Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Воспитатели» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели».

Задачи урока
Дидактические:
1.Вспомнить с обучающимися творчество Ю. Ермолаева.
2. Познакомить обучающихся с произведением «Воспитатели».
3. Выполнить творческую работу.
Развивающие: 
1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.
2. Развивать коммуникативные функции, посредством парной и групповой работы.
3. Развивать навыки самостоятельной работы, посредством самостоятельного выполнения упражнений.
Воспитательные:
1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством групповой работы.
2. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 26.04.2023

Школа: МБОУ «СОШ №54»

Класс: 3 А

Урок: 5

Время: 15:10- 15:50  Кабинет: 205

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 43

Учитель: Давыдова Татьяна Ивановна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Ю. Ермолаев «Воспитатели»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Вспомнить с обучающимися творчество Ю. Ермолаева.

2. Познакомить обучающихся с произведением «Воспитатели».

3. Выполнить творческую работу.

Предметные:

Обучающийся научится:
1. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения.
2. Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.
3. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам.

Развивающие:

1.        Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.

2.        Развивать коммуникативные функции, посредством парной и групповой работы.

3.        Развивать навыки самостоятельной работы, посредством самостоятельного выполнения упражнений.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы результаты:

1.Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека.

2.Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

3.Потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы.

Воспитательные:

1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством групповой работы.

2. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы.

УМК: Школа России, Литературное чтение. 3 класс, часть 2, Климанова Л.Ф.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Устанавливает эмоциональный контакт.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь.

-Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь!

-Отлично! Теперь у всех хорошее настроение.

-Итак, сегодня на уроке у нас будет работать знак готовности и согласия (большой палец вверх).

-Готовы начать урок?

1. Приветствуют учителя

2. Эмоционально настраиваются на урок.

Знак готовности.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД: проявлять готовность подчиняться.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф
М:
беседа

П: ответы на вопросы

ВК

И

М: работа с книгой
П:
чтение по ролям

Ф
М:
беседа

П: ответы на вопросы

ВК

Ф

М: практический
П:
упражнение

Ф

М: наблюдение
П:
иллюстрация

М: проблемное обучение
П:
проблемная ситуация

1. Организует активизацию знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

-С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке?

-Отлично, верно.

-Я задавала на дом подготовить чтение по ролям. Кто хочет начать?

(1-2 раза, сама распределяю роли).

-Отлично! Молодцы, ребята, я вижу, что вы отлично постарались.

-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

-Верно!
-Нам сегодня предстоит красиво и правильно читать, но для этого нам нужно подготовить наш речевой аппарат.

-Что мы обычно для этого используем?

-Совершенно верно.

-Сегодня мы поработаем вот с этой скороговоркой.

Женя с Жанной подружилась,

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно.

-Какие звуки встречаются чаще всего?

-Медленно прочитайте скороговорку, четко проговаривая все звуки

-Теперь прочитайте чуть быстрей, еще быстрей, очень быстро.

-Кто желает прочитать скороговорку один?

-Спасибо за работу!

-А чтобы догадаться с каким рассказом мы сегодня с вами познакомимся, я предлагаю вам посмотреть на данную иллюстрацию.

-Ребята, кого вы видите?

-Верно!

-Кто такой воспитатель?

ВОСПИТАТЕЛЬ - Человек, который воспитывает или воспитал кого-нибудь. Специалист, занимающийся воспитательной работой. Воспитатель детского сада.

ВОСПИТАТЕЛЬ - лицо, осуществляющее

воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

- Как вы думаете, в каком жанре должно быть написано произведение?

-Ю.И. Ермолаева «Проговорился».

Читают по ролям.

-Новый рассказ.

-Скороговорку.

-Ж, д, р.

Читают медленно.

Читают быстрее.

Читают по одному.

-Воспитателя.

Ответы детей.

-Рассказ.

УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

 

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: моделирование

П: определение целей

П

М: моделирование
П:
план урока

Формулирует вместе с детьми тему урока.

-Как будет звучать тема урока?

-Отлично!

-Какую цель поставим перед собой?

-Верно!

-Посмотрите на экран перед вами план на наш урок. Но он перепутался. У вас есть 30 секунд, чтобы собрать его. Работаем в парах.

-Время вышло. Кто хочет рассказать какой план у вас получился?

ПЛАН:

1) Вспомним биографию Юрия Ивановича Ермолаева.

2) Выразительно прочитаем рассказ «Воспитатели».

3) Ответим на вопросы по тексту.

4) Выполним самостоятельную работу.

5)Выполним творческую работу.

-Отлично. Начинаем.

1. Определяют тему и цель урока.

-«Воспитатели».

-Познакомиться с рассказом «Воспитатели».

2. Составляют план урока в верной последовательности.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

М: частично-поисковый
П:
рассказ об авторе

Ф
М:
беседа
П:
 ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
беседа
П:
объяснение

Ф
М:
практический
П:
чтение

 

Ф
М:
работа с книгой
П:
чтение

1.Создает обстановку, направленную на поиск информации.

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Воспитатели» Юрия Ивановича Ермолаева.

-Но для начала, мы должны вспомнить биографию автора.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом рассказе? Судя по названию.

-Какой пункт мы выполнили?

-Абсолютно верно! Мы вспомнили биографию Юрия Ивановича Ермолаева.

-Ваши предположения прекрасны, но это мы узнаем чуть позже.

Словарная работа

-Объясните значение слов, выражений, записанных

на доске.

1) Белокурый – имеющий светло-русые волосы;

2) светловолосый (о человеке).

3) Пригрозить – сопроводить предупреждение, угрожающим жестом.

4) Укоризненно - с укоризной, осуждающе.

-Прочитайте трудные слова по слогам, целым словом:

вто-ро-класс-ни-ки – второклассники.

тор-жест-вен-но – торжественно.

до-школь-ни-цы – дошкольницы.

всхли-пы-ва-ла – всхлипывала.

съе-жи-лась – съежилась.

пер-во-класс-ник – первоклассник.

мно-го-зна-чи-тель-но – многозначительно.

пе-ре-вос-пи-та-ем – перевоспитаем.

-Мы переходим к самой интересной части.

-Начинаем читать рассказ Ю.И. Ермолаева «Воспитатели».

-Сейчас мы будем читать по абзацам, начинаем тот, у кого на столе цветной листочек.

-А все остальные внимательно слушают и следят по тексту, я буду останавливать и назначать других!

Организовывает чтение рассказа.

-Можем начинать.

-Хорошо.

-Закройте глаза. Зажмурить те их, теперь закройте на 10 секунд. Можете открывать.

Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

Предположения детей.

-1.

Объясняют значение слов.

Читают трудные слова.

Слушают инструктаж.

Читают рассказ по абазцам.

УУПД: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУПД:

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Учебник

Презентация

Презентация

Учебник

Динамическая пауза (1 минута)

- А сейчас мы немного разомнемся. Встаем со своих мест. Проверяем, чтобы вы никого не задели. Будьте осторожны.

-Повторяем упражнения.

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Повторяют упражнения.

Первичное закрепление
(2-3 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
работа с книгой
П:
выборочное чтение

ВК

-Ребята, какой пункт плана мы успели с вами выполнить?

-Абсолютно верно! Мы прочитали с вами выразительно рассказ «Воспитатели».

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства вы испытали, слушая его?

-Действительно ли Федю и Костю можно назвать «воспитателями»?

-Почему же писатель дал такое название рассказу?

-Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха?

-Отлично!

Организует выборочное чтение.

-Как звали главных героев рассказа?

-В каком классе они учились?

-Что решили сделать мальчики?

-Что делал Вова на скамейке?

-Что делала Надя в песочнице?

-Почему плакала Маша?

-Что сказал мальчикам Вова?

-Что сказала Маша Наде?

-Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательно читали данный рассказ.

-Ребята, какой пункт плана мы только что с вами выполнили?

-Отлично! Нам удалось ответить на вопросы по тексту.

-2.

Ответы детей.

-Нет.

-Автор смеется, иронизирует,

посмеивается над этими мальчиками.

-Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они

пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине.

-Федя, Коля.

-2.

-Перевоспитать дошколят.

-Сидел, что-то мастерил.

-Лепила куличики.

-У ее куклы оторвалась коса.

-«Защитники!».

-«И чего они к нам пристали?»

-3.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Учебник

Презентация

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: беседа
П:
объяснение

И
М:
 репродуктивный
П:
мини-сочинение 

ВК

1. Организация самостоятельной работы.

-Сейчас поработаем самостоятельно, ваша задача поразмышлять, как бы вы поступили в данной ситуации, на месте мальчиков и написать мини-сочинение. Желаю удачи!

-На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

-Ваше время вышло!

-Я вижу, что уже все закончили.

-Кто готов прочитать всему классу свое сочинение?

(прослушивание 2-3 человек).

-Отлично, ребята! Вы большие молодцы, у вас получились очень интересные сочинения.

1. Принятие предъявляемых требований учителя.

Выполнение задания.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф
М:
слово учителя
П:
объяснение

Г

М: репродуктивный
П:
портрет

ВК

1. Организует обобщение изученного материала.

-Ребята, какой пункт плана мы выполнили?

-Абсолютно верно! Мы написали с вами самостоятельную работу.

-А сейчас я предлагаю вам очень интересное задание.

-Мы будем работать в группах. Ваше задание: нарисовать портрет героев так, как вы их себе представляете и описать их различными прилагательными.

1 Группа: Федя.

2 Группа: Коля.

3 Группа: Маша.

4 Группа: Вова.

5 Группа: Надя.

-На доске есть подсказка:

белокурый, деловой, отзывчивый, пугливый, рассудительный, осторожный, решительный, дружный, трусливый, хотеть навести порядок в своем дворе, дошкольница, плаксивый, дошкольник.

-На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты.

-Итак, ребята, ваше время вышло! Я попрошу выйти к доске 1 группу и представить свою работу.

(представление результата всех групп).

-Ребята, супер! Вы отлично поработали!

1. Принимают предъявляемые требования

-4.

Слушают инструктаж.

Выполняют создание портрета.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Листы для работы

Презентация

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф
М:
моделирование
П:
рефлексия

Ф
М:
моделирование
П:
рефлексия

1. Самооценивание результатов.

-Наш урок с вами подходит к концу!

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цели?

-Что еще узнали?

 

-А все ли пункты плана на урок мы выполнили?

-Отлично!

2. Задает домашнее задание.

-Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: подготовить чтение по ролям

рассказа. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

-А сейчас я хочу попросить вас закончить предложения.

-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен.

1. Отвечают на вопросы.

- Познакомиться с рассказом «Воспитатели».

-Да.

-Вспомнили биографию автора, познакомились с рассказом

-Да.

Записывают домашнее задание.

Оценивают работу на уроке.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять доказательствами

УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.    За...

Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...

Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...

Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин.».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, его сказка.Задачи урокаДидактические:&bull...

Технологическая карта урока литературного чтения "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок рефлексии                                                  ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермола...

Технологическая карта урока литературного чтения "Э. Успенский "Чебурашка" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения повести Э. Успенского «Чебурашка»; формирование знаний о жанровых особенностях повести.Задачи урока:...