Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Воспитатели» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 26.04.2023 Школа: МБОУ «СОШ №54» Класс: 3 А Урок: 5 Время: 15:10- 15:50 Кабинет: 205 | Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна Группа: 43 Учитель: Давыдова Татьяна Ивановна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока «Ю. Ермолаев «Воспитатели»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели»
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Вспомнить с обучающимися творчество Ю. Ермолаева. 2. Познакомить обучающихся с произведением «Воспитатели». 3. Выполнить творческую работу. | Предметные: Обучающийся научится: |
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы. 2. Развивать коммуникативные функции, посредством парной и групповой работы. 3. Развивать навыки самостоятельной работы, посредством самостоятельного выполнения упражнений. | Личностные: У обучающегося будут сформированы результаты: 1.Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека. 2.Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач. 3.Потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы. |
Воспитательные: 1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством групповой работы. 2. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы. |
УМК: Школа России, Литературное чтение. 3 класс, часть 2, Климанова Л.Ф.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Устанавливает эмоциональный контакт. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. -Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь! -Отлично! Теперь у всех хорошее настроение. -Итак, сегодня на уроке у нас будет работать знак готовности и согласия (большой палец вверх). -Готовы начать урок? | 1. Приветствуют учителя 2. Эмоционально настраиваются на урок. Знак готовности. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУРД: проявлять готовность подчиняться. | Презентация | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф П: ответы на вопросы ВК И М: работа с книгой Ф П: ответы на вопросы ВК Ф М: практический Ф М: наблюдение М: проблемное обучение | 1. Организует активизацию знаний. Мотивация к познавательной деятельности. -С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке? -Отлично, верно. -Я задавала на дом подготовить чтение по ролям. Кто хочет начать? (1-2 раза, сама распределяю роли). -Отлично! Молодцы, ребята, я вижу, что вы отлично постарались. -Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? -Верно! -Что мы обычно для этого используем? -Совершенно верно. -Сегодня мы поработаем вот с этой скороговоркой. Женя с Жанной подружилась, Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно. -Какие звуки встречаются чаще всего? -Медленно прочитайте скороговорку, четко проговаривая все звуки -Теперь прочитайте чуть быстрей, еще быстрей, очень быстро. -Кто желает прочитать скороговорку один? -Спасибо за работу! -А чтобы догадаться с каким рассказом мы сегодня с вами познакомимся, я предлагаю вам посмотреть на данную иллюстрацию. -Ребята, кого вы видите? -Верно! -Кто такой воспитатель? ВОСПИТАТЕЛЬ - Человек, который воспитывает или воспитал кого-нибудь. Специалист, занимающийся воспитательной работой. Воспитатель детского сада. ВОСПИТАТЕЛЬ - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. - Как вы думаете, в каком жанре должно быть написано произведение? | -Ю.И. Ермолаева «Проговорился». Читают по ролям. -Новый рассказ. -Скороговорку. -Ж, д, р. Читают медленно. Читают быстрее. Читают по одному. -Воспитателя. Ответы детей. -Рассказ. | УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Презентация Презентация Презентация | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: моделирование П: определение целей П М: моделирование | Формулирует вместе с детьми тему урока. -Как будет звучать тема урока? -Отлично! -Какую цель поставим перед собой? -Верно! -Посмотрите на экран перед вами план на наш урок. Но он перепутался. У вас есть 30 секунд, чтобы собрать его. Работаем в парах. -Время вышло. Кто хочет рассказать какой план у вас получился? ПЛАН: 1) Вспомним биографию Юрия Ивановича Ермолаева. 2) Выразительно прочитаем рассказ «Воспитатели». 3) Ответим на вопросы по тексту. 4) Выполним самостоятельную работу. 5)Выполним творческую работу. -Отлично. Начинаем. | 1. Определяют тему и цель урока. -«Воспитатели». -Познакомиться с рассказом «Воспитатели». 2. Составляют план урока в верной последовательности. | УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации. | Презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: частично-поисковый Ф ВК Ф Ф
Ф | 1.Создает обстановку, направленную на поиск информации. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Воспитатели» Юрия Ивановича Ермолаева. -Но для начала, мы должны вспомнить биографию автора. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом рассказе? Судя по названию. -Какой пункт мы выполнили? -Абсолютно верно! Мы вспомнили биографию Юрия Ивановича Ермолаева. -Ваши предположения прекрасны, но это мы узнаем чуть позже. Словарная работа -Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. 1) Белокурый – имеющий светло-русые волосы; 2) светловолосый (о человеке). 3) Пригрозить – сопроводить предупреждение, угрожающим жестом. 4) Укоризненно - с укоризной, осуждающе. -Прочитайте трудные слова по слогам, целым словом: вто-ро-класс-ни-ки – второклассники. тор-жест-вен-но – торжественно. до-школь-ни-цы – дошкольницы. всхли-пы-ва-ла – всхлипывала. съе-жи-лась – съежилась. пер-во-класс-ник – первоклассник. мно-го-зна-чи-тель-но – многозначительно. пе-ре-вос-пи-та-ем – перевоспитаем. -Мы переходим к самой интересной части. -Начинаем читать рассказ Ю.И. Ермолаева «Воспитатели». -Сейчас мы будем читать по абзацам, начинаем тот, у кого на столе цветной листочек. -А все остальные внимательно слушают и следят по тексту, я буду останавливать и назначать других! Организовывает чтение рассказа. -Можем начинать. -Хорошо. -Закройте глаза. Зажмурить те их, теперь закройте на 10 секунд. Можете открывать. | Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. Предположения детей. -1. Объясняют значение слов. Читают трудные слова. Слушают инструктаж. Читают рассказ по абазцам. | УУПД: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии. УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУПД: выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Учебник Презентация Презентация Учебник | |
Динамическая пауза (1 минута) | - А сейчас мы немного разомнемся. Встаем со своих мест. Проверяем, чтобы вы никого не задели. Будьте осторожны. -Повторяем упражнения. Вновь у нас физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | Повторяют упражнения. | |||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф ВК Ф ВК | -Ребята, какой пункт плана мы успели с вами выполнить? -Абсолютно верно! Мы прочитали с вами выразительно рассказ «Воспитатели». -Понравился ли вам рассказ? -Какие чувства вы испытали, слушая его? -Действительно ли Федю и Костю можно назвать «воспитателями»? -Почему же писатель дал такое название рассказу? -Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? -Отлично! Организует выборочное чтение. -Как звали главных героев рассказа? -В каком классе они учились? -Что решили сделать мальчики? -Что делал Вова на скамейке? -Что делала Надя в песочнице? -Почему плакала Маша? -Что сказал мальчикам Вова? -Что сказала Маша Наде? -Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательно читали данный рассказ. -Ребята, какой пункт плана мы только что с вами выполнили? -Отлично! Нам удалось ответить на вопросы по тексту. | -2. Ответы детей. -Нет. -Автор смеется, иронизирует, посмеивается над этими мальчиками. -Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине. -Федя, Коля. -2. -Перевоспитать дошколят. -Сидел, что-то мастерил. -Лепила куличики. -У ее куклы оторвалась коса. -«Защитники!». -«И чего они к нам пристали?» -3. | УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения. УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Учебник Презентация Учебник | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф М: беседа И ВК | 1. Организация самостоятельной работы. -Сейчас поработаем самостоятельно, ваша задача поразмышлять, как бы вы поступили в данной ситуации, на месте мальчиков и написать мини-сочинение. Желаю удачи! -На выполнение задания у вас есть 3 минуты. -Ваше время вышло! -Я вижу, что уже все закончили. -Кто готов прочитать всему классу свое сочинение? (прослушивание 2-3 человек). -Отлично, ребята! Вы большие молодцы, у вас получились очень интересные сочинения. | 1. Принятие предъявляемых требований учителя. Выполнение задания. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУРД: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Г М: репродуктивный ВК | 1. Организует обобщение изученного материала. -Ребята, какой пункт плана мы выполнили? -Абсолютно верно! Мы написали с вами самостоятельную работу. -А сейчас я предлагаю вам очень интересное задание. -Мы будем работать в группах. Ваше задание: нарисовать портрет героев так, как вы их себе представляете и описать их различными прилагательными. 1 Группа: Федя. 2 Группа: Коля. 3 Группа: Маша. 4 Группа: Вова. 5 Группа: Надя. -На доске есть подсказка: белокурый, деловой, отзывчивый, пугливый, рассудительный, осторожный, решительный, дружный, трусливый, хотеть навести порядок в своем дворе, дошкольница, плаксивый, дошкольник. -На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. -Итак, ребята, ваше время вышло! Я попрошу выйти к доске 1 группу и представить свою работу. (представление результата всех групп). -Ребята, супер! Вы отлично поработали! | 1. Принимают предъявляемые требования -4. Слушают инструктаж. Выполняют создание портрета. | УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации. УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Листы для работы Презентация Учебник | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф Ф | 1. Самооценивание результатов. -Наш урок с вами подходит к концу! -Какую цель мы ставили в начале урока? -Мы достигли цели? -Что еще узнали?
-А все ли пункты плана на урок мы выполнили? -Отлично! 2. Задает домашнее задание. -Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: подготовить чтение по ролям рассказа. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. -А сейчас я хочу попросить вас закончить предложения. -Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен. | 1. Отвечают на вопросы. - Познакомиться с рассказом «Воспитатели». -Да. -Вспомнили биографию автора, познакомились с рассказом -Да. Записывают домашнее задание. Оценивают работу на уроке. | УУПД: формулировать выводы и подкреплять доказательствами УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Презентация Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение. За...
Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...
Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...
Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин.».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, его сказка.Задачи урокаДидактические:&bull...
Технологическая карта урока литературного чтения "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: урок рефлексии ...
Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс).
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермола...
Технологическая карта урока литературного чтения "Э. Успенский "Чебурашка" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения повести Э. Успенского «Чебурашка»; формирование знаний о жанровых особенностях повести.Задачи урока:...