;
- дидактический материал;
- Интернет-ресурсы.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация);
- практические (упражнения, игры);
- творческие (творческие задания, выполнение индивидуальных и групповых заданий).
Формы аттестации/контроля:
- беседа;
- замер стартовой скорости чтения;
- соревнования;
- тестовые задания;
- опрос;
- наблюдение.
Для отслеживания результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Скорочтение» проводятся:
- входной контроль (проверка уровня знаний в начале учебного года);
- промежуточный контроль (проводится по окончании I полугодия учебного года);
- итоговый контроль (проводится по окончании обучения в конце учебного года);
- текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков в течение всего учебного года).
Оценочные материалы:
В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия. Инструментарий для диагностики речи:
- тексты для проверки скорости чтения;
- диагностические карты для проверки динамики скорости чтения и понимания текста;
- опросники.
Критерии оценки результатов освоения программы
Параметры | Низкий | Средний | Высокий |
Уровень теоретических знаний | |||
Теоретические | Обучающийся знает | Обучающийся | Обучающийся знает |
Уровень практических навыков и умений | |||
Скорость чтения | Ниже средней (показатель зависит от возрастной группы обучающихся) | Средняя (показатель зависит от возрастной группы обучающихся) | Выше средней (показатель зависит от возрастной группы обучающихся) |
Правильность чтения | Допускает грамматические и интонационные ошибки, повторы слов | Может выполнять задания и использовать полученные знания при | При чтении обучающийся не допускает грамматических и интонационных ошибок |
Понимание | Требуется | Нуждается в | Способен четко и ясно ответить на вопросы по тексту. Может самостоятельно |
Список литературы для педагогов:
1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное». М.: Билингва, 2015г.
2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: Творческая педагогика, 1993г.
3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». М.: «Просвещение», 1991г.
4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению». Челябинск: Изд. «Рекпол» г., 2011г.
5. Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению». М.: Изд. «Астрель», 2002г.
6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. 2 - е изд. -М.: АРКТИ, 2001.
7. Штурбина Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся. // Начальная школа. 2002г.
8. Абдулова Г.Ф. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Г.Ф. Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок и др. М.: Издательство АСТ, 2017г.
Список литературы для обучающихся:
1.Ахмадуллин Ш. «Блокнот - тренажер. Развиваем мозг. Как тренировать логику у детей 7-9 лет». М.: Филипок и К, 2020г.
2. Зотов С.Г., Зотова М.А. Повышение скорости чтения. Изд. 6-е. Ростов н/д: Феникс, 2013г.
Интернет-ресурсы:
1. https://открытыйурок.рф/статьи/532074/Зрительные диктанты
2. https://infourok.ru/Сборник текстов для проверки техники чтения
3. http://magicspeedreading.com/r/00/index.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём" для детей младшего школьного возраста школы-интернат 5 вида...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...