Технологическая карта урока литературного чтения «Н. Артюхова «Саша-дразнилка»» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: умения выражать свое отношение к прочитанному; навыки чтения и анализа художественного текста в процессе знакомства с произведением Н.Артюховой «Саша-дрознилка»

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить с рассказом Н. Артюховой «Саша-дрознилка»;
  2. анализировать художественный текст, выразительно читать по ролям;

Развивающие:

  1. способствовать развитию логического мышления при обращении к опыту;
  2. способствовать развитию воображения при работе над описанием представляемой картины;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство сострадания, стремления помочь ближнему;
  2. Воспитывать эстетические чувства по отношению к традиционным праздникам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: __.04.2022

Школа: МОУ «Петропавловская СОШ»

Класс:

Урок:

Время:

Кабинет:

Студент: Карпова Ксения

Группа: 42

Учитель: Ирумбаева З.Ж.

Руководитель практики:

Тема урока: Н. Артюхова «Саша-дрознилка»

        

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: умения выражать свое отношение к прочитанному; навыки чтения и анализа художественного текста в процессе знакомства с произведением Н.Артюховой «Саша-дрознилка»

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить с рассказом Н. Артюховой «Саша-дрознилка»;
  2. анализировать художественный текст, выразительно читать по ролям;

Развивающие:

  1. способствовать развитию логического мышления при обращении к опыту;
  2. способствовать развитию воображения при работе над описанием представляемой картины;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство сострадания, стремления помочь ближнему;
  2. Воспитывать эстетические чувства по отношению к традиционным праздникам.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма

(Ф )

Словесный: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

1. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Л: самоопределение

Учебная презентация

Слайд № 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма (Ф,И, П)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: речевая разминка

1.Организует речевую разминку.

  • Начнем урок с речевой разминки.
  • Посмотрите на слайд. Прочитайте скороговорку про себя.

Мама мыла Милу мылом

Не любила мыло Мила

Есть ли незнакомые для вас слова?

  • Давайте все вместе прочитаем скороговорку медленно, по слогам, теперь целыми словами.
  • А теперь прочитаем её быстрее.
  • Теперь читаем очень быстро.
  • Отлично!
  • На дом было задано читать по ролям «Волк», какие герои есть? Попробуем почитать по ролям.

2. Подводит к теме урока.

  •  Ребята, а бывало ли, что вам дразнили?
  • Что вы чувствовали в этот момент?
  • Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы ему не было грустно и обидно?
  • Об этом и будет произведение, с которым мы будем знакомиться.
  • Чтобы узнать как оно называется, нужно вспомнить имя, которым могут назвать и мальчика и девочку.
  • Как могут называть человека, который дразнит,
  1. Читают скороговорку.

Читают скороговорку про себя

  • Нет
  • Читают скороговорку медленно Читают скороговорку, увеличивая темп Читают скороговорку в быстром темпе
  • Автор и Маша

  • Саша
  • Дрознилка

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство

П: использование знако-символических средств

Р: выполнение пробного учебного действия

Учебная презентация

Слайд № 2

Учебная презентация

Слайд № 3

Учебная презентация

Слайд № 4

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма

(Ф )

Словесный: учебный диалог

Моделироание: составление плана

  1. Формулирует тему и цели урока.

  • Предположите, какая тема урока будет у нас?
  • Какую цель можно поставить на наш урок?

  • Давайте соберем пункты плана в правильном порядке.

Тема:         Саша-дрознилка

Цели:

  1. Познакомиться с новым автором и его произведением;
  2. Научиться выразительно читать

План :

  1. Познакомится с новым автором
  2. Познакомимся с произведением.
  3. Проведём анализ произведения.
  4. Будем выразительно читать.
  5. Сделаем выводы.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: планирование

Л: самоопределение

Л:смыслообразование

 

Учебная презентация

Слайд № 6

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Форма

(Ф,И)

Словесный: слово учителя

Практический: слушание и анализ

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

 

1. Организует знакомство с новым автором.

2.Учитель включает аудио для прослушивания, объясняет непонятные слова, сопровождает иллюстрациями на слайде.

  •  Посмотрите на слайд и послушайте биографию нового автора.
  • http://b-library.kaluga.muzkult.ru/media/2021/01/27/1247172691/artyuxova2.jpg
  •  Предположите по названию, о чем будет произведение?
  • Посмотрите на иллюстрацию на странице 11. Что изображено? Подумайте, о чем будет произведение.
  • Что значит дразнить и дразнилка?
  • Предположите, о чем будет произведение?
  •  Сейчас вам нужно будет послушать произведение и ответить на вопрос: какой совет был дан, чтобы не обижаться на дразнилки?
  • Так какой совет был?
  •  Саша, это был мальчик или девочка?
  • Что он делал? Какой он?
  • Слушают  биографию

и стихотворение.

  •  О том, что кто-то кого-то дразнил.
  •  Расстроенный мальчик, за столом с девочкой, рядом мама.
  • О брате с сестрой.
  • ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
  • “Дразнилка” - человек, который дразнит другого.
  • Был совет не дразниться.
  • Мальчик Саша, дразнил сестру, а когда не получилось, заплакал.

Предметные: знакомство с биографией Н.М. Артюховой и рассказом «Саша-дрознилка»

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П.:осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: установление причинно-следственной связи, обобщение, вывод

Учебная презентация слайд № 7

Аудиофрагмент

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод

(Ф )

Словесный: слово учителя

Практический: анализ прочитанного, восстановление последовательности.

Организует вторичное знакомство с текстом.

  • Сейчас вам нужно будет самостоятельно прочитать текст и запомнить всех героев и последовательность событий.
  • Какие герои были в произведении?
  • Восстановите события в верном порядке.
  1. Ляля плакала
  2. Совет папы.
  3. Ребята завтракали.
  4. Я её дразню, а она не дразнится.
  5. Саша расстроился.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Мама, папа, Ляля, Саша

Выполняют движения по видеофрагменту.

Предметные: самостоятельное чтение произведения.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 9

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма

(И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Самостоятельный анализ произведений

  1. Выдает задание на самостоятельное решение
  2. Контролирует процесс выполнения
  • Сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.
  • Вам нужно выполнить тест.

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена Б) Люся В) Ляля

2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись

3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали Б) обедали В) ужинали

4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати Б) форточке В) люстре

5.От удивления Саша …

А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот

6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы

  •  Выполните самопроверку по слайду. Кто справился без ошибок? У кого одна или две ошибки? У кого больше 3 ошибок?

1.Выполняют самостоятельную работу

Выполняют самостоятельную работу.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: самостоятельное создание способов решения проблем

Р: контроль, коррекция, оценка

Слайд 11

 

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма

(ф, п)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

1.Вспоминанают уже прочитанные стихотворения.

  • Посмотрите на пословицы на странице 10. Прочитайте. Обсудите в парах их значение.
  • Что означает: Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
  • Смеется тот, кто смеётся последним.
  •  Сейчас мы распределим роли и попробуем почитать рассказ по ролям.

Организует распределение ролей и чтение по ролям.

Оцените работу ваших одноклассников. Насколько хорошо они справлялись со своей ролью?

Насколько хорошо подбирали нужную интонацию?

1.Вспоминают прочитанные стихотворения.

  • Нужно уметь смеяться не только над собой, но и над другими.
  •  Можно попасть в ту ситуацию, где тебя обсмеют еще сильнее.

Читают произведение по ролям.

Предметные: умение опираться на известный опыт о знакомых стихотворениях.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Слайд 12

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

  • 1.  Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
  • Итак, давайте подведем итоги нашей работы на уроке.
  • Над какой темой мы работали?
  • А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

  •  Оцените свою работу по шкале оценивания, которая весит на доске, возьмите соответствующий цвет и прикрепите на нужном месте на шкале.
  1. Формируют конечные результаты своей работы на уроке.

Тема:         Саша-дрознилка

Цели:

  1. Познакомиться с новым автором и его произведением;
  2. Научиться выразительно читать

План :

  1. Познакомится с новым автором
  2. Познакомимся с произведением.
  3. Проведём анализ произведения.
  4. Будем выразительно читать.

Сделаем выводы.

Л: самооценка на основе критерия успешности

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...

Технологическая карта урока литературного чтения «Английская народная песня «Храбрецы»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская народная песня «Храбрецы»».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над литер...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Великие Путешественники» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Великие путешественники» Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; совершенст...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Золотые слова» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Золотые слова» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением М.Зощенко «Золотые слова»; совершенствов...

Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Остер «Будем знакомы»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство с творчеством писателя Г.Остера; расширение знаний детей о творчестве и биографии писателя;развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, ...